Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Облегчение и уравнение повинностей
УКАЗ О ЗЕМСКОМ СОБОРЕ Великий государь указал боярину князю Василью Васильевичу Голицыну, да окольничему Ивану Ивановичу Чаадаеву, да думному дьяку Аверкию Кирилову с товарищи к своим великаго государя делам в службе разобрать, и росписать, и изровнять, что служить гостем в шестой год, а Гостиныя, и Суконныя, и дворцовым, и Кадашевцам, и Конюшенных слобод, и черных сотен, и всех городов посадским людем, и дворцовых больших сел и слобод крестьяном – в осьмой, или в девятой, или в десятой год, чтоб всем по его государскому милостивому разсмотренью служить и всякия подати платить в равенстве и не в тягость. А для того разбору, и росписки, и изровнения во всякия службы и платежи взять из гостей четырех человек; Гостиныя и Суконныя сотен, и дворцовых слобод, и Кадашевцов, и Конюшенной, и Мещанской, и изо всех городов, кроме сибирских, и из дворцовых сел и волостей, из которых бывают у его государевых таможенных и у кабацких сборов,– по два человека самых лучших, и добрых, и знающих к такому делу людей. А в которых приказех они ведомы, и из тех приказов взять тех слобод, и сотен, и городов лучшим, и середним, и молодшим людем, и их службам, и окладом, и всяким податем с писцовых, и с переписных, и окладных, и платежных книг списки в тетрадех за дьячьими приписьми. И для того дела, и письма, и для всякия справки из тех же приказов взять подьячих по одному человеку старых да по одному человеку молодых самых добрых. А из городов, и из его государевых сел, и из слобод тем людем, которые для того к Москве высланы будут, велеть взять с собою окладныя книги со 187 (1679) года по нынешней по 190 (1681) год, каковы есть в земских избах у земских и у волостных старост, и сколько в тех городех и волостях лучших, и середней статьи, и молодчих людей, и по скольку человек в год бывает во всяких службах, и кто имяны в каких службах во 187 (1679), и во 188 (1679/80), и во 189 (1680/81) годех были,– порознь по статьям именные списки в тетрадех за руками приходных священников и земских старост. А высылать их к Москве генваря к 1 числу нынешняго 190 (1682) году безсрочно и явиться на Москве боярину князю Василью Васильевичу Голицыну, да окольничему Ивану Ивановичу Чаадаеву, да думному дьяку Аверкию Кирилову с товарищи. И в приказы о присылке тех людей память, а в городы и в села свои государевы грамоты послать из Розряду.
ПСЗ-I. Т. II. № 899. С. 366 ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО Три предприятия из множества достаточно характеризуют культурную направленность политики Федора Алексеевича: создание бесцензурной государственной типографии; строительство казенных при ютов для нетрудоспособных (с намерением организовать при них училища для детей нищих); утверждение принципов автономного всесословного высшего учебного заведения – Московской академии. Все три этих актуальных по сей день предприятия после кончины государя завершились плачевно. Типография была разгромлена, издания ее прокляты патриархом и уничтожались властями (так что дошли до нас в считанных экземплярах). Приюты (согласно патриаршей грамоте от 7 октября 1682 г.) были взяты под контроль Церковью, покровительствовавшей богадельням, но отнюдь не училищам для обездоленных детей. Наконец, несмотря на личное обращение просветителя Сильвестра Медведева к царевне Софье в 1685 г., Привилегия Московской академии не была подтверждена и вместо университета Россия еще десятилетия имела лишь специализированные училища, а об университетской автономии не вспо минали до самого XIX в. Основанная на документах справка о Верхней типографии, созданная по указу царя Федора Программа общественного призрения в России и Привилегия Московской академии со стихотворным ее “вручением” царевне Софье, к сожалению, по сей день выглядят весьма современно. ВЕРХНЯЯ ТИПОГРАФИЯ Первое в России бесцензурное издательство было устроено государем в своем дворце, “в Верху”, и получило название Верхняя типография. Историки долгое время не воспринимали ее всерьез, считая царской прихотью, игрушкой, заведенной Федором Алексеевичем под впечатлением настойчивых уговоров его учителя Симеона Полоцкого. Действительно, важнейшие указы относительно типографии царь отдавал устно, как дворцовые распоряжения, и об осуществлении его затеи мы узнаем главным образом по последствиям: вышедшим книгам и записям в финансовых документах приказа Большого дворца [1100].
