И развитие навыков критического оценивания информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И развитие навыков критического оценивания информации



Раздел 4. Проблемы медиавосприятия

Пример проверки недостоверной информации,

Памятка для школьников, учителей, родителей

«Как защититься от Интернет-угроз» [15]

(разработана при участии Регионального общественного центра
интернет-технологий, Общественной Палаты РФ, Правозащитного
движения «Сопротивление» )

Общие «аксиомы безопасности» при работе в Интернете

Соблюдая эти простые правила безопасной работы в Интернете, вы избавите себя от множества серьезных проблем и опасностей, существующих в Сети.

1. Поступайте и пишите в Сети так, как поступили бы в реальной жизни и как хотели бы, чтобы поступали с вами.

Анонимность в Интернете не гарантирует неуязвимость. Вычислить человека по его виртуальным следам не так уж сложно – IP, cookies, мак-адрес.

2. Уважайте своих собеседников и чужую собственность в Интернете.

Незаконное копирование и использование чужого контента – является нарушением авторских прав.

3. Не сохраняйте на своем компьютере неизвестные файлы, не переходите по ссылкам от незнакомцев, какими бы заманчивыми они ни были.

80% ссылок, присылаемых незнакомцами, являются рекламой, 20% - вредоносными объектами.

4. Обязательно установите антивирус и фаервол и регулярно обновляйте их базы.

5. Не запускайте неизвестные файлы, особенно с расширением *.exe

6. Старайтесь давать как можно меньше информации о себе в Интернете.

7. Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми.

Всегда ли вы, начиная чтение, имеете четкую цель и мотив?

Всегда четкую  
Как правило, четкую  
Иногда четкую  
Всегда приблизительную  
Цели не имею  

Удается ли вам сосредоточиться на тексте?

Не удается  
Удается всегда, когда материал интересный  
Иногда удается  
В основном удается  
Всегда удается  

Как вы понимаете структуру читаемого материала?

На структуру не обращаю внимания  
Плохо понимаю структуру текста  
Представляю структуру только после прочтения  
Хорошо понимаю структуру отдельных разделов  
Всегда и быстро улавливаю структуру текста  

Как вы усваиваете смысл прочитанного?

Сразу усваиваю смысл большого отрезка текста  
Усваиваю смысл отдельных абзацев  
Понимаю смысл отдельных предложений  
Понимаю смысл частей предложения  
Усваиваю смысл текста по отдельным словам  

Возвращаетесь ли вы взглядом к уже прочитанному тексту?

Возвращаюсь очень часто  
Возвращаюсь часто из-за непонимания слов  
Возвращаюсь, когда не понимаю смысл текста  
Возвращаюсь редко к наиболее трудным местам  
Никогда не возвращаюсь  

Меняете ли вы скорость чтения при изучении одной статьи?

Всегда читаю медленно  
Скорость иногда меняю  
Скорость определяю перед началом чтения  
Как правило, меняю скорость  
Всегда меняю  

Водите ли вы по строке пальцем либо карандашом или следите за тектом движением головы?

Голова и руки всегда без движения  
Иногда двигаю головой  
При чтении важных мест вожу пальцем по тексту  
Часто вожу пальцем или карандашом по тексту  
Всегда вожу пальцем или карандашом  

Как двигаются ваши глаза при чтении?

Вертикально по середине страницы  
По середине страницы с небольшими отклонениями  
Зигзагообразно от строчки к строчке  
С остановками на каждой строке  
С остановками на каждом слове  

Проговариваете ли вы вслух или про себя то, что читаете?

