Этнофутуризм как художественное направление в искусстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этнофутуризм как художественное направление в искусстве



ВВЕДЕНИЕ

 

Жизнь современного человека 21 века, представляется как активный, быстрый, яркий темп переливающихся между собой событий, неразрывно связанных с высокоразвитыми технологиями, устремлёнными в технотронное и сетевое общество. С синих и чёрных экранов телевизора и гаджетов постоянно транслируются массовые потоки информации связанных с жизнью людей. В этом калейдоскопе, как правило, человек представляется зрителю успешным и образованным, здоровым индивидом с уверенной жизненной позицией и планами на будущее. Но зачастую СМИ обходят стороной и другую сторону жизни каждого человека – его убеждения, веру или религиозность. Это те качества индивида или группы, которые проявляются в вере и поклонении сверхъестественному.

Этнос и религия – неразрывно связаны между собой. Как правило, каждый этнос исповедует определённую религию. Славянские народы (русские, украинцы, белорусы) являются в большинстве своём православными христианами. Народы тюркской языковой группы, такие как татары, башкиры, а также большинство северокавказских народов исповедуют ислам. Буддизм, если брать Россию, особенно широко распространён в Бурятии, Калмыкии и Республике Тыва.

Религиозность в свою очередь – связана с верой человека. Не лишним будет привести замечательную цитату писателя и философа Иоганна Гёте «Вера — это радужный мостик между небом и землёй, всем на отраду; но из странников каждый видит его по-разному, в зависимости от места, где находится».

Актуальность работы обусловлена тем, что каждые 500 лет в истории человечества происходят глобальные перемены, наступает перелом, ну и как следствие сразу же возникает новое направление в искусстве.

Середина 1-го тысячелетия до нашей эры — возникновение буддизма.

Начало нашей эры — явление Христа народу и возникновение философии христианства.

500-е года нашей эры — возникновение ислама.

И каждый этап выводил мировое искусство на новый уровень, на новую ступень развития. Искусство – всегда отображает окружающую действительность и отображает по-разному.

Цель работы «Символы Веры 21 века» заключается в создании графических работ в различных этнических стилях, передача через символы неотъемлемой части любого человека и этноса – его Веру, через призму современности.

Объект исследования – этнофутуризм как направление современного искусства.

Предмет исследования – серия графических работ в стиле этнофутуризм как средство раскрытия проблемы о вере людей в 21 веке и привлечения внимания к значимости этого вопроса в жизни общества.

Тема курсовой работы – «Серия графических листов «Символы Веры 21 века».

Задачи: Для выполнения итоговой работы потребуется ознакомиться с истоками происхождения основных мировых религий. Изучить творчество художников, изображавших религиозные фрагменты и взгляд на верования народов. Разобрать и найти подходящие композиционные и цветовые решения для выполнения работы.

Реализация выбранной цели предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:

· исследовать литературные и информационные источники по проблеме символов веры 21 века;

· изучить концепцию стилистического направления этнофутуризм;

· проанализировать работы современных художников направления этнофутуризм;

· изучить технологические принципы и актуальность цифровой живописи;

· сформировать концепцию будущего проектного решения, а также провести подбор материалов и приёмов для её воплощения;

· разработать серию графических листов, иллюстрирующую символы веры через призму нашего времени.

 

Глава 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СЕРИИ ГРАФИЧЕСКИХ ЛИСТОВ

ВВЕДЕНИЕ

 

Жизнь современного человека 21 века, представляется как активный, быстрый, яркий темп переливающихся между собой событий, неразрывно связанных с высокоразвитыми технологиями, устремлёнными в технотронное и сетевое общество. С синих и чёрных экранов телевизора и гаджетов постоянно транслируются массовые потоки информации связанных с жизнью людей. В этом калейдоскопе, как правило, человек представляется зрителю успешным и образованным, здоровым индивидом с уверенной жизненной позицией и планами на будущее. Но зачастую СМИ обходят стороной и другую сторону жизни каждого человека – его убеждения, веру или религиозность. Это те качества индивида или группы, которые проявляются в вере и поклонении сверхъестественному.

Этнос и религия – неразрывно связаны между собой. Как правило, каждый этнос исповедует определённую религию. Славянские народы (русские, украинцы, белорусы) являются в большинстве своём православными христианами. Народы тюркской языковой группы, такие как татары, башкиры, а также большинство северокавказских народов исповедуют ислам. Буддизм, если брать Россию, особенно широко распространён в Бурятии, Калмыкии и Республике Тыва.

Религиозность в свою очередь – связана с верой человека. Не лишним будет привести замечательную цитату писателя и философа Иоганна Гёте «Вера — это радужный мостик между небом и землёй, всем на отраду; но из странников каждый видит его по-разному, в зависимости от места, где находится».

Актуальность работы обусловлена тем, что каждые 500 лет в истории человечества происходят глобальные перемены, наступает перелом, ну и как следствие сразу же возникает новое направление в искусстве.

Середина 1-го тысячелетия до нашей эры — возникновение буддизма.

Начало нашей эры — явление Христа народу и возникновение философии христианства.