В ноябре-марте 1677 г. по именному указу царя Федора Алексеевича, переданному через окольничего М.Т. Лихачева, приказ оплачивал мастеру С. Гутновскому изготовление стана для печати “в хоромах” государя офортов с медных матриц. На Печатном дворе такого стана не было до начала XVIII в. (книги украшались ксилогравюрами – отпечатками деревянных матриц). Но и во дворце речь пока не шла о типографии: стан был нужен государю для печати “фряжских листов” (офортов). Действительно, еще много лет после смерти Федора и ликвидации Верхней типографии на этом стане печатали красивые бланки жалованных грамот и рамки-заставки для рукописей. Видимо, на нем же искусный гравер Леонтий Бунин издал знаменитый Лицевой Букварь Кариона Истомина. О самостоятельной ценности технической новинки свидетельствует интерес к ней со стороны знаменитейшего из тогдашних русских живописцев Симона Ушакова и крупнейшего гравера на меди Афанасия Трухменского. Выполненные этими выдающимися мастерами книжного искусства офорты придали изданиям Верхней типографии особый облик среди продукции московского книгопечатания XVII в.: “Может быть, в первый раз мы встречаемся с книгой для интеллигентного читателя-ценителя, а не для церкви” [1101]. От офортов – “эмблематической поэзии”, как выразился известный украинский издатель архиепископ Лазарь Баранович – царь перешел к книгам не сразу. Переплетный книжный станок был изготовлен в марте 1678 г. Живописец Иван Безмин его “внес к великому государю в хоромы” и передал “книжного дела переплетчику” Л. Дементьеву (возможно, для развернутых царем реставрационных работ над древними рукописями) [1102]. Лишь в конце года, специально посетив Печатный двор, Федор Алексеевич решил взять оттуда “в Верх” станы высокой книжной печати вместе с мастеровыми, да и то вместе с двумя станами для печати ксилогравюр. Однако это оборудование вскоре было возвращено назад: новая книга требовала новой техники. Только 1 февраля 1679 г. приказ Большого дворца рас платился с мастером за изготовление четырех печатных ста нов со всеми принадлежностями, сделанных “по указу великого государя в Верхнюю типографию”. К концу года “в Верх” были поставлены еще два новых стана (итого 6, плюс офортный и переплетный станы). Учитывая, что на Печатном дворе было всего 12 печатных станов, можно понять, насколько серьезно взялся государь за издание новых, свободных от патриаршей цензуры книг. В типографию были наняты опытные работники, ее помещение во дворце расширялось, появились, как водится, и чиновники, составившие во главе с дьяком Матвеем Семенниковым новое учреждение: приказ Верхней типографии в ведомстве Большого дворца. Государева “прихоть” привела к созданию крупного специализированного предприятия, стоявшего с Печатным двором на равных, заказывавших комплекты разработанных там шрифтов и по особому государеву указу (переданному дьяком) получавшего оттуда по 50 экз. всех изданий. О составе сотрудников типографии можно судить по указу, появившемуся уже после смерти Федора и перечислявшему только сотрудников, взятых “в Верх” с Печатного двора. “В нынешнем 191 (1683) году февраля в 17 день. По указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича (титул) и по памяти из приказа Большого дворца за приписью дьяка Михаила Воинова велено быть Верхния типографии подьячему и чтецу Михаилу Родостамову в чтецах, а мастеровым людям у станов по прежнему, которые взяты из приказа Книг печатного дела в приказ Большого дворца в прошлом 188 (1679–80) году, а кто именно мастеровых людей и что им великих государей жалования по окладам, и то писано ниже сего.
