Роль и место средств массовой информации в формировании общественного сознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и место средств массовой информации в формировании общественного сознания.



Мощным средством духовного и политического воздействия на сознание и поведение людей являются печать, радио, телевидение, кино. Они сопровождают человека всю его жизнь, и от того, какие идеи и с помощью каких приемов распространяются, во многом зависит формирование индивидуальных черт личности. Поток информации, собранной, рассортированной, со сформированным мнением о событии, определенным образом акцентированной, рассчитан на эмоциональное восприятие социальных норм, традиций, образцов поведения. Его идеологическое и политическое влияние огромно и осуществляется в массовых масштабах. СМИ наиболее ярко характеризуют крупные политические и социокультурные изменения в обществе. Влияние СМИ на поведение граждан осуществляется путем создания определенного общественного мнения. Эффективность СМИ заключается в их способности позитивно влиять на общественные процессы, содействовать эффективности общественных процессов. Любой политический процесс сегодня не обходиться без влияния средств массовой информации. Скорость распространения информации и возможность передачи ее во все уголки страны мира превращают средства массовой информации в один из самых эффективных инструментов формирования поддержки или осуждения политической власти населением.

СМИ сопровождают нас всю жизнь и, так или иначе, влияют на нас. Люди постоянно находятся под воздействием информации, причем далеко не всегда полезной и правильной.

Безусловно, масс - медиа должны объективно отражать происходящие в мире события, информировать людей, выполнять просветительские и познавательные функции, но на практике мы видим, что нам навязывают определенный образ жизни, оказывая тем самым влияние на формирование ценностных ориентаций и поведения, прежде всего, молодежи как наиболее активной и неустойчивой части общества.

Мы считаем, что проблема влияния средств массовой информации на поведение людей, очень актуальна в нашем современном обществе. Недаром СМИ иногда называют четвертой ветвью власти. Они прочно вошли в нашу жизнь и имеют огромное влияние в современном мире. СМИ оповещают людей о последних событиях в экономике, политике, жизни общества, более того, они формируют общественное мнение, являются одним из самых мощных орудий, поскольку обладают всей силой информации, а, учитывая, что мы живем в век информационного общества, это оружие может быть очень опасным.

Отличительными чертами СМИ являются публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.

Средства массовой информации создают двойственное взаимоисключающее влияние на образ жизни: с одной стороны, они выступают как фактор, стимулирующий формирование здорового образа жизни, с другой - провоцируют развитие вредных привычек, химических зависимостей, способствуют развитию психологического дискомфорта и пр.

СМИ принадлежит ведущая роль в формировании общественных настроений, поэтому чем шире будет представлена тема межэтнической толерантности в масс-медиа пространстве, тем более действенны будут ее результаты.

Современные СМИ в Казахстане позволяют не только отслеживать происходящие события, но и оптимизировать поведение социальных групп в связи с целями и задачами коммуникации. Перед современными СМИ Казахстана стоит задача укрепления межэтнического согласия среди казахстанцев. Влияние СМИ на общественное сознание людей создает основу духовного мира личности [3].

Казахстанские СМИ призваны распространять мирную политику Казахстана и национального единство.

Началом «эры телевидения» считается 1952 год, когда оно впервые было использовано для широкого освещения президентской избирательной кампании в США. Постепенно теледебаты между конкурирующими кандидатами на высшие выборные должности как инструмент предвыборной борьбы получают все более растущее признание и применение во всех индустриально развитых странах, в том числе и в России.

В зависимости от того, в чьих руках находится телевидение, его можно использовать для объективного и оперативного информирования людей о реальных событиях в мире

просвещения и воспитания

манипулирования в интересах тех или иных групп людей

Основные функции СМИ:

Наблюдение за миром (сбор и распространение информации)

«Редактирование» (отбор и комментирование информации)

Формирование общественного мнения

Распространение культуры

 

ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ: ПОНЯТИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И ИХ ТЕХНОЛОГИИ.

Понятие революция происходит от латинского слова revolutio (поворот, переворот, превращение, обращение) - радикальное, коренное, глубокое качественное изменение общества или познания, сопряженное с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Как термин «цветная революция» появляется только в начале 2000-х годов. Не стоит путать с «бархатной революцией». К «бархатной революции», в более узком понятии, относят процесс смены коммунистического режима в Чехословакии в 1989 году. Однако в более широком понятии, к «бархатным революциям» относят все события в странах Восточной Европы и Монголии, в ходе которых в 1989--1991 годах были ликвидированы политические режимы советского типа.

