Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Р а б о ч а я п р о г р а м м аСтр 1 из 3Следующая ⇒
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Спецкурс «Проблемы этногенеза и политогенеза ранних славянских обществ» Special Course «Ethnic and Political Genesis in Early Slavic Societies»
Язык(и) обучения
русский
Трудоемкость в зачетных единицах: 1
Регистрационный номер рабочей программы: 040095
Раздел 1. Характеристики учебных занятий
Цели и задачи учебных занятий Дисциплина предусмотрена компетентностно-ориентированным учебным планом основной образовательной программы бакалавриата СВ.5030.2019 «История». Целями дисциплины является формирование у обучающихся: представления о процессах этногенеза (формирования этнических общностей) и политогенеза (формирования политической организации и становления государственности) в славянском мире, представления об изучении процессов этногенеза и политогенеза в современной науке и о методологии их исследования. Задачами дисциплины являются: формирование у обучающихся базовых знаний о сущности процессов этногенеза и политогенеза, их важнейших характеристиках и закономерностях; ознакомление обучающихся различными подходами к изучению этногенеза, политогенеза и социальной эволюции, присутствующими в современной науке; формирование у обучающихся представления об образовании этнополитических общностей и становлении политической организации и государственности в различных регионах Центральной Европы и Балкан, населенных славянами и другими народами; ознакомление обучающихся с текущим состоянием исследований по проблемам этногенеза и политогенеза в Центральной Европе и на Балканах, с основополагающими работами по теме отечественных и зарубежных исследователей.
Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты) Обучающиеся, приступающие к изучению данной дисциплины, должны освоить программу курсов «Источниковедение», «Этнология и социальная антропология», «Ремесло историка. Методика написания курсовой работы и библиография». Параллельно обучающиеся должны осваивать курсы «Исторические знания в медиапространстве» и «Архивоведение».
Перечень результатов обучения (learning outcomes)
Совместно с другими дисциплинами участвует в формировании следующих компетенций: ПКА-2 Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем, в политической организации общества ПКА-3 Способен применять умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые можно решить, используя имеющиеся исторические знания и навыки ПКП-2 Способен использовать знания, полученные в рамках изучения профильных исторических дисциплин
Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий Не предусмотрены.
Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий Организация учебных занятий
Основной курс
2.2. Структура и содержание учебных занятий Период обучения: семестр 3
Содержание учебных занятий Тема 1. «Этногенез и этничность. Примордиалистский и конструктивистский подходы к этничности». Понятие этногенеза, его многозначность в современной науке. Понятие этничности. Примордиалистский подход к этничности. Теория этноса Ю. В. Бромлея. Признаки этноса в рамках примордиалистского подхода. Соотношение объективных признаков этноса и этнического самосознания. Конструктивистский подход к этничности. Ф. Барт и его трактовка этничности. Этничность как социальная организация культурных различий. Понятие этнической группы. Инструменталистский подход к этничности. Социальные факторы мобилизации этничности. Тема 2. «Групповая идентичность в Средневековье: методологические подходы к проблеме». Групповая идентичность в раннее Средневековье. Соотношение групповых идентичностей раннего Средневековья и современных представлений об этнической идентичности. Данные социальной антропологии об идентичностях в «примитивных» обществах. Факторы возникновения групповой идентичности. Методологические проблемы изучения самосознания средневекового человека. Этническая, социальная, политическая, профессиональная, конфессиональная идентичность в Средние века. Тема 3. «Методы изучения групповой идентичности. Модель этногенеза Р. Венскуса и Венская школа исторической этнографии. Полемика Венской и Торонтской школ.» Концепция этногенеза Р. Венскуса. Раннесредневековые gentes как гетерогенные этнополитические организмы. Роль элит в формировании этнопполитических организмов. Понятие Traditionskern и его значение в концепции Р. Венскуса. Роль этногенетических традиций (origo gentis) в формировании раннесредневековых этнополитических общностей. Венская школа исторической этнографии. Развитие концепции Р. Венскуса в трудах Х. Вольфрама и В. Поля. Критика концепции Р. Венскуса в современной медиевистике. Позиция Торонтской школы (В. Гоффарт, А. Мюррэй) и роль этнического дискурса и книжной традиции в формировании этногенетических мифов.
