Р а б о ч а я п р о г р а м м а 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Р а б о ч а я п р о г р а м м а



Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Спецкурс «Проблемы этногенеза и политогенеза ранних славянских обществ»

Special Course «Ethnic and Political Genesis in Early Slavic Societies»

 

 

Язык(и) обучения

 

русский

 

 

Трудоемкость в зачетных единицах: 1

 

Регистрационный номер рабочей программы: 040095

 

 


 

Раздел 1.   Характеристики учебных занятий

 

Цели и задачи учебных занятий

Дисциплина предусмотрена компетентностно-ориентированным учебным планом основной образовательной программы бакалавриата СВ.5030.2019 «История».

Целями дисциплины является формирование у обучающихся: представления о процессах этногенеза (формирования этнических общностей) и политогенеза (формирования политической организации и становления государственности) в славянском мире, представления об изучении процессов этногенеза и политогенеза в современной науке и о методологии их исследования. Задачами дисциплины являются: формирование у обучающихся базовых знаний о сущности процессов этногенеза и политогенеза, их важнейших характеристиках и закономерностях; ознакомление обучающихся различными подходами к изучению этногенеза, политогенеза и социальной эволюции, присутствующими в современной науке; формирование у обучающихся представления об образовании этнополитических общностей и становлении политической организации и государственности в различных регионах Центральной Европы и Балкан, населенных славянами и другими народами; ознакомление обучающихся с текущим состоянием исследований по проблемам этногенеза и политогенеза в Центральной Европе и на Балканах, с основополагающими работами по теме отечественных и зарубежных исследователей.

 

Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Обучающиеся, приступающие к изучению данной дисциплины, должны освоить программу курсов «Источниковедение», «Этнология и социальная антропология», «Ремесло историка. Методика написания курсовой работы и библиография». Параллельно обучающиеся должны осваивать курсы «Исторические знания в медиапространстве» и «Архивоведение».

 

Перечень результатов обучения (learning outcomes)

 

Совместно с другими дисциплинами участвует в формировании следующих компетенций:

ПКА-2 Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем, в политической организации общества

ПКА-3 Способен применять умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые можно решить, используя имеющиеся исторические знания и навыки

ПКП-2 Способен использовать знания, полученные в рамках изучения профильных исторических дисциплин

 

 

Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Не предусмотрены.


 

Раздел 2.   Организация, структура и содержание учебных занятий

Организация учебных занятий

 

 

Основной курс

 

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины,

практики и т.п.

Контактная работа обучающихся с преподавателем

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных

форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы текущий контроль промежуточная аттестация итоговая аттестация под руководством преподавателя в присутствии преподавателя сам. раб. с использованием методических материалов текущий контроль (сам.раб.) промежуточная аттестация (сам.раб.) итоговая аттестация (сам.раб.)

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Форма обучения: очная

Семестр 3 26   2           1       7       0 1
  2-30   2-30           2-30       1-1          
ИТОГО 26   2           1       7         1

 

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Формы текущего контроля успеваемости

Виды промежуточной аттестации

Виды итоговой аттестации

(только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)

Формы

Сроки

Виды

Сроки

Виды Сроки

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Форма обучения: очная

Семестр 3

 

 

зачёт, устно, традиционная форма

по графику промежуточной аттестации

   

 

 


 

 

2.2. Структура и содержание учебных занятий

Период обучения: семестр 3

 

№ п/п Наименование темы (раздела, части) Вид учебных занятий Количество часов

1

Тема 1. Этногенез и этничность. Примордиалистский и конструктивистский подходы к этничности.

лекции 1
практические / семинарские занятия 0
по методическим материалам 1

2

Тема 2. Групповая идентичность в Средневековье: методологические подходы к проблеме

лекции 1
практические / семинарские занятия 0
по методическим материалам 1

3

Тема 3. Методы изучения групповой идентичности. Модель этногенеза Р. Венскуса и Венская школа исторической этнографии. Полемика Венской и торонтской школ.

