Этап выявления суицидальных намерений обучающихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап выявления суицидальных намерений обучающихся



Для первичного выявления детей группы суицидального риска использование психологических тестов не является целесообразным, так как это исключает из процесса выявления педагогов, требует больших временных затрат педагога-психолога для проведения массового тестирования обучающихся и обработки полученных результатов.

Для этого достаточны разнообразные методы сбора информации (наблюдение с опорой на маркеры суицидального риска, опросы родителей, педагогов, соседей, сверстников, обобщение мате­риалов рейдов) и анализа уже имеющегося диагностического материала.

На этапе первичного выявления детей группы суицидальных намерений педагоги (классные руководители, кураторы групп, воспитатели) ведут целенаправленное наблюдение и заполняют карту наблюдения индикаторов суицидального риска (см. приложение II).

В качестве дополнительного метода педагог-психолог может предложить педагогам вести наблюдение с использованием прогностической таблицы риска суицида у детей и подростков (АН. Волкова) и карты наблюдений Д. Стотта.

При работе с родителями на этапе выявления суицидальных намерений обучающихся, педагог-психолог в сотрудничестве с классным руководителем может предложить родителям самостоятельно оценить потенциальный суицидальный риск собственного ребенка, например, применив «Родительскую анкету для оценки травматических переживаний детей». [1]

Социально-психологическая служба регулярно (ежемесячно) собирает информацию о наличии обучающихся, имеющих признаки суицидальных намерений. Ответственность за организацию данного этапа работы возлагается на заместителя директора образовательной организации по воспитательной работе.

Рекомендации для педагогов

Последовательность первичного выявления и сопровождения обучающихся группы риска по суицидальному поведению

1. Наблюдение за социально-психологическим состоянием обучающихся и выявление детей, переживающих стресс и/или потенциально подвергающихся риску суицидального поведения.

2. При наличии подозрения на возможный риск развития суицидального поведения, дополнительный сбор информации (родители, одноклассники, учителя, разговор с обучающимся).

3. При подтверждении подозрений о возможном наличии риска развития суицидального поведения необходимо сообщить об этом школьному педагогу-психологу и совместно с ним информировать родителей о наличии возможного риска, а также рекомендовать обратиться к профильным специалистам.

4. При необходимости, совместно с педагогом-психологом продолжать отслеживать динамику социально-психологического состояния обучающегося и оказывать ему эмоциональную, психолого-педагогическую поддержку.

 

4.3.  Этап диагностики суицидального риска
среди обучающихся

Данные, полученные на этапе выявления суицидальных намерений обучающихся, анализируются педагогом-психологом образовательной организации или приглашенным психологом. В ходе этой работы педагог-психолог совместно с социальным педагогом дифференцирует первичные списки по итогам наблюдений педагогов по следующим видам проблематики:

- проблемы я (внешность, самооценка, ценности, жизненный сценарий, особенности мышления, психологические защиты и т.д.);

- проблема детско-родительских отношений (стили воспитания, манера общения, семейные традиции, факты асоциального поведения, насилия и т.д.);

- проблемы, связанные с партнерскими отношениями (наличие дружеских / любовных отношений, их характер, модели поведения в них и т.д.);

- проблема социальных отношений (статус ребенка в учебном коллективе, наличие коалиций, в которые он входит, взаимоотношения с учителями, занятость во внеклассной жизни и т.д.).

В зависимости от проблематики подбирается методический инструментарий и проводится психологическая диагностика среди обучающихся, попавших в первичный список. По итогам диагностики определяется группа суицидального риска, составляется список обучающихся, склонных к суицидальному риску. С обучающимися, выделенной группы, педагогом-психологом и социальным педагогом определяется стратегия психолого-педагогической помощи в рамках программы комплексного сопровождения.

Если в образовательный организации нет педагога-психолога, диагностику осуществляет приглашенный психолог, или специалист-психолог, к которому был направлен обучающийся. По результатам диагностики психолог дает рекомендации образовательной организации по осуществлению комплексного сопровождения обучающегося.

Общая ответственность за организацию этапа диагностики суицидального риска среди обучающихся возлагается на заместителя директора образовательной организации по воспитательной работе.

Методическое обеспечение этапа диагностики
суицидального риска среди обучающихся

Природу саморазрушения у подростков составляют следующие проявления их личности: конфликтный смысл «Я», представление о себе как о зависимой и тревожной личности, стремление к отказу от саморегуляции, действие механизма вытеснения и уход в управляемое извне поведение как способ защиты положительного самоотношения и удовлетворения потребности в социальной поддержке, готовность к социальному взаимодействию при низкой личностной эффективности этого взаимодействия вследствие дефицита коммуникативных способностей и неадекватного восприятия социальных норм.