Тема 4. «Становление этнического дискурса в раннесредневековой Европе. Этногенетические легенды и их функции». Становление этнического дискурса в раннесредневековой Европе. Античная этнография как источник этнического дискурса. Библейская традиция как источник этнического дискурса. Структуризация групповых идентичностей бесписьменных «варварских» обществ под воздействием этнических дискурсов письменных цивилизаций. Роль Римской империи и Византии в распространении этнического дискурса в «варварской» Европе. Этногенетические легенды: устная традиция или книжная конструкция? Тема 5. «Проблема «племени» в исторической науке. Понятие этнополитической общности». Средневековые понятия gens, natio, εθνος и их соотношение с этническими общностями. Понятие «племени». Различные случаи употребления этого понятия в этнографической и исторической науке. Критика использования термина «племя» по отношению к раннесредневековым этническим общностям. Gens как этнополитическая общность. Основные черты этнополитических общностей раннего Средневековья и их отличия от современных этнических групп. Механизмы поддержания единства этнополитических общностей. Факторы дестабилизации этнополитических организмов. Тема 6. «Политогенез: основные проблемы изучения». Место генезиса политической организации в ряду других социальных процессов. Проблемы изучения политогенеза: генезис социальной стратификации, организация власти в первобытных и постпервобытных обществах, характер и формы надлокальной интеграции, характер властных институтов, экономические, социальные, религиозные факторы генезиса и эволюции политической организации. Важность данных политической антропологии и сравнительно-исторических исследований для изучения политогенеза. Тема 7. «Генезис государственности: основные теории политогенеза». Основные теории политогенеза и возникновения государственной организации. Завоевательные теории политогенеза (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович). Марксистская теория политогенеза. Маркс и Ф. Энгельс о сущности государства и факторах возникновенния государственной организации. Генезис государрства и генезис феодализма. Споры о генезисе и сущности феодальных отношений в отечественной и зарубежной науке. Понятия «дофеодального» (А. И. Неусыхин) и «раннефеодального» периодов. Теории политогенеза в политической антропологии (Р. Лоуи, Э. Сервис, М. Фрид, Р. Карнейро, Л. Е. Куббель, Н. Н. Крадин и др.). Тема 8. «Изучение социальной эволюции в политической антропологии: основные подходы». Предмет и задачи политической антропологии. Понятие социальной эволюции. Политантропологические подходы к изучению социальной эволюции. Стадии социально-политичееской интеграции. Однолинейные подходы к пониманию социальной эволюции. Эволюционная схема Э. Сервиса. Билинейные подходы к пониманию социальной эволюции. Марксистская концепция «азиатского способа производства». Дискуссия об «азиатском способе производства» в отечественной науке. Концепция Л. С. Васильева о путях развития западных и незападных обществ. Многолинейные подходы к социальной эволюции.
