Неделя пред Рождеством Христовым 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неделя пред Рождеством Христовым



НЕДЕЛИ

ТЕМА ЕВАНГЕЛИЯ

ТЕМА ПОУЧЕНИЯ

СТР.

 

1‑я

Всех святых

О любви и благо­да­рении Божием

5

 

2‑я

Всех святых, в земле Российской просиявших

Наши молитвенники

7

 

3‑я

«Ищите же прежде Царствия Божия»

Иметь только необходимое…

11

 

3‑я

«Ищите же прежде Царствия Божия»

Чему нас учат птицы и цветы

14

 

4‑я

Об исцелении слуги Капернаумского сотника

Послушание

19

 

5‑я

Об исцелении
Гадаринских бесноватых

Без хотения нет спасения

21

 

6‑я

Исцеление расслабленного

Об избавлений от духовного и телесного расслабления

23

 

6‑я

Исцеление расслабленного

Молитва друг за друга

28

 

7‑я

Об исцелении двух слепых

О чудотворящей вере

31

 

7‑я

Об исцелении
немого бесноватого

Предохранение от одержимости

34

 

8‑я

О насыщении
пяти тысяч человек

О духовном общении с Господом

36

 

9‑я

Хождение по водам

Спасающая вера

40

 

10‑я

Об исцелении
бесноватого сына

Духа не угашайте

43

 

11‑я

О жестоком
взаимодавце

О милосердии Божием и нашем жестокосердии

46

 

11‑я

О жестоком
взаимодавце

О взаимном прощении согрешений

48

12‑я

Беседа Христа
с богатым юношей

О достоинстве человека

51

13‑я

О виноградарях

О злых, недобросовестных виноградарях

54

14‑я

Брачный пир у Господа

О званных на вечерю

57

15‑я

О беседе Христа
с законником

О любви к Богу
и ближнему

59

16‑я

Притча о талантах

О верности Богу
и милосердии к людям

63

16‑я

Притча о талантах

Необходимость труда

67

17‑я

О хананеянке

О вере и смирении хананеянки

71

17‑я

О хананеянке

Чудотворящая вера иерихонского слепца
и хананеянки

73

17‑я

О хананеянке

В чем мы должны подражать хананеянке

76

18‑я

О чудесном улове рыбы
и призвании апостолов

О влиянии Спасителя
на народ

79

18‑я

Апостольский призыв
к милосердию

О милосердии

82

19‑я

О любви к врагам

О любви христианской

84

20‑я

О воскрешении сына Наинской вдовы

О воскрешении мертвых

86

21‑я

О сеятеле

О сеянии слова Божия
на поле нашего сердца

90

22‑я

На притчу
о богатом и Лазаре

Наши лазари

93

22‑я

На притчу
о богатом и Лазаре

После смерти нет покаяния

96

22‑я

На притчу
о богатом и Лазаре

Самое близкое, самое ценное и неотложное

97

22‑я

Рождественский пост

О пользе поста

99

23‑я

О гадаринском бесноватом

Господь — наша защита

103

23‑я

О гадаринском бесноватом

О благодати Божией

106

24‑я

Об исцелении
кровоточивой женщины

О силе веры

108

24‑я

О воскрешении
дочери Иаира

О бессмертии человека

110

25‑я

О милосердном самарянине

Искушающий законник и милосердствующий самарянин

112

25‑я

О милосердном самарянине

О милосердии к людям
и внимании к вещам

114

25‑я

О милосердном самарянине

О перегородках
и их преодолении

116

25-27

О подготовке к празднику Рождества Христова

О духовном возрождении

119

26‑я

О безумном богаче

О вреде любостяжания

121

26‑я

О безумном богаче

О надежде на Господа

124

27‑я

Об исцелении
скорченной женщины

Сила Божия
в немощех совершается

127

27‑я

Об исцелении
скорченной женщины

Всеоружие Божие

129

27‑я

Об исцелении
скорченной женщины

О чуде исцеления скорченной женщины

132

28‑я

Притча о званных
на вечерю

О подготовке к вечери праздника Рождества Христова

135

29‑я

Об исцелении десяти прокаженных

О благодарении Бога

137

30‑я

Беседа с Начальником
о жизни вечной

Подражать Филарету Милостивому

139

31‑я

Об Иерихонском слепом

Просить, благодарить
и следовать за Христом

142

Неделя пред Рождеством Христовым

О родословии
Спасителя

О родословной Спасителя,
праотцах и отцах

145

 

