Беседа с учащимися и конспектирование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беседа с учащимися и конспектирование.



I. Предместье и Сечь в повести.

1. Кто населял предместье? Какова картина обычной жизни предместья?

Задание. Обобщить наблюдения над текстом (конец II главы),

Учащиеся отметят следующие детали: «армянин развесил дорогие платки», татарин ворочил на рожнах бараньи катки», «жид... цедил из бочки горелку». «При въезде их оглушили пятьдесят кузнецких молотов».

2. Какой предстает Сечь? Чем заняты козаки?

Задание. Обобщить наблюдения над текстом. «...запорожец, спавший на самой средине дороги... шаровары алого дорогого сукна были запачканы дегтем для показания полного к ним презрения...». Еще «несколько дюжих запорожцев, лежавших с трубками в зубах на самой дороге»; «...целая толпа музыкантов, в средине которых отплясывал молодой запорожец... И Фома, с подбитым глазом», не жалел «горелки православным христианам».

Сопоставительный смысл эпизодов понятен: «вольные козаки», вынужденные постоянно воевать, привыкли к бранному быту. Они пренебрежительно стали относиться к хозяйственным заботам, к торговле, предпочитал все необходимое выменивать в предместье на добытые в сражениях трофеи. Целые дни проводятся в пирах и разгуле, если врага нет близко. Такова оборотная сторона их долгой войны во имя воли.

 

II. Мотив воли как главной жизненной ценности козачества сопровождает все описание Запорожской Сечи.

Задание. Проследить по тексту, как при описании Сечи про исходит постоянное напоминание о кочевой жизни воинов, отстаивающих свое право быть свободными на своей земле.

1. Герои приезжают на остров Хортица, «где была тогда Сечь, так часто переменявшая свое жилище». Становятся понятны авторские пояснения о том, что нигде не было оград, заборов, навесов, а небольшой вал никем не охранялся. Понятие о свободе превращается в понятие о воле — ничем не ограниченной свободе (обязательством, долгом и т. д.).

2. Как создается героический образ Сечи?

а) Обращается внимание на физический облик запорожцев («лев», «дюжий», «рыцари»).

б) Разгулы, пляски, товарищество говорят о духовной силе, стойкости.

в) Среди козаков мало, кто доживает до пожилого возраста:пиров и загулов в их жизни намного меньше, чем страшных сражений.

г) Тарас Бульба узнает о трагической гибели многих своих товарищей за то время, пока был дома.

 

III. Как Тарас Бульба поднимает козаков на бранное дело?

1. Задание. Найти в тексте объяснение, почему Бульба не был удовлетворен тем, что его сыновья скоро «стали на хорошем счету у козаков». «Ему не по душе была такая праздная жизнь — настоящего дела хотел он». Это замечание многое объясняет. Война сходила на нет. Наступал исторический перелом в жизни Европы: укреплялась государственность на основе единства, а следователь но, мира. Козачество исполнило свою историческую миссию. Очень скоро Украина добровольно присоединится к России и тем самымукрепит собственное могущество. Надобность в защите границ отпадет. Но сознание Тараса Бульбы обращено в прошлое. Для него «праздная жизнь» синоним мирной жизни, а настоящее дело — бранное дело, он воспринимает мирные периоды между походами как случайное время, которое все равно вот-вот кончится.

2. Чем мотивирует Бульба необходимость начать «отважное предприятие»?

Он говорит: «...у меня два сына... ни разу ни тот, ни другой не был на войне... стало быть, следует, чтобы пропадала даром козацкая сила, чтобы человек сгинул, как собака...» Реализовать себя, быть полезным отчизне «и всему христианству» в те «удалые времена» можно было только на войне, защищая родную землю.

 

IV. Какие правы и характеры раскрывает сцена перевыборов атамана?

1. Необходимо помочь учащимся найти ключевые слова, связанные с изображением в повести козаков, принимающие важное решение. Эти слова — «толпа» и «кричали». Они указывают на стихийность в поведении козаков, на своеволие их поступков, совершаемых под влиянием порывов, чувств, а не разума и строгой необходимости.

«Толпа» в Сечи — это общность людей. Она защитит, и та же общность в силу стихийной необузданности оказывается часто жестокой, несправедливой.

Задание. Как автор раскрывает эту мысль в эпизоде рассказа запорожцев о попытке поляков навязать православным католическую веру и слухах, что церкви сдаются в аренду жидам?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.171 (0.007 с.)