Союзные слова : как ни, что ни, кто ни, где ни, какой ни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Союзные слова : как ни, что ни, кто ни, где ни, какой ни



Частица ни употребляется при союзных словах (местоимениях кто, что, какой, который чей, сколько и местоименных наречиях где, куда, откуда, почему, зачем, сколько), связывающих придаточные уступительные предложения с главным; при этом придаточные предложения имеют обобщающий характер, усиливают утверждение:

I. 1. Летать перепела не любят, хотя и совершают осенью далекие путешествия в теплые страны. (С.-М.) 2. Хотя королек и небольшая птичка, но летает он быстро и достаточно вынослив. (Скреб.) 3. Птицы, хотя был уже поздний час, весело щебетали в кустах сирени. (С.-М.) 4. Несмотря на то что недалек был уже вечер, в лесу было душно. (Перм.) 5. Егорушка лежал на тюке и дрожал от холода, хотя солнце скоро показалось в небе и высушило его одежду, тюк и землю. (Ч.) 6. Сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно. (Л.) 7. Где бы мы ни плавали, все звезды над водой казались нам московскою кремлевскою звездой. (Жар.) 8. Костер, как ни поддерживали его в это мглистое утро, скоро погас. (Пришв.)

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С ПРИДАТОЧНЫМИ СЛЕДСТВИЯ (что из этого следует?)

1. [Сторожка лесника была поставлена на сваях (что из этого следует?)], так что между ее полом и землею оставалось свободное пространство, аршина два высотою. (Купр.) 2. До глубокой осени лилась с неба вода, так что нельзя было на поля ни выйти, ни въехать. (Соб.) 3. Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон. (Л. Т.) 4. Алексей лежал тихо, так что тетерев и не думал улетать. (Перм.) 5. Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны видели все. (Л.) 6. Машина круто развернулась, так что орудие оказалось дулом к неприятелю, и остановилась. (Кат.) 7. Все было тихо, так что он мог слышать изредка долетавшее до уха дребезжание дрожек извозчика. (Г.)

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ

1. Лисий след она [волчиха] принимала за собачий и иногда даже сбивалась с дороги, ч е г о с ней никогда не бывало в молодости. (Ч.) 2. Он заставлял ее

ходить на задних лапах, изображал из нее колокол, то есть сильно дергал за хвост, отчего она визжала и лаяла, давал ей нюхать табаку. (Ч.) 3. Большой черный дятел прицепился к сухой вершине ели и ожесточенно бил клювом по одному месту, отчего сухостоина дребезжала протяжно-певуче, точно флейта. (Перм.) 5. Модель земного шара называют глобусом, что в переводе с латинского означает «шар». 6. Для сохранения влаги в почве верхний слой разрыхляют, отчего капилляры разрушаются и уменьшается подъем воды.

III.С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ (ВУЗОВСКОЙ, Л.Ю.МАКСИМОВ, БАБАЙЦЕВА В.В.)

 

 

Структурно-семантическая классификация видов придаточных в СПП в соответствии со структурно-семантическими концепциями.

Л.Ю. Максимов, В.В.бабайцева (в учебнике для вузов Современный русский язык Ш., М.: Просвещение, 1987. С. 179-213)

2) авторов школьного учебника (Бархударов С.Г. и др. Русский язык,9класс, М.: Просвещение, 2011.

I. Структурный тип СПП:

1 – нерасчлененная структура, «придаточное предложение служит для пояснения какого-либо слова в главном предложении»;

2 – расчлененнапя структура, «придаточное предложение служит для пояснения всего главного».

II. Придаточная часть:

Нерасчлененной структуры (придаточное относится к слову в главной и выражает определительные и объектные отношения)

1 – присубстантивно-атрибутивная,

2- изъяснительно-объектная

3- местоименные (всюду-где, там-где, оттуда-откуда; тот-кто, тот-который,каждый-кто)

4 – местоимённая или местоимённо-союзная

КОНТАМИНИРОВАННОЙ СТРУКТУРЫ: относится к СЛОВУ в главной части, как в конструкции нерасчлененной структуры, и выражает ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ, как в конструкции расчлененной структуры).

Расчлененной структуры (придаточное предложение служит для пояснения всего главного).

времени,

условия,

цели,

сравнительная,

причины,

 уступки.

 

IV.СРАВНИТЕЛЬНАЯ характеристика видов придаточных В ВУЗЕ И ШКОЛЕ

ОТНОСЯТСЯ К СЛОВУ в главной части (В ВУЗЕ конструкция нерасчлененной структура):

1) Определительное (В ВУЗЕ присубстантивно-атрибутивное)(какой?):

Мы живем в доме(каком?), (В ВУЗЕ который построил мой дед).

Небо(какое?),(откуда моросил мелкий дождь), было затянуто тучами.

2) Местоимённо-определительное (В ВУЗЕ местоимённое):

Тогда удил всякий( какой ?), (кто мог держать в руке удилище, даже некоторые старухи).

3) Изъяснительное (В ВУЗЕ изъяснительно-объектное)(вопросы косвенных падежей):

Товарищи спросили (о чем?) меня, (действительно ли в этом овраге есть выводок волчат).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.005 с.)