32-37

О Закхее

Первые шаги к возрождению

147  
 

32-37

О Закхее

Зов Божий

150  
                 

Поучение в неделю 1‑ю по Пятидесятнице.
Всех святых.
(Мф. 10, 32—33, 37—38; 19, 27—30)

Кто исповедует Меня пред людьми,
того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным
.

О ЛЮБВИ И БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ

Основной христианской добродетелью, как мы все знаем, благочестивые слушатели, является любовь: любовь к Богу и ближнему (Лк. 10. 27). Любовь к Богу — исходная, основная любовь, без нее невозможна, как говорит апостол Иоанн, любовь к человеку (1 Ин. 4. 20).

Священный огонь благодатной любви к Богу зажигается в сердце человеческом лишь при крепкой и горячей вере в Него. Без такой веры невозможна любовь к Богу, ибо лишь при ней (вере) любовь Божия изливается в сердца наши Духом Святым (Рим. 5. 5), изливается как дар Божий. Сердце, согретое и освященное любовью к Богу, переносит этот свет и теплоту и на людей. Лишь полюбив Бога, мы одновременно начинаем любить и человека.

Христианская любовь — чувство двуединое и нераздельное, т. е. она есть любовь и к Богу и к человеку. Но начинается оно, повторяем, через веру и любовь к Богу.

Но как мы, братие и сестры, можем проверить себя: любим ли мы по-настоящему; не на словах, а на деле Господа? Какие признаки подлинной любви к Богу?

Одним из основных признаков любви, как указывает сегодняшнее евангельское чтение, является жизнь по этой любви. От избытка сердца уста глаголют, — говорит Слово Божие (Лк. 6. 45). Сердцем веруем к праведности, а устами исповедуем ко спасению (Рим. 10. 10).

Любовь к Богу должна проверяться прежде всего нашим отношением к самим себе. Если душу свою, — говорит Иисус Христос, — будешь предпочитать любви ко Христу, т. е. беречь и любить ее будешь больше, чем Его, то ты далек от Бога и жизни вечной. Ибо сберегающий душу свою для интересов и забот временной, земной жизни, теряет ее для жизни вечной (39 ст.).

Об этом еще и так сказано в сегодняшнем евангельском чтении: Кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот не достоин Меня (38 ст.).

Кого следует разуметь в этих словах Господа? Того, кто не принимает страданий и испытаний, как посылаемых для очищения души, для борьбы с засилием греха и для служения Богу и людям. Разуметь следует того, кто не следует за Христом в терпеливом, спасительном несении креста этих своих бед, скорбей и испытаний, подобно тому, как Христос поднес Свой благословенный и искупительный для нас Голгофский Крест.

Такой человек не достоин Меня, — говорит Господь, — так как он теряет Христа, утрачивает духовно-благодатную связь

с Ним, а отсюда и со своими родными и со всеми людьми. И наоборот. Кто озарится любовью ко Христу, то он не только оживит в сердце своем любовь к тем, кого когда-то оставил (отца, мать, жену и прочих), но и приобретает сотни новых отцов и матерей и братьев и сестер, ибо во Христе все мы братья и сестры, все отцы и матери для неокрепших во Христе душ. Приобретая Христа, мы делаем близкими себе всех людей, приобретаем весь мир, всю вселенную, ничего (кроме греха) при этом не теряя.

Кто-нибудь из вас, благочестивые слушатели, может усумниться и спросить, а как возможно приобрести весь мир при слабости человеческих сил? Но ведь мы знаем, что сила Божия в немощах совершается; и что невозможно человеку, то возможно Богу. Для святых апостолов многое было невозможном до сошествия на них Святого Духа. И все стало возможным с момента этого сошествия. Благодать Божия не только укрепила их веру во Христа, но и дала силу без страха и малодушия благовествовать о Нем во всем известном тогда мире (и тем приобрести весь этот мир) и созидать всюду Церковь Христову.

