Раздел 2. Человек как целостная биологическая система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Человек как целостная биологическая система



Для выполнения

внеурочной самостоятельной работы студента

по дисциплине  «Анатомия»

       специальности 49.02.01 «Физическая культура»

заочной формы обучения

                        

 

Составитель: Яковлева С.В., преподаватель анатомии

 

 

Яр

2019

Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студента составлена на основе рабочей программы по дисциплине «Анатомия», Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности 49.02.01  «Физическая культура»

Самостоятельная работа студентов – одна из важных форм организации учебного процесса. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы студентов, с другой – развития их познавательной активности.

Цель самостоятельной работы – содействие оптимальному усвоению студентами учебного материала, готовности и потребности в самообразовании.

Задачи самостоятельной работы:

  - углубление и систематизация знаний;

    - постановка и решение познавательных задач;

- развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умений работы с различной по объёму и виду информацией, учебной и научной литературой;

   - практическое применение знаний, умений;

   - развитие навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля над его эффективностью.

Итогом самостоятельной работы студента заочника является написание домашней контрольной работы.

В результате изучения учебной дисциплины «Анатомия» обучающийся должен обладать компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Профессиональными компетенциями:

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия.

ПК 1.2. Проводить учебно-тренировочные занятия.

ПК 1.3. Руководить соревновательной деятельностью спортсменов.

ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.

ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью.

ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию.

ПК 2.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.

ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.

уметь:

определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

определять возрастные особенности строения организма человека;

применять знания по анатомии в профессиональной деятельности;

определять антропометрические показатели, оценивать их с учетом возраста и пола обучающихся, отслеживать динамику изменений;

отслеживать динамику изменений конституциональных особенностей организма в процессе занятий физической культурой и спортом;

знать:

основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии и анатомии человека;

строение и функции систем органов здорового человека: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами;

основные закономерности роста и развития организма человека;

возрастную морфологию, анатомо-физиологические особенности детей, подростков и молодежи;

анатомо-морфологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам;

динамическую и функциональную анатомию систем обеспечения и регуляции движения;

способы коррекции функциональных нарушений у детей и подростков;

 

Тематическое планирование дисциплины «Анатомия»

Группа З72-19

 

Раздел, тема

 

Количество часов

максимальное Обзорн установочные Практические занятия Внеаудиторнсамостоятельная работа

3 семестр

Раздел 1.Анатомия как наука и дисциплина преподавания.  Тема 1.1 Анатомия как наука и дисциплина преподавания 4 1   3
Раздел 2. Человек как целостная биологическая система. Тема2.1. Клетка, ее строение и функции 4       4
Тема 2.2. Ткани 10 1 1 8
Тема 2.3. Основные закономерности роста и развития организма человека. 4 1   3
Тема 2.4. Возрастная морфология, анатомо-физиологические особенности организма детей, подростков молодежи 6     6
Раздел 3 Строение и функции опорно-двигательного аппарата Тема 3.1 Скелет 23 1 1 21

4 семестр

Тема 3.2. Мышечная система 17 1   16
Тема 3.3. Анатомо- морфологический механизм адаптации к физическим нагрузкам 5 1   4
Раздел 4 Динамическая и функциональная анатомия систем обеспечения и регуляции движения Тема 4.1 Строение и функции органов пищеварительной, дыхательной, выделительной, половой, покровной систем 16 1   15
Тема 4.2. Строение и функции кровеносной системы 24 1   23
Тема 4.3. Строение и функции эндокринной системы 10   1 9
Тема 4.4. Строение и функции нервной системы 31 3 1 27
Тема 4.5. Анализаторы 14 1   13
  Итого 168 12 4 152

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы

Раздел 1. Анатомия как наука и дисциплина преподавания

Тема 1.1. Анатомия как наука и дисциплина преподавания (3 часа)

Содержание учебного материала.

Предмет анатомии. Основные положения и терминология морфологии и анатомии человека. Методы анатомии. Связь анатомии с другими науками. Возникновение и развитие анатомии.  Значение анатомии для учителя физической культуры.

Тема 2.2.Ткани (8ч)

Содержание учебного материала

Основные положения и терминология гистологии. Эпителиальные ткани. Ткани внутренней среды. Мышечные ткани. Нервная ткань. Строение, функции, классификация тканей.

Форма контроля: составить конспект

Тема 3.1.Скелет (21ч)

Содержание учебного материала

Общий обзор опорно-двигательного аппарата (ОДА). Скелет. Строение кости как органа. Соединения костей. Состав, рост, развитие костей. Классификация костей. Изменения костей в связи с возрастом и занятиями спортом. Виды соединений, их классификация. Изменения соединений костей в связи с возрастом и действием физических нагрузок.

Скелет туловища. Позвоночный столб, его отделы, изгибы. Строение позвонков, их соединения. Движения позвоночного столба. Возрастные изменения. Грудная клетка. Строение грудины, ребер, соединения их друг с другом, с грудиной и позвоночным столбом. Изменения с возрастом.

