Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выпускная квалификационная работаСтр 1 из 10Следующая ⇒
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпускная квалификационная работа
на тему Рецепция образа Н.В. Ставрогина в русской философской и научной мысли (роман Ф.М. Достоевского «Бесы»)
направление подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование (Литературное и языковое образование)
Выполнил: Папазян Валентина Борисовна Руководитель: Вигерина Людмила Ивановна, к.фил.н., доц.
Работа представлена в ГЭК «» _____________ года
Зав. кафедрой __________________
Санкт-Петербург, 2022 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Выпускная квалификационная работа. 1 Введение. 3 Глава 1. Религиозно-философское осмысление романа «Бесы» и образа Н.В. Ставрогина в работах русских мыслителей начала XX в. 7 1.1. Религиозно-философское представление романа «Бесы» и образа Н.В. Ставрогина в работах мыслителей начала XX в. 7 1.2. Восприятие образа Н.В. Ставрогина в работе Д.С. Мережковского «Л. Толстой и Достоевский» 13 1.3. Восприятие Н.В. Ставрогина религиозным философом С.Н. Булгаковым (анализ статьи «Русская трагедия») 16 1.4. Николай Ставрогин как «отрицательный русский Фауст»: трактовка образа героя Вяч. И. Ивановым.. 19 1.5. Интерпретация образа Н.В. Ставрогина в работах Н.А. Бердяева. 22 1.6. Образ Н.В. Ставрогина в статьях С.А. Аскольдова. 26 Выводы по первой главе. 35 Глава 2. Исследование образа Н.В. Ставрогина и романа «Бесы» с позиций отечественного литературоведения. 37 2.1. Анализ главного героя романа в 20-ые г.г. XX века. 37 2.2. Интерпретация романа «Бесы» и его главного героя Н.В. Ставрогина с точки зрения советской идеологии (30-60-ые г.г. XX века) 43 2.3. 70-80-ые г.г. XX века как эпоха возобновления объективного научного восприятия образа Н.В. Ставрогина и романа «Бесы». 47 2.4. Образ Н.В. Ставрогина в отечественном литературоведении 90-ых г.г. XX – XXI в.в. 51 Выводы по второй главе. 61 Заключение. 63 Список литературы.. 66
Введение Роман Ф.М. Достоевского «Бесы», напечатанный впервые в 1871 году, долгое время был мало известен советскому читателю. Главной причиной запрета романа являлась его репутация карикатуры на революционно- освободительное движение, которая бросала тень на произведение вплоть до 70-80-х г.г. XX века. Художественная специфика произведения, его символизм, образ центрального персонажа – Николая Ставрогина - не были центром внимания у исследователей и критиков того времени.
Если просмотреть историю исследования романа с момента его издания, то можно представить ее в виде такой периодизации: - 70-ые г.г. XIX века – создаются работы, являющиеся откликом на написание романа и рассматривающие его и центрального героя Н.В. Ставрогина исключительно с социально-политической стороны (статья Н.К. Михайловского «О «Бесах» Достоевского» (1873 г.), статья беллетриста В.К. Авсеенко «Общественная психология в романе «Бесы, роман Федора Достоевского. В трех частях. С.-Петербург, 1873», критика П.Н. Ткачева «Больные люди» (1873 г.) и некоторые другие); - эпоха рубежа XIX-XX веков – время наиболее интенсивного исследования романа и центрального персонажа с религиозной и философской позиций (Д.С. Мережковский «Л. Толстой и Достоевский», Н.А. Бердяев «Ставрогин», «Миросозерцание Достоевского», Вяч. И. Иванов «Основной миф в романе "Бесы"», С.Н. Булгаков «Русская трагедия» и другие); - 20-ые г.г. XX века – период примечателен продолжением написания критических и философских статей исследователями и мыслителями, эмигрировавшими из России (А.Л. Бем «Эволюция образа Ставрогина», Ф.А. Степун «"Бесы" и большевистская революция», Б.П. Вышеславцев «Русская стихия у Достоевского», С.И. Гессен «Трагедия зла. (Философский смысл образа Ставрогина))», а также созданием литературоведческих работ, посвященных роману «Бесы» и образу Н.В. Ставрогина (А.С. Долинин «Исповедь Ставрогина», В.Л. Комарович «Неизданная глава романа "Бесы"», Л.П. Гроссман «Стилистика Ставрогина», «Спешнев и Ставрогин», Б.М. Энгельгардт «Идеологический роман Достоевского», М.М. Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского»); - советская эпоха 30-ых – конца 60-ых г.г. – эпоха замалчивания, предания романа «Бесы» забвению; творчество Ф.М. Достоевского рассматривается российским революционером А.В. Луначарским, писателем М. Горьким, критиком В.Б. Шкловским, литературоведом В.Я. Кирпотиным и другими исключительно с позиций советской идеологии;
