Восприятие Н.В. Ставрогина религиозным философом С.Н. Булгаковым (анализ статьи «Русская трагедия») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восприятие Н.В. Ставрогина религиозным философом С.Н. Булгаковым (анализ статьи «Русская трагедия»)



Статья Сергея Николаевича Булгакова «Русская трагедия», посвященная анализу романа Ф.М. Достоевского «Бесы», была опубликована в апрельском номере журнала «Русская мысль» в 1914 году. Поводом к написанию послужила инсценировка романа в Московском Художественном театре в 1913 году. Постановка называлась «Николай Ставрогин», ее режиссером был В.И. Немирович-Данченко.

В статье С.Н. Булгаков высказывает мнение о трагедийном содержании романов Ф.М. Достоевского, доказывая это успешными сценическими постановками «Братьев Карамазовых» и «Бесов». Главной трагедией, изображенной писателем, философ считает трагедию веры и неверия, борьбу Христа с Антихристом, считая при этом политическую реакцию на роман совсем несущественной: «Здесь иное, высшее судьбище, здесь состязаются не большевики и меньшевики, не эсдеки и эсеры … Нет, здесь "Бог с дьяволом борется, а поле битвы – сердца людей" …» [34, с. 490].

Роман «Бесы», являясь символической трагедией, в то же время изображает трагические судьбы именно русской души и русской интеллигенции. Русская трагедия по большей части имеет религиозное содержание, показывая столкновение веры и неверия.

По мнению Булгакова, Достоевский признает только одну истину – истину во Христе, и поэтому его трагедия именно христианская, а не вообще религиозная. Все книги, написанные Достоевским, - это книги о Христе. Не является исключением и роман «Бесы». Булгаков соотносит «Бесов» с идеей о русском Христе, с любовью к нему, с борьбой с ним через эпиграф к роману, взятый из евангельского рассказа об исцелении гадаринского бесноватого. «Русский Христос – вот настоящий, хотя и незримый, не появляющийся герой трагедии «Бесы», только Он может совершить экзорцизм, властен изгнать «бесов», силен исцелить бесноватого» [34, с. 491]. В этом ключе Булгаков определяет роман как «отрицательную» мистерию, отрицательную именно потому, что в ней в качестве главного действующего лица отсутствует Христос. Рассуждая о мистериальном характере трагедий Достоевского, мыслитель подчеркивает, что мистериальность наиболее полно ощущается при постановке романа на сцене, которая обязывает как актера, так и зрителя выйти за рамки пассивно-эстетического восприятия.

В романе «Бесы» русской душой владеет искуситель, многоликое зло. И душа, пробудившаяся для Бога и не нашедшая его, не готова тем самым к новой жизни. Она, не обретая в Боге свое подлинное «я», делается личиной самой себя, вместилищем и игралищем злой силы. Именно одержимость, по мнению Булгакова, есть главная черта «Бесов». Все действующие лица романа находятся как бы в параличе, их личности заменяет «личина» или «маска» [34, с. 492]. Касаясь данной темы, Булгаков обращается к образу Николая Ставрогина.

В романе Достоевский, описывая внешность героя, прямо укажет на схожесть лица Ставрогина с маской: «Говорили, что лицо его напоминает маску» [7, с. 37]. Булгаков пишет, что лицо Ставрогина не только напоминает маску, оно и есть маска. «…непреодолимой трудностью для инсценировки «Бесов» является это отсутствие живого Ставрогина, его личинность… Ставрогин есть герой этой трагедии, в нем ее узел … и в то же время его нет, страшно, зловеще, адски нет, нет вовсе не постольку, поскольку он не удался автору или исполнителю, но именно поскольку удался» [34, с. 492]. По мнению Булгакова, Ставрогиным владеет дух небытия, и сам герой понимает, что его нет. Именно отсюда вся его мука, все его неожиданные поступки, «… которыми он хочет как будто самого себя разубедить в своем небытии» [34, с. 492]. Все, что остается от Ставрогина, - это его психологическая составляющая: воля, темперамент, авантюрный поиск опасности, а дух героя пребывает во власти зла.

Булгаков отводит Ставрогину центральное место в романе, так как в плену его обаяния находятся все мужчины и все женщины, именно с ним связываются все надежды героев. Единственным персонажем, который увидит «личину», «скорлупу» Ставрогина, будет Хромоножка. Именно она решит его окончательную судьбу, так как после разговора с Лебядкиной Ставрогин даст внутреннее согласие на ее убийство, подобно как Иван Карамазов даст Смердякову согласие на убийство отца.

Анализируя эпизод разговора Ставрогина со старцем Тихоном, именно момент признания Ставрогина в том, что его посещает бес, Булгаков акцентирует внимание на том, что герой является сосудом, через который прорываются «адские испарения». Герой является одновременно и провокатором, и орудием провокации. Именно Ставрогин является фиктивным убийцей практически всех гибнущих в романе персонажей – Лизы Тушиной, Шатова, Кириллова, Марьи Лебядкиной. Но фиктивным убийцей он является потому, что в действительности героев губит «оно», «… то, что действует в нем, через него и помимо него» [34, с. 493]. Исцеление Ставрогина не происходит, поэтому его посещает участь гадаринских свиней, как и всех людей, его окружающих. Булгаков здесь тем самым еще раз доказывает, что религиозный смысл романа заключается в выборе: либо Христос, либо гадаринская бездна, либо трагическая вера, либо совершенное неверие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.21.166 (0.006 с.)