Предмет «Социальная работа православного прихода» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет «Социальная работа православного прихода»



Предмет «Социальная работа православного прихода»

Название курса  « ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА»

Темы курса

1. Проблематика и сравнительный анализ подходов к профилактике социального сиротства в светской и церковной социальной работе

2.Основные направления и перспективы развития профилактической работы и церковного ограждения детей от социального сиротства.

 

Лекция 1. Проблематика и сравнительный анализ подходов к профилактике социального сиротства в светской и церковной социальной работе

Вступление

Социальное сиротство представляет собой тяжелую болезнь общества. Слово профилактика известно нам из медицины и стойко вошло в область решения социальных проблем. Как и в медицине, социальные и нравственные болезни общества, надо решать комплексно, отдавая предпочтение профилактическим мерам, не дожидаясь развития болезни. Еще в Древности великий врач и мыслитель Гиппократ выдвинул постулат, что «Любую болезнь лучше предупредить, чем лечить». Профилактику социального сиротства необходимо рассматривать, как наиболее актуальную часть социальной работы.

 

Особый рост сиротства в России всегда приходился на периоды революционных и военных событий.  Первая мировая и Гражданская война 1917—1922 годов увеличило число сирот до 7 млн. человек. Массовое «изъятие» беспризорников с улиц началась по всей стране в 1928г.

Вначале, детей собирали с улиц только в крупных городах.   На железнодорожных узлах создавались детские приемники с надёжным караулом. Некоторые из беспризорников сопротивлялись: совершали побеги, не подчинялись сотрудникам, били стёкла и ломали решётки на окнах. Дети назывались чужими именами, оказывали физическое сопротивление. На узловых станциях выставлены заградительные отряды. С беспризорниками обращались так же, как и с прочими заключёнными.

 

В 30-е годы количество детдомовцев выросло за счет детей «врагов народа». Их оскорбляли, недокармливали, внушали мысли социальной неполноценности и что с «яблоко от яблони недалеко падает», детям внушали  забыть о собственных родителях.

Если у них в карманах находили хлебные крошки, подозревали, что они готовятся к побегу. За это их избивали.

К концу 1943 года Совнарком СССР постановил организовать воспитательные колонии для содержания преступников от 11 до 16 лет, куда отправляли и детей «врагов народа» В  этих колониях содержалось около 50 тыс. подростков.[1]

Найти способ разорвать эту цепочку является первостепенной задачей профилактики социального сиротства.

Для работы с семьей и помощи детям в районах города и области открывают

Комплексные центры социального обслуживания населения.

К ним относятся:

- Центр социальной помощи семье и детям

- Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

- Психоневрологический интернат

- Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии

- Социальный приют для детей

- Кризисный центр помощи женщинам.

-Ресурсные центры, в которые в которые поступают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также временно помещенные по заявлению законных представителей, в возрасте от 3 до 18 лет, с проблемами в развитии, трудностями в обучении и особыми социальными нуждами

Как мы видим количество учреждений, которые должны заниматься сиротством, остается тем же.

Кризисная семья.

Кризис в семье может возникнуть в случае смерти, тяжелая болезнь или асоциальный образ жизни кого-либо из членов семьи. В результате утраты работы, жилья, документов, средств к существованию, развод, формирования зависимостей и т. д. Особенно это опасно, в неполной семье, семьях выпускников детских домов, не имеющих поддержки родственников.

В зависимости отнарушения взаимоотношений и поведения членов семьи условно выделяют асоциальные, аморальные, проблемные семьи.

 

Главным признаком асоциальной семьи является алкоголизм, родителей и пренебрежение нуждами детей. При этом, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе). Противоправные действия родителями совершаются внутри их домов. Так, они могу незаконно пользовать матеральными средствами, забирая их у стариков или детей-инвалидов, на покупку алкоголя, наркотиков. В многодетных семьях живут за счет пособий на детей, при том сами не работают.

 

В аморальных семьях члены семьи также страдают алкоголизмом, наркоманией, допускают жестокое обращение с детьми, не занимающиеся их воспитанием и обучением, не обеспечивают необходимые безопасные условия жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома, становятся безнадзорными. Безнадзорные дети и подростки живут попрошайничеством, воровством; начинают рано употреблять спиртные напитки, токсичные и наркотические вещества; часто являются жертвами сексуального насилия, вовлекаются в противоправную деятельность и пр.

Проблемные семьи характеризует педагогическая несостоятельность родителей. Это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).

 Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей. Поэтому возникает трудность выбора, либо защищать «права детей», либо «права родителей». Поиск оптимального соотношения мер представляет собой важнейшую проблему.

