Раздел 1. Сущность понятий «активные и интерактивные методы и формы обучения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Сущность понятий «активные и интерактивные методы и формы обучения»



1.1 Методы активного обучения (МАО)

Методы активного обучения (МАО) – совокупность педагогических действий и приемов, создающих условия для мотивации обучающихся к самостоятельному инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность студентов и способствовать повышению эффективности обучения.

На любом учебном занятии по дисциплине или профессиональному модулю может реализовываться либо один МАО, либо сочетание нескольких.

Степень активности обучающихся зависит от того, сколько из четырех видов активности на занятии проявляется (активное мышление, активное действие, речь, эмоционально-личностное восприятие).

Например, в дискуссии проявляются следующие виды активности:

Мышление + Речь + Эмоционально-личностное восприятие.

На практическом занятии или лабораторной работе обучающийся, чаще всего, активно мыслит и действует (если речь идет о технических специальностях).

В деловой игре проявляются все виды активности, а на экскурсии – только эмоционально-личностное восприятие.

Практика показывает, что при лекционном изложении учебного материала студенты усваивают лишь 20-30 % информации, при самостоятельной работе с источниками и литературой – 50%, при личном участии в изучаемой деятельности – 90%.

М. Новик выделил следующие особенности активного обучения:

1. Принудительная активизация мышления (студент вынужден быть активным независимо от его желания).

2. Активность должна быть не кратковременной (2-5 минут) и эпизодической, а устойчивой и длительной (в течение всего занятия).

3. Самостоятельное принятие творческих решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых [2].

 

1.2 Признаки активных методов обучения

1. Обучающийся должен быть введен в проблемную ситуацию, для выхода из которой он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя, других обучаемых, основываясь на известном ему чужом и своем опыте, логике и здравом смысле.

2. Адекватность учебно-познавательной деятельности студентов характеру будущих профессиональных задач и функций (согласно теории контекстного обучения).

3. Взаимодействие студентов в ходе коллективной деятельности и/или дискуссии. (Этот признак не отрицает индивидуализацию обучения, но требует разумного сочетания индивидуализации и коллективизма, умелого использования).

4. Организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающихся. У студентов должны развиваться механизмы самоконтроля, саморегулирования, самообучения.

5. Исследование изучаемых проблем и явлений (студенты учатся     анализировать, обобщать информацию, творчески подходить к использованию своих знаний и опыта).

6. Непосредственность и самостоятельность взаимодействия   студентов  с учебной информацией. Если при традиционном обучении педагог «фильтрует» информацию и выдает ее в готовом, переработанном виде, то при активном обучении он дает студентам обращаться к первоисточникам и руководит самостоятельной работой студентов с источниками и литературой (педагогика сотрудничества).

7. Активность обучающихся развивается и поддерживается системой мотивации.

Мотивы активной учебной работы:

- профессиональный интерес;

- творческий характер деятельности;

- состязательность, игровой характер проведения занятий;

- эмоции.

 

1.3 Классификация методов активного обучения (МАО)

По характеру учебно-познавательной деятельности различают:

1. Имитационные МАО, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности.

2. Неимитационные МАО – имитации профессиональной деятельности нет (стажировка на рабочем месте, программированное обучение, проблемная лекция и др.).

Имитационные МАО могут быть игровые и неигровые.

 

Неигровые МАО:

- анализ конкретных ситуаций (АКС),

- разбор деловой почты руководителя,

- действия по инструкции или алгоритму и др.

 

Игровые МАО:

- деловые или ролевые игры;

- дидактические или учебные игры;

- игровые ситуации;

- игровые приемы и процедуры;

- тренинги в активном режиме;

- имитационные модели.

Игровые ситуации отличаются от игры отсутствием правил поведения и регламента. Это могут быть дискуссионные занятия с незапланированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно, кто и в каком качестве (докладчика, критика, провокатора) будет участвовать в обсуждении.

По типу деятельности обучающихся различают:

- МАО, основанные на ранжировании по различным признакам предметов или действий;

- МАО, базирующиеся на оптимизации процессов и структур;

- МАО, реализуемые с конструированием и проектированием объектов;

- МАО, основанные на выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях;

- МАО, базирующиеся на решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи;

- МАО, основанные на демонстрации и тренинге навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления.

 

1.4 Интерактивные методы обучения

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме диалога, беседы с кем-либо.

Интерактивные и активные методы обучения имеют много общего, но, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на  более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, на доминирование активности студентов в процессе обучения (см. рис. 1).

Рисунок 1

 

В настоящее время понятие «интерактивные методы обучения» наполняется новым содержанием, приоритетная роль в нем отводится взаимодействию, развитию навыков общения личности, развитию и осуществлению социального опыта людей, учебно-педагогическому сотрудничеству между участниками образовательного процесса. [2]

Таким образом, интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов обучения.