Сегодня «цветными революциями» называют смену правящих элит, в результате изменения политического режима без военного участия в том случае, если революция достигает своей цели. «Цветная революция» подразумевает серию массовых уличных беспорядков и протестов населения, при поддержке зарубежных неправительственных организаций.

Цветные революции — совокупность характерных для начала XXI века технологий по силовой смене политической власти в том или ином государстве путём организации массовых уличных протестов части его населения. Классическими цветными революциями считаются организованные оппозицией массовые беспорядки на постсоветском пространстве: «Оранжевая революция» на Украине (2004 год), «Революция роз» в Грузии (2003 год), «Тюльпановая революция» в Киргизии (2005 год).

СМИ и другие авторитетные источники, включая президентов республик, ещё более расширяют список цветных революций:

· 1989 — Бархатная революция в Чехословакии и аналогичные ей «бархатные революции» в других странах Восточной Европы.

· 2000 — Бульдозерная революция в Югославии.

· 2003 — Революция роз в Грузии.

· 2004 — Оранжевая революция на Украине.

· 2005 — Тюльпановая революция в Киргизии.

· 2005 — Попытка цветной революции в Узбекистане

· 2005 — Революция кедров в Ливане.

· 2006 — попытка Васильковой революции в Белоруссии.

· 2008 — Попытка цветной революции в Армении.

· 2009 — Цветная революция в Молдавии, приведшая компартию к потере большинства в парламенте.

· 2010 — Дынная революция — вторая Киргизская революция (Народная Революция в Киргизии 2010 года).

· 2014 — Евромайдан — Выбор за Соглашение об Ассоциации между ЕС и Украиной или Таможенный союз.

Первое и главное различие - во время «цветных революций», в отличие от «бархатных», отсутствуют человеческие жертвы. Второе различие - «цветные сценарии» не несут в себе глубоких политических, социальных и экономических преобразований в государстве, где они происходят. Третья - главными действующими лицами во время «цветных революций» - оппозиционная молодежь. В то время как во время «бархатных переворотов» - революционные массы составляют люди различных социальных и возрастных категорий.

К общим чертам между событиями 91-го года и событиями в первой половине 2000-х годов можно отнести технологию воздействия на массы посредством СМИ. Именно СМИ распространяли основные революционные идеи, передавая картину «мрачного настоящего», и рисуя картину «светлого будущего», если народ поднимется против своего правительства.

Кроме того, на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что «цветные революции» произошли лишь в трех странах: Грузия, Украина и Киргизия. В Югославии произошла не «цветная революция», а «бархатная», так как страна спустя некоторое время после переворота пережила глубокое политическое и социальное изменение, закончившееся окончательным распадом страны. Именно такую же ситуацию можно было наблюдать пятнадцать лет назад, когда после «бархатного переворота» развалился СССР.

Цветные революции" как фактор трансформации внешнеполитических стратегий государств на постсоветском пространстве Бочанов, Максим Александрович

В.П. Пугачев одним из первых выделил технологический алгоритм «цветных революций», обозначив девять основных звеньев:

· Выявляется энергетический потенциал общественных групп, способных участвовать в революции.

· Определяются политические объединения, способные стать двигателем политического протеста. В военизированных молодежных лагерях с помощью специальных тренингов готовятся ударные силы революции.

· Выстраивается цепочка практических целей, максимально приближенных к реальным требованиям масс. Обеспечивается преимущество оппозиции в электронных СМИ.

· Используются зрелищные массовые действия для побуждения всех недовольных к активности. Общество приводится в состояние анархии, начинаются массовые беспорядки. Управление осуществляется специально подготовленными специалистами.

· После захвата власти начинаются негласные чистки в госаппарате. «Революции» предшествует формирование молодежных организаций (Пора, Отпор и т. д.), которые образуют т. н. «полевые отряды революции». Молодежь нигде и никогда не была в стороне от сколько-нибудь крупных общественных потрясений и представала в основном в качестве толпы или массы.

·

Сотрудники факультета госуправления Пугачёв Василий Павлович



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.01 с.)