Как определяется коэффициент концентрации. В чем состоит преимущество индекса рыночной концентрации херфиндаля-хиршмана по сравнению с коэффициентом концентрации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как определяется коэффициент концентрации. В чем состоит преимущество индекса рыночной концентрации херфиндаля-хиршмана по сравнению с коэффициентом концентрации.



Содержание

 

Ответы на контрольные вопросы.. 3

Ответы на вопросы тестов. 11

Решение задач. 13

Список используемых источников. 16

 

Ответы на контрольные вопросы

Как определяется коэффициент концентрации? В чем состоит преимущество индекса рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана по сравнению с коэффициентом концентрации?

Ответ. Коэффициент концентрации – показатель степени концентрации продавцов на рынке; доля самых крупных четырех или восьми фирм в объеме продаж.

Коэффициент концентрации определяется по формуле:

Cr =  =

где Cr – коэффициент концентрации;

i принимает значение от 1 до r;

r – число крупных организаций на рынке;

qi – объем продаж i – той организации на рынке;

Q – объем продаж на рынке (емкость рынка);

Si – рыночная доля i-той организации на рынке.

Индекс Херфиндаля или Индекс Херфиндаля – Хиршмана (англ. Herfindahl-Hirschman index) (также известен, как ИндексГерфиндаля – Гиршмана) используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.

Используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.

HHI =

где ,  – выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли.

В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, индекс H будет равен 10000. Для двух фирм с равными долями Н = 502 + 502 = 5000, для H 100 фирм с долей в 1% H = 100.

Индекс Херфиндаля – Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли.

Он показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. Его основным преимуществом является способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке.

Объясните модель ломаной кривой спроса на продукцию олигополиста.

Ответ. Предложенная модель объясняет относительную негибкость цен при олигополии. Дело в том, что в условиях олигополии каждая из немногих крупных фирм знает, что если она снизит цену для расширения объема продаж, то другие фирмы для сохранения своей доли рынка вынуждены будут сделать то же самое. В результате у каждой фирмы при прочих равных условиях останется прежняя доля продаж при снижении прибыли. Поэтому ценовая конкуренция невыгодна для всех фирм, действующих в условиях олигополии. В результате фирма-лидер не сможет увеличить число покупателей за счет других фирм. К тому же понижение цены чревато демпинговой ценовой войной.

Почему в долгосрочном периоде экономическая прибыль фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, будет снижаться? Каковы возможности получения экономической прибыли фирмами-монополистическими конкурентами в долгосрочном периоде?

Ответ. На рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится. Сокращение спроса уменьшит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, условием долгосрочного равновесия фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.

В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа отрасль хоть и не высоки, но все же существуют.

Ответ: г.

2. Какой метод ценообразования используется в условиях олигополии, основанной на тайном сговоре, при выпуске дифференцированной продукции?

а) цена определяется с учетом правила MR = MC;

б) применяется политика хищнического ценообразования;

в) цена формируется в соответствии с методом “издержки + накидка”;

г) одна из фирм выступает в роли ценового лидера.

Ответ: а.

3. В чем состоит основное преимущество монополистической конкуренции?

а) достигается наиболее эффективное использование ресурсов в обществе;

б) фирмы производят наиболее оптимальный объем продукции;

в) дифференциация продукта способствует лучшей реализации разнообразных вкусов потребителей;

г) в положении равновесия предельная выручка равна предельным издержкам.

Ответ: в.

4. В какой рыночной структуре в положении равновесия равны друг другу цена и предельные издержки фирмы?

а) чистой конкуренции;

б) чистой монополии;

в) монополистической конкуренции;

г) олигополии.

Ответ: а.

5. Какое из следующих утверждений характеризует положение долгосрочного равновесия?

а) чисто конкурентные фирмы получают нулевую экономическую прибыль;

б) у монополистических конкурентов существует тенденция к нулевой экономической прибыли;

в) монополисты и олигополисты могут получать экономическую прибыль;

г) все предыдущие ответы верны.

Ответ: г.

Решение задач

Задача 1. Какое количество продукции следует продавать фирме и по какой цене, если ее валовая выручка TR = 200Q - 4Q2; предельная выручка MR = 204 - 8Q; предельные издержки МС = 50 + 3Q? Почему данная фирма действует в условиях несовершенной конкуренции?

Решение задачи 1:

Фирма действует в условиях несовершенной конкуренции, т. к. величина предельной выручки зависит от объема выпуска. Для нахождения оптимального объема приравниваем функции предельной выручки и предельных издержек. Цену находим, поделив значение валовой выручки при оптимальной объеме на этот объем.

