Кафедра истории государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра истории государства и права



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)»

 

Кафедра истории государства и права

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

История и методология юридической науки

[индекс дисциплины М2.Б2]

 

Год набора

 

Код и наименование направления подготовки или специальности:     40.04.01 Юриспруденция
   
Уровень высшего образования: уровень магистратуры
   
   
Направленность

Образовательные программы магистратуры

(профиль) или специализация ООП ВО:
   
Форма (формы) обучения: очная, очно-заочная и заочная
   
Квалификация (степень): Магистр

 

Москва – 2019

Программа утверждена на заседании

кафедры истории государства и права протокол № 7 от «19» марта 2019 года

 

Авторы-составители:

д.ю.н., профессор Исаев И. А.,

к.и.н., доцент Гоголева Т.Ю.,

д.ю.н., профессор Липень С.В.,

к.ю.н., доцент Филиппова Т.П.,

к.ю.н. Чупова М.Д.

 

Рецензент: декан юридического факультета ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», доцент, к.ю.н. Ильина Т.Н. 

 

Исаев И. А., Гоголева Т.Ю., Липень С.В., Филиппова Т.П., Чупова М.Д.

 

«История и методология юридической науки»: рабочая программа / Исаев И. А., Гоголева Т.Ю., Липень С.В., Филиппова Т.П., Чупова М.Д. — М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2019.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 (030900.68) Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763.

 

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2019

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4
1.1 Цели и задачи освоения учебной дисциплины (модуля) 4
1.2 Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ООП ВО 5
1.3. Формируемые компетенции 6
1.4 Планируемые результаты освоения учебной дисциплины (модуля) 7
II. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 8
2.1 Программа учебной дисциплины (модуля) 8
2.2 Содержание учебной дисциплины (модуля) 2.2.1 Занятия лекционного типа 16 20
  2.2.2 Занятия семинарского типа 21
  2.2.3 Самостоятельная работа 36
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 41
IV. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 42
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 45
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 49

 

 


 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Цели и задачи освоения учебной дисциплины (модуля)

 

Учебная дисциплина (модуль) «История и методология юридической науки» знакомит обучающихся с закономерностями становления и развития юридической науки, особенностями методологии проведении юридических исследований в разные исторические периоды.

Предмет данного дисциплины определяет и структурирование учебного курса. Разделы изучения дисциплины включают в себя исторические аспекты накопления знаний о праве, становления и развития юридической науки, ее методологии, организации научных исследований в период Древнего мира и Средних веков, в Новое и Новейшее время как за рубежом, так и в России. Содержание учебной дисциплины отражает современное состояние научных исследований в области изучению государственно-правовых явлений, а также состояние и перспективы развитие юридического образования, правового обучения и воспитания.

Учебная дисциплина (модуль) «История и методология юридической науки» входит в базовую (обязательную) часть профессионального цикла основной образовательной программы (ООП) по направлению подготовки 40.04.01 (030900.68) Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), что обусловлено предполагаемыми видами будущей профессиональной деятельности обучающихся, организацией в процессе магистерской подготовки научно-исследовательской деятельности и необходимостью защиты в рамках итоговой государственной аттестации выпускной квалификационной работы в виде магистерской диссертации.

Обучающиеся в магистратуре должны усвоить исторический опыт организации как зарубежной, так и отечественной юридической науки, основные методологические традиции, господствовавшие в научных исследованиях разных исторических периодов, идеи и доктрины, определявшие содержание юридической науки и правового образования в то или иное время. Цель курса – изучение истории зарубежной и отечественной юриспруденции в непосредственной связи с эволюций методологии юридических исследований. Преподавание курса «История и методология юридической науки» ориентировано на формирование у обучающихся установки на систематический самостоятельный поиск нового знания, организацию собственной исследовательской деятельности. Целью освоения дисциплины также является подготовка обучающихся к педагогической деятельности и правовому воспитанию, проведению самостоятельных педагогических исследований. Изучение «Истории и методологии юридической науки» – необходимое условие качественного освоения основной образовательной программы магистратуры.