- 70-80-ые г.г. XX века – начало серьезного изучения романа и его главного героя в связи с подготовкой «Полного собрания сочинений Ф.М. Достоевского в 30 томах» (Н.В. Касаткин «Тайна человека: своеобразие реализма Ф.М. Достоевского», В.И. Левин «Достоевский, «Подпольный парадоксалист» и Лермонтов», Г.М. Фридлендер «Ф.М. Достоевский», К.В. Мочульский «Достоевский. Жизнь и творчество»); - период с 90-ых г.г. XX века и по наше время – это активное и обширное изучение наследия Ф.М. Достоевского; роману «Бесы» и его герою Н.В. Ставрогину посвящены монографии Л.И. Сараскиной («Бесы: роман-предупреждение»), Ю.И. Сохрякова («Творчество Ф.М. Достоевского и русская проза XX века»), Е.М. Мелетинского («Заметки о творчестве Достоевского»), Т.А. Касаткиной («Без Бога»), литературоведческие статьи Т.Д. Комовой («Николай Ставрогин как тип двойника (роман Ф.М. Достоевского «Бесы»)»), Н.О. Булгаковой, О.В. Седельниковой («Портрет Ставрогина: к вопросу об особенностях идиостиля в романе Ф.М. Достоевского "Бесы"»), С.В. Ковалевой («Антихрист: Ставрогин или П. Верховенский? (по роману Ф.М. Достоевского «Бесы»)», Е.П. Гуровой («Юродивые в романах Ф.М. Достоевского»), С.В. Белова («Роман Ф.М. Достоевского «Бесы»: некоторые аспекты восприятия»), а также ряд диссертационных исследований (Л.П. Гогина «Альтернатива нигилизму в романе "Бесы" Ф.М. Достоевского», А.А. Моисеев «Феномен «скитальчества» в романе Ф.М. Достоевского "Бесы"» и др.). Рассмотрение истории исследования романа подтверждает актуальность избранной темы тем, что образ Ставрогина и роман «Бесы» в целом долгое время не рассматривались в отечественном литературоведении, и поэтому требуют глубоко анализа и систематизации прежних знаний. Объектом выпускной квалификационной работы являются философские труды русских мыслителей начала XX века, а также литературоведческие работы исследователей с периода 20-ых г.г. XX века по наше время, посвященные анализу романа «Бесы», предметом исследования являетсяобраз Н.В. Ставрогина. Цель данной работы – анализ восприятия образа Н.В. Ставрогина в русской философской и научной мысли. В соответствии с целью сформулированы следующие ее задачи: 1. наметить периодизацию изучения романа «Бесы» и образа Н.В. Ставрогина; 2. выявить своеобразие каждого периода, в котором рассматривается образ Н.В. Ставрогина; 3. проанализировать религиозно-философские работы отечественных мыслителей начала XX века (на примере Иванова, Булгакова, Бердяева, Мережковского), посвященные роману Ф.М. Достоевского «Бесы» и его центральному образу Н.В. Ставрогину; 4. проанализировать литературоведческие работы отечественных исследователей в период с 20-ых г.г. XX века по настоящее время, посвященные изучению образа Н.В. Ставрогина; 5. объяснить особенности восприятия и интерпретации образа Н.В. Ставрогина идеологией, культурно-исторической эпохой, состоянием литературоведения в тот или иной период изучения; 6. на основе анализа философских и научных трудов определить общие концепции и идеи, помогающие раскрыть целостный образ Н.В. Ставрогина.
Новизна данного исследования заключается в выявлении, систематизации и подробном анализе работ отечественных мыслителей и ученых, рассматривающих центрального героя романа «Бесы» Н.В. Ставрогина. Теоретической базой дипломной работы послужили исследования выдающихся русских философов и литературоведов: Д.С. Мережковского, Вяч. И. Иванова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.А. Аскольдова, С.П. Гессена, Л.П. Гроссмана, Б.М. Энгельгардта, М.М. Бахтина, К.В. Мочульского, Г.М. Фридлендера, Е.М. Мелетинского, Д.И. Сараскиной, Т.А. Касаткиной, Ю.И. Сохрякова и др.). При написании работы были использованы следующие методы исследования: аналитический, сравнительно-исторический, историко-системный. Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования материалов исследования как в школьной, так и в вузовской преподавательской деятельности, а также при написании учебных пособий. Структура настоящего исследования состоит из Введения, двух Глав, Заключения и Списка литературы.