Наборщикам хлебные оклады по 14 четвертей с осьминой ржи, овса по тому ж, человеку. Лаврентий Богданов, Евдоким Федоров, Петр Ефимов, Никита Михайлов. Разборщикам хлебные оклады по 13 с осминою ржи, овса по тому ж, человеку. Карп Иванов. Козьма Семенов. Тередорщикам хлебные оклады по 13 четвертей с осминию ржи, овса по тому ж, человеку. Кондратий Марков, Григорий Осипов, Василий Стапанов, Василий Кононов, Иван Автомонов, Богдан Иванов, Харитон Ефимов, Степан Наумов. Батырщикам хлебные оклады по 13 с осминию ржи, овса по тому ж, человеку. Семен Минин, Яван Яковлев, Пантелей Малофеев, Прокофей Савеев, Денис Федоров, Михайло Васильев, Ларион Федоров, Иван Ефимов. Словолитец, оклад 17 четвертей ржи, овса тож. Иван Андреев”. Неполнота наших представлений о составе сотрудников по этому списку и отдельным денежным документам ярко засвидетельствована тем фактом, что ее творческие руководители и главные редакторы Симеон Полоцкий, а после его кончины Сильвестр Медведев, ни разу не упоминаются в документах в связи с Верхней типографией. Между тем, подготовленные ими к печати рукописи весьма основательно исправлены, дополнены и пояснены характерными почерками Полоцкого и Медведева. Впрочем, фонда приказа Верхней типографии не сохранилось, а оплата царем труда выдающихся литераторов и художников могла производить ся лично (наподобие “подарков” учителям царевичей и авторам выдающихся произведений искусства). Насколько удалось установить, за четыре года своей фактической работы, с января 1679 по январь 1683 г., Верхняя типография выпустила восемь книг (не считая “жалованных грамот всех чинов людям”, печатавшихся с 1681 г.): 1. Симеон Полоцкий. Букварь языка словенска. Декабрь 1679 г. 2. Тестамент Василия, царя греческого, к сыну его Льву Философу. Январь 1680 г. 3. Симеон Полоцкий. Псалтирь рифмотворная. Апрель 1680 г. 4. История о Варлааме и Иоасафе. Перевод Симеона Полоцкого. Сентябрь 1680 г. 5. Симеон Полоцкий. Обед душевный. Октябрь 1681 г.
6. Считание удобное (таблица умножения). Около 1682 г. 7. Сильвестр Медведев. “Приветство брачное” на свадьбу царя Федора с Марфой Матвеевной Апраксиной. 14 февраля 1682 г. 8. Симеон Полоцкий. Вечеря душевная. Январь 1683 г. Историками признано, что произведения, напечатанные в Верхней типографии, знаменовали собой новую ступень в развитии русского книгопечатания, литературы и изобразительного искусства. Не менее важно, что в отличие от Печатного двора ее издания не контролировались Церковью, хотя в послесловиях напечатанных книг повторялась традиционная формула патриаршего благословения. Гнев патриарха Иоакима, упорно боровшегося за распространение московской цензуры даже на украинские типографии, был в этом случае особенно силен. В начале 1690 г., осуждая на жестокое заточение Сильвестра Медведева, Иоаким издал церковное запрещение на книги Верхней типографии, приведя их как пример отъявленного своеволия: “Толико убо той Симеон освоеволися, дерзне за некиим (читаем – царским.– А.Б.) попущением, яко и печатным тиснением некия своя книги издати, оболгав мерность нашу, предъписа в них, якобы за нашим благословением тыя его книги напечатаны. Мы же прежде типикарского издания тех книг ниже прочитахом, ниже яко-либо видехом, но еже печатати отнюд не токмо благословение, но ниже изволение наше бысть. Без благословения же что творенное, аще бы и добро было, всячески Церкви святей не есть приятно. Сих ради всех вин... запрещаем всем православным сыновом... тех книг, яко подзор и сумен имущих, яко не благословленных, никако же держати народно и в церквах прочитати” Смертью царя Федора конец первой в России бесцензурной типографии был предрешен. Премудрая царевна Софья, пришедшая к власти в ходе борьбы с Московским восстанием 1682 г., пыталась спасти детище своего старшего брата. Указ 17 февраля 1683 г. повелевал сотрудникам типографии “стоять у станов по-прежнему”, но вскоре учреждение было закрыто и рабочие переведены на Печатный двор. 28 февраля 1683 г. туда же переехали 4 стана высокой печати со всеми шрифтами. 