    «История и методология юридической науки», наряду с другими дисциплинами ООП по направлению «Юриспруденция», обеспечивает подготовку обучающихся в магистратуре к следующим видам профессиональной деятельности (п. 4.3. ФГОС ВПО):

а) правотворческая;

б) правоприменительная;

в) правоохранительная;

г) экспертно-консультационная;

д) организационно-управленческая;

е) научно-исследовательская;

ж) педагогическая.

Изучение дисциплины «История и методология юридической науки», наряду с другими дисциплинами ООП, обеспечивает подготовку обучающихся по направлению «Юриспруденция» к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской образовательной программы и видами профессиональной деятельности (п. 4.4 ФГОС ВПО):

а) правотворческая деятельность:подготовка нормативных правовых актов;

б ) правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов;

в) правоохранительная деятельность: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; защита частной, государственной и муниципальной и иных форм собственности; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

г)экспертно-консультационная деятельность:оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы нормативно-правовых актов;

д) организационно-управленческая деятельность: осуществление организационно-управленческих функций;

е)научно-исследовательская деятельность:проведение научных исследований по правовым проблемам; участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

ж)педагогическая деятельность: преподавание юридических дисциплин; осуществление правового воспитания.

 

1.2 Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ООП ВО

«История и методология юридической науки» относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла (М.2.Б.2) ООП по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).

Дисциплина базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретенных обучающимися в ходе изучения историко-правовых и теоретико-правовых курсов по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата), в том числе «История государства и права зарубежных стран», «История отечественного государства и права», «Римское право», «Теория государства и права».

Приступая к изучению курса «История и методология юридической науки», магистрант должен знать общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; систему исторических фактов, связанных с генезисом и эволюцией государственно-правовых институтов; зарождение политических и правовых доктрин; особенности становления и развития правовой культуры. Для освоения дисциплины обучающийся должен уметь выявить общие закономерности возникновения, развития и функционирования различных государственно-правовых систем, сопоставлять различные точки зрения; владеть юридической терминологией, методикой самостоятельного изучения и анализа политико-правовых идей.

«История и методология юридической науки» закладывает фундамент для усвоения и закрепления знаний и умений, приобретаемых в результате последующего изучения дисциплин общенаучного и профессионального циклов ООП (в том числе «История политических и правовых учений», «Философия права», «Сравнительное правоведение»), создаёт базис для формирования и развития навыков научно-исследовательской работы обучающихся («Научно-исследовательский семинар»).

    Содержание и структура учебной дисциплины (модуля) «История и методология юридической науки» выстроены в соответствии с практико-ориентированной моделью обучения в рамках современного юридического образования России.

Формируемые компетенции

По итогам освоения данной и других учебных дисциплин (модулей) основной образовательной программы по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») у выпускника должны быть сформированы следующие компетенции:

Общекультурные компетенции:

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2).

Профессиональные компетенции:

- способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

- способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

- способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

- способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

- способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

- способность организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

 

Планируемые результаты освоения

учебной дисциплины (модуля)

 

В результате освоения учебной дисциплины (модуля) «Истории и методологии юридической науки» обучающийся должен

знать:

- предмет дисциплины «История и методология юридической науки»;

- место и роль дисциплины в системе магистерской подготовки;

- современные представления о научном познании;

- юридические типы научного познания;

- юридическое познание как вид деятельности;

- предмет и объект юридической науки, её структура;

-основные этапы в истории становления и развития юридической науки;

- история зарубежного и российского правоведения;

- научные теории и их представители в области юриспруденции;

- понятие и принципы методологии юридической науки;

- методология юриспруденции как самостоятельная область юридического познания;

- виды научных исследований в области изучения права и государства;

- история становления и развития юридического образования;

- современные организационные и нормативные основы функционирования отечественного правового обучения и воспитания;

- основные формы и методы правового обучения и воспитания;

 

уметь:

- применять полученные знания для анализа исторического процесса становления и развития юридической науки;

- анализировать закономерности зарождения и эволюции методологий исследования государственно-правовых явлений;

- ориентироваться в многообразии методологических подходов к предметной области юридической науки;

- оперировать научными понятиями и категориями в области юриспруденции;

- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

-осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника;

- давать научно-обоснованную оценку государственно-правовой практики;