Выводы по первой главе Проанализировав религиозно-философские работы отечественных мыслителей начала XX века, посвященные роману Ф.М. Достоевского «Бесы» и его центральному образу Н.В. Ставрогину, можно заключить, что Николай Всеволодович Ставрогин, пожалуй, самая загадочная фигура во всем творчестве Ф.М. Достоевского, и интерпретации его образ весьма противоречивы. В начале XX века русские философы рассматривали его образ с разных позиций. Так, С.Н. Булгаков и Н.А. Бердяев отводят герою центральное место в романе, а С.А. Аскольдов указывает на исключительность образа Ставрогина во всем романном творчестве Ф.М. Достоевского, утверждая, что герой является последним и самым ярким образом в ряду таких персонажей, как Раскольников, Версилов, Иван Карамазов. В то же время Д.С. Мережковский, Вяч. И. Иванов выдвигают идеи о второстепенности героя как в структуре романа, так и в творчестве писателя в целом. Вяч. Иванов в статье «Основной миф в романе "Бесы"» центральное место будет отводить Марье Лебядкиной, символизирующей «Мировую Душу», а Д. Мережковский укажет на второстепенность образа Ставрогина по отношению к Версилову, герою романа «Подросток». Но стоит сказать, что, в независимости от той роли, которую герой занимает в творческом наследии Ф.М. Достоевского, все мыслители видят в нем фигуру трагическую. Трагизм Николая Ставрогина заключается, с одной стороны, в истощении духовных сил, в неспособности родиться к новой жизни; с другой стороны, соединяя в себе противоречивые стремления, герой оказывается неспособным сделать однозначный выбор и следовать ему.
Уже десятилетие спустя, в 1932 году, один из видных представителей русской философской мысли С.И. Гессен в статье «Трагедия зла. (Философский смысл образа Ставрогина)» увидит трагизм героя в неспособности любить и в невозможности преодолеть уединение, в которое загнала его собственная гордость. Именно поэтому всякий путь к Богу как к источнику бесконечной любви является для Ставрогина «отрезанным». «Ставрогин мучится "сознанием неисполненной любви", и его разум толкает его к тому, чтобы теоретически принять существование Бога, однако ж он не верит в Бога своим сердцем… т.е. у него нет действенной (практической) веры в Бога, которая только и есть подлинная вера» [37, с. 682]. Исследование образа Николая Ставрогина русскими философами ценно также тем, что они дают в своих работах не только религиозно-философскую интерпретацию героя, но и указывают на его художественное своеобразие. Так, Д.С. Мережковский, подобно Н.А. Бердяеву, подмечает родство Ставрогина с другими героями творчества Ф.М. Достоевского, указывает, что предшественниками образов Ставрогина, Кириллова, Ивана Карамазова в той или иной степени были персонажи А.С. Пушкина (Алеко, Онегин) и М.Ю. Лермонтова (Печорин), а также, рассматривая портретную характеристику героя, находит в Ставрогине черты романтического образа, роднящие его с мировыми литературными типами. Проблема двойственности героя, также интересующая Д.С. Мережковского, приобретет особое значение в работах А.С. Аскольдова, который выдвигает идею двойничества. В той или иной степени, развитие указанных художественных характеристик образа найдет отражение и получит дальнейшее развитие в литературоведческих работах разных лет, анализу которых будет посвящен второй раздел работы.
Выводы по второй главе Изучив историю восприятия героя в русской научной мысли, можно, с одной стороны, утверждать, что литературоведы 20-ых г.г. XX века поддерживали идеи русских религиозных философов, видевших в Ставрогине образ трагический (Б. Энгельгардт). В работах М. Бахтина образ рассматривался в сопоставлении с другими героями творчества Ф.М. Достоевского, что наблюдалось в работах Д. Мережковского, Н. Бердяева. С другой стороны, в указанном периоде исследователей начинают волновать вопросы, связанные с происхождением героя (Л. Гроссман, В. Полонский), со стилистическими возможностями его слога (Л. Гроссман «Стилистика Ставрогина»), которые ранее не были освещены. После долгого молчания и интерпретации романа «Бесы» исключительно с позиций советской идеологии, в период 70-80-ых г.г. XX века, о Ставрогине вновь заговорят как о литературном типе (Н. Касаткин), начнут осуществляться серьезные попытки сопоставления его с литературными двойниками (В. Левин), также исследователи будут указывать на романтические черты в образе героя.
В период с 90-ых г.г. XX века исследователи начнут акцентировать внимание на теме «бесовства» в романе, рассматривать Ставрогина сквозь концепцию «скитальчества» (Л. Сараскина, Ю. Сохряков), выделять в нем черты житийного героя (Е. Мелетинский). В последние 10-15 лет помимо переосмысления ранее написанных трудов, начинают выдвигаться идеи, интерпретирующие образ героя с принципиально новых позиций. Так, Ставрогин рассматривается в контексте «злодейского» дискурса, присутствующего в поэтике Достоевского (А. Струк), обращается внимание на связь героя с обликом вампира, проводится параллель с философией Ж. Батая (Я. Фоменко), исследуются межтекстовые связи романа «Бесы» с западноевропейской литературой, в ходе чего Ставрогин рассматривается уже как литературный прототип в литературе XX века (И. Бардыкова). Таким образом, в исследованиях 90-х г.г. XX-XXI в.в., посвященных анализу образа Николая Ставрогина, можно отметить следующие тенденции: - образ героя активно изучается в аспекте интертекстуальных связей; - определяется «ядро» структуры образа Ставрогина в свете философской, аксиологической, религиозной, этической, политической позиций; - герой рассматривается в контексте творчества Достоевского и в контексте русской и зарубежной литератур; - изучение романа «Бесы» и образа Ставрогина осуществляется с помощью приемов мифопоэтики, герменевтики, структурного анализа.