В настоящее время не существует универсальной психодиагностической методики для определения суицидального риска у детей и подростков. Тестовые методики, опросники и анкеты являются одними из наиболее распространенных диагностических инструментов, используемых при оценке суицидального риска.

Ниже предлагаются психодиагностические методики по системообразующей схеме определения проблематичных, дезадаптивных областей[2]. Методики могут быть использованы как на этапе выявления группы суицидального риска, так и в индивидуальной работе педагога-психолога для комплексной и углубленной диагностики обучающегося группы суицидального риска.  

I. ПРОБЛЕМЫ Я (внешность, самооценка, ценности, жизненный сценарий, особенности мышления, психологические защиты и т.д.).

- 16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттелла. Позволяет определить личностные свойства детей и подростков, степень социальной адаптации, наличие эмоциональных, личностных проблем. Существуют варианты для детей (7-12 лет) и подростков (12-16 лет).

- Опросник Шмишека - личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности.

- Тест личностных акцентуаций (ТЛА) В.П. Дворщенко (модифицированный вариант методики ПДО (Патохарактерологического диагностического опросника) А.Е. Личко). Выявляет типы акцентуаций, перечни конфликтогенных акцентуаций, особенности общения и дружбы, отношение к учебе.

- Диагностическая анкета критических ситуаций подростков (Л.Б. Шнейдер). Данная анкета показывает сферы возникновения критических ситуаций у подростков и диагностирует состояния, свидетельствующие о наличии переживания этой ситуации.

- Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. Способствует выявлению уровня ощущения одиночества личности.

- Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности», адаптированный Н.В. Перешеиной и М.Н. Заостровцевой к подростковому возрасту. Опросник Г. Айзенка включает описание различных пси­хических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.

- Опросник депрессии Бека для подростков. Методика предназначена для определения состояния пониженного настроения - депрессии с учетом его глубины, выявления особенностей межличностных контактов подростка со сверстниками, формирования планов на будущее, трудностей адаптации подростка в сложной для него социальной ситуации.

- Воспринимаемый индекс вины (Perceived Guilt Index, PGI) Авторы: John R. Otterbacher, David C. Munz. Методика позволяет измерить чувство вины как состояние и как черту. PGI состоит из двух шкал, которые измеряют эмоциональное переживание чувства вины как состояния (G-state) и как генерализованной Я-концепции (черты) (G-trait).

- Тест А. Эллиса на выявление иррациональных убеждений в мышлении, провоцирующих невротическое состояние и дезадаптивность.

- Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо. Опросник (англ. Zimbardo Time Perspective Inventory, сокр. ZTPI) представляет собой методику, направленную на диагностику системы отношений личности к временному континууму, что крайне важно при суицидальных намерениях.

- Диагностика типов эго-защитного поведения в трудных ситуациях (А.А. Азбель) направлена на выявление типов защитных механизмов.

- Диагностика посттравматического стрессового расстройства у детей (Н.В. Тарабрина). Данный опросник предназначен для выявления симптомов посттравматического стрессового расстройства у детей 10-13 летнего возраста.

- Шкала депрессии для детей и подростков M. Kovacs (CDI). Данная шкала позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения.

- Методика «Тревожность и депрессия» (ТиД). Методика позволяет выявить состояние тревожности и депрессии, обусловленное неуравновешенностью нервных процессов.

- Опросник для определения вида одиночества (С.Г. Корчагина). Тест направлен на определение и глубины переживания одиночества, и его вида (диффузное, отчуждающее, диссоциированное).

Проективные методы исследования личности:

- Исследование самооценки по методике Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан). Дает картину уровня самооценивания ряда личных качеств: здоровье, способности, характер, внешность и т.д.).

- Метод цветовых выборов М. Люшера. Данный метод является индикатором дезадаптации и степени выраженности эмоциональной напряженности, наглядно демонстрирует связь конституционально заложенных свойств с типом реагирования на средовые воздействия, степень подвластности или сопротивления этим воздействиям с помощью свойственных данному индивиду способов защиты.

- «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич. Метод направлен на диагностику личностных особенностей.

- «Человек под дождем» Этот проективный тест ориентирован на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Он позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

II. ПРОБЛЕМА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ (стили воспитания, манера общения, семейные традиции, факты асоциального поведения, насилия и т.д.)

- Опросник PARI (parental attitude research instrument) Авторы – американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).

- Тест «Подростки о родителях» ADOR (автор Шафер, модифицирован З. Матейчиком и П. Ржичаном). Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR – сокращенно, подростки о родителях) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

- Методика Рене Жиля. Предназначена для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений.

