Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чины венчания русских государей
Прежде всего, уточним состав комплекса важнейших официальных источников о государственной идеологии России царского периода. Этого в полной мере не сделал даже Е.В. Барсов. Не вдаваясь в разбор путаницы, внесенной в историю текста отдельных ранних чинов поколениями исследователей, обратимся к установленным фактам. 4 февраля 1498 г. в Успенском соборе московского Кремля великий князь Иван III лично и через митрополита с Освященным собором благословил на великое княжение внука своего Дмитрия Ивановича (сына безвременно почившего Ивана Ивановича Молодого). Чин этого обряда был написан, но известен нам лишь в производных редакциях[760]. Лучшее представление о первоначальной редакции чина венчания Дмитрия-внука дают Пространная редакция, наиболее близкая по времени к самой церемонии, и Формулярная редакция, приспособившая текст для возможной коронации великого князя Василия III (между весной 1502 и осенью 1505 г.)[761]. Более существенную правку испытали позднейшие Летописная и Чудовская редакции, включившие элементы «Сказания о князьях владимирских».[762] Венчание на царство Ивана IV 16 января 1547 г., после вступления государя в совершенные лета, не сразу было осознано как выдающееся событие; даже ближайшие соседи-поляки не были о нем извещены. Оно описано в Краткой редакции чина венчания Ивана IV, основанной на Летописной редакции чина Дмитрия-внука и известной в составе Летописца начала царства, Никоновской и более поздних летописей. К моменту выхода русской дипломатии на международную арену с требованием признать царский титул московского самодержца в середине 1550-х гг., возникла Пространная редакция чина Ивана IV, восходящая уже не к Летописной, а к Формулярной (или даже первоначальной) редакции чина Дмитрия-внука[763]. Составители Пространной редакции подошли к делу основательно, использовав, помимо чина Дмитрия-внука, описание коронации византийского императора Мануила II Палеолога из Хожения Игнатия Смольянина[764] и цитаты из Поучения императора Василия Македонянина сыну Льву.[765] «Сказание о князьях владимирских», отчасти использованное в тексте Краткой редакции, в Пространной образовало уже обширное вступление о византийском происхождении царских инсигний – знаков высшей власти, в число которых (дополнительно к оплечьям-бармам и шапке чина Дмитрия-внука) были включены крест, скипетр и цепь. Впервые в предполагаемую церемонию венчания было введено миропомазание (кроме прежнего причащения).
Пространная редакция чина Ивана IV завершила собой ряд публицистических чинов. С небольшой редакционной правкой она легла в основу чина венчания Федора Ивановича 31 мая 1584 г. Этот документ уже представляет собой, как и последующие чины, сценарий реального торжественного действа в Успенском соборе московского Кремля. Наряду с более поздними чинами (за исключением Годуновского), эта редакция не только распространялась в списках, но и хранилась в царском архиве[766]. Чин венчания на царство Федора Ивановича сохранился полностью, в формулярном виде, судя по повествовательному началу переработанном из повествовательного текста[767]. Чин венчания Бориса Годунова 3 сентября 1598 г. дошел в единственной рукописи, вложенной Новгородским митрополитом Исидором в Софийский дом и в дальнейшем претерпевшей все приключения, выпавшие на долю библиотеки Соловецкого монастыря. Видимо, уже при изготовлении «тетрадей» для Исидора текст был сокращен: снято описание начала и продолжения церемонии, – но действо в Успенском соборе изложено полностью[768]. При сравнении текстов нетрудно заметить, что чин Бориса Федоровича, созданный на основе чина Федора Ивановича, включает сделанную в том правку и, в свою очередь, отличается переводами и пояснениями устаревших выражений. Смысловые отличия чина Годунова проявились, прежде всего, в мотивации его венчания, по традиции излагавшейся в речах царя и патриарха. В чине Годунова к царским инсигниям было добавлено «яблоко» – держава, врученная Борису после возложения венца и перед принятием скипетра. «И сие яблоко, – пояснял значение новинки патриарх Иов, – знамение царствия твоего; и яко убо сие яблоко приим в руце свои держиши, тако убо держи и вся царьствия, вданная ти от Бога, от враг блюдимо и непоколебимо». Значительно подробнее был изложен чин миропомазания, включивший, помимо прочего, четыре велеречивые молитвы патриарха о богоутвержденности нового помазанника, по примеру поставления властителей и царей от древних пророков, благочестивого папы и блаженных патриархов. Молитвы, как и присяга Годунову, отразили мучавшее узурпатора беспокойство об укоренении его династии.