  Скелет конечностей Отделы верхней конечности. Строение и соединения костей пояса и свободной верхней конечности. Возрастные изменения.

Отделы нижней конечности. Строение и соединения костей пояса и свободной нижней конечности. Возрастные изменения. Скелет головы (череп). Отделы черепа. Строение, местоположение и соединение костей черепа. Функции черепа. Возрастные особенности черепа. Топография черепа.

Форма контроля: составить конспект.

Тема 4.5. Анализаторы (13ч)

Содержание учебного материала

Общая анатомия сенсорных систем (анализаторов). Строение и функции анализаторов.

Зрительный анализатор.  Строение и функциональное значение.

Слуховой и вестибулярный анализаторы, их строение и значение в спорте.

Кожный анализатор, его строение и функции. Тактильная, болевая, температурная сенсорные системы. Строение и функциональное значение.

Обонятельный и вкусовой анализаторы.

Двигательный анализатор, его части.

Методические рекомендации по написанию конспекта

Конспект - это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план тезисы, выписки, цитаты. Конспект, в отличие от тезисов воспроизводят не только мысли оригинала, но и связь между ними. В конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.

В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации.

Типы конспектов:

1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

2. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.

3. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.
4. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.

 

5. Конспект-схема

Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

Наиболее распространенными являются схемы типа "генеалогическое дерево" и "паучок".

 В схеме "генеалогическое дерево" выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности "сверху - вниз" - от общего понятия к его частным составляющим.

В схеме "паучок" записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет "тело паучка". Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют "ножки паука". Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой "ножке" ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.

Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. Действия при составлении конспекта - схемы могут быть такими:

1. Подберите факты для составления схемы.
2. Выделите среди них основные, обще понятия.
3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.
5. Дайте название выделенным группам.
6. Заполните схему данными.

Алгоритм составления конспекта:

· Определите цель составления конспекта.

· Читая изучаемый материал, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

· Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

· Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

· В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

· Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

Правила конспектирования:

Проверьте свои знания

Выберите правильный ответ:    

1. Какая ткань имеет три разновидности, основной особенностью которых является способность клеток сокращаться?:

1) эпителиальная. 2) соединительная. 3) мышечная. 4)нервная

2. Какой тканью образованы потовые железы?:

1) мышечной                            3) эпителиальной секреторной

2) соединительной                    4) эпителиальной покровной

3. Какой тканью выстлана носовая полость?:

1) мышечной 2) эпителиальной покровной 3) соединительной

4. Сколько типов тканей выделяют у человека?:

1) два 2)три 3) четыре 4) шесть

5. Какие структуры мышечной ткани являются многоядерными?:

1)гладкомышечные клетки 

2) клетки сердечной мышечной ткани

3) поперечнополосатые мышечные волокна

6. Основными признаками соединительной ткани являются:

1)способность сокращаться, изменять свою длину, укорачиваться.

2) клетки располагаются тесными рядами в один или несколько слоев, имеют незначительное количество межклеточного вещества, могут слущиваться и заменяться новыми

3)клетки расположены рыхло, хорошо развито межклеточное вещество

4)состоит из мышечных волокон

7. Какие из названных структур образованы соединительной тканью?:

1) стенки сердца                        

2) сухожилия

3) слизистая оболочка желудка

4) мышцы

8.Железы смешанной секреции:

1)печень и потовые;            3) желудка и тонкой кишки;

2) слюнные и слезные;          4) поджелудочная и половые.

9. Повреждение коры затылочных долей мозга вызывает нарушение деятельности органов:

1) слуха;                          3)речи;

2) зрения;                  4) обоняния.

Варианты домашней контрольной работы по анатомии

1 вариант.

1. Скелет туловища. Позвоночный столб. Строение, соединение позвонков.

2. Мышцы головы.

3. Строение и функции желудка.

4. Щитовидная железа.

2 вариант

1. Скелет туловища. Грудная клетка. Строение ребер, грудина, их соединения.

2. Мышцы верхней конечности.

3. Строение и функции выделительной системы.

4. Надпочечники.

3 вариант

1. Мозговой отдел черепа. Строение и соединение костей.

2. Мышцы нижних конечностей.

3. Строение тонкого кишечника.

4. Паращитовидные железы.

4 вариант

1. Лицевой отдел черепа. Строение и соединение костей.

2 Мышцы живота.

3. Строение верхних дыхательных путей.

4. Вилочковая железа (тимус)

5 вариант

1. Скелет верхних конечностей. Строение костей, их соединения.

2. Мышцы груди.

3. Строение и функции легких

4. Гипофиз.

6 вариант

1. Скелет нижних конечностей. Строение костей, их соединений.

2. Мышцы спины.

3. Строение и функции легких.

4. Эпифиз (шишковидное тело)

7 вариант

1. Общая характеристика кровеносной системы.