 - аргументировано обосновывать свою точку зрению и вести продуктивную полемику в предметной области юридического познания;

- соблюдать принципы этики юриста, добросовестно исполнять профессиональные обязанности;

- определять цели и задачи правового обучения;

- управлять самостоятельной работой обучающихся при изучении права;

- эффективно осуществлять правовое воспитание;

 

Владеть:

- научной терминологией в области юриспруденции;

- навыками историографического и библиографического анализа исследуемой правовой проблематики;

- методологией научного исследования в области юриспруденции;

- навыками использования различных методов исследования и их применения в самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

- квалифицированно проводить научные исследования в области права и юридической педагогики;

- способностью квалифицированно толковать правовые источники, в том числе в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности;

- навыками анализа и реализации управленческих инноваций;

- способностью преподавать правоведческие дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровнях;

- способностью осуществлять правовое воспитание.

II. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

2.1 Программа учебной дисциплины (модуля)

 

Общая трудоемкость дисциплины «История и методология юридической науки» составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. В соответствии с учебным планом ООП данная дисциплина изучается в 1 триместре/семестре. Формой промежуточной аттестации выступает экзамен (контроль – 36 часов по очной, очно-заочной формам обучения и 9 часов по заочной форме обучения).

Для различных форм обучения основная образовательная программа предусматривает следующие тематические планы:

- очная форма обучения;

- очно-заочная форма обучения;

    - заочная форма обучения.

 

Основными видами учебных занятий по дисциплине (модулю) «История и методология юридической науки» являются лекции, лабораторные и семинарские занятия. Важное место в образовательном процессе отводится самостоятельной (внеаудиторной) работе обучающихся, что способствует более глубокому усвоению знаний по предмету, развивает навыки самообразования.

 

Тематический план для очной формы обучения

 

п/п

Раздел (модуль),

тема учебной дисциплины

Триместр

 

Виды учебной деятельности, трудоемкость (в часах)

Образовательные технологии

Форма

контроля

Лекции Практические занятия СР
1. Юриспруденция в системе научного знания. «История и методология юридической науки» как учебная дисциплина.   1 2 2 5 Обзорная лекция по учебному курсу с использованием презентации и постановкой образователь- ных задач.   Обсуждение вопросов в соответствии с планом занятия семинарского типа. Собеседование/ Индивидуальные консуль- тации.   Опрос, «управляемая дискус сия».  
2. Зарождение науки о праве в Древнем мире. Юриспруденция Средних веков и эпохи Возрождения. Становление юридического образования. 1   2 5 Работа в «малых группах». Анализ и оценка работы в «малых группах», подведе- ние итогов занятия.
3. История и методология юридической науки в период Нового времени. Университеты как центры юридического образования и науки. 1   2 5 Обсуждение вопросов в соответст- вии с планом занятия, работа с источниками. Опрос обучаю- щихся, доклады-презентации, анализ ответов и докладов.
4. История и методология юридической науки в период Новейшего времени. Научные исследования в области права. 1   2 5 Обсуждение вопросов в соответст- вии с планом занятия, работа с источниками. Дискуссия по обсуждаемой проблематике Опрос обучаю- щихся, оценка докладов-презентаций. Анализ аргумен- тации позиций в «управляемой дискуссии».
5.   История и методология права в России. Отечественное юридическое образование. 1   2 5 Работа в формате «круглого стола». Дискус- сия по теме, анализ аргумен- тации позиций, подведе- ние итогов.
6. Понятие и принципы методологии современной юридической науки. Методология юридического исследования. 1   2 6 Обсуждение вопросов в соответствии с планом занятия и на основе выполненногообучающи- мися письменного практикума. Собеседование по тематике магистер- ских диссерта- ционных исследований.
7. Практикум по методологии юридического исследования. 1   2 15 Лабораторное занятие. Доклады-презентации, контроль выполнения практикума по методологии юридического исследования.
8. Правовое обучение и воспитание: сущность и место в современном юридическом образовании России. 1     10 Учебно-практическая конференция обучающихся Подготовка и защита тематических презентаций в соответствии с программой конференции  
  ВСЕГО: 108 час 2 час. 14 час. 56 час.   36 час.