3 марта 1684 г. библиотека Верхней типографии была передана в Посольский приказ. Политический союз с патриархом Иоакимом был слишком важен для царевны, чтобы рисковать им из-за просветительных целей. Последнее упоминание о служащем Верхней типографии относится к 1686 г., хотя оставшееся во дворце оборудование еще использовалось. Более того, в 1688 г. офортный стан использовался в политической борьбе сторонниками Софьи: Сильвестр Медведев и окольничий Ф.Л. Шакловитый печатали на нем первые в России плакаты в связи с подготовкой коронации царевны [1103]. ПРОГРАММА 1682 года по указу великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца, велено построить две шпитальни или богодельни: одну в Знаменском монастыре, что в Китае, а другую на Гранатном дворе, что за Никитскими вороты. А на пропитание их им даны будут вотчины, которыя были за Архангельским владыкою, да вотчины ж, которыя были за Знаменским монастырем. Чтобы впредь по улицам бродящих и лежащих нищих [меж которыми притворные воры, и всем здоровы и работать могут] не было. И то дело самое доброе и богоугодное; и каковыя похвалы достойно,– свидетельствует о том Божественное писание обоих Заветов.
А в государствах и во градех, где такие домы нищим построены, великая от того польза, как ниже сего последует. 1 Таковым великим государем,– где бедные, увечные и старые люди, которые никакой работы работать не могут, а наипаче же служилаго чина, которые тяжкими ранами на государевых службах изувечены, а приюту себе не имеют, и должно по смерть их кормить,– за такое благое дело последует от Господа Бога временное и вечное благословенство. И не за которыя дела не обещал вечной дати живот, точию за творящим милость к бедным, как сам Господь повелевает: милости творите паче, нежели жертвы. И такое государство бывает от всяких наветов соблюдаемо, как Пса ломник глаголет: блажен разумевая на нища и убога, в день лют избавит его Господь. 2 А когда такие увечные люди будут от бродящих притворных нищих разобраны, и ходить им по улицам возбранится, тогда те здоровые нищие, также и дети их [которых множество великое по улицам бродит, и ничему их не учат, а возрастут, кроме воровства от таких бродящих людей невозможно быти] принуждены будут хлеб свой заживать работою или каким ремеслом к общенародной пользе, потому что всякая праздность не приводит человека к иному, точию к злым делам и воровству. 3 Когда таким людям по улицам возбранено будет ходити и под окнами милостины просить – тогда и воровства такого не будет, для того, что такие воры, по дворам ходя, только примечают, кто как живет и как его дом, как бы исплоша где малолюдство, кого днем или ночью покрасть. А иные такие же воры, как о том повествуется, малых ребят с улиц крадут, и руки и ноги им ломают, и на улицы их кладут, чтоб люди, на них смотря, умилилися, и больше им милостины давали. 4 Еще же многие от таких нищих, которые странными болезньми и прилипчивыми одержимы, как то: раком, волком на лице и по рукам,– и те садятся просить во многонародных местах. И такова нищева когда б жена чревата, усмотря, испужалась – могла бы такого же поврежденнаго младенца родити. И для такой причины во всех странах европских таким людям отнюдь не позволяют по улицам ходити, не токмо что во многонародных местах сидеть; а взяв их, лечат, буде исцельны; а буде не исцельны и конечно скудны – поят и кормят по смерть в особых отделенных местах. 