2. Строение и функции спинного мозга.

3. Зрительный анализатор.

4. Эпителиальная ткань.

8 вариант

1. Строение сердца, его функции.

2. Строение и функции продолговатого мозга.

3. Слуховой анализатор.

4. Соединительная ткань. Кровь.

9 вариант.

1. Артерии.

2. Строение и функции среднего мозга.

3. Двигательный, вкусовой, обонятельный анализатор.

4. Мышечная ткань.

10 вариант

1. Вены.

2. Строение и функции мозжечка.

3. Строение кожи.

4. Костная соединительная ткань.

11 вариант

1. Лимфатическая система.

2. Строение промежуточного мозга.

3. Периферическая нервная система.

4. Нервная ткань.

12 вариант

1. Вегетативная нервная система.

2. Гипофиз.

3. Кора больших полушарий.

4. Виды соединения костей.

 

Методические рекомендации

Для выполнения

внеурочной самостоятельной работы студента

по дисциплине  «Анатомия»

       специальности 49.02.01 «Физическая культура»

заочной формы обучения

                        

 

Составитель: Яковлева С.В., преподаватель анатомии

 

 

Яр

2019

Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студента составлена на основе рабочей программы по дисциплине «Анатомия», Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности 49.02.01  «Физическая культура»

Самостоятельная работа студентов – одна из важных форм организации учебного процесса. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы студентов, с другой – развития их познавательной активности.

Цель самостоятельной работы – содействие оптимальному усвоению студентами учебного материала, готовности и потребности в самообразовании.

Задачи самостоятельной работы:

  - углубление и систематизация знаний;

    - постановка и решение познавательных задач;

- развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умений работы с различной по объёму и виду информацией, учебной и научной литературой;

   - практическое применение знаний, умений;

   - развитие навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля над его эффективностью.

Итогом самостоятельной работы студента заочника является написание домашней контрольной работы.

В результате изучения учебной дисциплины «Анатомия» обучающийся должен обладать компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Профессиональными компетенциями:

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия.

ПК 1.2. Проводить учебно-тренировочные занятия.

ПК 1.3. Руководить соревновательной деятельностью спортсменов.

ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.

ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью.

ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию.

ПК 2.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.

ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.

уметь:

определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

определять возрастные особенности строения организма человека;

применять знания по анатомии в профессиональной деятельности;

определять антропометрические показатели, оценивать их с учетом возраста и пола обучающихся, отслеживать динамику изменений;

отслеживать динамику изменений конституциональных особенностей организма в процессе занятий физической культурой и спортом;

знать:

основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии и анатомии человека;

строение и функции систем органов здорового человека: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами;

основные закономерности роста и развития организма человека;

возрастную морфологию, анатомо-физиологические особенности детей, подростков и молодежи;

анатомо-морфологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам;

динамическую и функциональную анатомию систем обеспечения и регуляции движения;

способы коррекции функциональных нарушений у детей и подростков;

 

Тематическое планирование дисциплины «Анатомия»

Группа З72-19

 

Раздел, тема

 

Количество часов

максимальное Обзорн установочные Практические занятия Внеаудиторнсамостоятельная работа

3 семестр

Раздел 1.Анатомия как наука и дисциплина преподавания.  Тема 1.1 Анатомия как наука и дисциплина преподавания 4 1   3
Раздел 2. Человек как целостная биологическая система. Тема2.1. Клетка, ее строение и функции 4       4
Тема 2.2. Ткани 10 1 1 8
Тема 2.3. Основные закономерности роста и развития организма человека. 4 1   3
Тема 2.4. Возрастная морфология, анатомо-физиологические особенности организма детей, подростков молодежи 6     6
Раздел 3 Строение и функции опорно-двигательного аппарата Тема 3.1 Скелет 23 1 1 21

4 семестр

Тема 3.2. Мышечная система 17 1   16
Тема 3.3. Анатомо- морфологический механизм адаптации к физическим нагрузкам 5 1   4
Раздел 4 Динамическая и функциональная анатомия систем обеспечения и регуляции движения Тема 4.1 Строение и функции органов пищеварительной, дыхательной, выделительной, половой, покровной систем 16 1   15
Тема 4.2. Строение и функции кровеносной системы 24 1   23
Тема 4.3. Строение и функции эндокринной системы 10   1 9
Тема 4.4. Строение и функции нервной системы 31 3 1 27
Тема 4.5. Анализаторы 14 1   13
  Итого 168 12 4 152

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы

Раздел 1. Анатомия как наука и дисциплина преподавания

Тема 1.1. Анатомия как наука и дисциплина преподавания (3 часа)

Содержание учебного материала.

Предмет анатомии. Основные положения и терминология морфологии и анатомии человека. Методы анатомии. Связь анатомии с другими науками. Возникновение и развитие анатомии.  Значение анатомии для учителя физической культуры.

Раздел 2.Человек как целостная биологическая система



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.124 с.)