Специальность 34.02.01 Сестринское дело 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальность 34.02.01 Сестринское дело



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ №12

По теме:

«Общие данные о строении дыхательной системы. Воздухоносные пути, строение и функции»

Дисциплина: Анатомия и физиология человека

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Курс 1         

Саратов 2020


Методическая разработка лекционного занятия №12 «Общие данные о строении дыхательной системы. Воздухоносные пути, строение и функции». Дисциплина: Анатомия и физиология человека. Специальность 34.02.01 Сестринское дело. Курс 1                      

Автор: Шевченко Наталия Васильевна, высшая квалификационная категория

Саратов, 2020 г.

«Утверждено» на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин Протокол №__от «__» ____ 20__ г. Председатель ЦМК _______Шевченко Н. В. «Согласовано» методистом ГАПОУ СО «СОБМК» ________________________

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка ………………………………………………. 2. Технологическая карта лекционного занятия………………………. 3. План изложения теоретического материала………………………… 4. Содержание теоретического материала……………………………... 5. Контрольно – оценочный материал………………………………… 6. Список рекомендуемой литературы …………………………………                                                                                   4 5 7 8 14 15

Пояснительная записка

Дисциплина Анатомия и физиология человека является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело

Дисциплина Анатомия и физиология человека относится к профессиональному учебному циклу (общепрофессиональным дисциплинам).

Дисциплины, на результаты обучения которых опирается данная дисциплина: Основы латинского языка с медицинской терминологией, Общая патология, Здоровый человек и его окружение, Психология, Генетика человека с основами медицинской генетики, Основы микробиологии и иммунологии, Гигиена и экология человека.

Дисциплины (профессиональные модули, МДК), для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: основы профилактики, сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению, сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, основы реабилитации, основы реаниматологии.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;

знать:

строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.

        

Общее количество часов, отводимое на изучение данного раздела (с учетом лекционных и практических занятий) Анатомо-физиологические особенности системы органов дыхания- 18 часов

Лекции- 6 часов;

Семинарско – практические занятия – 6 часов

Общее количество часов, отводимое на внеаудиторную самостоятельную работу по Разделу 5 - 6 часов

Работа с учебной и справочной литературой (учебниками, атласами, справочными материалами)

Заполнение рабочей тетради. Составление словаря терминов. Зарисовка демонстрационных объектов

Зарисовка микроскопического строения легких. Составление сравнительной таблицы «Содержание кислорода и углекислого газа в дыхательных средах организма».

;

План изложения теоретического материала

1. Спланхнология. Внутренние органы, понятие о паренхиматозных и полых органах.

2. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания. Общий план строения.Верхние дыхательные пути, нижние дыхательные пути, функции дыхательных путей.

3. Нос, наружный нос, носовая полость, носоглотка, придаточные пазухи носа. Функции носа.

4. Гортань, топография, строение стенки, хрящи гортани, мышцы гортани, отделы гортани, голосовая щель.Функции гортани.

5. Трахея, топография, бифуркация трахеи, строение стенки, функции.

6. Бронхи – виды бронхов, строение стенки, бронхиальное дерево.

Содержание теоретического материала

1.  Спланхнология. Внутренние органы, понятие о паренхиматозных и полых органах.

1. Внутренними органами, или внутренностями (лат. viscera;греч. splanchna), называют органы, расположенные в полостях тела: грудной, брюшной, тазовой, в области головы и шеи. К ним относятся органы пищеварительной, дыхательной, мочевой и половой систем, обеспечивающие обмен веществ между организмом и внешней средой и размножеиие. Учение о внутренностях называется спланхнологией. К внутренним органам иногда относят также сердце, селезенку, эндокринные железы, но они имеют иное функциональное назначение.