5 Еще же, которые меж теми нищими будут больные или увечные, а лечить их можно, и у того дела молодым дохтурам немалая польза, в науке своей изощрение. И вскоре учение и искусство каждого дохтура при лечьбе таких людей познается; также и лекарей, которые ныне государево жалованье емлют, а некоторым делать нечего. Только к совершенству того дела надобно различные статьи, которыя ниже сего последуют, и чтоб по тем статьям великого государя указ был учинен. Во первых, над всем надобно к тому делу приставить добраго дворянина, который бы то дело делал одной ради любви Божией с охотою. А ему дать подьячаго добраго, который бы записывал нищих в книгу против указов и держал бы денежной, и хлебной, и всяким запасам приход и расход. И крестьянския всякия дела, которыя (крестьяне) к тому делу будут даны, он же бы ведал. Сверх того надобен на дворе дворник, который бы ведал кого впускать, или который куды пойдет, и всякое бы дворовое дело, и починки, и прочия дела ведал. Еще же надобен ключник, который бы всякие запасы и питья на потребу их выдавал и принимал; также и поваров двух или трех человек, смотря по числу. Еще же надобно, чтоб тому месту быть [если возможно] при улицах больших, где всегда многолюдство бывает, чтоб мимоходящие такую богодельню или больницу видя, умилясь милостыню подавали. И к тому зело пригоден Знаменский монастырь, в котором бы кормить старых, увечных и безприютных; а на Гранатном поле всяких больных лечить. А излеча, буде безприютен, стар или с увечьем и к работе никакой негоден – и того отсылать в Знаменский монастырь. Также бы во церквах во всей Москве, буде мочно, сбирать бы на них милостыню, как в иных государствах на них сбирается. А одними крестьянскими доходами такое великое число, которых чаять больше пятисот или тысячи человек и больше сберется, не прокормить, потому что на всякаго человека в год положить на пищу, одежду и дрова по десяти рублев, а чаять, что того не станет (не хватит). А когда денег или запасов будет больше, тогда и нищих мочно прокормить большее число. А буде что за приходом лишние нищие останутся, мнится, что их можно развесть по монастырям. И тем монастырям, чаять за кем сто дворов, пять человек в своих больницах кормить мочно, не токмо на Москве, но и по всем городам Московскаго государства. Только нищих же, которые бывали чьи дворовые люди или крестьяне,– о тех надобен особой великаго государя указ, принимать ли и их в больницы монастырския, или их кормить тем, чьи они люди; а буде в те больницы привезут чьего человека или крестьянина – и его лечить, поить и кормить безденежно, или за лечьбу и за прокорм с него (хозяина) имать на сутки, и по чему имать: о том чтоб великаго государя указ был учинен. А для лечьбы их во всякой нужде надобно, чтоб у них был приставлен дохтур, аптекарь да лекарей человека три или четыре с учениками и аптека небольшая, для того, что со всяким рецептом ходить в город (в государеву Аптеку на Никольской улице) неудобно. А лекарства мочно при них держать не дорогия, однако ж пользу будут чинити. Еще же, которые нищие будут без руки, или без ноги, или с каким нибудь увечьем, окроме того будет всем здоров и в таких летах, что работать может, и тех принимать ли? И в которыя больницы? Или их отсылать к каким работам? А в иных государствах таких, буде они не на государских службах изувечены, заставливают работать, смотря по делу, кому какую работу удобнее работать. И таким поведением учинится, что не только на Москве, но и в городах всего Московскаго государства никакого нищаго по улицам бродящаго не будет. Только надобно приказывать по