Заключение
Образ Николая Ставрогина является важнейшим для понимания философии писателя, его видения судеб России и мира. История рецепции образа Н.В. Ставрогина русскими религиозными философами и литературоведами, реконструированная работе, подтверждает неизменный интерес к роману «Бесы» и к его главному герою. История восприятия романа и его центрального персонажа может быть представлена следующим образом: - эпоха конца XIX века – 20-ые г.г. XX века – время наиболее интенсивного исследования трагических черт героя (Н.А. Бердяев «Ставрогин», С.Н. Булгаков «Русская трагедия», Д.С. Мережковский «Л. Толстой и Достоевский» и др.), проблемы двойничества (С. А. Аскольдов «Психология характеров у Достоевского», М.М. Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского»), темы «самозванства и маски» (Б.М. Энгельгардт «Идеологический роман Достоевского»), стилистических особенностей слога героя (Л.П. Гроссман «Стилистика Ставрогина»); - 30-60-ые г.г. XX века – эпоха замалчивания, предания романа «Бесы» забвению, а также искажение восприятия романа и его главного героя вследствие господствующих идеологических установок; - 70-80-ые г.г. XX века – возобновление серьезного научного подхода к роману и к образу Ставрогина в связи с подготовкой «Полного собрания сочинений Ф.М. Достоевского в 30 томах»; так, в этот период о Ставрогине заговорят как о литературном типе (Н.В. Касаткин «Тайна человека: своеобразие реализма Ф.М. Достоевского»), начнут осуществляться попытки сопоставлять героя с литературными двойниками (Печориным), также исследователи будут указывать на романтические и житийные черты в образе героя (Г.М. Фридлендер «Ф.М. Достоевский», Е.О. Мелетинский «О "Бесах"); - в период с 90-ых г.г. и по наше время исследователи акцентируют внимание на теме «бесовства» в романе, выделяя бесовские черты Ставрогина, рассматривают его образ сквозь концепцию «скитальчества» (Л.И. Сараскина «Бесы: роман-предупреждение», Ю.И. Сохряков «Творчество Ф.М. Достоевского и русская проза XX века», и др.); также в последние годы, помимо переосмысления ранее написанных трудов, начинают выдвигаться идеи, интерпретирующие образ героя с принципиально новых позиций: Ставрогин рассматривается в контексте «злодейского» дискурса, присутствующего в поэтике Достоевского (А. Струк), обращается внимание на связь героя с обликом вампира, проводится параллель с философией Ж. Батая (Я. Фоменко), исследуются межтекстовые связи романа «Бесы» с западноевропейской литературой, в ходе чего Ставрогин рассматривается уже как литературный прототип в литературе XX века (И. Бардыкова). Образ Ставрогина – образ трагического героя. Герой был поставлен Достоевским на путь искупления грехов, но его «зараженность» духом неверия, бесовством, его раздвоенность не позволили ему возродиться. Оторванность интеллигентной российской молодежи «от почвы» – это дорога к гибели, на которую ступил главный герой романа. Эта тема пронизывает все творчество писателя, поэтому Ставрогин и входит в ряд таких героев, как Родион Раскольников, Иван Карамазов и проч. Для образа Ставрогина характерно сочетание несочетаемого: житийные черты и черты беса, романтическая устремленность к идеалу (идеалу Мадонны) и такая же страстность и бесовское наслаждение «идеалом содомским». Русский философ XX века И.А. Ильин напишет о Ставрогине так: «Это трагический, но и пророческий образ, – человек, которому даровано все, кроме самого важного, – прекрасный нарцисс с покойником в сердце; концентрация интеллекта и воли, но без любви и веры; исполин с парализованной душой, сверхчеловек без Бога. Как бы всемогущий духовный аппарат, но без духа, а потому – без идеи, без радости в жизни» [4, с. 39]. Пожалуй, это определение Ставрогина самое верное. Данный образ заслуживает большого внимания и глубокого анализа.
