И фантастические образы повести 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И фантастические образы повести



 

Словарная работа: легенда, месть.

Работа над понятиями: национально-освободительная борьба, предательство.

 

...все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная...

В. Г. Белинский

 

На доске заранее записано истолкование слов «месть» и «легенда».

Месть — намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбления, обиды и т. п., желание отомстить[1].

Легенда[2] (несколько значений):

1. Основанное на устных преданиях опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице, событии и т. п.

2. О чем-либо невероятном, о выдумке, вымысле.

3. Инструментальное произведение повествовательного характера, выражающее музыкальными средствами какое-либо народное предание.

4. Вымышленные сведения о разведчике, предопределяющие его поведение, поступки.

 

ХОД УРОКА

Опрос по заранее подготовленным индивидуальным заданиям (из урока 37).

1. Учащиеся выразительно читают наизусть или по тексту повести описание Днепра «Чуден Днепр...» (по Х главе).

Учитель обращает внимание на то, что описание Днепра не статично: он бывает разным. Спокойный Днепр — это необыкновенный величавый простор: «Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! ему нет равной реки в мире». Но «когда же пойдут горами по небу синие тучи, черный лес шатается до корня, дубы трещат и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир — страшен тогда Днепр!.. Кто из козаков осмелился гулять в челне в то время, когда рассердился старый Днепр? Видно, ему не ведомо, что он глотает, как мух, людей».

Итак, Днепр — это не фон, на котором происходят события в повести, это основа жизни, символ Родины. По Днепру плывет челн, на котором Данила Бурульбаш со своей семьей возвращается со свадьбы, в Днепре находят себе последний покой несчастные жены, покинутые мужьями, об этом поет Катерина; родная река — основа жизни козаков, она основа их души.

2. При ответе на второй вопрос учащимся нужно обратить внимание на прямоту, честность Данилы: он не может притворяться, говорит то, что думает. Он прямо говорит Катерине, что, если бы знал, каков ее отец, не женился бы на ней. Но он любит свою жену, и поэтому никогда ее не оставит.

Данила беззаветно храбр, он никогда не склоняет головы перед врагами, даже если это нечистая сила. Подобно былинным богатырям, он необыкновенно силен. Как в былинах и народных песнях, автор сравнивает бой с пиром (глава IХ): «И пошла по горам потеха, и запировал пир: гуляют мечи, летают пули, ржут и топочут кони...

Но виден в толпе красный верх козацкой шапки пана Данила; мечется в глаза золотой пояс на синем жупане; вихрем вьется грива вороного коня. Как птица, мелькает он там и там; покрикивает и машет дамасской саблей и рубит с правого и левого плеча. Руби, козак! гуляй, козак! тешь молодецкое сердце; но не заглядывайся на золотые сбруи и жупаны! топчи под ноги золото и каменья!».

(Позже те же мотивы, ту же музыку боя, мы услышим в «Тарасе Бульбе».) И еще обратим внимание на то, что повесть начинается, подобно поэме «Руслан и Людмила», сценой свадебного пира, на котором неожиданно появляется колдун.

3. Ответ на данный вопрос предполагает пересказ нескольких эпизодов I главы. Первыми увидели колдуна играющие дети, а настоящее лицо его показалось тогда, когда есаул поднял иконы, чтобы благословить молодых.

4. Перед отвечающими на четвертый вопрос учащимися учитель может поставить дополнительный вопрос: «А может быть никакой вины Катерины и не было. Ведь колдун — ее родной отец, как же она может не помочь ему?» Если ребята прочитали повесть, они должны возмутиться, так как все дальнейшие события говорят о том, что Катерина, выпустив колдуна, предала всех: и мужа, и своего сына, и себя, и свою Родину, так как колдун был на стороне врагов козачества, он помогал ляхам захватить Приднепровье. От предательского выстрела своего тестя в тяжелом бою гибнет Данила, от колдовских чар умирает младенец, и сама Катерина, безумная, умирает от ножа своего преступного отца.

5. Отвечая на пятый вопрос, учащиеся уточнят значение понятия «месть», обратят внимание на роль этого понятия в тексте повести. Огонь обиды и жажда мести жжет сердца, зовет вновь к нанесению новых обид. Катерина собирается растить сына своего «на месть» за отца, но сила зла первой наносит свой удар. Данила не отомщен. Но так ли это? Вспомним, отчего обезумел колдун? Что его страшит более всего? Неясная фигура рыцаря с младенцем на огромном коне как символ совести, неминуемого отмщения и возмездия. И совсем страшным, приведшим в отчаяние колдуна стал смех, глумливый, уничтожающий смех — ржание коня (гл. ХIV). После этого колдун свершает свое последнее злодейство — убивает схимника — святого старца (глава ХV).

6. Отвечая на последний, шестой вопрос, ученики не только пересказывают древнюю легенду, которой завершается повесть, но и подводят итог обсуждению. Обратим внимание на то, что слово «легенда» имеет несколько значений, а также имеет и омонимы. На уроках литературы мы употребляем это слово в его основном, первом значении: основанное на устных преданиях опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице. Вдумаемся в легенду о страшной мести: о зависти, приведшей к братоубийству, о преступлении и жестокости. Внешне эта легенда напоминает библейскую историю о Каине иАвеле, о преступлении Каина, также совершенном из зависти. Но легенда в повести Н. В. Гоголя заставляет нас еще больше содрогнуться, потому что Петр обрек на смерть не только брата Ивана, но и младенца, привязанного к его спине. Такая жестокость не может остаться без возмездия, и сам Господь Бог согласился с карой Петра и всего его потомства. Но и Ивану, требующему мести, тоже не будет царствия небесного «... и доныне стоит на Карпате на коне дивный рыцарь, и видит, как в бездонном провале грызут мертвецымертвеца, и чует, как лежащий под землею мертвец растет, гложет в страшных муках свои кости и страшно трясет всю землю...»

Страшная месть

Краткое содержание повести
из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»

читается за 6 минут, оригинал — 1,5 ч

Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Уж все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.

Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу. Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упрёки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец.

Продолжение текста после рекламы

После обеда, во время которого тесть брезгает и галушками, и свининой, и горелкою, к вечеру уходит Данило разведать вокруг старого колдунова замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату, невесть чем освещённую, с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и весь облик его меняется: уж он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясённый открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей все. Катерина отрекается от отца-богоотступника. В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждёт его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына.

Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя чёлном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окружённой недремлющими стражами, она обнаруживает его мёртвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.

Благодаря рекламе Брифли бесплатен

Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун сам убивает дочь свою.

За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» — и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике. Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мёртвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Ещё один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс ее нещадно, но не мог встать.

Кончается быль сия старинной и чудной песней старца бандуриста в городе Глухове. Поётся в ней о войне короля Степана с турчином и братьях, козаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду поделил с братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забрал все добро себе. После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тот проклял все его потомство и предрёк, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придёт ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить. Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.33.153 (0.013 с.)