караулам и по всем воротам, чтоб стрельцы таких нищих во Аптекарской приказ приводили; и там смотря их, буде совершенные нищие, что работать не может, или увечен,– отсылать их в шпиталью; а буде какого притворнаго здороваго нищаго поймают,– и о тех также указ надобно учинить, куда их отсылать и какое им наказание чинить. О нищенских детях, которые также по улицам бродят милостыни просить, надобно великаго же государя указ учинить. А в иных государствах таким построены дворы, в которых, перво изуча их грамоты, изучают ремеслу какому кто похочет или отдают мастерам их учить по домам, а девок отдают по монастырям для учения ж, и изуча и в лета совершенныя пришед, как может хлеб свой заживать и себя с женою прокормить, отпускают на волю, или, купя дворы тем, поженят. И от таких людей и впредь уже во граде прибыток, а воровства от таких опасаться нечего, потому что ему уже способ, чем сыту быть, дан. А таким бы способом многия науки и ремесла,– которых ныне из иных чужих государств всегда здесь требуют и дорогою ценою купят, или таких людей (мастеров) на тяжких и великих кормех призывают,– на Москве завелись. А в таких дворех, мнится, нетрудно учити наукам, которыя зело во всяких случаях нужны и потребны, как последует: Во первых, наука цыфирная, которая всякаго чина людям годна, а наипаче купецким, без которой многие купецкие люди, счету и выкладки не разумея, пропадают и обнищают. Фортификация или Инженерная наука, без которых обоих наук генералу или полковнику и никакому начальному человеку чин свой по должности исполнять невозможно. И для того ныне у многих великих государей повелось: который полковник тем наукам не учен – и его разве с великою трудностию в службу принимают, для того, что наступления на неприятеля, ни обороны своим творити по воинскому праву не может. Архитектура, которая учит всякия здания изрядно и правильно строить. Знаменить или живописная наука, которая тем всем наукам есть повождением, к той же принадлежит и перспектива. Геометрия, которая учит земли размеривать и разстояние места от места, и высоту, и глубину точию цыфирью и инструментом смечать и сказать. И к строению крепостей нужна, и фортификация без нее не состоится. Артиллерия, которая учит по размеру прямо как пушки лить, и в какую меру стрелять, порох делать и всякия огнестрельныя статьи, и в какой размер их метать, чтоб (в тексте пропуск). И те науки все мочно бы в школах, к тому устроенных, изучити. И от таких бы гуляк, которые ныне туне хлеб едят, изучась, великому государю великия прибыль была. И вместо иноземцев, которых с великою трудностию достают, и кои на малое время выезжают, да и то многие в тех науках не совершенны, мочно б и своих завесть, как ныне сказывают у турок, которые прежде сих наук не знали, ныне им учатся; а наипаче же тем, которыя к военному делу принадлежат. А без тех вышеписанных наук, наипаче же цыфири, фор тификации, геометрии и артиллерии, невозможно никакими мерами добрую, благополучную и прибыточную войну вести, хотя и великим многолюдством. И теми науками самые крепкие города емлют, также и многие города, сею наукою устроенные, великим войскам могут отпор дать, и не токмо себя, но и все государство соблюсти. А что ремесла всякия, и те потому ж мочно б было распространить в таких же дворех и изуча их (в тексте пропуск). А науча добрым мастерствам и дав им прибыточныя (в тексте пропуск). А по великой нужде надобны б были ремесла последующия. Шелковых локотных товаров дело, которое уже, за милостию Божиею и великаго государя тщанием, чаять в доброе произведется поведение, если помочь заводчику того дела будет. Суконное дело, к которому случаи самые добрые в Московском государстве