Список литературы Книги 1. Баршт, К.А. Повесть безвременных лет (о романе Ф.М. Достоевского «Бесы») / К.А. Баршт. – СПБ: Окно, 1994. – 135 с. 2. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Ausburg, 2002. – 167 с. 3. Волынский, А. Достоевский / под ред. В.А. Котельникова, Л.Н. Мурзенкова. – СПБ, Академический проект, 2007. – 463 с. 4. Гогина, Л.П. Альтернатива нигилизму в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского / Л.П. Гогина; под науч. ред. Ю.И. Сохрякова. – М.: ИИУ МГОУ, 2015. – 202 с. 5. Гроссман, Л.П. Поэтика Достоевского / Л.П. Гроссман. – М.: Государственная академия художественных наук, 1925. – 188 с. 6. Гроссман, Л.П. Спор о Бакунине и Достоевском: статьи Л.П. Гроссмана и Вяч. Полонского. – Ленинград, Государственное издательство, 1926. – 215 с. 7. Достоевский, Ф.М. Бесы // Полное собрание сочинений в тридцати томах: Том 10. – Ленинград, Наука, 1974. – 522 с. 8. Касаткин, Н.В. Тайна человека. Своеобразие реализма Ф.М. Достоевского. / Н.В. Касаткин, В.Н. Касаткина. - М.: МПУ, 1994. – 171 с. 9. Кирпотин, В.Я. Мир Достоевского. Этюды и исследования / В.Я. Кирпотин. – М.: Советский писатель, 1980. – 376 с. 10. Лейкина-Свирская, В.Н. Петрашевцы / В.Н. Лейкина-Свирская. – М.: Просвещение, 1965. – 162 с. 11. Мелетинский Е.М. Заметки о творчестве Достоевского / Е.М. Мелетинский. – М.: РГГУ, 2001. – 190 с. 12. Мережковский, Д.С. Л. Толстой и Достоевский. – М.: Наука, 2000. – 585 с. 13. Моисеев, А.А. Феномен «скитальчества» в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» и способы его художественного воплощения: автореферат диссертации / А.А. Моисеев. – Н. Новгород: НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2013. – 23 с. 14. Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради 1860-1881 г.г. //Литературное наследство. Т. 83. – М.: Наука, 1971. – 728 с. 15. Пумпянский, Л.В. Достоевский и античность / Л.В. Пумпянский. – Петроград, Замыслы, 1922. – 48 с. 16. Растягаев, А.В. Трансформация жанра жития в русской литературе конца XVIII–XIX веков / А.В. Растягаев. – Самара: СамГПУ, 2004. – 91 с. 17. Сараскина, Л.И. «Бесы»: роман-предупреждение / Л.И. Сараскина. – М.: Советский писатель, 1990. – 483 с. 18. Тарасов, Б.Н. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский (Христианская мысль и современное сознание) / Б.Н. Тарасов. – М.: Academia, 1999. – 288 с. 19. Чернышов, И.С. Роман Ф.М. Достоевского «Бесы»: текстология и стратегии издания в России: автореферат диссертации / И.С. Чернышов. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2018. – 25 с. 20. Шестов, Л.И. Достоевский и Ницше (Философия трагедии) / Л.И. Шестов. – М.: Хранитель, 2007. – 220 с. 21. Шкловский, В.Б. За и против. Заметки о Достоевском / В.Б. Шкловский. – М.: Советский писатель, 1957. – 257 с. Статьи 22. Александрович, Ю. Матрешкина проблема. «Исповедь Ставрогина» и проблема женской души // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 574-583 23. Аскольдов, С.А. Психология характеров у Достоевского // Ф.М. Достоевский: 1881-1981 (сборник статей). – Лондон, 1981. – С. 60-84 24. Аскольдов, С.А. Религиозно-этическое значение Достоевского // Ф.М. Достоевский: 1881-1981 (сборник статей). – Лондон, 1981. – С. 31-60 25. Бардыкова, И.В. Проблема преступления в романах «Бесы» Ф.М. Достоевского и «1984» Дж. Оруэлла / И.В. Бардыкова // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. – 2016. – № 4 (2). – С. 40-48 26. Белов, С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Бесы»: некоторые аспекты восприятия / С.В. Белов // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2013. - № 4 (17). – С. 130-136 27. Бем, А.А. Сумерки героя // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 662-668 28. Бем, А.А. Эволюция образа Ставрогина // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 638-662 29. Бердяев, Н.А. Духи русской революции // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 513-518 30. Бердяев, Н.А. Ставрогин //Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – с. 518-525. 31. Бессонов, Б.Н. Творчество Ф.М. Достоевского в оценках русских и зарубежных писателей, деятелей культуры и философов / Б.Н. Бессонов // Вестник Омского университета. – 2005. - № 2. – С. 5-14 32. Бобров, С.П. «Я, Николай Ставрогин…» // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 583-587 33. Буданова, Н.Ф. Бесы // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. – СПБ.: Пушкинский дом, 2008. – с. 19-29. 