- Опросник «Анализ семейных отношений» (АСВ) (Авторы: Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий). Выявляет различные отклонения в отношениях родителей и детей.

- Шкала оценки насилия в семье. Автор: И.А. Фурманов. Данный опросник включает в себя вариант для родителей и детей, исследует применение определенных дисциплинарных мер воспитания.

- Метод незаконченных предложений. Авторы: Джозеф М. Сакс и С. Леви. Данная методика позволяет произвести оценку отношений к себе, семье, сверстникам, к взрослым, к переживаемым страхам и опасениям, отношение к прошлому и будущему, к жизненным целям.

Проективные методы исследования семьи:

- «Три дерева». В рисуночной форме она была предложена швейцарским психотерапевтом R.J. Corboz, но разработана немецким психотерапевтом Эддой Клессманн. Позволяет выявить особенности внутрисемейных отношений.

- «Рисунок семьи», Рисунок семьи в виде животных» «Кинетический рисунок семьи». Используется для оценки внутрисемейных отношений.

III. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (статус ребенка в учебном коллективе, наличие коалиций, в которые он входит, взаимоотношения с учителями, занятость во внеклассной жизни и т.д.).

- Опросник Басса-Дарки для диагностики склонности к различным формам агрессивного поведения (в адаптации Л.Г. Почебут). Позволяет определить в контексте суицидальных тенденций выраженность различных форм агрессии, негативизма, подозрительности, чувства вины, самоагрессии.

- Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга. Детский вариант методики предназначен для детей 4-14 (7-14) лет. Позволяет выявлять уровень социальной адаптации; причины неадекватного поведения учащихся по отношению к сверстникам и преподавателям (конфликтность, агрессивность, изоляция); эмоциональные стереотипы реагирования в стрессовых ситуациях.

- Методика склонности к отклоняющему поведению А.Н. Орел. Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.

- Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Целью методики является выявление особенностей адаптационного периода личности через интегральные показатели «адаптация», «самоприятие», «приятие других», «эмоциональная комфортность», «интернальность», «стремление к доминированию».

- Тест школьной тревожности Б. Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. Оптимально его применение в 3-7 классах средней школы.

- Опросник «Ауто- и гетероагрессии». Разработан Е.П. Ильиным для определения направленности агрессии на себя.

- Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев). Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностным характеристикам.

- Самооценка уровня агрессивности и латентного экстремизма (В.В. Бойко в модификации Н.П. Фетискина). Методика позволяет определить помимо агрессивности и потребностей в ней, способность к торможению агрессивных реакций и способы переключения агрессивности. Включает шкалу «Аутоагрессия».

- Опросник диагностики насилия и буллинга в школе (Авторы: Kim Su Jeong в модицифкации В.Р. Петросянц). Данная методика позволяет выявить параметры и частоту ситуаций, связанных с травлей в школе.

- Шкала виктимизации сверстников. Автор: И.А. Фурманов. Данная методика направлена на выявление особенностей взаимоотношений в школе, в том числе и в искаженной форме.

- Шкала отношений к насилию в период свиданий Автор: И.А. Фурманов. Данная методика выявляет ранние наклонности к насилию в виде психологического, физического, сексуального. Шкала представлена в двух формах: мужской и женский вариант.

- Шкала симптомов сексуального насилия. Автор: И.А. Фурманов. Данная методика выявляет такие критерии, как: страхи по поводу собственной безопасности, самообвинения, депрессии, гнева и эмоциональной нестабильности, страхи по поводу своего здоровья и т.д.

- Анкета склонности к делинквентному и аддиктивному поведению (ДАП). Авторы: В.В. Юсупов, В.А. Корзунин. Методика предназначена для обследования юношей предпризывного возраста. Включает в себя блок «Суицидальный риск».

- Опросник «Антивитальность и жизнестойкость» (Сагалакова О.А., Труевцев Д.В.). Скрининговая методика, направлена на экспресс-диагностику психологических составляющих антивитального поведения и сдерживающих факторов (жизнестойкость).

- Тест выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич). Тест предназначен для выявления аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у обучающихся. Результаты диагностики позволяют выявить не только непосредственное наличие суицидального риска у испытуемого, но и дают информацию о других факторах как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.

- Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой). Экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированных суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса.

- Методика определения суицидальной направленности (Личностный опросник ИСН) Таминдарова М.Р. Выявляет суицидально опасные установки у подростков 13-18 лет. Опросник предназначен для выявления депрессивного и невротического состояний, а также уровня общительности.

- Опросник суицидального риска (ОСР) Шмелева А.Г. Данный опросник гаправлен на диагностику суицидального риска, выявление уровня сформированности суицидальных намерений.