лекции 1
практические / семинарские занятия 0
по методическим материалам 1

4

Тема 4. Становление этнического дискурса в раннесредневековой Европе. Этногенетические легенды и их функции.

лекции 1
практические / семинарские занятия 0
по методическим материалам 1

5

Тема 5. Проблема «племени» в исторической науке. Понятие этнополитической общности.

лекции 1
практические / семинарские занятия 0
по методическим материалам 1

6

Тема 6. Политогенез: основные проблемы изучения.

лекции 1
Практические/семинарские занятия 0
По методическим материалам 1

7

Тема 7. Генезис государственности: основные проблемы изучения

лекции 1
практические / семинарские занятия 0
по методическим материалам 1

8

Тема 8. Изучение социальной эволюции в политической антропологии: основные подходы

лекции 1
практические/семинарские занятия 0
лекции 0

9

Тема 9. Понятие вождества. Политическая организация в вождествах.

лекции 1
практические / семинарские занятия   0
по методическим материалам 0

10

Тема 10. Понятие раннего государства. Политическая организация в ранних государствах.

лекции 1
практические / семинарские занятия   0
по методическим материалам 0

11

Тема 11. Этногенез и политогенез в раннеславянском обществе. Проблема социального устройства ранних славян и возникновения славянской этничности.

лекции 2
практические / семинарские занятия   0
по методическим материалам 0

12

Тема 12. Аварский каганат и «Держава Само»: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии.

лекции 1
практические / семинарские занятия   0
по методическим материалам 0

13

Тема 13. Болгары: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии.

лекции 1
практические / семинарские занятия   0
по методическим материалам 0

14

Тема 14. Альпийские славяне: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии.

лекции 1
практические / семинарские занятия   0
по методическим материалам 0

15

Тема 15. Карпатская котловина: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии

лекции 2
практические / семинарские занятия   0
по методическим материалам 0

16

Тема 16. Западные Балканы: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии

лекции 2
практические / семинарские занятия   0
по методическим материалам 0

17

Тема 17. Чешская котловина: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии

лекции 2
практические / семинарские занятия   0
по методическим материалам 0

18

Тема 18. Польша: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии

лекции 2
практические / семинарские занятия   0
по методическим материалам 0

19

Тема 19. Полабские и поморские славяне: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии

лекции 2
практические / семинарские занятия   0
по методическим материалам 0

20

Тема 20. Венгры: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии

лекции 2
практические / семинарские занятия   0
по методическим материалам 0

 

Содержание учебных занятий

Тема 1. «Этногенез и этничность. Примордиалистский и конструктивистский подходы к этничности». Понятие этногенеза, его многозначность в современной науке. Понятие этничности. Примордиалистский подход к этничности. Теория этноса Ю. В. Бромлея. Признаки этноса в рамках примордиалистского подхода. Соотношение объективных признаков этноса и этнического самосознания. Конструктивистский подход к этничности. Ф. Барт и его трактовка этничности. Этничность как социальная организация культурных различий. Понятие этнической группы. Инструменталистский подход к этничности. Социальные факторы мобилизации этничности.

Тема 2. «Групповая идентичность в Средневековье: методологические подходы к проблеме». Групповая идентичность в раннее Средневековье. Соотношение групповых идентичностей раннего Средневековья и современных представлений об этнической идентичности. Данные социальной антропологии об идентичностях в «примитивных» обществах. Факторы возникновения групповой идентичности. Методологические проблемы изучения самосознания средневекового человека. Этническая, социальная, политическая, профессиональная, конфессиональная идентичность в Средние века.

Тема 3. «Методы изучения групповой идентичности. Модель этногенеза Р. Венскуса и Венская школа исторической этнографии. Полемика Венской и Торонтской школ.» Концепция этногенеза Р. Венскуса. Раннесредневековые gentes как гетерогенные этнополитические организмы. Роль элит в формировании этнопполитических организмов. Понятие Traditionskern и его значение в концепции Р. Венскуса. Роль этногенетических традиций (origo gentis) в формировании раннесредневековых этнополитических общностей. Венская школа исторической этнографии. Развитие концепции Р. Венскуса в трудах Х. Вольфрама и В. Поля. Критика концепции Р. Венскуса в современной медиевистике. Позиция Торонтской школы (В. Гоффарт, А. Мюррэй) и роль этнического дискурса и книжной традиции в формировании этногенетических мифов.