 

Тематический план для очно-заочной формы обучения

 

п/п

Раздел (тема) учебной дисциплины

Триместр

 

Виды учебной деятельности, трудоемкость (в часах)

Образовательные технологии

Форма

контроля

Лекции   Практические занятия СР
1. Юриспруденция в системе научного знания. «История и методология юридической науки» как учебная дисциплина.   1 2 2 5 Обзорная лекция по учебному курсу с использова- нием презента- ции и постановкой образова- тельных задач.   Обсуждение вопросов в соответ- ствии с планом занятия семинар- ского типа. Собеседование / Индиви- дуальные консуль-тации.   Опрос, «управляемая дискус- сия».
2-4. История и методология зарубежной юридической науки. Научные исследования в области права. Становление и развитие юридического образования. 1   2 10 Обсуждение вопросов в соответствии с планом занятия, работа с источни- ками. / Работа в «малых группах», кейс-задания. Опрос обучающихся, анализ ответов. / «Управляемая дискус- сия». Подведение итогов занятия.
5. История и методология права в России. Отечественное юридическое образование. 1   2 10 Работа в формате «круглого стола». Дискус сия по теме, анализ аргумен тации позиций, подведе ние итогов.
6. Понятие и принципы методологии современной юридической науки. Методология юридических исследований. 1   2 10 Обсуждение вопросов в соответст- вии с планом занятия и на основе выполненного обучающи- мися письменного практикума. Собеседование по тематике магистер ских диссерта ционных исследований.
7. Практикум по методологии юридического исследования 1   2 15 Лабораторное занятие. Проверка выполнения практикума по методологии юридического исследования.  
8. Правовое обучение и воспитание: сущность и место в современном юридическом образовании России. 1     10 Учебно-практическая конференция обучающихся Подготовка и защита тематических презентаций в соответствии с программой конференции.  
  ВСЕГО 108 час 2 час. 10 час. 60 час.   36 час.

 

Тематический план для заочной формы обучения

Раздел (тема) учебной дисциплины

Семестр

 

Виды учебной деятельности, трудоемкость (в часах)

Образователь

ные технологии

Форма

контроля

Лекции   Практические занятия СР
Юриспруденция в системе научного знания. «История и методология юридической науки» как учебная дисциплина.   1 2   4 Обзорная лекция по учебному курсу с использова нием презентации и постановкой образователь ных задач Собеседо вание. / Индивидуальные консультации.
История и методология зарубежной юридической науки. Научные исследования в области права. Становление и развитие юридического образования. 1   2 15 Обсуждение вопросов в соответствии с планом занятия, работа с источниками. / Работа в «малых группах», кейс-задания Опрос обучающихся, анализ ответов. / «Управляемая дискус- сия». Подведе ние итогов занятия.
История и методология права в России. Отечественное юридическое образование. 1   2 15 Работа в формате «круглого стола» Дискуссия по теме, анализ аргументации позиций, подведение итогов
Понятие и принципы методологии современной юридической науки. Методология юридических исследований. 1   2 20 Обсуждение вопросов в соответствии с планом занятия и на основе выполненного обучающи- мися письменного практикума Собеседо вание по тематике магистер ских диссерта ционных исследований
Практикум по методологии юридического исследования.   1   2 20 Лабораторное занятие  Проверка выполне ния практику ма по истории и методоло гии юридического исследования.  
Правовое обучение и воспитание: сущность и место в современном юридическом образовании России. 1     15 Учебно-практическая конференция обучающихся: заочно-дистанционная форма проведения Подготовка и защита тематических презентаций в соответствии с программой конференции.  
ВСЕГО 108 час. 2 час. 8 час. 89 час.   9 час.

 

 

2.2 Содержание учебной дисциплины (модуля)

Занятия лекционного типа

Лекции для студентов очной, очно-заочной, заочной форм обучения

 

Лекция. Юриспруденция в системе научного знания

(2 часа)

План:

1. Место юриспруденции в системе наук. Предмет истории и методологии юридической науки.

2. История юридической науки: становление и основные этапы развития.

3. Методология юридической науки: общая характеристика генезиса и эволюции методов познания государства и права. Классификация методов юридической науки.