Благодать Святого Духа помогла исповедникам и мученикам за веру Христову переносить страдные мучения и тем укреплять Церковь Божию. Они оставляли и дома свои, и родителей, и родных и шли за Христом, свидетельствуя своей кровью верность и преданность Ему. Таковы, например, великомученицы Екатерина, Варвара, Анастасия.

Какие великие сонмы святых угодников Божиих на протяжении двух тысяч лет вызвала к жизни и укрепила в вере и подвиге благодать Божия, засиявшая и преизобильно изливающаяся в Церкви Христовой со дня святой Пятидесятницы? Всех их сегодня, в первое воскресенье после святой Пятидесятницы, чтит и прославляет святая Церковь. Все они подвигом жизни и веры свидетельствуют истинность и спасительность нашей веры в Господа нашего Иисуса Христа и основанной Им Церкви. Все они прошли один и тот же основной путь — от веры во Христа любви к Нему, а через любовь — к неиссякаемым источникам благодати Божией и силы.

Поверим же и мы от всего сердца, что Сын Божий, явился в мир ради нас и нашего спасения. И, поверив, возлюбим Его, столь нас возлюбившего. И не будем ждать, чтобы кто-то из людей первым возлюбил нас. Достоин любви тот, кто сам, возлюбив Господа, первым начинает любить своих братьев и сестер во Христе. И великая радость откроется в его сердце, и благодать Божия снизойдет в его душу для дел любви и милосердия.

Мы только что, братие и сестры, отпраздновали праздник Святой Троицы, праздник ниспослания благодати Святого Духа, когда святая Церковь пела и поет: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим всесвятого Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим». Пусть же восславит и возблагодарит и каждый из нас Господа, не лишившего нас благодатных даров Всесвятого Духа.

Троице Святая, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

 

Поучение во 2‑ю Неделю по святой Пятидесятнице.
Всех святых, в земли Российской просивших

«Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, земля Российская приносит вся святая, в той просиявшия» (Тропарь).

НАШИ МОЛИТВЕННИКИ

В прошлое воскресенье, — первое по Пятидесятнице, — благочестивые слушатели, святая Церковь прославляла всех Святых Православной Церкви со дня ее основания Иисусом Христом и сошествия Святого Духа на апостолов.

Почему Она прославляла не отдельных святых (как это Она ежедневно совершает), а сразу всех святых?

Это Она делала, чтобы особо прославить Бога во святой Троице поклоняемого, за те особые благодатные дары Святого Духа, которые Она преизобильно получила в день святой Пятидесятницы.

Этими благодатными дарами Святая Церковь создала неисчислимые сонмы святых угодников Божиих. Все они (святые) свидетельствуют, что Христос не напрасно воплощался, страдал, умер и воскрес. Вместе с ангелами эти сонмы святых составляют Церковь Небесную, торжествующую, прославляемую.

Вот эту-то Церковь небесную и прославляет земная Церковь вслед за тем, как она прославила Святую Троицу в день святой Пятидесятницы.

В первое воскресенье по Пятидесятнице ликовала, торжествовала земная Церковь, а вместе с ней ликовала и прославляла Бога и Церковь Небесная, т. е. ликовала вся единая, нераздельная, небесно-земная Христова Церковь.

Ликование неба и земли в союзе единого духа и единой любви совершается и в это второе по Пятидесятнице воскресенье в связи с прославлением святых, на Руси просиявших. Русская Православная Церковь, основанная в конце десятого века, за весь истекший период своего существования, дала огромные сонмы своих святых, вошедших в общую сокровищницу Церкви Небесной.

Это были те угодники Божии, которые своей богоугодной жизнью дали нам высокие образцы молитвенного подвига, нравственной чистоты, борьбы со страстями и твердого стояния за веру и свою родину, когда этого требовали исторические обстоятельства.

Вот перед нами светлый образ первосвятительницы нашей родины — княгини Ольги, посеявшей первые семена православной веры на Руси.