Паренхиматозные органы

+К паренхиматозным органам относятся такие органы, как печень, селезёнка, эндокринные и экзокринные железы, головной мозг и другие. В них выделяют капсулу, внутриорганную строму (соединительная ткань) и паренхиму. Следует отдельно рассматривать лежащие в соединительно-тканном окружении кровеносные и лимфатические сосуды. Основу органа составляет паренхима. Паренхима сформирована эпителиальной, нервной, миелоидной, лимфоидной или мышечной тканями. Например, в печени и почке это будут эпителиальные клетки.Паренхима является определяющим элементом, обеспечивающим основные специфические функции органа. В каждом органе паренхима формирует специализированные архитектонические (пространственные) конструкции. В печени это балки и дольки. В почке – нефроны, в селезёнке – фолликулы с центральной артерией и т. д.

Полые органы

Полые органы содержат полость, окруженную оболочками. Имеют в своём составе обычно не менее 3-4 оболочек. Среди них внутренняя оболочка (слизистая, интима и. т.д.) обеспечивает взаимодействия с внешней и внутренней средами (например, органы желудочно-кишечного тракта) или с внутренними средами (кровеносные сосуды). Кнаружи от внутренней оболочки в пищеварительном канале выделяют подслизистую основу, содержащую сосудистое и нервное сплетения, лимфоидные фолликулы. Она также обеспечивает механическую подвижность внутренней оболочки по отношению к наружным оболочкам. Наружная оболочка (адвентициальная, серозная) отделяет орган от окружающих структур, обособляет его, несет механическую функцию. Между внутренними и наружной в большинстве органов и органных структур есть мышечная оболочка (органы пищеварительного канала, артерии, матка, яйцевод, бронхи и др.).

Полость в органах может быть использована для диагностических (забор клеток в составе пунктатов, биопсий, аспиратов) и лечебных целей (введение лекарственных средств и др.)

2.  Анатомо-физиологические особенности органов дыхания. Общий план строения.

1. Дыхательной системой называется система органов, посредством которых происходит газообмен между организмом и внешней средой. В дыхательной системе выделяют органы, выполняющие воздухопроводящую (полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи) и дыхательную, или газообменную, функции (легкие).

Все органы дыхания, относящиеся к дыхательным путям, имеют твердую основу из костей и хрящей, благодаря чему эти пути не спадаются, и по ним свободно циркулирует воздух во время дыхания. Изнутри дыхательные пути выстланы слизистой оболочкой, снабженной почти на всем протяжении мерцательным (реснитчатым) эпителием. В дыхательных путях происходит очищение, увлажнение, согревание вдыхаемого воздуха, а также рецепция (восприятие) обонятельных, температурных и механических раздражителей. Газообмен здесь не происходит, и состав воздуха не меняется, поэтому пространство, заключенное в этих путях, называется мертвым, или вредным. При спокойном дыхании объем воздуха в мертвом пространстве составляет 140-150 мл (при вдыхании 500 мл воздуха).

Во время вдоха и выдоха воздух по воздухоносным путям поступает в

легочные альвеолы и выводится из них. Стенки альвеол очень тонкие и служат для диффузии газов. Из находящегося в альвеолах воздуха в кровь поступает кислород, а обратно - углекислый газ. Оттекающая из легких артериальная кровь переносит кислород во все органы тела, а притекающая в легкие венозная кровь доставляет углекислый газ.

Сущность дыхания заключается в постоянном обновлении газового состава крови, а значение дыхания - в поддержании оптимального уровня окислительно-восстановительных процессов в организме.

Вопросы для фронтального опроса

1.Осуществите краткий обзор дыхательной системы.

2.Воздухоносные пути и легкие, их строение.

3.Функции воздухоносных путей и легких.

4.Строение носовой полости.

5.Функции носовой полости.

6.Гортань - проекция на позвоночник.

7.Строение гортани.

8.Функции гортани.

9.Трахея - проекция на позвоночник.

10.Бифуркация трахеи, строение стенки.

11.Функции трахеи.

12.Бронхи - виды бронхов.

13.Строение стенки, особенности правого главного бронха.

14.Бронхиальное дерево.