Государственная система социальной защиты семьи и детства в своей работе использует экономический, психологический, юридический, социальный и социально- педагогический арсенал средств и методов,  предполагающих выполнить защитные услуги.

Но результат такой работы имеет, как правило, половинчатый характер, т.к. главная причина социального сиротства и кризиса семьи таиться в личностной деградации и утрате духовных, нравственных и моральных установок одного или всех ее членов. Снижение ответственности родителей, несовершенство системы семейного и общественного воспитания приводит к росту социального сиротства, беспризорности, подростковой преступности, суицидам и пр..

 

 

Христианский сиротский Дом

Наш детский дом прослыл, как особый, не похожий на другие. Даже его первое название было «Христианский сиротский Дом», многих заставляло относиться к нам с предубеждением и недоверием.

Появление такого учреждения было обусловлено критическим состоянием детей с улицы. Помимо них, к нам ссылали всех «неугодных» и «неисправимых» подростков из других детских домов.

 

 

Многие подростки уже употребляли алкоголь и разнообразные токсические вещества. Вдыхание клея Момент, было своеобразным атрибутом уличной жизни. На этих условиях «уличные» впускали других в свой круг общения. Употребление токсичных веществ, болезни и страх пагубно влияли на умственное развитие детей. У них была плохая память, резкие перепады эмоционального состояния. 

Направляя к нам таких детей, некоторые тайно надеясь, что когда-то мы не выдержим, и нас закроют.  Недоброжелателей было много…

Без помощи Божией, при встрече с такими детьми, и при скудном финансировании, выстоять было практически было невозможно. Каждый день мог стать причиной скандала и моего увольнения.

Вся системы образования, была пропитана советской идеологией, и упорно держалась атеистических взглядов на воспитание детей. В учреждениях не было дозволено открыто выражать христианскую позицию, ссылаться на православие в программах воспитания детей. Все, что несло их признаки, либо жестко пресекалось, либо воспринималось с усмешкой, либо встречалось «в штыки».

Первоначально перед нами стояла задача собрать работоспособный коллектив единомышленников. И это в тот период, был один из самых сложных моментов. Подготовленных и близких по духу кадров было найти не просто. По капле, по нитке мы собирали наш коллектив.
Главное было выстоять и найти ключи к сердцам детей.

Ставить дело, к которому призвал Господь, выше своих интересов и благополучия со временем стали приносить первые плоды. Дети нас признали, мы подружились и стали жить одной жизнью. Нашим опасным подросткам, постепенно прививалось трудолюбие и они становились

Вспоминался А.С. Макаренко и его принципы:

 «Вера в достоинство каждого, необходимость доверия и уверенности в лучшее в человеке, непримиримость ко лжи и подлости…».

И еще - стойкость перед материальными трудностями и опасностью быть разоблаченными в своих христианских подходах к воспитанию в стенах гос.учреждения.

 Все это давалось благодаря вере в Бога.

Заключение

1.Процесс социальной реабилитации кризисной семьи в условиях сиротского учреждения необходимо начинать с ребенка. Его благополучие благоприятно влияет на кризисную семью. От благополучия ребенка зависит успешность взаимодействий с семьей, понимание родителями личностных и семейных проблем, возможность их решения.

2.Пока ребенок находится в сиротском учреждении, нельзя разрывать его связь с родителями, но всячески развивать и поддерживать. Понимание своей значимости, сопричастность процессу воспитания является психологической опорой для родителей. Чувство безнадежности сменяется желанием перемен, чувство вины - радостью общения и надеждой. Ребенок дает видение перспективы семьи.

3.Опыт работы показал, что целенаправленная социальная реабилитация семьи и ребенка, создает благоприятный микроклимат в учреждении: воспитанники становятся менее протестными к ограничительным мерам, которые неизбежны. Более дружелюбны к сверстникам, приветливее и искреннее со взрослыми. Сотрудники в их глазах - уже не надсмотрщики, а друзья и помощники их семье, их жизни. Родители, видя это, перестают испытывать неуверенность, которые препятствуют установлению контакта с ребенком, а также пониманию многих вещей, которые заставляют задуматься об изменении своей жизни.