Вслед за ней встает в нашей молитвенной и благодарной памяти святой Владимир, князь стольно-Киевский, в реке Днепре крестивший киевлян и озаривший светом христианства Русь того времени.

Одновременно мы молитвенно вспоминаем и центр духовного просвещения и иноческого подвига того времени – Киево-Печерский монастырь с его дальними и ближними пещерами, сохранившими до наших дней свидетельства (святые нетленные мощи) славных духовных подвигов наших предков. Кому неизвестны святые подвижники Киева – Антоний и Феодосий и их многочисленные преемники по духовным подвигам, как в самой обители, так и за ее пределами?

На севере нашей страны рано возник Новгород, крепкий не только силой меча, но и силой креста. Здесь просияли своими подвигами Никита, Ефрем, Иоанн и другие. Здесь воспитался и получил благословение на ратные подвиги в защиту Родины святой благоверный князь Александр Невский.

Еще дальше на север пронесли свет Христовой веры прославляемые нами валаамские чудотворцы — Сергий и Герман, и соловецкие — Савватий и Герман.

В далекой и суровой Сибири подвизались и привлекали ко Христу святители Иннокентий, Иоанн и другие.

Ближе к Москве, в Воронеже, святительствовал Митрофан — мужественный ревнитель веры и благочестия, а также Тихон Задонский — подвижник и духовный писатель-просветитель. Невдалеке от Воронежа плодоносно святительствовал святитель Питирим Тамбовский. Почти в те же времена богомудро и благочестиво святительствовали Феодосий Черниговский и многоученый Дмитрий Ростовский, описатель Четьи-минеи и обличитель раскола.

Много раньше их (в 14‑м веке) ближе к Москве, в лесах Радонежских, воссиял преподобный и богоносный отец наш Сергий, «взбранный воеводо» всей земли русской. «Чудотворец преславный и помощник скорый, инокам наставник и собеседник…, всего русского монашества северного насадитель и всея Руси игумен небесный…, а в несчастные годины нашей страны вдохновитель побед над врагами нашей отчизны великой» (из акафиста преподобному Сергию).

Великий град Москва! Здесь подвизался Василий Блаженный, а также первопрестольный святитель Петр, предрекший великую славу Москве. Здесь в патриаршем соборе почивает крепкий молитвенник и защитник земли русской святитель Алексий. Можно ли не упомянуть святителя Иону, страстотерпца Филиппа и священномученика Гермогена, не вспомнить их пламенную веру и защиту Москвы и православной веры от врагов родины. Великое множество других святых просияли на русской земле. Не достало бы времени повествовать об этом облаке свидетелей помощи Божией, действия благодати Христовой в спасении верующих людей нашей страны.

Одним из последних святых на Руси просиял преподобный Серафим Саровский (умер в 1831 г.). Он горько сетовал, что ослабла «решимость» русского человека к спасению, к «стяжанию святого Духа Божия».

Братие и сестры! Чему научают и вразумляют нас ныне прославляемые святые, в русской земле просиявшие? Они напоминают нам, что кроме земли существует небо. Кроме тела — души и дух, кроме каждого из нас существуют люди, наши ближние, наши братья во Христе, кроме земной Церкви существует небесная, кроме временной земной жизни — жизнь загробная, вечная, где каждому предстоит дать ответ за свою земную жизнь.

Святые являют нам пример того, как на всяком жизненном поприще, при самых трудных жизненных обстоятельствах, люди сохраняют верность и преданность Богу, бескорыстное, жертвенное служение людям, выходят победителями над своими грехами и страстями и достигают небесных венцов.

Все мы, братие и сестры, радуемся, что земля наша так богата угодниками Божиими, что мы получали и получаем от них благодатную помощь и в случае нужды и опасности нашей родине еще и еще получим ее, эту помощь. О, сколько святительских омофоров простерто будет над Русью, над ее народом и ее святынями! Сколько духовных, небесных мечей поднимется на ее защиту, сколько угодивших Богу иноков и инокинь молитвенно взывать будут к Богу!

Разве мы можем помыслить, что святые сродники наши забудут родную землю и родную Церковь в годину испытаний и бед, как не забывают и теперь? Не может произойти этого!