34. Булгаков, С.Н. Русская трагедия //Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – с. 489-508 35. Булгакова, Н.О. Портрет Ставрогина: к вопросу об особенностях идиостиля Ф.М. Достоевского в романе «Бесы» / О.Н. Булгакова, О.В. Седельникова // Вестник науки Сибири. – 2015. - № 15. – С. 236-241 36. Вышеславцев, Б.П. Русская стихия у Достоевского // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 587-606 37. Гессен, С.П. Трагедия зла. (Философский смысл образа Ставрогина) //Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – с. 668-683. 38. Гроссман, Л.П. Спешнев и Ставрогин // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 614-619 39. Гроссман, Л.П. Стилистика Ставрогина // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 606-614 40. Гурова, Е.П. Юродивые в романах Ф.М. Достоевского / Е.П. Гурова // Вестник пермского университета. - 2014. - № 3 (27). – С. 136-145 41. Дмитриев, В.М. Сопротивление памяти в «исповеди» Ставрогина / В.М. Дмитриев // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. – 2021. - № 1 (13). – С. 82-105 42. Долинин, А.С. «Исповедь Ставрогина» // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 534-560 43. Захарова, О.В. Спор с Достоевским о «Бесах»: проблема непонимания романа в прижизненной критике / О.В. Захарова // Проблемы исторической поэтики. – 2012. – № 1. – С. 143-162 44. Иванов, В.И. Основной миф в романе «Бесы» // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 508-513 45. Казаков, А.А. Проблема безумия в романах Ф.М. Достоевского 1865-1880-х г.г. / А.А. Казаков, Д.А. Медведева // Вестник Московского университета. – 2011. - № 351. – С. 33-38 46. Казакова, Н.Ю. Диктатура духа: роман Ф.М. Достоевского «Бесы» в критике серебряного века / Н.Ю. Казакова // Россия и современный мир. – 2020. - № 2 (107). – С. 276-284 47. Касаткина, Т.А. Без Бога… Роман Ф.М. Достоевского «Бесы». Статья 2 / Т.А. Касаткина // Три века русской литературы. Актуальные аспекты изучения. – 2007. - № 14. - С. 3-24 48. Касаткина, Т.А. Свидригайлов-ироник / Т.А. Касаткина //Достоевский и современность: тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». – 1989. – С. 47-51 49. Ковалева, С.В. Антихрист: Н. Ставрогин или П. Верховенский? / С.В. Ковалева // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2009. – № 1. - С. 26-30 50. Колпаков, А.А. «Шизофренический дискурс» Николая Ставрогина / А.А. Колпаков // Культура и текст. – 1997. - № 3. – С.68-69 51. Комарович, В.Л. Неизданная глава романа «Бесы» // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 567-574 52. Комова, Т.Д. Николай Ставрогин как тип двойника (роман Ф.М. Достоевского «Бесы») / Т.Д. Комова // Вестник Московского университета. – 2008. - № 1. – С. 146-149 53. Конышев, Е.М. Байроническая личность в изображении Тургенева и Достоевского / Е.М. Конышев // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2013. – № 2 (52). - С.192-199 54. Кошемчук Т.А. Раскольников, Ставрогин, Верховенский, Иван Карамазов – Старец Зосима: атеистическая идея в свете христианского сознания / Т.А. Кошемчук //Русская литература в православном контексте. – 2014. – № 1. - С. 203-215 55. Лавлинский, С.П. Нетрадиционная ситуация исповеди в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» (на материале анализа главы «У Тихона») / С.П. Лавлинский // Достоевский и современность: тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». – 1989. – С. 63-65 56. Левин, В.И. Достоевский, «подпольный парадоксалист» и Лермонтов / В.И. Левин // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. – 1972. – № 2 (31). - С. 142-156 57. Луцевич, Л.Ф. «Если б это действительно было покаяние»: исповедь Николая Ставрогина / Л.Ф. Луцевич // Вестник Башкирского университета. – 2014. – № 4 (19). - С. 1339-1344 58. Мартынов А.Н. Образ Ставрогина в творчестве Сергея Булгакова и Николая Бердяева / А.Н. Мартынов // Литературно-философские проблемы русской эмиграции (сборник статей). – 2005. – № 1. - С. 15-26 59. Мельников, Е.С. Непонятный Достоевский: субъективизм в творчестве великого писателя / Е.С. Мельников // Вестник омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2016. – № 2 (11). - С. 72-76 60. Мережковский, Д.С. Пророк русской революции // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 461-489 61. Михайловский, Н.