Другие типы цветовых гармоний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Другие типы цветовых гармоний.



 

Гармония взаимодополнительных цветов объяснена М.В.Ломоносовым. Он полагал, что она обусловлена психофизиологическими закономерностями зрения. На их основе возникла трёхкомпонентная теория цветового зрения. Суть состоит в том, что наш глаз, имеющий три цветоощущающих приёмника, всегда требует их совместной деятельности – он как бы нуждается в цветовом балансе. Поскольку один из пары взаимодополнительных цветов представляет собой сумму двух основных, то в каждой паре оказывается наличие всех трёх цветов, образующих равновесие. В случае сочетания других, не взаимодополнительных цветов, этот баланс отсутствует, и глаз испытывает «голодание» в отношении какого-либо цвета. Возможно, на этой физиологической основе возникает определённая неудовлетворённость, отрицательная эмоциональная реакция, величина которой будет зависеть от того, насколько заметно это нарушение баланса.

 

Задание. Размышление над цветовым строем иконы.

 

 Альберт Анри Менселл /1859-1918/ основной закон гармонизации цветов видел, прежде всего, в родственности цветов в пределах одного цветового тона /красного, например/, т.е. однотонные гармонии. Также он считал, что могут быть гармоническими два соседних цвета по цветовому кругу, которые могут варьироваться по светлоте и насыщенности. В этих случаях гармония зависит от родства цветов. Но могут быть гармоничными сочетания цветов, лежащих друг против друга в цветовом круге. Однако, гармония будет более совершенной, если будут учитываться отношения по насыщенности и величине цветовых плоскостей.

Немецкий физиолог Брюкке также основывал ЦГ в пределах малых интервалов. Он особо обратил внимание на точность определения цветового тона. Брюкке выделял как парные гармонические сочетания, так и триады. Наиболее действенной находил триаду красный – синий – жёлтый (золотой) /!/.

 

§ Комбинация цветов на основе интервалов их расположения по кругу имеет большое значение для художника, т.к. позволяет обосновать ритмическую организацию цветовых пятен на плоскости, характеризует принципы использования контрастных или родственных цветов.

 

ПРИМЕРЫ.

 

                                                                            

А                                                                      Б

гармония триад: А/основных цветов, Б/дополнительных.

 

                              В                             Г

 

Гармония теплых /В/

и холодных /Г/

цветов.

 

 

                              Д/                       Е/

 

 

Гармония цветовых

взаимодополнительных

 пар:

Д/красный-зеленый,

Е/желтый-фиолетовый.

 

 

                              РИС. 31

                             А                          Б

 

 

Гармония-соло

одного цвета:

А/желтого,

Б/зеленого.

                                                      

 

 

 

 

 


РИС. 32.

В/эффект симультации.

 

 

 

 

                                                                        

 

РИС.33. Гармония ахроматическая или гармония черно-белых тонов.

 

 

ЦВЕТОВЫЕ ПЯТНА.

Качество цветовой гармонии определяется таким фактором, как соотношение цветовых пятен по занимаемой ими площади. Существует определённое соотношение площадей цветовых пятен, необходимое для достижения целостности художественного произведения. И чем контрастнее цвета, тем большую роль играет это соотношение. Например, для уравновешивания большого сильно высветленного пятна будет достаточно маленького пятна, но контрастного по светлоте и насыщенного по тону.

     
 

 


                                      Рис. 34

                         
 
 

 

 


                       

 

Другой фактор – дробность цветовых пятен. Установлено, что разное впечатление будут иметь сочетания одних и тех же цветов, но различающиеся по количеству и величине рассматриваемых пятен. Например, квадрат, разделённый на 4 части или на 36 частей /см. рис. 30/.

     
 


                                          Рис. 35

                                                                                               

 

 


                                  

Следующий важный момент в художественном произведении – фон, его качество и количество. Существуют определёные количественые соотношения между изображением и фоном.

Если, например, фона “много”, то изображение будет “плавать”, а если площадь фона будет меньше, чем нужно, то изображаемому объекту будет “тесно” в этих рамках /рис. 31, 32/.