500-е года нашей эры — возникновение ислама.

И каждый этап выводил мировое искусство на новый уровень, на новую ступень развития. Искусство – всегда отображает окружающую действительность и отображает по-разному.

Цель работы «Символы Веры 21 века» заключается в создании графических работ в различных этнических стилях, передача через символы неотъемлемой части любого человека и этноса – его Веру, через призму современности.

Объект исследования – этнофутуризм как направление современного искусства.

Предмет исследования – серия графических работ в стиле этнофутуризм как средство раскрытия проблемы о вере людей в 21 веке и привлечения внимания к значимости этого вопроса в жизни общества.

Тема курсовой работы – «Серия графических листов «Символы Веры 21 века».

Задачи: Для выполнения итоговой работы потребуется ознакомиться с истоками происхождения основных мировых религий. Изучить творчество художников, изображавших религиозные фрагменты и взгляд на верования народов. Разобрать и найти подходящие композиционные и цветовые решения для выполнения работы.

Реализация выбранной цели предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:

· исследовать литературные и информационные источники по проблеме символов веры 21 века;

· изучить концепцию стилистического направления этнофутуризм;

· проанализировать работы современных художников направления этнофутуризм;

· изучить технологические принципы и актуальность цифровой живописи;

· сформировать концепцию будущего проектного решения, а также провести подбор материалов и приёмов для её воплощения;

· разработать серию графических листов, иллюстрирующую символы веры через призму нашего времени.

 

Глава 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СЕРИИ ГРАФИЧЕСКИХ ЛИСТОВ

Этнофутуризм как художественное направление в искусстве

 

Наиболее подходящим для разъяснения направления «Этнофутуризм» подходитмонография «Этнофутуризм как явление культуры» - довольно популярный труд об этнофутуризме, часто цитирующийся в интернет пространстве.

Этнофутуризм (греч. ethnos – народ, племя; лат. futurum – будущее) – художественно-стилевое течение, декларирующее приверженность к родному языку, глубинной (архетипической) культурной традиции, её образам и символам, возникло на основе обращения к южноэстонской этнокультурной и языковой традиции (народности сету и выру).

 

Этнофутуризм – это особая идейно-мировоззренческая система и, в более узком смысле, художественно-эстетическое направление в литературе и искусстве региональных культур. Главная идея этнофутуризма раскрывается в самом слове: «этно» - это сохранение народных, этнических традиций, самобытных черт культуры, «футуризм» - это устремленность в будущее. Таким образом, главная задача этого направления в искусстве, общественном движении состоит в том, чтобы сделать конкурентоспособной этническую культуру, дать ей жизнь в будущем. Конкретно в искусстве, метод этнофутуризма заключается в диалоге культур, синтезе традиций и новаций. Термин "Этнофутуризм", как утверждают, впервые был употреблен эстонским поэтом Карл-Мартином Синиярви в 1989 году, при этом совершенно спонтанно и в шутку. Но, этому слову суждено было стать определяющим названием для культурной модернизации практически всех финно-угорских народов.

Этнофутуризм – «событие» сегодняшнего дня, процесс его становления не завершен, оно еще не стало достоянием истории, а потому эта тема только «созревает» для комплексного исследования. Хотя это яркое явление привлекает к себе активный исследовательский интерес, культурологической оценки этнофутуризма, а также целостного анализа его в художественной культуре еще проделано не было. Пока исследования идут по регионам и по отдельным видам искусства.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры удмуртской литературы и литературы народов России В.Л. Шибанов видит этнофутуристический принцип в самих механизмах динамики культуры: «С одной стороны, культура есть унаследование древних традиций, присущих опыту своего народа. С другой, она постоянно обновляется, обогащаясь чертами современного типа мышления. Именно в единстве этих сторон скрывается естественная жизненная энергия культуры». На этом механизме, сознательно используемом, и строится этнофутуризм. Механизмы новаций в этнофутуризме вскрывают Отто и Андрес Хейнапуу: «Этнофутуристическим текстам свойственны переосмысление исторического наследия с учетом современных культурных условий, реконтекстуализация еще сохранившихся, но считающихся угасающими явлений своей культуры в современную культуру, возрождение забытого наследия, реконструкция (на основе письменных или иных источников), перенос явлений архаичной культуры (таких, как аллитерационная песня и национальный орнамент) в новые художественные сферы, избегая при этом искажения сущности их поэтики».

Этнофутуризм являясь одним из способов сохранения и трансляции традиционной культуры этноса, вместе с тем, органично включаясь в современное мультикультурное пространство, представляет собой диалог этнической культуры с опытом мирового изобразительного искусства.

Одной из наиболее характерных черт декоративного этнофутуристического искусства является его экологическая, природная направленность - по тематике, сюжетам и материалам. Подобные художественные эксперименты способствуют обогащению современного искусства, усиливают его выразительность, эмоциональность, подчеркивают этническую направленность созданных произведений. Наиболее ярко эта тенденция выразилась в произведениях 3. М. Лебедевой и А. В. Пилина.