К. Жестокий талант // Литературная критика: Статьи о русской литературе XIX- начала XX века / под ред. Б. Аверина. – Ленинград, Художественная литература, 1989. – С. 153-235 62. Монолакев, Х. Ставрогин и Печорин / Х. Монолакев // Филологический класс. – 2014. – № 1 (35). - С. 140-143 63. Назиров, Р.Г. Мотив предрешенной дуэли у Бальзака, Лермонтова и Достоевского / Р.Г. Назиров // Российский гуманитарный журнал. – 2014. – № 5 (3). - С. 312-320. 64. Переверзев, В.Ф. Достоевский и революция // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 525-532 65. Пономарева, Г.Б. Житийные черты Ивана Карамазова / Г.Б. Пономарева // Достоевский и современность: тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». – 1989. – С. 87-89 66. Пономарева, Г.Б. Пробы Ставрогина / Г.Б. Пономарева //Достоевский и современность: тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». – 1989. – С. 84-87 67. Постникова, Е.Г. Феноменология власти в творчестве Ф.М. Достоевского Постникова // Филология и человек. – 2012. – № 3. - С.19-32 68. Прийма, И.Ф. Бахтин и Луначарский о публицистике Достоевского / И.Ф. Прийма // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. - № 7 (61). – С. 29-32 69. Розанов, В.В. Легенда о Великом инквизиторе // Собрание сочинений под общей редакцией А.Н. Николюкина. – М.: Республика, 1996. – С. 11-114 70. Розанов, В.В. О происхождении некоторых типов Достоевского. – М.: Республика, 1996. – С. 573-594 71. Степун, Ф.А. «Бесы» и большевистская революция // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 683-695 72. Струк, А.А. Проблема статического портрета в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского / А.А. Струк // Новый филологический вестник. – 2017. – № 2 (41). - С. 78-89 73. Тамарченко, Н.Д. Русский бунт у Пушкина и Достоевского («Капитанская дочка» и «Бесы») / Н.Д. Тамарченко // Новый филологический вестник. – 2009. – № 4 (11). – С. 18-24 74. Тарасенко, Т.Ю. Творческая история романа Ф.М. Достоевского «Бесы»: «пропущенная» глава «У Тихона» / Т.Ю. Тарасенко // Уральский филологический вестник. – 2012. – № 6. - С. 42-49 75. Фоменко, Я.В. Образ Николая Ставрогина в свете современной дракулианы / Я.В. Фоменко // Записки философского факультета Орловского государственного университета. – 2014. – № 1. – С. 83-88 76. Чернов, Л.С. К характеру потустороннего в «Бесах» Ф.М. Достоевского / Л.С. Чернов // Церковь. Богословие. История: материалы IV Международной научно-богословской конференции. – Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2016. – с. 275-283 77. Шараков, С.Л. Христианский символизм в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» / С.Л. Шараков // Проблемы исторической поэтики. – 2013. – № 11. - С. 202-218 78. Щенников, Г.К. «Журнал Печорина» и «Исповедь» Ставрогина: анализ деструкции личности / Г.К. Щенников // Известия Уральского университета. –2001. – № 17. - С. 154-162 79. Энгельгардт, Б.М. Идеологический роман Достоевского / Б.М. Энгельгардт // Ф.М. Достоевский. Статьи и материалы: сб. II / под ред. А.С. Долинина. – М.: Мысль, 1924. – С. 71-109 Электронные ресурсы 80. Авсеенко, В.К. Общественная психология в романе «Бесы», роман Федора Достоевского. В трех частях. С.-Петербург, 1873 [Электронный ресурс] // Критика 70-х гг. XIX века / под ред. С. Ф. Дмитренко. - М.: Олимп, 2002. – Режим доступа: http://az.lib.ru/a/awseenko_w_g/text_0060.shtml, свободный. (Дата обращения: 5.04.2022 г.) 81. Бердяев, Н.А. Миросозерцание Достоевского [Электронный ресурс] // М.: Астрель, 2006. – Режим доступа: http://az.lib.ru/b/berdjaew_n_a/text_1921_dostoevsky.shtml, свободный. (Дата обращения: 7.04.2022 г.) 82. Иванов, В.И. Достоевский и роман-трагедия [Электронный ресурс] / В. И. Иванов. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 4. – Режим доступа: https://rvb.ru/ivanov/1_critical/1_brussels/vol4/01text/02papers/4_172.htm, свободный. (Дата обращения: 3.04.2022 г.) 83. Луначарский, А.В. «Бесы» [Электронный ресурс] // Наследие А.В. Луначарского. Философия, политика, искусство, просвещение. Книги. Статьи и речи по вопросам международной политики. – Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/o-mezhdunarodnoj-politike/besy/, свободный. (Дата обращения: 9.05.2022 г.) 84. Луначарский, А.В. «Братья Карамазовы» на сцене театра старой голубятни [Электронный ресурс] // Наследие А.В. Луначарского. Философия, политика, искусство, просвещение. Книги. Собрание сочинений. Т. 6. – Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-6/-brata-karamazovy-na-scene-teatra-staroj-golubatni/, свободный. (Дата обращения: 9.05.2022 г.) 85. Луначарский, А.