4. Главная цель воспитательного и реабилитационного процесса – это возвращение ребенка к полноценной жизни. Для этого необходимо: восполнять недостающие знания, развивать нравственные и моральные качества, адаптировать к жизни в социально здоровой среде, создавать благоприятный круг социально-семейного окружения, который поддержит его в настоящей и будущей жизни;

5. Родные папа и мама - это главная потребность ребенка. Когда жить с ними не возможно, на помощь приходят близкие и значимые люди, в которых дети находят то, что хотели бы видеть, чувствовать и получать от своих родителей. Находя социально-значимых людей, дети укрепляются и меняются к лучшему. У них появляются силы проходить сложный этап жизни, они приобретают опыт взаимодействия со взрослыми в новых социальных условиях. Со многими из них они войдут во взрослую жизнь и пойдут дальше по жизни

6.Перевоспитание родителей идея не столь утопическая. Ошибки – это всегда осознанный выбор. Изменить свою жизнь возможно только сознательно, когда выбор будет сделан в сторону добра. Такой вектор добра могут им показать Церковь и дети. Это вполне реально. Целенаправленный воспитательный процесс в учреждении может помочь, как ребенку, так и взрослым членам семьи; Социально реабилитированные дети могут скорректировать жизнь родителей, наполнить ее новым смыслом и содержанием.

7. Строить прогнозы о стойких положительных изменениях детей довольно сложно. Конечно, уменьшение проблем с дисциплиной, отсутствие самовольных уходов, противозаконных поступков, вредных привычек, успехи в школе можно зачесть в положительные результаты работы. Но не это главное. Главное не лежит на поверхности. Обстоятельства жизни испытают на прочность то, что скорректировано в детстве и закреплено временем.

7.Возвращение ребенка в семью, во что бы то ни стало, не является первостепенной задачей программы «От сиротского детства к полноценной жизни». Если в системе государственной работы с семьей, перед родителями ставятся требования улучшить материальное обеспечение и бытовые условия проживания, куда можно было бы вернуть ребенка, то христианская позиция в работе с кризисной семьей иная – это социальное и духовно-нравственное оздоровление личности ребенка и его родителей.

8. Результаты работы по программе на определенном этапе показали ее эффективность. [27],[28] Перспективная модель профилактики социального сиротства и помощи кризисной семье, в основе которой положена программа «От сиротского детства к полноценной жизни», представлена в проекте программы «Россия – без сирот»[29]

Литература

1. Дорога жизни. Учебно-методическое пособие для занятий с детьми / [А.П.Бобырь и др.]; Под общ. ред. иеромонахов Кирилла и Мефодия (Зинковских). – Санкт-Петербург – Вырица: «24 линия», 2019. - 503 с.

2. Ильин И.А. Путь духовного обновления. – М.: Даръ, 2017. – С.106.

3. Основы социальной концепция Русской православной Церкви. URL: https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/ (дата обращения 20.09.2019).

4. Павлова В. А «Защищайте сироту». Пособие по милосердному служению детям-сиротам. - СПб.: РОО «Центр милосердия», 2014. - 67 с.

5. Павлова В. А. Милосердная мама. Подготовка к материнству и воспитанию детей. - СПб.: ЦРКиСО, 2018. - 94 с.

6. Павлова В.А. Новое звено в профилактике социального сиротства в работе с «кризисной семьей». Научные исследования и разработки в спорте. Вестник аспирантуры и докторантуры / НГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2008.- 108 с.

7. Павлова В.А. «От сиротского детства – к полноценной жизни». Программа содержания, воспитания, социальной адаптации и семейной реабилитации воспитанников детского дома «Благодать», вып.7 – СПб.: Нестор, 2006. - 54 с.

8. Павлова В.А. Повышение образовательного уровня детей-сирот с отклонениями в развитии. // Комплексное сопровождение детей-сирот. Материалы научно-практической конференции 15-16 апреля 2005 г. / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2003. – 90 с.

10. Павлова В.А. Программа «Россия без сирот». – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2006. – 40 с.

11 Павлова. В.А., Салихова М. Р. Опыт партнерства НКО и Церковной организации по оказанию помощи семьям выпускниц детских домов. Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы, и решения:материалы международной научно-практической конференции, 18-19 апреля 2019 года / под общ. ред. Ю.П.Платонова. – СПб.: СПбГИПРС, 2019. – 150 с.

12.Православно-ориентированное социальное добровольчество: теория, практика, перспективы / Хулап В. Ф., прот., Астэр И. В., Павлова В. А.; Центр развития культуры и социального образования. - Санкт-Петербург: Центр развития культуры и социального образования, 2018. - 199 с.

13. Приют «Благодать» URL:http://xn--b1aaahftai3akb6i.xn--p1ai/shelter (дата обращения: 20.09.2019).

14. Семейный кодекс РФ. Ст.54 Право ребенка жить и воспитываться в семье.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/d97e3158b12d1907c420a43e1ce229d24956b2b9/ (дата обращения 10.09.2019).