15.Особенности строения стенки конечных бронхиол.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:

1. Самусев Р.П., Селин Ю.М. Анатомия человека: уч. пособие для студ. сред. мед. учеб. заведений /– 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Изд-во «Мир и образование», 2019 – 480 с.

2. Федюкович Н.И., Гайнутдинов И.К., Анатомия и физиология человека: учебник/ - Изд. 21-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 573с.

3. Самусев Р.П., Сентябрев Н.Н., Анатомия и физиология человека: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Издательство «АСТ»,2018.- 576 с.

4.  Самусев Р. П., Сентябрѐв. Н. Н. Атлас по анатомии и физиологии человека: Учеб.пособие для студентов учреждений сред. профессион. образования / - М.: ООО "Издательство "Мир и образование", 2019. - 768 с.

Дополнительные источники:

1. Барышников, С.Д. Тестовые задания по анатомии и физиологии человека с основами патологии /– М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2017– 174с.

2. Борисевич А. И., Ковешников В.Г., Роменский О. Ю..Словарь терминов и понятий по анатомии человека / – М.: Академия, 2017 – 432с.

3. Дегтярев, В.П. Нормальная физиология: учебник – М.: Медицина, 2018 – 736с.

4. Кондрашев, А.В. [и др.] Нормальная анатомия человека в тестах [Текст]: учеб. пособие / Ростов н/Д.: Наука-Спектр, 2018 – 342с.

Интернет – ресурсы:

1. http://www.medcollegelib.ru

2. https://medstudents.ru

 

 

.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ №12

По теме:

«Общие данные о строении дыхательной системы. Воздухоносные пути, строение и функции»

Дисциплина: Анатомия и физиология человека

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Курс 1         

Саратов 2020


Методическая разработка лекционного занятия №12 «Общие данные о строении дыхательной системы. Воздухоносные пути, строение и функции». Дисциплина: Анатомия и физиология человека. Специальность 34.02.01 Сестринское дело. Курс 1                      

Автор: Шевченко Наталия Васильевна, высшая квалификационная категория

Саратов, 2020 г.

«Утверждено» на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин Протокол №__от «__» ____ 20__ г. Председатель ЦМК _______Шевченко Н. В. «Согласовано» методистом ГАПОУ СО «СОБМК» ________________________

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка ………………………………………………. 2. Технологическая карта лекционного занятия………………………. 3. План изложения теоретического материала………………………… 4. Содержание теоретического материала……………………………... 5. Контрольно – оценочный материал………………………………… 6. Список рекомендуемой литературы …………………………………                                                                                   4 5 7 8 14 15

Пояснительная записка

Дисциплина Анатомия и физиология человека является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело

Дисциплина Анатомия и физиология человека относится к профессиональному учебному циклу (общепрофессиональным дисциплинам).

Дисциплины, на результаты обучения которых опирается данная дисциплина: Основы латинского языка с медицинской терминологией, Общая патология, Здоровый человек и его окружение, Психология, Генетика человека с основами медицинской генетики, Основы микробиологии и иммунологии, Гигиена и экология человека.

Дисциплины (профессиональные модули, МДК), для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: основы профилактики, сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению, сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, основы реабилитации, основы реаниматологии.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;

знать:

строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.

        

Общее количество часов, отводимое на изучение данного раздела (с учетом лекционных и практических занятий) Анатомо-физиологические особенности системы органов дыхания- 18 часов

Лекции- 6 часов;

Семинарско – практические занятия – 6 часов

Общее количество часов, отводимое на внеаудиторную самостоятельную работу по Разделу 5 - 6 часов

Работа с учебной и справочной литературой (учебниками, атласами, справочными материалами)

Заполнение рабочей тетради. Составление словаря терминов. Зарисовка демонстрационных объектов

Зарисовка микроскопического строения легких. Составление сравнительной таблицы «Содержание кислорода и углекислого газа в дыхательных средах организма».

;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.036 с.)