Помолимся им:

«О преблаженные угодники Божии, вси святии в Российской земле просиявшие, предстоящие престолу Пресвятые Троицы… Се ныне, в день общего вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение… Смиренно молимся вам: молите милостивого Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к сохранению, святых заповедей, яко да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков». Аминь.

 

 


 

1 Поучение в неделю 3‑ю по Пятидесятнице
(Мф. 6, 22—33)

Исцеление расслабленного

Дерзай чадо! Прощаются тебе грехи твои (Мф. 9. 2).

ОБ ИЗБАВЛЕНИИ ОТ ДУХОВНОГО И ТЕЛЕСНОГО РАССЛАБЛЕНИЯ

Много чудес, братие и сестры, совершил Господь наш Иисус Христос на земле. И всякое чудо сопровождалось участием не только Самого Божественного Чудотворца, но и того (или тех), ради кого оно совершалось.

От Христа исходила сила Господня (Лк. 5. 17), чудотворящая воля Его, а от больного — вера в эту животворящую силу Божию. Единение этих сил (силы Божией и силы веры больного) и создавало чудо. Это, конечно, не обозначало, что Сын Божий без участия больного человека не в силах был исцелить его. А значило лишь, что Христос во всех делах, касающихся возрождения и спасения человека, привлекал и привлекает и его собственное участие, ибо «без нас, — как говорит святитель Иоанн Златоуст, — Он не спасает нас».

Где веры в Него, в Его чудотворящую силу, не было, там Он избегал творить чудеса. Так, например, среди жителей своего родного города (Назарета) Он не совершал многих чудес по неверию их (Мф. 13. 58).

Но если вера в Чудотворца выражалась хотя бы у родных и близких больного, или скрытно и у самого больного, то чудо совершилось.

Об одном из таких чудес и рассказывает сегодняшнее евангельское чтение.

Однажды Иисус Христос в Капернауме учил народ, говорил (ему) слово (Мф. 2. 1—2). Не успел Он закончить поучение, как на носилках принесли расслабленного, парализованного человека.

Он, по-видимому, жаждал исцеления и верил в возможность его, но не владел своими членами в том числе и языком, ибо сам не просил ни о помиловании, ни об исцелении.

Принесшие его сердобольные люди говорили, что Христос исцеляющий всякую болезнь (Мф. 4. 23), может исцелить и их расслабленного. Из-за многолюдства невозможно было им пробраться внутрь дома, где учил Христос. Но их вера в Чудотворца была так сильна, а нужда в исцелении так насущна [[Даровав нам свободу воли, Господь хочет, чтобы мы по своему свободному выбору избирали путь жизни: или узкий или широкий. Хотя, любя нас, и призывает к узком, крестному пути.]], что они не стали ждать конца беседы Христа и приняли крайние меры: взобравшись на крышу дома, прокопали ее (Мк. 2. 4) и на полотне (веревках) спустили носилки с больным к ногам Спасителя, к изумлению присутствующих [[Они могли принести его издалека и опасаться, что он не вынесет долгого ожидания Христа на улице, около дома и поэтому поспешили спустить его через крышу.]]

Христос увидел веру их, в том числе и расслабленного, также особую греховность больного, как причину болезни его.

Расслабленный, видимо, страдал, мучился сознанием этой своей греховности и, веря в Чудотворца, беспокоился, что его прошлая греховная жизнь может помешать исцелению.

И вот Спаситель избавляет его сначала от этих внутренних страданий, милосердно оказав ему: дерзай, чадо, т. е. приободрись, воспряли духом, не мучай, не расслабляй себя сознанием своей греховности, ибо прощаются тебе грехи твои (2 ст.). После этих слов Спасителя благодать прощения целебно коснулась больного, животворя не только духовные, но и телесные силы его.

В это самое время присутствующие здесь книжники и фарисеи, услышав слова Спасителя — прощаются тебе грехи — про себя подумали, что Христос богохульствует, ибо прощать грех может только Бог. Они потому так думали, что не считали Христа за Мессию, за Сына Божия.

