V . Организация и сплочение научного коллектива. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V . Организация и сплочение научного коллектива.



 

1. Принципы и методы сплочения научного коллектива. — 2. Процесс сплочения научного коллектива. — 3. Социальная зрелость научного коллектива. — 4. Критерии определения
уровня социальной зрелости научного коллектива. — 5. Особенности формирования и развития научных коллективов в условиях нового освоения и в традиционных   регионах. 6. Рабочее и свободное время в условиях научного коллектива.

 

При рассмотрении данной темы данного раздела в первоочередном порядке нужно обратиться к факту перемены «всей точки зрения» на научный коллектив, его организацию, сплочение и стабилизацию в условиях текущих реформ российского общества.

Под этим углом зрения должно быть переосмыслено каждое понятие, каждое положение уже существующих подходов к проблеме организации и сплочения научного коллектива.

Фактически, сегодня речь идет о том, чтобы заложить в основу организации и сплочения научных коллективов, новых или обновляющихся, качественно иные, в ряде случаев с точностью «до наоборот», требования. Причём, для уже существующих, обновляемых научных коллективов задача перехода на существенно иные, чем прежде, основы организации и сплочения оказывается не менее, если не более, сложной, чем в случае организации новых коллективов учёных.

Здесь речь идет о реорганизации научных коллективов, об их, если угодно, своеобразном повторном сплочении. А учитывая то обстоятельство, что в действительности львиную долю и сегодня составляют, и ещё некоторое время будут составлять уже существующие научные коллективы, появившиеся ещё в советские времена, говорить нужно, прежде всего, именно об их реорганизации.

Если обратиться к определению понятия «сплочённость», или «внутри-коллективная сплоченность» научного коллектива (см. книгу Дикарёвой и Мирской, номер 2 в основном списке), то под этим можно иметь в виду:

единство поведения членов научного коллектива, основанное на общности профессиональных интересов, научных ценностей и норм поведения; а также слаженность действий членов научного коллектива при выполнении общих научных задач и реализации обще-коллективных познавательных целей.

Или, если сказать несколько иначе, сплочённость научного коллектива представляет собой степень его интеграции, определяемую, в свою очередь:

— уровнем научного ценностно-ориентационного единства членов научного коллектива,

— прочностью межличностных взаимодействий исследователей в коллективе,

— согласованностью поведения членов научного коллектива в основных сферах, аспектах его профессиональной деятельности.

При этом нужно учитывать, что важнейшим условием действительной, а не мнимой, сплоченности научного коллектива является наличие у его членов возможности определённого выбора вариантов профессионального и иного поведения, то есть наличие свободы выбора своих действий.

Сплочённость научного коллектива проявляется в сработанности, ответственности и обязательности членов коллектива друг перед другом.

Далее, следует отметить, что сама сплочённость научного коллектива, как некоторое его внутреннее качество, является результатом предшествующего процесса — процесса сплочения. Смысл этого процесса заключается в формировании и поддержании единства познавательных и иных интересов, ценностей и стандартов поведения всех членов научного коллектива в ходе профессиональной деятельности, что и составляет суть сплоченности научного коллектива.

Сплочению научного коллектива противостоит процесс его разобщения, который включает в себя появление конфликтных ситуаций.

Явление конфликтности последнее время, в том числе конфликтности в научных коллективах, стало активно анализироваться. Этим занимается особый раздел социологии — социология конфликтов, или конфликтология. Очевидно, что СНК также должна включать в себя исследования подобного рода.

Важно подчеркнуть, учитывая цели научных коллективов, их основные функции, прежде всего, производство новых знаний и технологий, что сплочённость является условием эффективной деятельности «совокупного научного работника», важнейшим элементом профессионального потенциала научного коллектива. В том числе и в случае недостаточной сплочённости, в силу чего можно говорить о некотором особом социальном, социально-психологическом резерве развития научного коллектива, в виде возможного повышения его сплочённости.

Говоря о единстве, как ведущем признаке сплочённости научного коллектива, следует выделить: а) профессиональное и иное ценностно-ориентационное и б) познавательное предметно-деятельностное единство. Первое связано с единством понимания и отношения членов научного коллектива к научно-исследовательским задачам, личностным качествам друг друга, профессиональной подготовке и т.д.

Это единство реализуется в виде обмена подобными ценностями и характеризует научный коллектив с точки зрения сходства, подобия, близости идеальных представлений составляющих его исследователей, научных работников.

Предметно-деятельностное единство научного коллектива как бы продолжает его ценностно-ориентационное единство и реализует его в единстве профессионального научного поведения, предполагающего известное единообразие, согласованность, слаженность действий многих, в пределе, — всех членов научного коллектива.

