Технологическая карта лекционного занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологическая карта лекционного занятия



Учебные цели занятия:

знать:

1. Спланхнология. Внутренние органы, понятие о паренхиматозных и полых органах.

2. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания. Общий план строения.Верхние дыхательные пути, нижние дыхательные пути, функции дыхательных путей.

3. Нос, наружный нос, носовая полость, носоглотка, придаточные пазухи носа. Функции носа.

4. Гортань, топография, строение стенки, хрящи гортани, мышцы гортани, отделы гортани, голосовая щель.Функции гортани.

5. Трахея, топография, бифуркация трахеи, строение стенки, функции.

6. Бронхи – виды бронхов, строение стенки, бронхиальное дерево.

ОК 1-13

Тип занятия: информационный.

Уровень освоения: 1

Материальное обеспечение учебного занятия:

1. ноутбук,

2. экран,

3. мультимедийный проектор,

4. учебные фильмы и презентации,

5. плакаты

6. схемы

7. рисунки

8. таблицы

 

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

 

Содержание занятия Время Методические указания
1. Организационный момент 5 минут Проверка присутствующих, заполнение журнала, староста называет причины отсутствия обучающихся, контроль внешнего вида.
2. Формулировка темы, ее мотивация 2 минуты Обоснование значимости темы.
3. Определение целей занятия. Сообщение плана лекции 2 минуты 1.  Спланхнология. Внутренние органы, понятие о паренхиматозных и полых органах. 2.  Анатомо-физиологические особенности органов дыхания. Общий план строения.Верхние дыхательные пути, нижние дыхательные пути, функции дыхательных путей. 3.  Нос, наружный нос, носовая полость, носоглотка, придаточные пазухи носа. Функции носа. 4.  Гортань, топография, строение стенки, хрящи гортани, мышцы гортани, отделы гортани, голосовая щель.Функции гортани. 5.  Трахея, топография, бифуркация трахеи, строение стенки, функции. 6.  Бронхи – виды бронхов, строение стенки, бронхиальное дерево.
4. Работа над изучаемым материалом 70 минут Освещение темы согласно рабочей программы курса, студенты составляют конспект лекции.
5. Закрепление нового материала 8 минут Устный фронтальный опрос по пройденному материалу
6. Подведение итогов занятия. Задание на дом 3 минуты Подведение итогов занятия. Задание на дом в соответствии с темой и списком рекомендованной учебной литературы

План изложения теоретического материала

1. Спланхнология. Внутренние органы, понятие о паренхиматозных и полых органах.

2. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания. Общий план строения.Верхние дыхательные пути, нижние дыхательные пути, функции дыхательных путей.

3. Нос, наружный нос, носовая полость, носоглотка, придаточные пазухи носа. Функции носа.

4. Гортань, топография, строение стенки, хрящи гортани, мышцы гортани, отделы гортани, голосовая щель.Функции гортани.

5. Трахея, топография, бифуркация трахеи, строение стенки, функции.

6. Бронхи – виды бронхов, строение стенки, бронхиальное дерево.

Содержание теоретического материала

1.  Спланхнология. Внутренние органы, понятие о паренхиматозных и полых органах.

1. Внутренними органами, или внутренностями (лат. viscera;греч. splanchna), называют органы, расположенные в полостях тела: грудной, брюшной, тазовой, в области головы и шеи. К ним относятся органы пищеварительной, дыхательной, мочевой и половой систем, обеспечивающие обмен веществ между организмом и внешней средой и размножеиие. Учение о внутренностях называется спланхнологией. К внутренним органам иногда относят также сердце, селезенку, эндокринные железы, но они имеют иное функциональное назначение.

Паренхиматозные органы

+К паренхиматозным органам относятся такие органы, как печень, селезёнка, эндокринные и экзокринные железы, головной мозг и другие. В них выделяют капсулу, внутриорганную строму (соединительная ткань) и паренхиму. Следует отдельно рассматривать лежащие в соединительно-тканном окружении кровеносные и лимфатические сосуды. Основу органа составляет паренхима. Паренхима сформирована эпителиальной, нервной, миелоидной, лимфоидной или мышечной тканями. Например, в печени и почке это будут эпителиальные клетки.Паренхима является определяющим элементом, обеспечивающим основные специфические функции органа. В каждом органе паренхима формирует специализированные архитектонические (пространственные) конструкции. В печени это балки и дольки. В почке – нефроны, в селезёнке – фолликулы с центральной артерией и т. д.

Полые органы

Полые органы содержат полость, окруженную оболочками. Имеют в своём составе обычно не менее 3-4 оболочек. Среди них внутренняя оболочка (слизистая, интима и. т.д.) обеспечивает взаимодействия с внешней и внутренней средами (например, органы желудочно-кишечного тракта) или с внутренними средами (кровеносные сосуды). Кнаружи от внутренней оболочки в пищеварительном канале выделяют подслизистую основу, содержащую сосудистое и нервное сплетения, лимфоидные фолликулы. Она также обеспечивает механическую подвижность внутренней оболочки по отношению к наружным оболочкам. Наружная оболочка (адвентициальная, серозная) отделяет орган от окружающих структур, обособляет его, несет механическую функцию. Между внутренними и наружной в большинстве органов и органных структур есть мышечная оболочка (органы пищеварительного канала, артерии, матка, яйцевод, бронхи и др.).

Полость в органах может быть использована для диагностических (забор клеток в составе пунктатов, биопсий, аспиратов) и лечебных целей (введение лекарственных средств и др.)

2.  Анатомо-физиологические особенности органов дыхания. Общий план строения.

1. Дыхательной системой называется система органов, посредством которых происходит газообмен между организмом и внешней средой. В дыхательной системе выделяют органы, выполняющие воздухопроводящую (полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи) и дыхательную, или газообменную, функции (легкие).

Все органы дыхания, относящиеся к дыхательным путям, имеют твердую основу из костей и хрящей, благодаря чему эти пути не спадаются, и по ним свободно циркулирует воздух во время дыхания. Изнутри дыхательные пути выстланы слизистой оболочкой, снабженной почти на всем протяжении мерцательным (реснитчатым) эпителием. В дыхательных путях происходит очищение, увлажнение, согревание вдыхаемого воздуха, а также рецепция (восприятие) обонятельных, температурных и механических раздражителей. Газообмен здесь не происходит, и состав воздуха не меняется, поэтому пространство, заключенное в этих путях, называется мертвым, или вредным. При спокойном дыхании объем воздуха в мертвом пространстве составляет 140-150 мл (при вдыхании 500 мл воздуха).

Во время вдоха и выдоха воздух по воздухоносным путям поступает в

легочные альвеолы и выводится из них. Стенки альвеол очень тонкие и служат для диффузии газов. Из находящегося в альвеолах воздуха в кровь поступает кислород, а обратно - углекислый газ. Оттекающая из легких артериальная кровь переносит кислород во все органы тела, а притекающая в легкие венозная кровь доставляет углекислый газ.

Сущность дыхания заключается в постоянном обновлении газового состава крови, а значение дыхания - в поддержании оптимального уровня окислительно-восстановительных процессов в организме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.122 (0.007 с.)