Всегда проговариваю про себя  
В основном проговариваю  
Иногда проговариваю текст про себя  
Затрудняюсь ответить  
Всегда читаю молча и думаю, что не проговариваю  

Раздел 4. Проблемы медиавосприятия

и развитие навыков критического оценивания информации

 

1 Понятие «критическое мышление»
и навыки критического оценивания информации

В современном мире «информация начинает циркулировать повсюду со скоростью, равной световой»,[1] с тем же ускорением происходит её обесценивание, поскольку стремительно заменяется другим массивом информации, и так до бесконечности. Возможно, переход от информационного общества (которое характеризуется распространением информационного продукта, основанном на достижениях технологий) к обществу знаний, которое представляется более совершенной стадией, минимизирующей опасности информационного общества, способен замедлить «кровоизлияние ценностей».[2]

В международном докладе ЮНЕСКО отмечает: «В обществах знания каждый человек должен будет уметь свободно ориентироваться в потоке информации, который нас захлестывает, и развивать когнитивные способности и критический ум, чтобы отличать «полезную» информацию от бесполезной».[3] Именно критическое осмысление информации придает информации статус знания (если она этого заслуживает), а в образовательном процессе одной из актуальных задач становится формирование у обучающихся данного навыка.

Само понятие «критическое оценивание информации» ЮНЕСКО рассматривает как один из компонентов информационной грамотности человека. Автор «Руководства по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни» Хесус Лау отмечает, что критическое оценивание информации включает в себя два элемента:

1. Оценивание информации:

- анализ, изучение, извлечение необходимого количества информации;

- обобщение и интерпретация информации;

- оценивание ее точности и релевантности.

2. Организация информации:

- систематизация и категоризирование информации;

- группирование и организация извлеченной информации;

- определение информации, которая является лучше и полезнее.[4]

Отсюда следует, что критическое оценивание информации представляет собой сложный мыслительный процесс, направленный на определение качества информации и ее систематизацию, с целью дальнейшего эффективного использования.[5] Критерии оценки качества информации могут быть выбраны по самым разным основаниям. Исходя из степени ее полезности для потребителя, можно выделить шесть основных критериев: объективность, достоверность, полнота, актуальность, ценность и законность.[6]

Объективность информации – относительна, поскольку все способы её обработки субъективны. Строго говоря, объективная (первичная) информация – это свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре. Субъективная (семантическая, смысловая, вторичная) информация – это смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов и зафиксированное на каком-либо материальном носителе. То есть источником субъективной (вторичной) информации является объективная (первичная) информация.[7] Объективной признается та информация, содержание которой не зависит, не связано с мнением, утверждением отдельных лиц, а носит общепризнанный характер, либо методы обработки информации объективированы.[8]

Объективная информация – всегда достоверна. Однако не всякая достоверная информация считается объективной. Достоверность определяется степенью соответствия полученной информации ее истинному значению. Это свойство информации позволяет потребителю принимать верные решения.

Полнота информации определяет её достаточность для понимания и дальнейших действий. Избыток информации, излишние подробности затрудняют виденье и препятствуют принятию решений. Но упрощение представляет серьезную опасность, поскольку ведет к выработке неполноценного образа действительности и влечет за собой ошибки.

Актуальность – это степень ее полезности для индивида в момент принятия решений. И поскольку действительность изменчива, а скорость циркуляции информации высока, то это свойство становится неуловимым и трудно определяемым. Из актуальности вытекает и другое свойство информации – ценность.

Ценность также неоднозначна и субъективна. Ценность подразумевает ее полезность, новизну и достоверность для потребителя. Нередко ценность информации нуждается в выражении её стоимости.

Законность подразумевает её соответствие нормативным требованиям в процессе получения и распространения.

Умение критически оценивать информацию основывается на способности индивида осмысливать действительность, критически мыслить. Само понятие «критическое мышление» довольно многогранное, о нем одновременно рассуждают философы, психологи, филологи, педагоги, а потому затруднительно дать универсальное определение. В этой связи ограничимся набором дефиниций, отмечающих существенные признаки критического мышления и представляющих практический интерес в рамках нашего анализа.