Тема 4. «Становление этнического дискурса в раннесредневековой Европе. Этногенетические легенды и их функции». Становление этнического дискурса в раннесредневековой Европе. Античная этнография как источник этнического дискурса. Библейская традиция как источник этнического дискурса. Структуризация групповых идентичностей бесписьменных «варварских» обществ под воздействием этнических дискурсов письменных цивилизаций. Роль Римской империи и Византии в распространении этнического дискурса в «варварской» Европе. Этногенетические легенды: устная традиция или книжная конструкция?

Тема 5. «Проблема «племени» в исторической науке. Понятие этнополитической общности». Средневековые понятия gens, natio, εθνος и их соотношение с этническими общностями. Понятие «племени». Различные случаи употребления этого понятия в этнографической и исторической науке. Критика использования термина «племя» по отношению к раннесредневековым этническим общностям. Gens как этнополитическая общность. Основные черты этнополитических общностей раннего Средневековья и их отличия от современных этнических групп. Механизмы поддержания единства этнополитических общностей. Факторы дестабилизации этнополитических организмов.

Тема 6. «Политогенез: основные проблемы изучения». Место генезиса политической организации в ряду других социальных процессов. Проблемы изучения политогенеза: генезис социальной стратификации, организация власти в первобытных и постпервобытных обществах, характер и формы надлокальной интеграции, характер властных институтов, экономические, социальные, религиозные факторы генезиса и эволюции политической организации. Важность данных политической антропологии и сравнительно-исторических исследований для изучения политогенеза.

Тема 7. «Генезис государственности: основные теории политогенеза». Основные теории политогенеза и возникновения государственной организации. Завоевательные теории политогенеза (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович). Марксистская теория политогенеза. Маркс и Ф. Энгельс о сущности государства и факторах возникновенния государственной организации. Генезис государрства и генезис феодализма. Споры о генезисе и сущности феодальных отношений в отечественной и зарубежной науке. Понятия «дофеодального» (А. И. Неусыхин) и «раннефеодального» периодов. Теории политогенеза в политической антропологии (Р. Лоуи, Э. Сервис, М. Фрид, Р. Карнейро, Л. Е. Куббель, Н. Н. Крадин и др.).

Тема 8. «Изучение социальной эволюции в политической антропологии: основные подходы». Предмет и задачи политической антропологии. Понятие социальной эволюции. Политантропологические подходы к изучению социальной эволюции. Стадии социально-политичееской интеграции. Однолинейные подходы к пониманию социальной эволюции. Эволюционная схема Э. Сервиса. Билинейные подходы к пониманию социальной эволюции. Марксистская концепция «азиатского способа производства». Дискуссия об «азиатском способе производства» в отечественной науке. Концепция Л. С. Васильева о путях развития западных и незападных обществ. Многолинейные подходы к социальной эволюции.

Тема 9. «Понятие вождества. Политическая организация в вождествах». Понятие вождества в трудах К. Оберга, Э. Сервиса, Т. Эрла. Типологии вождеств (В. Степонаитис, Ш. Милисаускас, Ч. Хадсон, Р. Карнейро). Понятие «вождества» в отечественной политической антропологии (Л. С. Васильев, Н. Н. Крадин и др.). Организация власти в вождествах. Социальная структура в вождествах. Экономика в вождествах. Идеология в вождествах. Групповая идентичность в вождествах и соотношение этногенеза и политогенеза. Соотношение вождества и племени. Соотношение вождества и государства. Применение теории вождества к политогенезу в славянском мире: итоги и перспективы исследований.