есть, и мочно сукна нарочитыя здесь делать. Золотое и серебряное дело совершенно умеют иноземцы; а русские люди для того, что не учатся знаменити (рисовать), того дела не могут в совершенство изучиться. Часовое дело, токарное, костяное, кузнечное всяких субтильных орудий, инструментов, которые ныне все из-за моря привозят. Оружейное дело всякими образы, также печатать медными досками (офорты) и иныя многия рукоделия, которыя в иных государствах делают. А к наукам и ко всяким ремеслам были б, чаять, многие охотники, для того, что от народа российскаго многие зело понятны (понятливы). И таким бы способом многая великаго государя казна, которая таким (иноземным) людям дается, сохранена бы была, и многия тысячи людей могли б хлеб свой тем заживать. И те бы статьи, которыя ныне привозят из иных государств, учили б делать в Московском государстве, и от того б родилось, что за московские товары учали бы платить, вместо товаров, золотом и серебром. И так бы богатства множились. А для унятия бродящих воров сделаны за морем во мно- гих городех дворы, где таких людей по особым чуланцам, сковав, сажают на несколько недель, смотря по вине, и заставляют пилами тереть сандал и другую тяжелую работу и, по работе смотря, дают им хлеб и воды или кваса. В тех же дворех смиряют непослушливых сынов, которые досаждают своим родителям. И для того во всех государствах европейских построены при церквах больницы и школы. В больницах кормят и одевают больных и престарелых людей, за которых жители мнят граду своему от Господа Бога воздаяние получити. Также начальства каждаго града ни о чем не имут такое попечение, точию как бы возрастущие их граждане в благих правах и науках и ремеслах достизали, и каждый по своему званию мог бы без обиды ближняго своего праведне хлеб свой зажити, в котором самая тишина, мир и благословенство каждаго града состоится. Разсуждая, как лесные древеса не могут благих плодов приносити, если не отрежут ветви их грубыя и не прилепится к ним благаго древеси ветвица, чрез которую новыя ветки изростя, уже плод добрый господину своему приносят, а не туне землю занимают; так и человек, иже от естества выну (постоянно) ко злу паче, нежели к добру склонен есть от лет молодых, прирожденную грубость благими науками и учением не искоренить,– то от естества самаго зело трудно к благонравию прилепитися. И человек, кроме (без, помимо) учения, человеком именоватися не может, для того что не весть, как он человек. И во вся дни живота своего [аще и зело почтен, еже образ Бога невидимаго носити ему] пребывает аще и жив, но мертв, и видя, но слеп. Берх В.Н. Царствование Феодора Алексеевича и история первого стрелецкого Бунта. Спб.1834. Ч. I–II. Приложение XVII. С. 86–100 ПРИВИЛЕГИЯ МОСКОВСКОЙ АКАДЕМИИ Вручение благоверной и христолюбивой Премудраго царя Соломона о премудрости в книгах его сицевая вещания: Премудрости ради прииму безсмертие, и память вечную сим, иже по мне, оставлю. Прем. глав. 8. Взыщите премудрости, да живи будете. Прем. глав. 9. Почтите премудрость, да во веки царствуете. Прем. глав. 6. Вожделение премудрости возводит к Царству вечному. Прем. глав. 6. Множество премудрых спасение миру. Прем. глав. 6. Ни единаго бо возлюбит Бог, токмо сего, иже с премудростию пребывает. Прем. глав. 7. Суетнии убо вси человецы, в них же не подлежит премудрость о Бозе. Прем. глав. 13. Премудрость бо и наказание уничижаяй – не честен есть, и праздно упование их, и труды безплодны, и неключима суть дела их. Прем. глав. 3. Благородная и благоверная, Богом возлюбленная, премудрая Несть дано людем совершенно знати, Обаче яко огнь явлен бывает Тако Дух Святый творит знамения, Егда убо Той в душу ея вселяет, Ум умудряет, что