15. Фильм «Россия – без сирот», URL: https://vk.com/video146103787_171112810 (дата обращения: 20.09.2019)

16. Фильм «Я хочу быть с тобой, мама» URL:https://vk.com/id146103787 (дата обращения: 20.09.2019).

 

 


[1] Положение детей в СССР. 1990 год. Состояние. Проблемы. Перспектива. - М., 1990. - 120 с.

[2] (Методические рекомендации «ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ» https://minobr.gov-murman.ru/files/Opeka/Posobie/metodicheskie-rekomendatsii.pdf)

(https://trends.rbc.ru/trends/social/5ee8889e9a794776ebb75219)

 

[3] http://www.orthedu.ru/vospitan/koshkina.htm

[4] 2 Кускова Е. Д. Беспризорная Русь / Е. Д. Кускова // Советская педагогика. - 1990. - №10. - С. 122 - 131.

[5] [5] https://news.rambler.ru/other/36997972-kuznetsova-v-rf-rastet-chislo-bezdomnyh-detey-sirot/?updated

[6] Павлова В.А. «От сиротского детства – к полноценной жизни». Программа содержания, воспитания, социальной адаптации и семейной реабилитации воспитанников детского дома «Благодать». – СПб.: Нестор, 2006. - 54  с.

[7]. Павлова В.А. Программа «Россия без сирот». – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2006. – 40 с.

[8] Приют «Благодать» URL:http://xn--b1aaahftai3akb6i.xn--p1ai/shelter (дата обращения: 20.09.2019).

[9] «Принципы осуществления церковной заботы о детях-сиротах.docx

http://www.patriarchia.ru/db/text/4666731.html

 

[10] https://vk.com/dobroimiloserdie

[11]Ильин И.А. Путь духовного обновления. – М.: Даръ, 2017. – С.106.

[12]Основы социальной концепция Русской православной Церкви. URL: https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/ (дата обращения 20.09.2019).

[13] Краткая справка. Разработкой технологий социальной реабилитации кризисных семей и воспитанников на протяжении многих лет занимался коллектив сотрудников Коррекционного детского дома №41 «Благодать» Московского района г. Санкт-Петербурга.

С 1994 года работа велась по инновационной программе «От сиротского детства к полноценной жизни». В 2007 году детский дом №41 «Благодать» стал экспериментальной площадкой Отдела образования Московского района г. Санкт – Петербурга и в том же году, вошел в Реестр программ «Поддержка социальных инициатив и проектов» при Общественной палате Президента России с проектом программы «Россия - без сирот».

 Основной эксперимент был запланирован на период 2007-2012 гг., результатом которого должно было стать создание модели этапной работы с кризисной семьей и нового типа учреждения «Дом – пансион семейного воспитания». Однако, 2008 г. работа по программе была прервана, всвязи с закрытием Детского дома. Некоторые направления программы продолжены на базе Приюта «Благодать» при Воскресенском Новодевичьем монастыре. Приют «Благодать» URL:http://xn--b1aaahftai3akb6i.xn--p1ai/shelter (дата обращения: 20.09.2019).

[14]Павлова В.А. «От сиротского детства – к полноценной жизни». Программа содержания, воспитания, социальной адаптации и семейной реабилитации воспитанников детского дома «Благодать», вып.7 – СПб.: Нестор, 2006. - 54 с.

[15]Семейный кодекс РФ. Ст.54 Право ребенка жить и воспитываться в семье.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/d97e3158b12d1907c420a43e1ce229d24956b2b9/ (дата обращения 10.09.2019).

[16] Православно-ориентированное социальное добровольчество: теория, практика, перспективы /Хулап В. Ф., прот., Астэр И. В., Павлова В. А.; Центр развития культуры и социального образования. - Санкт-Петербург: Центр развития культуры и социального образования, 2018. – С.76

 

[17]Павлова В. А «Защищайте сироту». Пособие по милосердному служению детям-сиротам. СПб.: РОО «Центр милосердия», 2014. - 67 с.

[18]Павлова В. А. Милосердная мама. Подготовка к материнству и воспитанию детей. СПб.: ЦРКиСО, 2018. - 94 с.

[19]Православно-ориентированное социальное добровольчество: теория, практика, перспективы / Хулап В. Ф., прот., Астэр И. В., Павлова В. А.; Центр развития культуры и социального образования. - Санкт-Петербург: Центр развития культуры и социального образования, 2018. - 199 с.

[20] Дорога жизни. Учебно-методическое пособие для занятий с детьми / [А.П.Бобырь и др.]; Под общ.ред.иеромонахов Кирилла и Мефодия (Зинковских). – Санкт-Петербург – Вырица: «24 линия», 2019. - 503 с.