Тема 10. «Понятие раннего государства. Политическая организация в ранних государствах». Понятие раннего государства в трудах Х. Классена и П. Скальника. Типология ранних государств. Понятие раннего государства в отечественной политической антропологии. Организация власти в ранних государствах. Социальная структура в ранних государствах. Экономика в ранних государствах. Идеология в ранних государствах. Групповая идентичность в ранних государствах и соотношение этногенеза и политогенеза. Соотношение раннего государства и вождества. Раннее государство и зрелое государство: критерии различения.

Тема 11. «Этногенез и политогенез в раннеславянском обществе. Проблема социального устройства ранних славян и возникновения славянской этничности.» Основные подходы к возникновению славянской этничности в современной науке. Традиционные модели славянского этногенеза, подразумевающие существование славян как этноса до первой фиксации в письменных источниках. Альтернативные концепции славянского этногенеза, отрицающие раннее возникновение славянской этничности. Модель О. Прицака и ее критика в современной науке. Концепция славянского этногенеза Ф Курты и полемика вокруг нее. Проблема социального устройства древнейших славян. Славянское общество по данным Прокопия Кесарийского и «Стратегикона» Псевдо-Маврикия (VI в.).

Тема 12. «Аварский каганат и «Держава Само»: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии». Аварский каганат и его роль в социальной истории славян. Аварская этничность и аварская политическая организация. Азиатские истоки аварского социально-политического устройства. Жуаньжуаньский каганат и другие «степные империи» Евразии раннего Средневековья. Образование «державы Само». Проблема локализации политии Само в историографии. Проблема социально-политического устройства политии Само. Этничность и организация власти в «державе Само» по данным «Так называемой Хроники Фредегара» (VII в.).

Тема 13. «Болгары: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии». Проблема происхождения тюрко-булгар в современной историографии. Булгары в V-VI вв. Великая Болгария хана Кубрата по данным письменных источников и археологии. Булгарские миграции. Образование Булгарского ханства на Дунае. Политическая организация и социальная структура Дунайской Болгарии. Булгары и славяне. Булгарский саракт и Славинии. Этничность и политическая организация в Великой Болгарии и Дунайской Болгарии по данным «Хронографии» Феофана Исповедника и «Бревиярия» патриарха Никифора (VIII-IX вв.).

Тема 14. «Альпийские славяне: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии». Проблема появления славянского населения в Восточных Альпах. Взаимодействие славянского и автохтонного населения в Норике. Славяне и авары. Образование Карантанского княжества. «Марка винидов» Валлука. Карантания в VIII-IX вв.: проблема социально-политического устройства. Карантанская полития в историографии (Л. Хауптманн, Б. Графенауэр, П. Штих, А. Плетерский, Х.-Д. Каль и др.). Проблема социального слоя косезов. Карниольская полития: этногенез и политогенез в Верхнем Посавье. Этничность и политическая организация в Карантании по данным трактата «Обращение баваров и карантанцев» (870 или 871 г.).

Тема 15. «Карпатская котловина: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии». Этногенез и политогенез в Карпатской котловине после падения Аварского каганата. Проблема образования Моравского и Нитранского княжеств. Социально-политическое устройство Моравии. Роль дружины в генезисе моравской политической организации. Моравские грады. Агломерации предгородского типа. Организация власти в Великой Моравии. Великая Моравии в историографии (Ф. Граус, Л. Гавлик, Й. Поулик, Д. Тржештик и др.). Тезис И. Бобы и проблема альтернативной локализации моравской политии. Критика концепции И. Бобы в современной историографии. Этничность и политическая организация в Моравии по данным современных письменных источников.

Тема 16. «Западные Балканы: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии». Западные Балканы в «темные века» (VII-VIII вв.). Авары и славяне в Далмации и Паннонии. Проблема жуп и жупаний. Миграция хорватов и сербов на Балканы по данным письменных источников и археологии. Полемика о переселении хорватов и сербов в современной историографии. Становление хорватской этничности. Социальный облик древнейшей хорватской политии. Хорватское княжество в IX в. Генезис политической организации в Среднем Посавье и Посавское княество. Становление сербской этничности. Сербская полития в IX в. Неретвлянское княжество, Захумье, Травуния, Конавле, Дукля. Проблема генезиса боснийской политии. Этничность и политическая организация на западе Балкан по данным трактата Константина Багрянородного «Об управлении империей» (середина Х в.).