 

Направление в искусстве через работы художника-этнофутуриста Юрия Дырина. Юрий Александрович Дырин - член Союза художников России, живописец, педагог, яркий представитель этнофутуристического направления в искусстве Мордовии. [1]

Работы Юрия Дырина поражают своей уникальностью и великолепными образами. В его творчестве собрана и синтезирована в личный уникальный стиль народная мудрость и элементы стилей художественной культуры всего мира. В его картинах обнаруживаются признаки как модерна, так и сюрреализма, фовизма, примитивизма. Достигнуть такой ассоциативно-колоритной образности невозможно ни стараниями мысли, ни особыми установками. Это оригинально преломленный, истинно индивидуальный стиль творчества, что указывает на высочайший профессионализм художника.

«Мужик с индюком». Юрий Дырин непостижим и непостоянен, но в его взрослом утонченном понимании искусства очень хорошо сохраняется чистое, детское восприятие мира. Он, как настоящий творец, не прощается с деликатным взглядом наивного детства. Художник очень чутко воспринимает и выражает цвета, ритм, линии. Средства выразительности отражают его необыкновенный темперамент. Художник даёт понять своим творчеством, что земные радости жизни каждого человека - просто компоненты жизненных противоречий всего человеческого общества. [2]

«Георгий Победоносец». Творчество Юрия Александровича разделяется на два отдельных течения: это «минисказки», образы которых навеяны мудростью народного фольклора; и этнофутуристическое искусство - художник объясняет это как работу в стиле творчества народов Мордовии, где вместо традиционных и фольклорных образов бытности акцентами являются исключительно фактурные сочетания орнаментов, повторяющих чертами древние эрзянские росписи на деревянных изделиях, ткани или бытовых предметах. Живописец действительно может называть себя этнофутуристом, умея этническое начало воплощать в существо будущего, соединяя мечту с памятью. [3]

«Полнолуние». Орнамент в работах Юрия Дырина - это не простой украшающий элемент, а средство приобщения зрителя к тайне бесконечности. По словам Эжена Грассе, орнамент - результат испытания нашей фантазии, элемент того ассортимента средств, с помощью которых появляется ощущение украшенного и одухотворенного праздника. [4]

«Котофилин». Художник умеет поразить зрителя «живой декоративностью» картин, богатых обилием рельефных природных фактур. При создании очередного шедевра живописец использует всевозможные натуральные материалы: паклю, птичьи перышки, мешковину и даже шишки. Тщательно подготовленная композиция служит прочной основой для сотворения яркого, поражающего феерическими красками и фактурами полотна. [5]

«Рыжий кот». Цвет в картинах Юрия Дырина обретает необыкновенную густоту, содержательность, пылкость и темпераментность. Он проявляет неискушенное желание жизни. Цвета в картинах звучат, будто музыка: цвет солнца раскален до звона, небесный ультрамарин звучит нежной мелодией чувственности, зеленый как-будто шумно льется через край. [6]

«Солнечный вестник». Абсолютное звучание цветовых аккордов помогает переосмыслить естество природы, при этом, не принадлежа полностью отображаемым явлениям и предметам. В разнообразии красок и хаосе форм и сопоставлений не теряется ни одна деталь. Художник стремится к предельной экспрессивности динамизма, и поступается мазками ради широких колоритных полос. [7]

«Зимнее чудо». В работах Юрия Дырина символика цветов неоднозначна, она обладает интуитивными, а не литературными, характеристиками. Произведение получает общесимволическое значение, в котором объединяются понятия жизни, рока, свободы духа. [8]

«Солнечный валенок». Одна из главных тайн работ Юрия Дырина - загадка сотворения символа, знака. Знак считается основной составляющей его работ, в искусстве художника ему принадлежит самая главная доля: он содержит в своём значении наиболее важную сущность. [9]

«Солнышко». Зрителя завораживает мистическое общение живописца со звездой, луной, и непосредственно с цветом, будто с возвышенным оживленным веществом. [10]

«Берегиня». Красочно-фактурные работы живописец не ограничивает сжатым цветовым диапазоном. Особенно яркие фактуры используются в цветочных натюрмортах. Некоторые цвето-фактурные сочетания можно было бы посчитать жестокими, но их яркая эмоциональность убеждает в обратном. Для правильного понимания произведения созерцатель должен владеть динамическим восприятием. [11]

«Живописец». Впечатление будет обогащаться по мере приближения к картине, фактура оживет, а цветовые оттенки будут вызывать чувственные ассоциации. А если охватить взглядом картину полностью, т.е. ограничиться единственной точкой зрения, то восприятие при этом не будет полным. [12]

«Двое». В самые последние годы творческие работы Юрия Дырина поражают всё большей сложностью композиций и раскрепощенностью в применении художественных приемов. Юрий Александрович остается верен своим истокам, корням, духу окружающей его с младенчества природы. [13]

«Скрипач». Глядя на картины Юрия Дырина, зритель раскрывает для себя дарованное человеку предчувствие счастья. Сверхчувственные образы картин имеют силу скрытого свидетельства о живущих в вечности неуловимых божественных энергиях, о настоящей красоте. Они проявляются с помощью высоких по сути своей художественных приемов. [14] [15] [16]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.02 с.)