[21]История этой семьи вошла в сюжет фильма «Россия – без сирот», URL:https://vk.com/video146103787_171112810(дата обращения: 20.09.2019)

[22] О помощи выпускницам с детьми в учреждении смотрите в сюжетах фильма «Я хочу быть с тобой, мама» https://vk.com/id146103787 и «Россия – без сирот» 2005. https://vk.com/video146103787_171112810

 

 

[23] Павлова В.А.Новое звено в профилактике социального сиротства в работе с «кризисной семьей». Научные исследования и разработки в спорте. Вестник аспирантуры и докторантуры/ НГУФК С иЗ им. П.Ф. Лесгафта, 2008.- 108 с.

[24] Павлова. В.А., Салихова М. Р. Опыт партнерства НКО и Церковной организации по оказанию помощи семьям выпускниц детских домов. Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы, и решения: материалы международной научно-практической конференции, 18-19 апреля 2019 года / под общ. ред. Ю.П.Платонова. – СПб.: СПбГИПРС, 2019. – 150 с.

[25] Справка. Созданию Приюта «Благодать» предшествовало более чем 10-летнее сотрудничество Детского дома с монастырем по подпрограмме «Детско–семейный профилакторий». После закрытия Детского дома в 2008 году, на базе монастыря была организована помощь выпускникам в трудной жизненной ситуации и выпускницам с детьми. В 2018 официально начал свою работу Приют «Благодать» при поддержке БФ «Помощь детям».

[26] Приют «Благодать» при Воскресенском Новодевичьем монастыре URL:http://xn--b1aaahftai3akb6i.xn--p1ai/shelter (дата обращения: 20.09.2019).

[27]В.А.Павлова. Повышение образовательного уровня детей-сирот с отклонениями в развитии. //Комплексное сопровождение детей-сирот. Материалы научно-практической конференции 15-16 апреля 2005 г./Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2003. – 90с.

[28]Павлова В.А. «От сиротского детства – к полноценной жизни». Программа содержания, воспитания, социальной адаптации и семейной реабилитации воспитанников детского дома «Благодать». – СПб.: Нестор, 2006. - 54  с.

[29]. Павлова В.А. Программа «Россия без сирот». – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2006. – 40 с.

Предмет «Социальная работа православного прихода»

Название курса  « ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА»

Темы курса

1. Проблематика и сравнительный анализ подходов к профилактике социального сиротства в светской и церковной социальной работе

2.Основные направления и перспективы развития профилактической работы и церковного ограждения детей от социального сиротства.

 

Лекция 1. Проблематика и сравнительный анализ подходов к профилактике социального сиротства в светской и церковной социальной работе

Вступление

Социальное сиротство представляет собой тяжелую болезнь общества. Слово профилактика известно нам из медицины и стойко вошло в область решения социальных проблем. Как и в медицине, социальные и нравственные болезни общества, надо решать комплексно, отдавая предпочтение профилактическим мерам, не дожидаясь развития болезни. Еще в Древности великий врач и мыслитель Гиппократ выдвинул постулат, что «Любую болезнь лучше предупредить, чем лечить». Профилактику социального сиротства необходимо рассматривать, как наиболее актуальную часть социальной работы.

 

Особый рост сиротства в России всегда приходился на периоды революционных и военных событий.  Первая мировая и Гражданская война 1917—1922 годов увеличило число сирот до 7 млн. человек. Массовое «изъятие» беспризорников с улиц началась по всей стране в 1928г.

Вначале, детей собирали с улиц только в крупных городах.   На железнодорожных узлах создавались детские приемники с надёжным караулом. Некоторые из беспризорников сопротивлялись: совершали побеги, не подчинялись сотрудникам, били стёкла и ломали решётки на окнах. Дети назывались чужими именами, оказывали физическое сопротивление. На узловых станциях выставлены заградительные отряды. С беспризорниками обращались так же, как и с прочими заключёнными.

 

В 30-е годы количество детдомовцев выросло за счет детей «врагов народа». Их оскорбляли, недокармливали, внушали мысли социальной неполноценности и что с «яблоко от яблони недалеко падает», детям внушали  забыть о собственных родителях.

Если у них в карманах находили хлебные крошки, подозревали, что они готовятся к побегу. За это их избивали.

К концу 1943 года Совнарком СССР постановил организовать воспитательные колонии для содержания преступников от 11 до 16 лет, куда отправляли и детей «врагов народа» В  этих колониях содержалось около 50 тыс. подростков.[1]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.054 с.)