Изучение динамики цен на основе индексного метода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение динамики цен на основе индексного метода



- индивидуальный (однотоварный) индекс цен:

 

                                       (59)

где р1, р0 – цены на товар в базисном и отчетном периодах.

- При изучении динамики средней цены товара по разным территориям и субрынкам применяется индекс средней цены переменного состава:

 

                               (60)

 – средняя цена продукции по территориям, субрынков в базисном и отчетном периодах;

р0, р1 – цена продукции на определенном рынке или территории в базисном и отчетном периодах;

q0, q1 – количество проданной продукции в базисном и отчетном периодах (на определенной территории или субрынке).

Важнейшими составляющими, которые определяют денежные расходы населения на покупку товара, является уровень цен на этот вид товара и структура его продажи. Влияние этих факторов на изменение средней цены товара отражают индексы постоянного состава и структурных сдвигов:

 

                                  (61) 

 

                                       (62)

 

Между указанными индексами существует такая взаимосвязь:

 

                                   (63)

4) Агрегатный индекс цен – формула Ласпейреса:

 

                                      (64)

Ф ормула Пааше:

                                    (65)

Ф ормула Эджворта-Маршалла:

                                   (66)

Индекс Фишера:

                                   (67)

Пример решения типового задания

Задание 4.2. Статистика цен

По данным реализации продукции пяти видов на двух территориальных рынках (табл. 29) определить:

1) показатели вариации фактических и базисных цен в первом регионе (размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации)

2) территориальную вариацию цен;

3) динамику цен на основе индексного метода (индексы: переменного состава, постоянного состава, структурных сдвигов, Ласпейреса, Пааше, Эджворта-Маршала, Фишера)

4) общий рост цен.

По результатам расчетов сделать общие выводы о характере изменений цен.

 

 

Таблица 29

Исходные данные

 

1 регион

2 регион

Изделия

Объемы реализации продукции, q1, ед.

Цены продукции, p1, д.ед.

Объемы реализации продукции, q2, ед. Цены продукции, p2, д.ед.
  За предыдущий год Фактические данные отчетного периода За предыдущий год Фактические данные отчетного периода Фактические данные отчетного периода Фактические данные отчетного периода
А 480 458 1270 1261 610 1864
Б 570 572 867 935 640 1235
В 390 367 1430 1487 491 1532
Г 760 785 2785 2850 357 1700
Д 590 635 6480 6597 640 1598
Итого 2790 2817 12832 13130 2738 7929

Решение задачи

 

1) Показатели вариации:

 

 – размах вариации:

                     Р р01 =6480-867=5613 д.ед.

                     Р р11 =6597-935=5662 д.ед.

 

– среднее линейное (l) отклонение:

                    

 

               

– среднее квадратическое (d) отклонение:

                   

                   

 

коэффициент варииации:

                    

                

Таблица 30

Расчетная таблицапо 1 региону (за предыдущий период)

Изделия р0*q0 р0ср. 0ср.|*q0 0ср.)2 0ср.)2*q0 pср.*q0
А 609600 -1527,17 733043,9 2332262,90 1119486189,9 1307748,8
Б 494190 -1930,17 1100199,6 3725574,79 2123577631 1552951,7
В 557700 -1367,17 533198,2 1869166,96 728975113,2 1062545,9
Г 2116600 -12,17 9252,9 148,23 112651,7 2070602,3
Д 3823200 3682,83 2172866,9 13563201,4 8002288820,9 1607441,3
Итого 7601290 -1153,87 4548561,4 21490354,3 11974440406,8 7601290

Таблица 31

Расчетная таблицапо 1 региону (за отчетный период)