Тема 9. «Понятие вождества. Политическая организация в вождествах». Понятие вождества в трудах К. Оберга, Э. Сервиса, Т. Эрла. Типологии вождеств (В. Степонаитис, Ш. Милисаускас, Ч. Хадсон, Р. Карнейро). Понятие «вождества» в отечественной политической антропологии (Л. С. Васильев, Н. Н. Крадин и др.). Организация власти в вождествах. Социальная структура в вождествах. Экономика в вождествах. Идеология в вождествах. Групповая идентичность в вождествах и соотношение этногенеза и политогенеза. Соотношение вождества и племени. Соотношение вождества и государства. Применение теории вождества к политогенезу в славянском мире: итоги и перспективы исследований. Тема 10. «Понятие раннего государства. Политическая организация в ранних государствах». Понятие раннего государства в трудах Х. Классена и П. Скальника. Типология ранних государств. Понятие раннего государства в отечественной политической антропологии. Организация власти в ранних государствах. Социальная структура в ранних государствах. Экономика в ранних государствах. Идеология в ранних государствах. Групповая идентичность в ранних государствах и соотношение этногенеза и политогенеза. Соотношение раннего государства и вождества. Раннее государство и зрелое государство: критерии различения. Тема 11. «Этногенез и политогенез в раннеславянском обществе. Проблема социального устройства ранних славян и возникновения славянской этничности.» Основные подходы к возникновению славянской этничности в современной науке. Традиционные модели славянского этногенеза, подразумевающие существование славян как этноса до первой фиксации в письменных источниках. Альтернативные концепции славянского этногенеза, отрицающие раннее возникновение славянской этничности. Модель О. Прицака и ее критика в современной науке. Концепция славянского этногенеза Ф Курты и полемика вокруг нее. Проблема социального устройства древнейших славян. Славянское общество по данным Прокопия Кесарийского и «Стратегикона» Псевдо-Маврикия (VI в.). Тема 12. «Аварский каганат и «Держава Само»: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии». Аварский каганат и его роль в социальной истории славян. Аварская этничность и аварская политическая организация. Азиатские истоки аварского социально-политического устройства. Жуаньжуаньский каганат и другие «степные империи» Евразии раннего Средневековья. Образование «державы Само». Проблема локализации политии Само в историографии. Проблема социально-политического устройства политии Само. Этничность и организация власти в «державе Само» по данным «Так называемой Хроники Фредегара» (VII в.). Тема 13. «Болгары: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии». Проблема происхождения тюрко-булгар в современной историографии. Булгары в V-VI вв. Великая Болгария хана Кубрата по данным письменных источников и археологии. Булгарские миграции. Образование Булгарского ханства на Дунае. Политическая организация и социальная структура Дунайской Болгарии. Булгары и славяне. Булгарский саракт и Славинии. Этничность и политическая организация в Великой Болгарии и Дунайской Болгарии по данным «Хронографии» Феофана Исповедника и «Бревиярия» патриарха Никифора (VIII-IX вв.). Тема 14. «Альпийские славяне: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии». Проблема появления славянского населения в Восточных Альпах. Взаимодействие славянского и автохтонного населения в Норике. Славяне и авары. Образование Карантанского княжества. «Марка винидов» Валлука. Карантания в VIII-IX вв.: проблема социально-политического устройства. Карантанская полития в историографии (Л. Хауптманн, Б. Графенауэр, П. Штих, А. Плетерский, Х.-Д. Каль и др.). Проблема социального слоя косезов. Карниольская полития: этногенез и политогенез в Верхнем Посавье. Этничность и политическая организация в Карантании по данным трактата «Обращение баваров и карантанцев» (870 или 871 г.). Тема 15. «Карпатская котловина: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии». Этногенез и политогенез в Карпатской котловине после падения Аварского каганата. Проблема образования Моравского и Нитранского княжеств. Социально-политическое устройство Моравии. Роль дружины в генезисе моравской политической организации. Моравские грады. Агломерации предгородского типа. Организация власти в Великой Моравии. Великая Моравии в историографии (Ф. Граус, Л. Гавлик, Й. Поулик, Д. Тржештик и др.). Тезис И. Бобы и проблема альтернативной локализации моравской политии. Критика концепции И. Бобы в современной историографии. Этничность и политическая организация в Моравии по данным современных письменных источников. Тема 16. «Западные Балканы: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии». Западные Балканы в «темные века» (VII-VIII вв.). Авары и славяне в Далмации и Паннонии. Проблема жуп и жупаний. Миграция хорватов и сербов на Балканы по данным письменных источников и археологии. Полемика о переселении