При изучении соотношения понятий «сплочённость» и «разобщённость», в связи с научными коллективами, следует обратить внимание и на соотношение другой пары понятий: «сплочённость» и «состязательность». Причём, последнее — «состязательность» — нужно соотнести ещё и с понятием «соперничество».

В норме сплочённость и состязательность дополняют друг друга, образуя диалектическое единство, действительное противоречие, выступающее источником дальнейшего нормального развития научного коллектива. В случае же отклонения от нормы, превращения состязательности в откровенное соперничество, доходящее до конфликтов, возникает несколько иной тип противоречивости, способный привести даже к разрушению научного коллектива.

Впрочем, бывают случаи, когда путь развития научного коллектива через распад несовершенной его формы оказывается попросту неизбежным. Можно предположить, что в ходе продолжающихся всеобъемлющих реформ нашего общества, число таких — конфликтных — случаев резко возрастет во всех сферах общества.

Различают научные коллективы социально зрелые и социально незрелые. Под социальной зрелостью имеется в виду высокая степень сплоченности коллектива, наличие в нем хорошо отработанных механизмов разрешения всех видов противоречий в интересах эффективного функционирования научного коллектива, полноценной реализации всех его функций.

В свою очередь, по уровню сплоченности различают научные коллективы:

1) сплочённые — обладающие стабильностью состава, дружескими контактами членов коллектива в основное и неосновное, нерабочее время, высокими познавательными показателями, наличием научно-профессионального коллективного самосознания — «мы — учёные», в том числе осознания своей принадлежности именно к этому научному коллективу, др.;

2) расчленённые — характеризующиеся наличием нескольких социально-психологических групп исследователей, прохладно, а то и недружелюбно, и даже враждебно относящихся друг к другу, разбросом по уровню производственной дисциплины, а также по уровню социальной активности;

3) разобщённые — демонстрирующие доминирование над всеми отношениями подчёркнуто функциональных профессиональных отношений, неразвитость социально-психологических контактов, высокую текучесть кадров научных работников различных категорий, частые конфликты.

Для расчленённых и разобщённых научных коллективов характерны такие проявления отношений на межличностном уровне, как неосознанный конформизм, подверженность слухам и даже паническим настроениям, высокая эмоциональная неустойчивость.

Зрелость научного коллектива, степень его сплочённости изучаются путём анализа структуры профессионального поведения его членов, различных групп исследователей, научных работников внутри коллектива, коллективных взаимодействий, в том числе научно-производственных отношений по горизонтали и по вертикали.

Следует обратить внимание на необходимость специального управления процессом сплочения научного коллектива. Под таким управлением можно понимать специальную деятельность по повышению степени устойчивости и надежности профессиональных и иных связей между учёными — членами коллектива и их группами, образуемыми по различным признакам.

Средствами определения зрелости научного коллектива могут быть различные показатели: коэффициент текучести, число прогулов, число опозданий, число нарушений, количество конфликтов, групповые индексы социометрического статуса и эмоциональной экспансивности (через социометрические опросы). Сюда же следует отнести всю совокупность средств и методов конфликтологических социологических исследований.

Внутриколлективная сплочённость является важнейшим социологическим фактором, влияющим на результаты научно-исследовательской деятельности. Причём, следует говорить о двух видах направленности сплочённости научногоколлектива. Росту результатов исследований способствует положительно направленная сплочённость, то есть ориентированная на достижение обще коллективных познавательных целей. Обратный эффект порождает отрицательно направленная сплочённость, то есть дисфункциональная, ориентированная на цели, противоречащие обще коллективным познавательным целям.

Отрицательно направленная сплочённость может иметь место как на уровне отдельных исследователей и их различных произвольных группировок, так и на уровне научного коллектива в целом, например, на уровне первичного или промежуточного научного коллектива, а порой даже и на уровне основного научного коллектива.

Последние два-три десятилетия можно было наблюдать немалое число негативных моментов во взаимоотношениях именно основных научных коллективов, как на уровне отдельных научных отраслей, так и на уровне науки в целом.

Отдельно можно и нужно рассмотреть вопрос о связи сплочённости и стабилизации научного коллектива. Но это удобнее будет сделать при рассмотрении следующей темы, которая специально посвящена вопросам стабилизации научных коллективов.

Обращаясь к факторам сплочённости научного коллектива, выделим следующие:

1) общие — действующие для всех или почти всех научных коллективов, например, формы собственности, социально-экономическая политика государства, хозяйственный механизм, социокультурный фон, др.;

2) специфические, или локальные — действующие внутри отдельных научных коллективов и вытекающие из особенностей этих коллективов и составляющих их исследователей.