Тема 17. «Чешская котловина: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии». Чешская котловина накануне образования государства Пржемысловичей. Gens Boemanorum во франкских источниках. Проблема чешских «племен» в исторической и археологической литературе. Критика «племенной» концепции в трудах Д. Тржештика и новые подходы к интерпретации письменных источников. Древнейшие политические центры по данным археологии. Проблема Хорватского княжества в восточной Чехии и/или Силезии. Роль Моравии в становлении чешской государственности. Чешские этногенетические легенды и их интерпретация. Этничность и политическая организация в раннесредневековой Чехии по данным Хроники Козьмы Пражского и современных письменных источников.

Тема 18. «Польша: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии». Польские земли накануне образования Польского государства. Проблема польских «племен» в историографии. Критика «племенной» концепции в трудах П. Урбаньчика и новая интерпретация письменных источников и археологических материалов. Древнейшие политические центры и их характер по археологическим данным. Полянское княжество в Великой Польше. Вислянское княжество в Малой Польше. Поморяне и их политическая организация. Мазовия. Силезия. Генезис польской государственности в историографии (Х. Ловмяньский, Г. Лябуда, П. Урбаньчик и др.). Организация власти при Мешко I. Проблема роли дружины в формировании государства Пястов. Этничность и политическая организация в польских землях по данным Хроники Галла Анонима и современных письменных источников.

Тема 19. «Полабские и поморские славяне: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии». Полабские славяне в VII-IX вв. Этнополитические общности полабских славян. Ободритское княжество и его социально-политическое устройство. Проблема «малых племен». Княжество вильцев. Полития на острове Рюген. Сербская полития в междуречье Эльбы и Заале. Полабские славяне в X-XI вв. Ободритское государство. Объединение лютичей и его характер. Стодоранское княжество. Роль языческих культов в социально-политической интеграции. Этничность и политическая организация полабских славян по данным письменных источников («Анналы королевства франков», «Славянская хроника» Гельмольда и др.). Поморские славяне и их племенные центры. Волин. Щецин. Поморская федерация городов и ее эволюция. Поморское княжество в раннее Средневековье.

Тема 20. «Венгры: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии». Этническая история древних мадьяр. Древние мадьяры и обские угры. Проблема происхождения самоназвания «мадьяры». Миграции мадьяр. Контакты мадьяр с иранцами и тюрками. «Великая Венгрия» и ее локализация. Мадьяры и оногуры. Мадьяры и хазары. Полития Леведия и генезис венгерской политической организации. Мадьяры и кавары. Венгерские «племена». Этелькёз. Характер ранней венгерской политии в Карпатской котловине. Венгры и славяне. Ранняя венгерская этничность и политическая организация по данным трактата Константина Багрянородного «Об управлении империей» (середина Х в.).

 


 

Методическое обеспечение

3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины

Методическими указаниями по освоению дисциплины выступает содержание занятий, изложенное в п. 2.2 настоящей рабочей программы; перечень литературы, в том числе рекомендуемой преподавателем в ходе занятий; конспект, который обучающийся может вести во время занятий.

 

3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы

Методическим обеспечением самостоятельной работы выступает содержание настоящей рабочей программы. Предусмотрена самостоятельная работа обучающегося с конспектом и литературой.

 

Кадровое обеспечение

Образование и (или) квалификация штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий

К проведению занятий должны допускаться преподаватели, имеющие базовое высшее образование (уровня специалитет / магистратура) и/или ученую степень (или ученое звание), соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.

Информационное обеспечение

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Спецкурс «Проблемы этногенеза и политогенеза ранних славянских обществ»

Special Course «Ethnic and Political Genesis in Early Slavic Societies»

 

 

Язык(и) обучения

 

русский

 

 

Трудоемкость в зачетных единицах: 1

 

Регистрационный номер рабочей программы: 040095

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.198 (0.06 с.)