MR= МС

204 –8Q =50 + 3Q

204 – 50 = 3Q + 8Q

Q = 154 / 11 = 14 – оптимальный объем продаж

Валовая выручка при оптимальном объеме:

TR = 200Q - 4Q2

TR = 200 * 14 – 4* 142 = 2800-784 = 2016

Цена: 2016 руб / 14шт = 144 рубля

Задача 2. Предельная выручка фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, MR = 80 – 4Q, предельные издержки (на восходящем участке) МС = 5Q – 10, а минимальные средние издержки составляют 50 р. Какое количество продукции фирма может продать с наибольшей выгодой? Сколько единиц продукции предлагала бы фирма в положении долгосрочного равновесия, если предположить, что она работает в условиях чистой конкуренции?

Решение задачи 1:

Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, не совпадает с целой отраслью и благодаря дифференциации на своём сегменте она – монополист. Здесь кривая спроса приобретает характерный отрицательный наклон: рост объёма реализации достигается за счёт снижения цен. Фирма максимизирует прибыль при таком объёме, при котором предельные издержки равны предельному доходу (MR=MC). Фирма наращивает пр-во до тех пор, пока дополнительные затраты, связанные с выпуском ещё одной единицы продукции, не начинают превышать выручку от её реализации.

Таким образом, равновесный объем Qравн. при условии максимизации прибыли

МR=MC

80 – 4Q=5Q – 10

Qравн.=10

В случае получения прибылей в краткосрочном периоде можно ожидать, что экономические выгоды привлекут новых конкурентов, поскольку вхождение в отрасль является относительно простым. Что приведет к увеличению предложения. Когда новые конкуренты войдут в отрасль, кривая спроса, с которым сталкивается типичная фирма, сдвинется влево, потому что в этом случае каждая фирма станет обладать меньшей долей совокупного спроса и конкурирует с большим числом продуктов, представляющих собой близкие заменители. Это в свою очередь приводит к исчезновению экономических прибылей. В ходе конкуренции исчезают экономические прибыли и стимул для вхождения в отрасль большего числа фирм. Фирмы постепенно покидают отрасль. Столкнувшись с меньшим количеством продуктов-заменителей и увеличившейся долей совокупного спроса, выжившие фирмы видят, что их убытки прекращаются и постепенно уступают место нормальной прибыли.

Таким образом, для фирм, действующих при монополистической конкуренции, в долгосрочном периоде существует тенденция к получению нормальной прибыли, или к возникновению безубыточности. Эти тенденции, основанные на наличии свойств «чистых конкурентов» и «чистых монополистов», и определяют цены и объемы производства в рассматриваемых условиях.

Для достижения эффективности распределения ресурсов они должны быть распределены между фирмами и отраслями таким образом, чтобы обеспечить производство определенного ассортимента продуктов, которые более всего нужны обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно как-либо изменить структуру совокупного продукта, чтобы при этом получать чистую выгоду для общества.

В долгосрочном периоде конкуренция вынуждает фирмы производить такой объем продукции, который приходится на точку минимума средних общих издержек, и устанавливать такую цену, которая соответствует этим издержкам. Это, очевидно, наиболее предпочтительная ситуация для потребителей. Она означает, что фирма должна использовать наилучшую технологию из доступных, иначе она не выживет в конкурентной борьбе. Другими словами, в производстве любого данного количества продукта используется минимум ресурсов.

Р=min (AC)

Так же, как в случае совершенной конкуренции, в долгосрочном периоде при монополистической конкуренции каждая фирма функционирует в точке безубыточности. Однако при совершенной конкуренции, в силу ее специфики, в долгосрочном периоде достигались условия экономической эффективности.

Известно, что экономическая эффективность требует тройного равенства Рх = МС=АТС Равенство Рх = МС отражает эффективное использование ресурсов. Равенство Рх = min АТС определяет высокую производственную эффективность.

Таким образом, в долгосрочном периоде

АТС=МС

50=5Q – 10

Qдолг=12

Ответ: Qравн.=10, Qдолг=12

Содержание

 

Ответы на контрольные вопросы.. 3

Ответы на вопросы тестов. 11

Решение задач. 13

Список используемых источников. 16

 

Ответы на контрольные вопросы

Как определяется коэффициент концентрации? В чем состоит преимущество индекса рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана по сравнению с коэффициентом концентрации?

Ответ. Коэффициент концентрации – показатель степени концентрации продавцов на рынке; доля самых крупных четырех или восьми фирм в объеме продаж.

Коэффициент концентрации определяется по формуле:

Cr =  =

где Cr – коэффициент концентрации;

i принимает значение от 1 до r;

r – число крупных организаций на рынке;

qi – объем продаж i – той организации на рынке;

Q – объем продаж на рынке (емкость рынка);

Si – рыночная доля i-той организации на рынке.

Индекс Херфиндаля или Индекс Херфиндаля – Хиршмана (англ. Herfindahl-Hirschman index) (также известен, как ИндексГерфиндаля – Гиршмана) используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.

Используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.

HHI =

где ,  – выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли.

В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, индекс H будет равен 10000. Для двух фирм с равными долями Н = 502 + 502 = 5000, для H 100 фирм с долей в 1% H = 100.

Индекс Херфиндаля – Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли.

Он показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. Его основным преимуществом является способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.033 с.)