Компьютерные экспертные игры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компьютерные экспертные игры



Компьютерные игры разделяют на следующие классы /Пажитнов Л. А., 1987/:

· позиционные игры (шахматы, шашки, го);

· динамические игры, связанные с сенсомоторными реакциями;

· зрелищные или диалоговые фильмы, где пользователь может влиять на сюжет;

· обучающие игры.

Экспертные игры сочетают в себе элементы всех перечисленных выше классов. Сравнительные характеристики этих игр представлены в табл. 3.4.

Таблица 3. 4. Сравнительные характеристики экспертных игр

Экспертные игры Достоинства Недостатки Требования к эксперту Требования к аналитику Области
Индивидуальные Дают возможность сравнительно быстро получать качественную картину принятия решения Позволяют выяснять, какую информацию и как использует эксперт Отсутствие методик и стандартного набора игр Высокие профессиональные требования к аналитику Собеседник или практик (раскованность и актерское мастерство) Собеседник (режиссерские способности, умение создавать сценарий, актерское мастерство) Средне и слабо структурирован-ные и слабо документирован-ные
Групповые Реалистично воссоздают атмосферу конкретной задачи Раскрепощают экспертов «Групповые» знания более объективны Выявляют логику и аргументацию экспертов Требуют от аналитика знания основ игротехники Сложность создания игр для конкретных предметных областей То же То же + способность к ведению конферанса То же
Компьютерные Вызывают интерес у эксперта Привлекают дизайном и динамикой Сложность и высокая стоимость создания специализирован-ных игр по конкретной предметной области Практик без психологического барьера по отношению к компьютеру Мыслитель То же

Структурирование знаний

Проблема структурирования знаний тесно связана с проблемой извлечения, но рассматривается как бы под другим углом зрения. Вопрос заключается не в том, как надо взаимодействовать с экспертом, а в том, что надо получить в результате такого взаимодействия и что конкретно построить для решения данной задачи. Структурирование знаний иногда называют также концептуальным анализом знаний.

Целью концептуального анализа знаний является построение модели предметной области, которая представляет собой проблемно-ориентированные и системно-независимые структуры.

Любая модель предметной области включает в себя систему понятий, семантические отношения и стратегии принятия решений /Вассерман Л. И. и др., 1997/.

Система понятий

Под системой понятий подразумевают совокупность единиц смысловой информации, отражающих реальные явления, процессы, факты, объекты и т. д. предметной области. Инженерия знаний предлагает ряд практических методов работы с экспертами для формирования системы понятий /Червинская К. Р., 1991/:

· метод локального представления,

· метод вычисления коэффициента использования,

· метод формирования перечня понятий,

· составление списка элементарных действий,

· составление оглавления учебника,

· текстологический метод.

Цель этих методов заключается в том, чтобы сформировать систему понятий, обладающую свойствами полноты, уникальности, достоверности и непротиворечивости.

Метод локального представления

При построении системы понятий с помощью метода локального представления эксперта просят разбить задачу на подзадачи для перечисления целевых состояний о писания общих категорий цели. Далее для каждого разбиения (локального представления) эксперт формулирует информационные факты и дает им четкое наименование (название). Считается, что для успешного решения задачи построения модели предметной области число информационных фактов в каждом локальном представлении, которыми человек способен одновременно манипулировать, должно быть примерно равно семи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.005 с.)