Изделия p1*q1 р1ср. 1ср.|*q 1 1ср.)2 1ср.)2*q1 pср.*q 1 Индивидуальный индекс цен ip
А 577538 -1536,17 703568,06 2359833,04 1080803533,3 1314401,8 0,99
Б 534820 -1862,17 1065163,99 3467695,02 1983521549,9 1641567,3 1,08
В 545729 -1310,17 480834,15 1716558,03 629976796,6 1053243,4 1,04
Г 2237250 52,83 41467,78 2790,50 2190543,2 2252850,2 1,02
Д 4189095 3799,83 2412889,00 14438671,5 9168556393,7 1822369,3 1,02
Итого 8084432 -855,87 4703922,98 21985548,1 12865048816,7 8084432 5,15

 

Таблица 32

Расчетная таблицапо 1 региону

Изделия p0*q1 p1*q0 p1*((q0+q1)/2) p0*((q0+q1)/2) рcp факт * ip ср
А 581660 605280 591409 595630 1605,41 0,79
Б 495924 532950 533885 495057 1093,42 0,86
В 524810 579930 562829,5 541255 1512,75 0,98
Г 2186225 2166000 2201625 2151412,5 2490,50 1,14
Д 4114800 3892230 4040662,5 3969000 4087,70 1,61
Итого 7903419 7776390 7930411 7752354,5 10566,48 1,24

* - Средняя цена по двум регионам

Таблица 33

Расчетная таблицапо 2 региону (фактические данные отчетного периода)

Изделия p2*q 2 р2ср. 2ср.)2 pср.*q 2 |p2-pср.|*q 2 2ср.)2*q2 ip ср
А 1137040 290,12 84172,04 960064,25 176975,75 51344943,66 1,16
Б 790400 -338,8 114836,82 1007280,53 216880,53 73495566,45 1,13
В 752212 -41,88 1753,58 772773,03 20561,03 861009,96 1,01
Г 606900 126,12 15907,31 561873,67 45026,33 5678909,08 0,68
Д 1022720 24,12 581,98 1007280,53 15439,47 372464,62 0,39
Итого 4309272 59,62 217251,73 4309272,00 474883,11 131752893,78 0,75

 

2) Средний уровень цен по двум регионам по изделиям:

 

 (д.ед.)

 (д.ед.)

 (д.ед.)

 (д.ед.)

 (д.ед.)

 

Средний индекс цен 1 региона по изделию А:

 

Аналогично рассчитываем по остальным изделиям (таблица 32).

 

Средний индекс цен 2 региона по изделию А:

Аналогично рассчитываем по остальным изделиям (таблица 33).

 

Территориальный индекс цен региона:

 

Для 1 региона:

                         

Для 2 региона:

Попарное сравнение территориальных индексов:

3)Изучение динамики цен на основе индексного метода

 

индивидуальный (однотоварный) индекс цен:

Для 1 региона:

Аналогично рассчитываем для других видов товаров.

 

- При изучении динамики средней цены товара по разным территориям и субрынкам применяется индекс средней цены переменного состава:

 

 

 

 

Между указанными индексами существует такая взаимосвязь:

 

4) Агрегатный индекс цен – формула Ласпейреса:

 

Ф ормула Пааше:

Ф ормула Эджворта-Маршалла:

 

Индекс Фишера:

Таблица 34

Динамика цен на основе индексного метода

Iпер 1,053
Iпост 1,023
Істр 1,029
Іпер 1,053
Индекс Лайспереса 1,023
Индекс Пааше 1,023
Индекс Эджворта-Маршалла 1,023
Индекс Фишера 1,023

Вывод:

Средняя цена увеличилась на 5,3% в отчетном периоде по сравнению с базисным, в том числе рост средних цен на изделия на 23% был обеспечен за счет изменения индивидуальных цен в отчетном периоде по сравнению с базисным. В то же время за счет изменения объемов продаж цен на товары в отчетном периоде в среднем повысились на 29%.

В среднем, цены в отчетном периоде на товары, реализованные в базисном периоде, так же как и на товары, проданные в отчетном периоде увеличились на 23% по сравнению с базисным. Рост цен в условиях среднего объема продаж отчетного и базисного периодов на 23% привел к совокупному росту цен в отчетном периоде по сравнению с базисным на 23%.

 

 

Тема 5. Статистика эффективности предприятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.62 (0.023 с.)