В. Достоевский, как художник и мыслитель (Стенограмма речи, произнесенной А.В. Луначарским на торжестве в честь столетия со дня рождения Ф.М. Достоевского) [Электронный ресурс] // Наследие А.В. Луначарского. Философия, политика, искусство, просвещение. Статьи. – Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/articles/dostoevskij-kak-hudoznik-i-myslitel/, свободный. (Дата обращения: 9.05.2022 г.) 86. Луначарский, А.В. О «многоголосости» Достоевского [Электронный ресурс] // Наследие А.В. Луначарского. Философия, политика, искусство, просвещение. Книги. Т. 1. – Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-1/o-mnogogolosnosti-dostoevskogo/, свободный. (Дата обращения: 9.05.2022 г.) 87. Михайловский, Н.К. О «Бесах» Достоевского [Электронный ресурс] / Н.К. Михайловский. Литературная критика и воспоминания. - М.: Искусство, 1995. – Режим доступа: http://az.lib.ru/m/mihajlowskij_n_k/text_0240.shtml, свободный. (Дата обращения: 05.04.2022 г.) 88. Мочульский, К.В. Достоевский. Жизнь и творчество [Электронный ресурс]. – Париж: YMCA-PRESS, 1980 г. – Режим доступа: http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/bio/mochulskij-dostoevskij-zhizn-i-tvorchestvo/index.htm, свободный. (Дата обращения: 21.04.2022 г.) 89. Ткачев, П.Н. Больные люди [Электронный ресурс] // Критика 70-ых годов XIX века / под ред. С.Ф. Дмитренко. – М.: Олимп, 2002. – Режим доступа: http://az.lib.ru/t/tkachew_p_n/text_0050.shtml, свободный. (Дата обращения: 5.04.2022 г.) 90. Фридлендер, Г.М. Ф.М. Достоевский [Электронный ресурс]. – М.: Наука, 1982. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/irl/rl0/rl3/rl3-6952.htm?cmd=2, свободный. (Дата обращения: 19.04.2022 г.)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпускная квалификационная работа
на тему Рецепция образа Н.В. Ставрогина в русской философской и научной мысли (роман Ф.М. Достоевского «Бесы»)
направление подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование (Литературное и языковое образование)
Выполнил: Папазян Валентина Борисовна Руководитель: Вигерина Людмила Ивановна, к.фил.н., доц.
Работа представлена в ГЭК «» _____________ года
Зав. кафедрой __________________
Санкт-Петербург, 2022 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Выпускная квалификационная работа. 1 Введение. 3 Глава 1. Религиозно-философское осмысление романа «Бесы» и образа Н.В. Ставрогина в работах русских мыслителей начала XX в. 7 1.1. Религиозно-философское представление романа «Бесы» и образа Н.В. Ставрогина в работах мыслителей начала XX в. 7 1.2. Восприятие образа Н.В. Ставрогина в работе Д.С. Мережковского «Л. Толстой и Достоевский» 13 1.3. Восприятие Н.В. Ставрогина религиозным философом С.Н. Булгаковым (анализ статьи «Русская трагедия») 16 1.4. Николай Ставрогин как «отрицательный русский Фауст»: трактовка образа героя Вяч. И. Ивановым.. 19 1.5. Интерпретация образа Н.В. Ставрогина в работах Н.А. Бердяева. 22 1.6. Образ Н.В. Ставрогина в статьях С.А. Аскольдова. 26 Выводы по первой главе. 35 Глава 2. Исследование образа Н.В. Ставрогина и романа «Бесы» с позиций отечественного литературоведения. 37 2.1. Анализ главного героя романа в 20-ые г.г. XX века. 37 2.2. Интерпретация романа «Бесы» и его главного героя Н.В. Ставрогина с точки зрения советской идеологии (30-60-ые г.г. XX века) 43 2.3. 70-80-ые г.г. XX века как эпоха возобновления объективного научного восприятия образа Н.В. Ставрогина и романа «Бесы». 47 2.4. Образ Н.В. Ставрогина в отечественном литературоведении 90-ых г.г. XX – XXI в.в. 51 Выводы по второй главе. 61 Заключение. 63 Список литературы.. 66
Введение Роман Ф.М. Достоевского «Бесы», напечатанный впервые в 1871 году, долгое время был мало известен советскому читателю. Главной причиной запрета романа являлась его репутация карикатуры на революционно- освободительное движение, которая бросала тень на произведение вплоть до 70-80-х г.г. XX века. Художественная специфика произведения, его символизм, образ центрального персонажа – Николая Ставрогина - не были центром внимания у исследователей и критиков того времени. Если просмотреть историю исследования романа с момента его издания, то можно представить ее в виде такой периодизации: - 70-ые г.г. XIX века – создаются работы, являющиеся откликом на написание романа и рассматривающие его и центрального героя Н.В. Ставрогина исключительно с социаль
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.197.164 (0.19 с.) |