Комплекс методик диагностики одаренности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплекс методик диагностики одаренности



I ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

(Де Хана и Кафа)

1 Ребенок учится новым знаниям очень быстро и схватывает их

1. Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических повседневных ситуациях.

2. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и последствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется ввиду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

4.Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно

запомнить.

1. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.

2. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, легко выражает свою мысль.

3. Любит читать книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или на два.

4. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.

5. Задает очень много вопросов. Имеет много разных интересов, по поводу которых очень часто спрашивают взрослых.

1. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему (ей) уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.

2. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения проблем.

3. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.

 

II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

1. В своих рисунках и картинах изображает большое разнообразие различных предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).

2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.).

4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в работе с ножницами, клеем.

5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).

6. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре, или создает собственное.

8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изображать события или вещи в трех измерениях (пространственно).

III. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

1. Отзывается очень быстро и легко на ритм мелодии, всегда вслушивается в них.

2. Хорошо поет.

3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувства.

4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт туда, где можно слушать музыку.

5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получилось слаженно и хорошо.

6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.

7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

VI. АРТИСТИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.

2. Интересуется актерской игрой.

1. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

2. Понимает и изображает конфликт в ситуации, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.

3. Передает чувства через мимику, жесты, движения.

3. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

1. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

2. Пластичен и открыт новому, «не зацикливается» на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток и всегда проверяет новую идею, и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

VIII. СПОСОБНОСТИ К СПОРТУ

1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.

2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.

4. Бегает, прыгает быстрее и выше всех в детском саду, в классе.

5. Лучше других физически координирован в движениях среди сверстников, движется легко и грациозно.

6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх, в игре в хоккей, баскетбол, футбол и т.д.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

(В.А. Крутецкого) для подростков и старшеклассников

1. Математическая информация быстро и легко воспринимается как в конкретной, так и абстрактной задачах (количественные отношения и действия и объектах, явлениях), умело выражено ее обобщение в формуле, теории.

2. Каков уровень логического мышления в сфере количественных и пространственных отношений, от чего всецело зависит легкое и быстрое усвоение числовой и знаковой символики?

3. Быстрое и широкое обобщение математических объектов, отношений и действий.

4. Выбор вариантного решения математических задач.

5. Мышление не развернутыми полностью умственными операциями в процессе математического рассуждения, а свернутыми умозаключениями при соблюдении логики.

6. Гибкость и критичность мыслительных приемов, легкое и свободное переключение от одной умственной операции к другой, переключение мысли с прямого на обратный ход.

7. Стремление к ясности, простоте, экономности и изяществу рассуждений, решений.

8. Использование большей части свободного времени для решения математических задач, софизмов, для дополнительного математического образования, опережения своих сверстников в математических знаниях на год или на два.

1. Любовь к парадоксам (математическим), софизмам, получение удовольствия от решения их и вообще от решения трудных математических задач.

2. Настойчивое желание найти новое доказательство той или иной математической зависимости, известной теоремы, не слишком огорчаться, если не всегда это удается, больше размышлять о причинах неудач.

3. Потребность описывать явления действительно математическим языком, языком формулы, отношений и зависимости.

Комплекс методик диагностики одаренности

Комплекс методик диагностики одаренности. Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одаренности, психологические особенности самого ребенка (застенчивость, тревожность, низкая самооценка, стресс, недоверие к тестирующему), некомпетентность специалиста. Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся такие методы как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей. Зачастую это многообразие также усложняет процесс выявления одаренности.

Российский психолог А.И. Савенков, занимающийся проблемой детской одарённости в сфере исследовательской деятельности, предлагает диагностическую модель одарённости, опирающуюся на принципы комплексного оценивания; долговременности; использования тренинговых методов; учёта потенциальных возможностей ребенка; принцип опоры на экологически валидные методы диагностики; участия разных специалистов; участия детей в оценке собственной одарённости. В выявлении способностей, которые находятся в основе одаренности, должны участвовать не только педагоги и психологи, но и родители ребенка.

Опираясь на положение современной образовательной политики, согласно которой одарен каждый, педагогу в тандеме с психологом образовательного учреждения важно выявить у ребенка, соответствующий ему вид одаренности, то есть наличие определенных способностей (исследовательские, академические, художественные, спортивные).

Ниже представлен набор методик, позволяющих выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу.