К локальным факторам также можно отнести внутриколлективные факторы, связанные с организационно-техническими, экономическими, социально-психологическими и психологическими особенностями данного научного коллектива.

Можно, думается, говорить также об общественно-организационном внутриколлективном факторе сплочения, имея в виду деятельность профсоюзных организаций, собраний и советов коллективов учёных, других общественных формирований внутри научных коллективов, исключая ячейки различных политических партий, официальная деятельность которых на территории предприятий и организаций, в том числе научных, существенно ограничена Законом.

Последнее обстоятельство внесло весьма существенные изменения в процессы жизнедеятельности научных коллективов, в советское время во многом контролируемых организациями КПСС.

Важнейшим аспектом темы сплочённости научного коллектива является вопрос о профессиональной адаптации членов коллектива, особенно, новых. Он будет рассмотрен в разделе VII, посвящённом проблеме взаимоотношений личности учёного и научного коллектива.

Такой же важной, а для Тюменского региона даже более важной, является вопрос сплочения научных коллективов, работающих в условиях нового освоения. Здесь, в свою очередь, нужно различать:

1) вопросы соотношения сплочённости и организации новых научных коллективов вообще и

    2) вопросы функционирования уже сложившихся научных коллективов в условиях нового освоения.

Надо сказать, что обе эти группы вопросов достаточно мало изучены на сегодняшний день в отношении трудовых коллективов вообще, тем более в отношении научных коллективов. Практикам-организаторам новых научных коллективов, да ещё в условиях нового освоения, например, на Тюменском Севере, приходится в основном полагаться на опыт подобной деятельности в уже обжитых, «традиционных» регионах, а также на свой личный опыт организаторской работы в сфере науки в условиях нового освоения.

Как показывает та же практика, в Тюменской области в целом отсутствует соответствующее научное социологическое обеспечение данной работы. Более того, те немногочисленные социологические группы, лаборатории, которые здесь действовали до сравнительно недавнего времени, прекратили своё существование, как это произошло, например, с достаточно крупной социологической лабораторией ЦНИЛ бывшего «Главтюменнефтегаза».

Небольшие подвижки одно время, правда, произошли по линии контактов кафедры экономики труда и социологии Тюменского государственного университета, в том числе благодаря налаживанию элементов сотрудничества с некоторыми научными социологическими центрами зарубежных стран, в частности, с канадскими социологами.

Последние проявили интерес к изучению трудовой деятельности некоторых категорий работников в условиях Тюменского Севера в качестве контрольного объекта исследования подобных вопросов на Канадском Севере.

При анализе процессов организации новых трудовых коллективов вообще и научных в частности особое внимание должно быть уделено вопросам формирования статусных и ролевых структур этих коллективов, в частности, вопросам, связанным с ролью руководителя вновь образуемой научно-исследовательской структуры. Но об этом речь также пойдет ниже, в последующих разделах.

Кроме того, при анализе вопросов образования нового научного коллектива, как, впрочем, и вопросов, связанных с любым другим коллективом, важно исходить из представлений о стадиях повышения сплочённости коллектива. Это следующие стадии:

1) стадия первичной ориентировки в ситуации, формирование общих ценностей для всех членов нового научно-исследовательского объединения, или синхронизация ценностей для новых членов уже существующего научного коллектива;

2) стадия взаимной адаптации членов нового научного коллектива, или новых членов коллектива в отношении «старых», а «старых» — в отношении новых. Это стадия закрепления позитивных личностных отношений между большинством или значительной частью членов данной профессиональной научно-исследовательской общности;

3) стадия углубленной интернализации (усвоения) членами научного коллектива его общих профессиональных и иных целей, норм, установок;

4) наконец, стадия превращения   научно-исследовательской общности в согласованно действующую общность исследователей, то есть в достаточно созревший научный коллектив.

Следует также обратить внимание на то, что сплочённость научного коллектива может не просто иметь положительную или отрицательную направленность, но еще и обладает свойством обратимости. Сплочённость научного коллектива может ослабляться на новой стадии его развития и функционирования в силу действия как внешних, так и внутренних, как внутри научных, так и вне научных факторов, в свою очередь, подразделяющихся на  общие и специфические (локальные).

Более того, нормальное функционирование научного коллектива может быть вообще сведено к нулю в результате разобщения, конфликта, распада данного коллектива.

Радикальное реформирование нашего общества накладывает самый серьёзный отпечаток на все процессы жизнедеятельности научных коллективов, всех категорий их членов. Происходят принципиальные изменения в подходах к анализу вопросов сплочённости научных коллективов.

Только постоянный анализ и обобщение практики функционирования научно-исследовательских коллективов в новых условиях может быть условием успешного развития самой социологии научных коллективов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.021 с.)