Американский педагог Д. Клустер выявляет следующие характеристики «критического мышления»:

- критическое мышление есть мышление самостоятельное;

- информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления;

- критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить;

- критическое мышление стремится к убедительной аргументации;

- критическое мышление есть мышление социальное.[9]

Кертис С. Мередит и его коллеги в учебном пособии «Как учатся дети: свод основ» отмечают, что «думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений».[10]

«Критическое мышление – последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний, с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям. … Существуют уровни критического мышления, для каждого из которых есть свой вид аргументации, характеризующийся различными соотношениями логической и когнитивной компоненты:

1) эмпирический уровень – критическая проверка фактов;

2) теоретический уровень – критическая проверка теорий;

3) метатеоретический уровень – критическая проверка норм и ценностей» (В.Н. Брюшинкин).[11]

«Критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей. Критическому мышлению в целом свойственна практическая ориентация. В силу этого оно может быть проинтерпретировано как форма практической логики, рассмотренной внутри и в зависимости от контекста рассуждения и индивидуальных особенностей рассуждающего субъекта» (Г.В. Сорина).[12]

Также можно выделить три аспекта критического мышления:

- логический – умение строить правильные умозаключения самому и оценивать правильность чужих умозаключений;

- информационный – умение оценивать достоверность и релевантность информации;

- психологический – рефлексия, умение оставаться непредвзятым, признавать ценность чужого мнения.[13]

Таким образом, большинство педагогов признают возможность развития у людей рациональных познавательных способностей и принятия ими обдуманных решений. Критичность мышления предполагает владение следующими навыками: сбор информации, анализ ее качества; рассмотрение задачи в целом; построение логических выводов; выявление проблемы, ее четкое определение, установление причинно-следственных связей; выработка собственной позиции по изучаемой проблеме; умение найти альтернативы, изменить свое мнение в зависимости от дополнительной информации. Характеризуется ясностью, достоверностью, взаимосогласованностью, релевантностью, точностью, беспристрастностью, широтой, глубиной, доказательностью.

 

2 Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Разнообразие методик медиаобразования

 

В настоящий момент отсутствует методика критического оценивания информации. В своей работе педагоги опираются на технологии развития критического мышления.

Хорошо себя зарекомендовала технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП), предложенная в конце XX века американскими учеными – членами консорциума «За демократическое образование». В рамках традиционных учебных предметов в российской педагогической практике данная технология применяется с 1997 года.

Важно, что применение ТРКМЧП обеспечивает учащихся навыками работы с информацией в процессе чтения и письма. Учебные занятия, проводимые по этой технологии, строятся в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия. Учащийся, используя всё разнообразие приемов («корзина идей», «сопоставление кластеров», «верные и неверные утверждения» «знаю – хочу узнать – узнал» и др.), привыкает подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для её применения, рассматривает возможности решения проблемы и т.д.

Технологии и методики проведения занятий по развитию критического мышления и повышению медиаграмотности  могут быть самыми разнообразными. Приветствуются занятия, основанные на проблемных, эвристических, игровых и других продуктивных формах обучения (дискуссии, беседы, встречи, аналитические экспертизы и пр.), развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стимулирующих его способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность.

Задача медипедагога не только показать учащимся приемы создания медиатекстов (медиапродукции), но и научить детей и подростков сопоставлять, анализировать структуру текстов (жанров), интерпретировать и понимать, как те или иные сообщения массовой коммуникации лоббируют различные политические, идеологические, социокультурные интересы.

Оправдало себя сочетание лекционных и практических занятий, в ходе которых учащиеся включаются в процесс создания медиа, примеряют на себя профессиональные роли (корреспондент, верстальщик, фотограф, редактор, оператор, монтажер и пр.), а также активно используют мультимедийные технологии и социальные сервисы Интернета. Такие формы и виды работы можно использовать как автономно (в рамках факультативных занятий, работы школьных пресс-центров и классных редакций), так и интегрировать в традиционные учебные предметы.

 


 

Приложение 1

 

 

Пример проверки недостоверной информации,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.026 с.)