4. Юридическое образование. «История и методология юридической науки» как учебная дисциплина.

 

Задания для подготовки:

Ознакомиться с учебной литературой по дисциплине.

Рассмотреть вопросы, связанные с эволюцией знаний о праве и этапами развития юридической науки. Обратить внимание на периодизацию истории и методологии юридической науки:

- Понятие «римская юриспруденция». Основные периоды в истории римской юриспруденции. Значение юриспруденции для формирования и развития права.

- Формирование в период Средневековья и раннего Нового времени основ будущих правовых систем.

- История развития юридической науки в Новое время.

- Проблемы развития юридической науки стран Европы и Северной Америки в Новейшее время.

Место юриспруденции в системе наук. Предмет истории и методологии юридической науки.

Методология юридической науки: общая характеристика генезиса и эволюции методов познания государства и права. Классификация методов юридической науки.

Юридическое образование. «История и методология юридической науки» как учебная дисциплина. Ознакомиться с содержанием рабочей программы по дисциплине «История и методология юридической науки», видами учебной деятельности, формами текущей и промежуточной аттестации.

Занятия семинарского типа

        Тематика и планы занятий

 (очная форма обучения)

 

Занятие 1.

Самостоятельная работа

Виды самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «История и методология юридической науки»:

 

- выполнение практикума по методологии юридического исследования;

-составление библиографического списка по заданной научной проблеме;

-изучение и конспектирование научных публикаций;

-подготовка тезисов доклада, сообщения для участия в научных конференциях и при подготовке к практическим занятиям;

-подготовка презентации по заданной проблематике;

-написание контрольной работы, реферата, эссе;

-выполнение индивидуальных заданий, практических заданий, кейс-заданий.

 

 

Модели (особенности) самостоятельной работы обучающихся по отдельным разделам и темам курса

Название темы Задание для самостоятельной работы обучающихся Форма контроля преподавателем *
1. Зарождение науки о праве в Древнем мире. Изучение соответствующего раздела учебника (учебного пособия), составление конспекта пройденного материала. Подготовка к практическому занятию. Работа над терминологическим аппаратом темы. Подготовка докладов, сообщений, эссе в рамках данной темы дисциплины (модуля) «История и методология зарубежной юридической науки». Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.
2. История и методология юридической науки в Средние века и ранее Новое время. Изучение соответствующего раздела учебника (учебного пособия), составление конспекта пройденного материала. Подготовка к практическому занятию. Подготовка докладов, сообщений, эссе в рамках данной темы дисциплины (модуля) «История и методология зарубежной юридической науки». Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ и индивидуальных заданий.
3. История и методология юридической науки в период Нового времени. Изучение соответствующего раздела учебника (учебного пособия), составление конспекта пройденного материала. Подготовка к практическому занятию. Подготовка докладов, сообщений, эссе в рамках модуля «История и методология зарубежной юридической науки». Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.
4. История и методология юридической науки в период Новейшего времени. Научные исследования в области права. Университеты как центры юридического образования и науки. Изучение соответствующего раздела учебника (учебного пособия), составление конспекта пройденного материала. Подготовка к практическому занятию. Работа над терминологическим аппаратом темы. Подготовка докладов, сообщений, эссе в рамках данной темы дисциплины (модуля) «История и методология зарубежной юридической науки». Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ и индивидуальных заданий.
5. История и методология права в России. Отечественное юридическое образование. Изучение соответствующего раздела учебника (учебного пособия), составление конспекта пройденного материала. Подготовка к практическому занятию. Работа над терминологическим аппаратом темы. Подготовка докладов-презентаций, сообщений, эссе в рамках данной темы. Вопрос об отраслевых исследованиях в праве должен быть изучен на основе анализа состояния отраслевых юридических наук, соответствующих профилю магистерской образовательной программы. Обучающимся необходимо ознакомиться с соответствующими научными публикациями в сборнике «История юридических наук в России: Сборник статей/ Под ред. О.Е. Кутафина. - М., 2009.», составить конспект или подготовить эссе по историографии отраслевой науки. Знакомство с материалом по теме «Научные школы Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»   Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов-презентаций. Обсуждение научных статей по истории становления и развития отраслевых юридических наук на основе конспектов публикаций в сборнике «История юридических наук в России: Сборник статей/ Под ред. О.Е. Кутафина. - М., 2009.» Оценка презентации по теме «Научные школы Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»  
6. Понятие и принципы методологии современной юридической науки. Методология юридических исследований. Изучение соответствующего раздела учебника (учебного пособия), составление конспекта пройденного материала. Подготовка к практическому занятию. Работа над терминологическим аппаратом темы. Написание практикума по методологии юридического исследования. Собеседование по тематике магистерских диссертационных исследований. Индивидуальные консультации.
7. Практикум по методологии юридического исследования. Подготовка индивидуальных заданий в соответствии с тематикой научного исследования и содержанием практикума. Проверка письменных практикумов и выполнения обучающимися индивидуальных рекомендаций.
8. Правовое обучение и воспитание: сущность и место в современном юридическом образовании России. Изучение соответствующего раздела учебника (учебного пособия), составление конспекта пройденного материала. Подготовка тематических презентаций. Учебно-практическая конференция по тематическому разделу (модулю) дисциплины.