есть благо знати; А память нудит, еже совершити К тому же, яко дом сей управляет, Яко учитель в своем училище Яко Царь правит в своем царском граде, Яко солнце ту присно освещает, И яко кормчий добре управляет, Та душа присно тщится Бога зрети Тем же обиды всяки забывает, Иже подает свет си, яко благим, Всем яко себе саму благ желает, Подобясь Христу, о вразех молившу Все тщание си та имать о Бозе, Усердствует бо того прославляти, Ни кое тако любит веселие, Ни о чем тако увеселяется, Господу Богу, Творцу всемогущу, Веру, надежду, любовь сохраняет, Мудрость, мужество и мерность имеет, Присно бо она душа есть готова И совершенства усердно желает, Благохотна же Богу работати, Та знамения, где ся обретают, Ибо сия вся не могут пребыти, Но сия вся в тебе суть заключенна, Тем же дом еси Духа пресвятаго, В твоем бо сердце любезне витает, Ты же Того свет не мрачен храниши Яко в зерцале солнце образится, Ему же годе в душе твоей быти; Храм еси Богу, иже живя в тебе, Пресветлая дщерь пресветлаго царя, Благоверная велия царевна, От пресвятыя Тройцы возлюбленна, По имени ти жизнь твою ведеши, Cлично Софии выну мудрой жити, Премудростию во вселенней славна, Мудрых и благих ты любительница, Сама ты Богом самим умудренна, Яже мудрость тя учит божественным, Ибо, елико земли удаленно, Только мудрость, юже небо родит, И паче земли коль небо велико, Ею же царство правящи трудишся, Яко же Ольга свет веры явила, Тако и ты свет наук явити Ведяще, яко без пищи пребыти, Или без очес ясный днесь свет зрети, Тако разумну быть без учения, Иже не ведят и не разумеют,– Тьма, мрак без солнца, без мудрости тоже: Дабы в России мудрости сияти, И понос от нас хощеши отъяти, Егда же от тя тою просветится, Яко ты перва зде мудра явися, Тоя от тебе свет нача сияти, И имать вечно слава ти сияти, Аще и тако имя ти славится, Яко предивне Господь тя избрал есть, Им же учима, царствие правиши, Яко око си в своей благодати, Точию да Бог век ти приумножит, Наипаче, аще свет нам явиши Имя ти во всем мире славно будет, Да не тому нам страннии смеются, Мнози в России прежде тебе быша, Монастыри и иная создаху, Но ни едину той дар Бог подати Аще и много тщание твориша Яко же Давид царь много собрал есть Не благоволи Бог ему создати, Да он, яко мудр, ту церковь содеет, Тако любезный ти брат Феодор царь, Яко бы злато многое собрал есть, Но не изволи Бог той укрепити Благоволи бо тебе оставити, Мудрости бо ти имя подадеся, Тебе бо слично науки начати, Да за то дело славу улучиши, Еже да будет! вседушно желаю. Любиши бо ты, и всею душею, Любишь искренних, яко себе саму, Еже Божие люди разсуждати, Люба есть любовь любимому Богу, И страх ты Божий крепко да храниши, Он творит волю боящихся Его, Премудра София Алексиевна, О нем же, его имаши молити, Того премудрой ти выну желаю, Иже любезным ти братом создан есть, Мудрая сестра Феодора царя, О, источниче Христе премудрости, Возлюбленною от Тя царевною, Тщащеюся Тя выну прославляти, Благоволи нам свет наук явити, Да оною зде мудрость утвердится, Имя от Тебя Царя преизбранной. Подаждь убо ей, о том тщательнице, Премудрой вельми Софии царевне, То дело начав – ей и совершити, Да не яко же прежде разрушится, Аще бо о сем Ты благоволиши, В Твоей бо руце оно содержиши, Уклони Христе ей все и укрепи. Сотвори с нею знамение в благо, Да вси познают в том ей помощь Твою, Подаждь ей вскоре то дело начати, На земли же лет много здраво жити, Идеже солнце лучи разсыпает, А по довольстве многих лет с Тобою Мудрой премудрость ти в веке созерцати, Того светлости твоей аз желаю, Чая щедротством ти хранимы быти,
ВАШЕГО ЦАРСКАГО ВЕЛИКАГО МИЛОСЕРДИЯ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.149 с.) |