- Диагностика «СР-45» Юнацкевич П.И. Выявление склонности к суицидальным реакциям и констатация начального уровня развития склонности личности к суициду в период обследования.

- Склонность подростка к суицидальному поведению (СПСП)
М.В. Горской. Опросник позволяет изучить склонности подростков к суицидальному поведению, определяя уровень тревожности, уровень фрустрации, уровень агрессии, уровень ригидности.

- Тест «Суицидальная мотивация» Ю.Р. Вагина. Данный тест направлен на выявление и анализ мотивационных аспектов суицидального поведения, которые позволяют оценить выраженность суицидальных тенденций.

- Тест «Противосуицидальная мотивация» Ю.Р. Вагина. Данный тест направлен на выявление и анализ противосуицидальных мотивационных комплексов, позволяющих оценить сформированность противосуицидальной защиты.

Проективные методы исследования социального взаимодействия:

- «Кактус», графическая методика М.А. Панфиловой. Тест направлен на выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

- Hand test (Тест руки). Авторы: Б. Брайклин, З. Пиотровский, Э. Вагнер. Проективная методика, направленная на выявление агрессивного отношения к себе и другим.

- Методика «Ваши суицидальные наклонности» З. Королевой. Цель: определение суицидальных наклонностей субъекта.

- Графический тест «Ваши мысли о смерти» Л.Б. Шнейдер. Цель: Прояснение отношения к смерти, глубинных мыслей о ней.

IV. ЭКСПЕРТНЫЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ДЕЗАДАПТАЦИИ И СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

- Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков
Л.Б. Шнайдер). Позволяет определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков.

- Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков
(А.Н. Волкова). Позволяет прогнозировать степень суицидального риска у подростков.

- Карта наблюдений Д. Стотта. Методика используется для диагностики трудностей адаптация ребенка в школе, анализа характера дезадаптации и степени неприспособленности детей к школе по результатам длительного наблюдения, дает возможность получить картину эмоционального состояния ребенка, не позволяющего ему адекватно приспособиться к требованиям школьной жизни.

- Опросник П. Фрика. Данная экспертная методика позволяет оценить уровень оппозиционности, тревожности и демонстративности у подростка.

- Опросник Т. Ахенбаха. Представленная экспертная методика позволяет оценить наличие замкнутости, соматических проблем, тревожности, нарушение социализации, проблем с мышлением и вниманием у подростка.

4.4.  Психолого-педагогическое сопровождение
в случае проявления признаков аутоагрессивного поведения
обучающихся

Педагог-психолог, социальный педагог образовательной организации осуществляет индивидуально-профилактическое сопровождение детей указанной категории:

– педагог-психолог (психотерапевт – по согласованию) осуществляет психологическую коррекцию выявленного несовершеннолетнего, осуществляют консультативную помощь при выявлении у несовершеннолетнего риска суицидального поведения, направленные на минимизацию манифестации суицидального поведения и формирование антисуицидальных факторов;

- социальный педагог осуществляет социальный патронаж семьи обучающегося (работу с родителями ребенка), принимает меры по организации досуговой занятости ребенка, содействует вовлечению его к летнему отдыху и иным мероприятиям общешкольного масштаба;

- классный руководитель, педагоги образовательной организации осуществляют наблюдение ребенка в урочное и внеурочное время (в период пребывания ребенка в школе)

Все виды профилактической деятельности должны выстраиваться в целостной взаимосвязанной системе родитель-ребенок-педагог.

Снятие с сопровождения

В случае положительной динамики и выполнения всех мероприятий, предусмотренных планом, несовершеннолетний и его семья, студент снимается с сопровождения (решение принимается педагогическим консилиумом образовательной организации).

Продление сопровождения

В случае отрицательной динамики и не полной реализации плана мероприятий, сопровождение несовершеннолетнего и его семьи продлевается, информация, оформленная в виде Сигнальной карточки предоставляется в КДН и ЗП как о несовершеннолетнем и семье, находящимся в социально опасном положении.

Из образовательной организации за подписью директора либо при его отсутствии, заместителя директора по ВР в КДН и ЗП направляется Сигнальная карточка о несовершеннолетнем. 

Ответственность за организацию деятельности по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся группы суицидального риска возлагается на заместителя директора образовательной организации по воспитательной работе (согласно приказу МО РБ – I этап[3]).

При отсутствии в образовательной организации педагога-психолога, рекомендуется привлечение психолога из других образовательных организаций (в том числе специалистов центров ППМС, ПМПК), а также утверждение нормативным правовым актом МР (ГО) РБ состава мобильной группы для оказания психолого-педагогической помощи с выездом в место происшествия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.038 с.)