Между тем, именно прощением грехов расслабленного, как и званием их (книжников и фарисеев) сокровенных помышлений, Христос наглядно показывал им истину Своего Божества.

Желая приблизить эту истину их сознанию и навести на правильные размышления о Своих словах, Он спрашивает их: что легче сказать: «прощаются тебе грехи» или сказать: «встань и ходи» [[Что легче; простить грехи душе, или дать здоровье телу. Прощение грехов — не видно для окружающих людей, а возвращение здоровья видно, заметно. Но первое важнее и труднее (а не легче) второго (оздоровления тела). Поэтому Христос и начинает совершение чуда с первого: прощения грехов больного.]].

Но чтобы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой (5—6 ст.).

Толкуя эти слова Спасителя, святитель Иоанн Златоуст говорит: «поелику исцеления души нельзя видеть, а исцеление тела очевидно (зримо), то Я, — говорит Христос, — присоединяю к первому (прощение души) и последнее (исцеление тела)». И чудо совершилось. После слов Спасителя: встань… и иди в дом твой, расслабленный бодро встает, берет носилки свои и уверенно идет через расступившуюся толпу, полную удивления (8 ст.), ужаса и страха (Лк. 5. 26).

Пережив это двойное чудо: освобождение от грехов и оздоровление тела, больной прославил Бога (Лк. 5. 25). Видя все случившееся с ним, и народ прославил Бога, давшего такую власть человекам (Мф. 9. 8).

Народ еще не успел убедиться, что Чудотворец — Сын Божий, Господь Иисус Христос. «Но и то уже не маловажно, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — что народ поставил Его выше всех людей и почитал пришедшим от Бога. Если бы евреи твердо держали сие в уме, то, мало-помалу узнали бы и то, что Христос есть Сын Божий».

Но зато, мы, братие и сестры, уже хорошо знаем, что сотворил это чудо, как и все другие евангельские чудеса — Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира.

Мы знаем, что действительно никто из людей не мог и не может прощать грехи, кроме Него, ибо Он на то и пришел в мир, чтобы взять наши немощи, понести наши болезни (Мф. 8. 17) и искупить Своею кровию грехи всего человечества.

Мы знаем, что не только при Своей жизни на земле, но и доселе Христос берет наши болезни, целит наши недуги, прощает грехи, если мы верим в Него и пользуемся благодатными дарами святой Церкви Его. Мы знаем, что он даровал апостолам и их преемникам власть вязать и решить, отпускать и не отпускать грехи людей и творить чудеса больше, чем Сам творил (Ин. 14. 12). Поэтому и евангельские события (чудеса и прочие) мы воспринимаем не только как когда-то бывшие события, но и как события, имеющие отношение и к нам самим, к нашему собственному спасению, ибо указывают, как спасаться.

Братие и сестры! Разве мы не страдаем в той или иной степени той же болезнью, которую исцелил Христос в Капернауме? Болезнь расслабления имеет разные стадии в своем развитии. Ко Христу принесли больного в самой тяжелой форме. Физически он был беспомощным, неподвижным, почти мертвым и только душа сохраняла еще признаки жизни, не и она как бы задыхалась и украла от сознания своей греховности. А разве и мы не задыхаемся подчас, не помрачаемся, не оскверняемся, не расслабляемся от грехов своих, хотя и не всегда сознаем это? Чем старее делаемся мы, тем больше расслабляемся духовно и телесно, если живем не борясь с грехами, не каясь в них, не прибегая к благодатным дарам Церкви Христовой.

Не каясь в грехах, мы накапливаем со дня на день их, отравляемся ими и духовно умираем раньше, чем умираем телесно. Разве не страшно это? Разве можно и дальше мириться с этим? Ближайшим средством от преждевременной духовной смерти является животворящая сила молитвы и непрерывного покаяния: покаяния после каждого греха и после каждого истекшего дня, покаяния дома и покаяния в храме. Привыкая к молитве и покаянию, мы привыкаем жить духовно, жить в Боге и с Богом.

Братья и сестры! Чудо исцеления расслабленного напоминает нам, что Господь видит наши грехи, как Он увидел их у расслабленного, что Он знает все наши помыслы, как узнал их у книжников и фарисеев. От всеведения Божия никогда, нигде и никто укрыться не может.