К интерактивным методам обучения относятся:

- дискуссия;

- эвристическая беседа;

- «мозговой штурм» («мозговая атака»);

- ролевые и деловые игры;

- кейс-метод;

- метод проектов;

- обсуждение видеофильмов;

- групповая работа с иллюстративным материалом и др.

Различные виды классификации интерактивных методов обучения были предложены Хархановой Г.С., Голубковой О.А. и Прилепо А.Ю., Паниной Т.С. и Вавиловым Л.Н.

1.5 Активные и интерактивные формы обучения

Основной формой обучения в школе является урок.

В системе начального и среднего профессионального образования основные формы обучения – урок теоретического обучения, практическое занятие, лабораторная работа, зачет, экзамен, защита курсового проекта или курсовой работы, практика (учебная, производственная, преддипломная), защита выпускной квалификационной работы.

Дополнительные формы обучения в колледже – олимпиады, научно-практические конференции.

Вспомогательные формы обучения в колледже – учебные фирмы, кружки по интересам.

По характеру учебной деятельности различают следующие формы обучения: индивидуальную, групповую, фронтальную.

Активные и интерактивные формы обучения связаны с применением (использованием) активных или интерактивных методов обучения в процессе обучения (в аудиторной и внеаудиторной работе).

Например, если вместо традиционного урока теоретического обучения будет проведен урок-диспут, урок-встреча, урок-пресс-конференция, реализующие принцип диалогового общения, то форма проведения этого учебного занятия будет активной или интерактивной (в зависимости от степени активности студентов).

Если на лабораторной работе будут реализованы элементы исследовательской деятельности, создавшие условия для активизации мышления, речи, деятельности студентов, то форма проведения этого учебного занятия также будет интерактивной.

        

   


РАЗДЕЛ 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

2.1 Метод проектов

Проектная технология обучения представляет собойразвитие идей проблемного обучения и отличается от проблемного обучения лишь тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.

Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определенным правилам. В переводе с латинского языка слово «проект» означает «брошенный вперед». [3]

Проектность – определяющая черта современного мышления.

Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов.

Проектирование – это целенаправленная деятельность понахождению способов решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде (естественной или искусственной).

Суть проектного обучения состоит в том, что студент в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учащимся конкретных ситуаций преодоления трудностей, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов, конструирование им новых объектов и процессов.

Учебный творческий проект– это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) – от идеи до воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультациях преподавателя.

В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

Проектная технология обучения предполагает использование метода проектов.

Тип управления учебно-воспитательным процессом   - «консультант» + самоуправление. Преобладающие методы обучения – проблемные. Организационные формы – альтернативные. Подход к ученикам – личностно-ориентированный. Средства обучения – вербальные + программированные + практические.

Концептуальные позиции:

1. Принцип гуманизма: в центре внимания – обучающийся, развитие его творческих способностей.

2. Принцип личной заинтересованности обучаемого в теме проекта. Образовательный процесс должен строиться не в логике учебной дисциплины, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента.

3. Деятельностный подход к обучению.

4. Процесс обучения для студента – это процесс работы над проектом.

5. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого студента на свой уровень развития.

6. Принцип сотрудничества между студентами и преподавателем при решении разнообразных проблем.

7. Принцип четкого осознания преподавателя и студента, что они делают и зачем.

8. Принцип уважения к иной точке зрения.

9. Принцип ответственности за результат проектирования.

10. Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит познание.

        


Проекты могут быть:

- исследовательские (по структуре приближенные к подлинному научному исследованию);

- творческие (газета, фильм, праздник), результаты проектирования оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты);

- информационные (сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов, разработка презентации полученной информации);

- социально значимые (ориентированные на интересы конкретной группы людей, требуют распределения ролей участников, плана совместных действий, внешней экспертизы);

- телекоммуникационные (совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации). Специфика телекоммуникационных проектов состоит в том, что они по своей сути всегда социальные и межпредметные (межрегиональные).

По затратам времени на выполнение проекты могут быть краткосрочными (срок их выполнения 2-6 часов), среднесрочными (12-15 часов) и долгосрочными (полугодие, год).

Стадии разработки проекта:

1. Организационно-подготовительная стадия (определение проблемы, выбор проектного задания).

2. Разработка проекта (планирование).

3. Технологическая стадия.

4. Заключительная стадия (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, рефлексия).

 

Практический совет педагогическим работникам: Для реализации проектной технологии обучения необходима специальная организация образовательного пространства:        

1) В учреждении СПО должна быть в наличии достаточно обширная библиотека, а в учебных кабинетах и лабораториях – достаточное количество справочной литературы и материалов для самопроверки, находящихся в доступной зоне.

2) В учебных лабораториях должно быть необходимое оборудование и материалы для проведения опытов.

3) Компьютеры с разнообразными базами данных должны быть доступны к применению.

4) В учебных кабинетах и лабораториях должны быть оформлены «Уголки проектов» с информацией об этапах проектирования, критериях оценки проектов, образцами выполненных проектов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.024 с.)