 

*Контроль образовательной деятельности обучающихся осуществляется, в том числе, с помощью балльной системы оценки по каждой отдельной теме (разделу) дисциплины и отражается в электронном журнале.

 

Модели (особенности) самостоятельной работы студентов

 заочной формы обучения

· Использование при подготовке учебно-методической литературы, разработанной по дисциплине (модулю) научно-педагогическим коллективом кафедры;

· посещение консультаций преподавателей;

· использование дистанционных технологий, с помощью которых осуществляется:

- индивидуальное консультирование преподавателем обучающихся;

- контроль усвоения содержания дисциплины и опросы обучающихся;

- проведение тематических консультаций.

 

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При реализации различных видов учебной работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий. Необходимость использования того или иного типа образовательных технологий определяется преподавателем:

- лекция-презентация, проблемная лекция, лекция-диспут;

- семинары в диалоговом режиме могут проводиться по всем темам занятий;

- деловые и ролевые игры, работа «малыми группами»;

- методика проектной работы может использоваться по любой тематике занятий семинарского типа, а также в качестве самостоятельной работы обучающихся при подготовке практикума по методологии юридического исследования;

- коллоквиум, «круглый стол» с дискуссией по проблематике занятий семинарского типа;

- лабораторное занятие с разбором проблем организации правовых исследований;

-дистанционные методики, в том числе видеоконференции (прежде всего для обучающихся на заочной форме обучения).

Тематическое планирование учебного курса «История и методология юридической науки» предусматривает организацию не менее 30% аудиторных занятий с использованием интерактивных образовательных методик.

 

Триместр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов

1

Лекции Обзорная лекция с использованием презентации, компьютерные симуляции, проблемные ситуации и собеседование 2 час.
Практические занятия Презентация проекта, работа в «малых группах», технология «портфолио», дискуссия, работа в формате «круглого стола», разбор конкретных ситуаций при проведении правовых исследований, коллоквиум 4 час. (очная форма обучения) 3 час. (очно-заочная форма обучения) 2 час. (заочная форма обучения)

Итого:

6 час. (очная форма обучения) 5 час. (очно-заочная форма обучения) 4 час. (заочная форма обучения)  

IV. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Примерная тематика докладов и письменных работ

(эссе, рефераты)

 

1. Юридическая наука как форма общественного сознания.

2. Структура и проблематика современной юридической теории.

3. Источники римского частного права.

4. Правовая идеология раннего христианства.

5. Правовая идеология эпохи Возрождения.

6. Формирование правовых систем Нового времени.

7. Основные правовые системы современного мира и проблемы унификации права.

8. Обзор основных исторических школ и концепций права.

9. Формирование юриспруденции в России в Х – ХVII вв.

10.  Третьяков И.А., Десницкий С.Е. - становление отечественной юридической науки и образования в России.

11.  Начало разработки теоретических аспектов правовой науки и ее отраслевых направлений в России в XIX веке.

12.  Развитие правовой мысли и правовой теории во второй половине XIX - начале XX вв. «Золотой век» российского правоведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.151 с.)