«Если мы, говорим митрополит Филарет Московский, допустим в сердце лукавый помысл…, то всеведение Божие скажет нам: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших. Если мы не слышим, или заглушаем обличение сие, то придет время, когда приидет Господь и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные помышления (1 Кор. 4. 5). И тогда мы от страха готовы будем сказать: горы, падите на нас, холмы покройте нас (Лк. 23. 36). Начнем уж лучше ныне, заключает митрополит Филарет, решительно изгонять из сердец наших дурные помыслы».

Братие и сестры! Вы, может быть, скажете: «нелегка борьба с помыслами и грехами». — Да, нелегка и особенно для тех, кто еще не начинал серьезной борьбы с ними. Мешает же начинать ее беспечность, беззаботность наша о своем спасении, мешает постоянная рассеянность сознания, внимания нашего, расслабление, немощь духа и воли.

Началом борьбы должно быть глубокое осознание своей духовной нищеты и немощи, покаянное чувство пред Богом и решимость к исправлению.

Евангельский блудный сын (Лк. 15. 11—32), впав а своеволие, дошел до того, что стал умирать на чужбине, испытав крайнее расслабление души и тела. Так продолжалось до тех пор, пока он, не пришел в себя (Лк. 15. 17), не осознал своей вины перед Отцом и не решился идти к Нему с покаянием. И вот тогда-то благодать Божия коснулась его: она подняла его, расслабленного, на ноги, дала силы двигаться к Отцу и получить блаженную радость общения с Ним и прощения.

Этот путь возвращения к Отцу Небесному и есть путь всех расслабленных, надломленных, обессилевших от грехов и дурных помыслов. Этот путь есть и наш путь.

Господи! Подними нас с одра немощи и расслабления нашему Даруй нам дух сокрушения о грехах своих й покаяния. Укрепи нашу волю к исправлению. Покрой нас, недостойных, Твоим долготерпением и милосердием. Аминь.

 


 

2 Поучение в неделю 6‑ю по Пятидесятнице
(Мф. 9. 1—8)

Об исцелении расслабленного

И видя веру их (2 ст.).

МОЛИТВА ДРУГ ЗА ДРУГА

Однажды, благочестивые слушатели, Господь наш Иисус Христос пришел в город Капернаум и в одном из домов стал учить народ.

В это время принесли на носилках расслабленного и через разобранную крышу (потолок) спустили его к ногам Спасителя.

Видя веру их, Христос сказал расслабленному: дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои. Затем, спустя некоторое время, добавил: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой (Мф. 9. 2, 6—7), славя Бога (Лк. 5. 25). Вместе с ним и народ прославил Бога, давшего такую власть человекам (Мф. 9. 8). Таковая краткая история чуда исцеления расслабленного.

Это чудо говорит нам, прежде всего, о великом и неизреченном милосердии Божием. К Спасителю, занятому поучением народа принесли больного. И Он сразу же свое внимание и милосердие направил на этого больного. Никто не просил Его об этом. Никто не смел открыть пред Ним уст своих, чтобы прервать Его беседу с народом и попросить о помощи больному. Христос Сам обратился к нему и увидел и грехи его, как причину болезни, и его скрытые, тайные страдания, и желание принесших помочь больному, и их веру в Него, как Чудотворца. И видя все это, Он исцелил больного.

Так, братие и сестры, Господь всегда готов помогать и нам: и тогда, когда мы сами просим Его и тогда, когда другие проявляют желание помочь нам и ради нас обращаются к Богу за помощью.

Господь милосерд, долготерпелив и многомилостив! Милостивы, сердобольны бывают и люди, когда они помогают друг другу, как, например, принесшие ко Христу расслабленного.

Больной, недвижимый, он поручил себя им, чтобы они сделали то, чего сам он уже не мог сделать. Так и мы должны просить молитвенной помощи у своих ближних, и особенно тогда, когда сами почему-либо не можем усердно молиться. И Господь поможет нам по молитве этих ближних, как Он помог расслабленному по вере и усердию принесших.