Изучаемый показатель Методики
Интеллектуальная одаренность - Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна. - Тест Д. Векслера. - Тест Р. Амтхауэра. -Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, 8-11 кл.) -Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, 5-7 кл.), - Методика «Школьный тест умственного развития»
Когнитивные психические процессы - Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия). - Изучение кратковременной образной и вербально - логической памяти. - Оценка устойчивости внимания. - Оценка переключения внимания. - Оценка вербально – логического мышления. - Оценка образного мышления. - Тест «Куб Линка». - Механической понятливости тест (Беннета). - Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф). - Диагностика восприятия: «Эталоны»; «Исследование уровня сенсорного восприятия»; Тест Мюнстерберга на восприятие + Ключи; «Восприятие времени»; Тест «Компас»; Тест «Ведущая репрезентативная система»
Математическая одаренность Тест на математические способности Г. Айзенк.
Лингвистическая одаренность - Батарея тестов для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя). - Тест на вербальные способности. Г. Айзенк. - Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника).
Творческий потенциал - Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник). - Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника). - Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса) - Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР). - Методика «Предложения». - Методика «Классификация». - Методика «Две линии». - Методика Вартега «Круги». - Опросник для определения творческих наклонностей у школьников. - Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер)
Мотивация - Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина) - Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман) - Диагностика структуры учебной мотивации школьника - Диагностика мотивационной сферы учащихся младших классов Лускановой - Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова)
Личность - Тест 16-PF (Р.Кеттела). - Тест «Шкала социально-психологической адаптированности.» (Т.В.Снегиревой). - Тест «Акцентуации характера». - Характерологический тест Айзенка. - Опросник САН - Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна). - Методика «Несуществующее животное». - «Тест школьной тревожности Филлипса».
Социальная одаренность - Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени). - Методика изучения коммуникативных и организаторских умений. - Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК). - Методика «Q-сортировка». - Тест интерперсональной диагностики Т. Лири. - Оценка отношений полростка с классом. - Методика «Незаконченные предложения».
Комплексные методики для педагогов и родителей - Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой) - Методика оценки общей одаренности (А.И, Савенков) - Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)

Диагностика одаренности.

Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждому из указанных компонентов. Если какой -то компонент присущ испытуемому в наивысшей степени, относительно сверстника, ставьте пять баллов, если она выше средней, -четыре, средняя – три, если совсем отсутствует данная характеристика (например, учащийся не пишет стихи), -ставится оценка два балла - самая низкая. На отдельном листке отмечаете тип способностей, номер вопроса и соответственно выставленный вами балл.

Суммируйте баллы по всем компонентам внутри каждой из шестнадцати областей способностей. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например, «химические способности») делите на количество вопросов – в этой области, их 13, результат получаете с точностью до одной сотой, а затем округляете с точностью до одной десятой и полученное число откладываете на пересечении оценки в баллах, по оси «У» и той области способности (от 1-ой до 16-ой), которую вы проверяете.

А затем интерпретируйте полученные данные, если выстраивается треугольник, четырехугольник и т.д. с высокими показателями, то считайте, что ваш испытуемый одаренный, но обратите внимание на доминирующие способности. Нужны рекомендации для развития и получения более высоких показателей по смежным способностям. А если получите по всем видам способностей высокие показатели (от 4 до 5), считайте испытуемый - разносторонне одаренный. Им то и нужна более всего помощь, советы психолога в выборе будущей профессии. Такие дети на все виды деятельности способны. Они могут быль и философами, и музыкантами, и математиками, и художниками, и химиками, и экономистами, и юристами, и политиками и т.д., но главное они должны быть интеллектуальными лидерами.

Ключ: Если набрано 4,0 - одаренный, если от 4,1 до 4,5 - очень одаренный, а если 4,6 - 5, то суперодаренный.

 

Диагностика

доминирующих способностей.

 

В методике меняется форма обращения в зависимости от ситуации и возраста испытуемого «Ваш ребенок», «Ваш воспитанник. Ученик», «Вы».

Респондент, собеседник, участник рейтинга может быть с завышенной, заниженной или адекватной самооценкой, оценкой других; но так как ответы на поставленные вопросы даются спонтанно, сразу, а их достаточное количество, то среднее арифметическое число баллов, полученной на вопросы приближается относительно к истине. Ведь все в жизни относительно, в том числе и количественные показатели шкалы оценок.

 

Предлагается структура и характеристика ряда способностей. Перечислены шестнадцать областей, в которых человек может проявить свой природный дар. Это фундаментальная, базисная основа для всех ведущих видов деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.022 с.)