 

 

                                       Рис. 36                                                               

 

                                  

 

                                 Рис. 37

 

Также ещё один существенный момент – последовательность расположения цветовых пятен на плоскости художественного произведения. От этого зависит “прочтение” изображения. Художник организовывает пространство своего творения - задаёт равновесие, ритмику, последовательность, в которой прочитывается произведение. Для этого немаловажным является определение площади цветовых пятен, их взаимоотношение, контрастность по светлоте и цветовому тону, по насыщенности и т.д. Например, очевидно, что, в первую очередь, привлекут внимание самые большие пятна и самые яркие. Также глаз будет увлечён на более контрастирующие границы между цветовыми пятнами. Чтобы уменьшить внимание к какому-либо пятну, следует, например, уменьшить его насыщенность /затемнить или выбелить, т.е. “усложнить”/ и наоборот.

                  

                                                      Примечание. Особо обратить внимание на эффект симультации, возникающий на границе взаимодополнительных цветов, одинаковых по насыщенности и светлоте. Контрастные по цветовому тону, но одинаковые по другим двум характеристикам, они индуцируют некое “горение” на границе друг с другом, поэтому глаз стремится к этой области.

Рис. 38      Также существует взаимодействие между очертанием цветового пятна, его формой и самим цветом. Изменение расположения и цвета пятна может вызвать различные асоциации. Психфизилогическая теория ЦГ гласит, что эмоции, вызванные отдельными цветами или сочетаниями, могут быть как положительными, так и отрицательными. То же самое можно сказать и о форме, величине цветовых пятен, их расположении и ритмике чтения.

 

Задание. Приведите примеры.

 

 

ЦВЕТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ.

 

Цветовая композиция есть комбинация цветовых пятен, построенная с учётом всех закономерностей цветовой гармонии, символике цвета, изложенных выше. Цветовая композиция должна быть подчинена творческой задаче художника, она должна служить раскрытию образного содержания произведения.

Композиционная функция цвета заключена в его способности акцентировать внимание зрителя на наиболее важных для понимания образного содержания произведения местах, участвовать в организации пространства, определять последовательность зрительного восприятия.

Цветовая композиция требует соответствующей ритмичной организации цветовых пятен на плоскости.

Бессистемное расположение красок, даже с учётом их взаимодополнительности, создаёт пестроту и затрудняет восприятие основной мысли художественного произведения.

 

КОЛОРИТ.

 

Термин «колорит» происходит от латинского слова «color», означающего в переводе «цвет, краска». Колорит есть особая способность художника распоряжаться цветом, его можно рассматривать как «чувство цвета» - художественное свойство, своеобразное видение цвета. Среди художников распространена поговорка «рисунку можно научить, колористом нужно родиться».

Колорит обладает некоей тайной, непостижимостью, посредством колорита можно высказать то, что невозможно высказать графикой, рисунком, разрозненными цветовыми пятнами.

Колорит в основе своей предполагает, прежде всего, гармонию красок, образующих некое оптическое целое.

У подлинного колориста свет и цвет выступают в тесном единстве.

Важным признаком колорита является владение цветовой перспективой.

Гармония применяется там, где необходимо созвучие цветов, которое сообщает произведению настроение и определённым образом влияет на содержание.

Основу колорита составляют тональные отношения. Они могут быть и световыми и цветовыми, ибо тон, как отмечено выше, заключает в себе отношения света и цвета.

Объективную основу отношений в живописи составляют многие псохофизиологические и физические закономерности, как, например, цветовой и темновой адаптации, светлотный и тоновый контрасты, законы оптического смешения цветов. Под светом следует понимать ахроматическую шкалу, а под цветом – хроматический ряд.

Отмеченные факторы, которые составляют основы колорита, невозможно применить без знаний основ теории цвета. Поэтому необходимо изучать законы цветоведения.

 

 

  Задание. Привести примеры цветовых композиций разных икон – однофигурных /мучеников, преподобных и т.д./, многофигурных /праздники/ и попытаться дать трактовку их колористического и композиционного решения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.35.75 (0.033 с.)