Просить молитвенной помощи следует прежде всего у тех верующих, кто ближе к Богу по своему молитвенному прилежанию, кто сердечно расположен к нам и готов к искренней помощи, особенно же следует просить молитвенной помощи у священнослужителей, духовных отцов, как заповедует апостол (Иак. 5. 16).

Но, прося других о молитвенной помощи, надо научиться (навыкнуть) и самим молиться о них. Святые угодники Божки так и поступали. Они постоянно были в духовно-молитвенной связи друг с другом и со всем миром. К этому они призывали и других. Умоляю вас, братие, Господом нашим Иисусом Христом… подвизаться со мной в молитвах за меня к Богу, — говорит апостол Павел римским христианам (Рим. 15. 30).

Особенно полезна для нас молитва за других. Молясь за своих ближних, мы берем их в свое сердце, делаем как бы частью своего существа и как бы возносим и их дух ко Господу. Такая расширенная и обогащенная внутренним чувством молитва имеет больше силы и дерзновения подняться до неба, чем одинокая, своекорыстная молитва только за себя самого. Молясь за других, мы незримо возбуждает и их дух к Богу, на молитву, на духовное бодрствование, на тяготение к небесному, вечному, хотя бы по началу у них всего этого и не замечалось [[И даже наоборот, замечался бы и дух противления, противодействия. Длительная, горячая, живая молитва о них с течением времени преодолевает эти затруднения, вымаливая их (больных).]]. Дух дышит, где хочет (Ин. 3. 8). Действуя, дыша молитвенно и бодрственно в одной душе, в одном месте, Дух сокровенно поддерживает и другие души и оправдывает их бытие на земле, пока в них еще теплится возможность молитвы и связи с Богом.

Молитва — дыхание нашей души. «Что вода для рыбы, то молитва для души, — говорит святитель Иоанн Златоуст. — Без живой и постоянной связи с Богом, как Источником жизни и силы, душа наша замирает, духовно черствеет, грубеет и рано или поздно погибает для жизни духовной, вечной. Поэтому что бы мы ни делали на земле, каким бы трудом ни занимались — все следует сопровождать молитвой. И в чем бы окружающие нас люди ни нуждались, о чем бы ни просили нас, мы всегда должны быть готовы прежде всего помочь им молитвой за них Господу Богу».

Все мы наиболее нуждаемся в помощи при скорбях, страданиях, болезнях, расслаблениях. Но припомним, как Христос, милосердствуя расслабленному, сначала простил грехи душе его и уже потом исцелил и тело от расслабления.

Не без нашей вины, не без влияния грехов наших приходят и к нам наши болезни и страдания. Они посещают нас и при невоздержании (в пище, слове, деле) и при недобролюбии, при вражде и злобе друг на друга и при забвении Бога и противлении воле Его. И нередко бывает, что достаточно преодолеть злобу и вражду к соседу (например, по квартире), как мир и покой входят в душу вместо прежнего раздражения и злобы.

Бывает, что иной больной страдает, болеет от непробудного греховного сна, от лишения себя жизни духовной. И понижается Богом болезнь его до тех пор, пока он не осознает это и смиренно не прибегнет к помощи Божией: «Прости, Господи, мои тяжкие грехи и помоги в моей болезни и немощи». Вспоминая свою давнюю непробудную нераскаянность, он (дух его) обращается и к своей душе: «Душа моя, душе моя, восстани, что спишь? Конец приближается».

Молитва болящего к Богу и покаяние перед Ним — это и есть основное средство к привлечению целительной благодати Божией, к восстановлению, оздоровлению и укреплению всех сил больного. «Когда в болезни молишься со слезами раскаяния, — говорит один молитвенник, — тогда забываешь, не чувствуешь, что ты болен, не здоров, и все стоял бы так перед Богом, все молился бы и плакал перед Ним, хоть всю жизнь, хоть всю вечность».

Так молитва возвышает, укрепляет и услаждает больного и прививает ему навык обращаться к молитве и покаянию не только при болезни, но и в условиях обычной жизни, т. е. всегда.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.118 с.)