хорватов и сербов в современной историографии. Становление хорватской этничности. Социальный облик древнейшей хорватской политии. Хорватское княжество в IX в. Генезис политической организации в Среднем Посавье и Посавское княество. Становление сербской этничности. Сербская полития в IX в. Неретвлянское княжество, Захумье, Травуния, Конавле, Дукля. Проблема генезиса боснийской политии. Этничность и политическая организация на западе Балкан по данным трактата Константина Багрянородного «Об управлении империей» (середина Х в.). Тема 17. «Чешская котловина: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии». Чешская котловина накануне образования государства Пржемысловичей. Gens Boemanorum во франкских источниках. Проблема чешских «племен» в исторической и археологической литературе. Критика «племенной» концепции в трудах Д. Тржештика и новые подходы к интерпретации письменных источников. Древнейшие политические центры по данным археологии. Проблема Хорватского княжества в восточной Чехии и/или Силезии. Роль Моравии в становлении чешской государственности. Чешские этногенетические легенды и их интерпретация. Этничность и политическая организация в раннесредневековой Чехии по данным Хроники Козьмы Пражского и современных письменных источников. Тема 18. «Польша: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии». Польские земли накануне образования Польского государства. Проблема польских «племен» в историографии. Критика «племенной» концепции в трудах П. Урбаньчика и новая интерпретация письменных источников и археологических материалов. Древнейшие политические центры и их характер по археологическим данным. Полянское княжество в Великой Польше. Вислянское княжество в Малой Польше. Поморяне и их политическая организация. Мазовия. Силезия. Генезис польской государственности в историографии (Х. Ловмяньский, Г. Лябуда, П. Урбаньчик и др.). Организация власти при Мешко I. Проблема роли дружины в формировании государства Пястов. Этничность и политическая организация в польских землях по данным Хроники Галла Анонима и современных письменных источников. Тема 19. «Полабские и поморские славяне: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии». Полабские славяне в VII-IX вв. Этнополитические общности полабских славян. Ободритское княжество и его социально-политическое устройство. Проблема «малых племен». Княжество вильцев. Полития на острове Рюген. Сербская полития в междуречье Эльбы и Заале. Полабские славяне в X-XI вв. Ободритское государство. Объединение лютичей и его характер. Стодоранское княжество. Роль языческих культов в социально-политической интеграции. Этничность и политическая организация полабских славян по данным письменных источников («Анналы королевства франков», «Славянская хроника» Гельмольда и др.). Поморские славяне и их племенные центры. Волин. Щецин. Поморская федерация городов и ее эволюция. Поморское княжество в раннее Средневековье. Тема 20. «Венгры: этногенез и политогенез по данным письменных источников и археологии». Этническая история древних мадьяр. Древние мадьяры и обские угры. Проблема происхождения самоназвания «мадьяры». Миграции мадьяр. Контакты мадьяр с иранцами и тюрками. «Великая Венгрия» и ее локализация. Мадьяры и оногуры. Мадьяры и хазары. Полития Леведия и генезис венгерской политической организации. Мадьяры и кавары. Венгерские «племена». Этелькёз. Характер ранней венгерской политии в Карпатской котловине. Венгры и славяне. Ранняя венгерская этничность и политическая организация по данным трактата Константина Багрянородного «Об управлении империей» (середина Х в.).
Методическое обеспечение 3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины Методическими указаниями по освоению дисциплины выступает содержание занятий, изложенное в п. 2.2 настоящей рабочей программы; перечень литературы, в том числе рекомендуемой преподавателем в ходе занятий; конспект, который обучающийся может вести во время занятий.
3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы Методическим обеспечением самостоятельной работы выступает содержание настоящей рабочей программы. Предусмотрена самостоятельная работа обучающегося с конспектом и литературой.
Кадровое обеспечение Образование и (или) квалификация штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий К проведению занятий должны допускаться преподаватели, имеющие базовое высшее образование (уровня специалитет / магистратура) и/или ученую степень (или ученое звание), соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Информационное обеспечение Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Спецкурс «Проблемы этногенеза и политогенеза ранних славянских обществ» Special Course «Ethnic and Political Genesis in Early Slavic Societies»
Язык(и) обучения
русский
Трудоемкость в зачетных единицах: 1
Регистрационный номер рабочей программы: 040095
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.198 (0.06 с.) |