Следующий царь, Федор Борисович Годунов, «сел» на отцовский престол, принял благословение духовенства и присягу подданных[769], но был свергнут и убит до коронации. Царь Дмитрий Иванович (Лжедмитрий I) напротив, благополучно венчался 30 июля 1505 г. «по обыкновенному обряду» (как отметил С.М.Соловьев), но чин его венчания не сохранился, лишь частично отразившись в чине царицы Марины Юрьевны (см. ниже). Это и не удивительно, учитывая, сколь должно было уступать ему венчание Василия Шуйского, убившего всенародно признанного государя. Проведенное в непристойной спешке 1 июня 1606 г., всего через две недели после ужасной резни в ночь с 16 на 17 мая и «избрания» царя Василия толпой черни 19 мая[770], венчание Шуйского (в отличие от Лжедмитриева) состоялось даже до поставления патриарха! Чин венчания Василия Шуйского оказался таким же куцым, как и сам царь. Его текст не включает предварительных распоряжений и оканчивается перед миропомазанием, а вместо обязательной записи выступления царя имеет помету: «говорить речь»[771]. Подробности церемонии были Василию Ивановичу памятны, он ведь совсем недавно выступал главным распорядителем на царских венчаниях Лжедмитрия I и его супруги. Видно, что сценарий был набросан лишь в общих чертах, и, тем не менее, в соответствии с прежними чинами. Если в своем отсутствующем в тексте выступлении Шуйский и импровизировал, то отнюдь не столь смело, как с предшествующей коронации клятвой в Успенском соборе, врезавшейся в память современников именно своей необычностью[772]. Подчеркнуто обстоятелен и традиционен чин венчания Михаила Федоровича Романова 11 июля 1613 г., избранного на престол с утвержденной грамотой[773], как и Борис Годунов[774]. Он полностью охватывает события с вечера дня, предшествующего коронации, до последующего «пира зело честна и велика», устроенного «без мест» (вне местнических расчетов). Чин включен в нарядно изукрашенную книгу об избрании и венчании Михаила, созданную в Посольском приказе[775]. Явное влияние чина Бориса Годунова прослеживается в церемонии вручения державы (на сей раз вместе со скипетром). Однако особые молитвы исчезли из чина помазания, оставшись частным экспериментом Бориса и его друга патриарха Иова[776]. На то, что чин Михаила восходил не только к чину Бориса, указывает поименная роспись действующих лиц, появившаяся при Лжедмитрии I и характерная затем для всех Романовых. Сходно с чином Марины Юрьевны описаны и стрелецкие караулы.
Чин венчания Алексея Михайловича 28 сентября 1645 г. составлен по образцу отцовского, с различными усовершенствованиями и подробностями.[777] В частности, относительно состава и нарядов участников (равно светских и духовных лиц), а также церемонии пира, на котором государь подчеркнуто холодно обошелся с престарелым патриархом Иосифом. Множество живых подробностей события свидетельствует, что имеющийся в нашем распоряжении чин был после церемонии уточнен сравнительно со сценарием, руководствуясь которым «против государя («на чертожном месте») стоял и царскому поставлению и венчанию чин строил ево ж государев посольской думной дьяк Григорей Васильев сын Львов»[778]. Аналогично думные дьяки Посольского приказа «строили» чин венчания Федора Алексеевича 18 июня 1676 г. (Григорий Карпов сын Богданов)[779], а затем чин венчания Ивана и Петра Алексеевичей 25 июня 1682 г. (Емельян Иванович Украинцев)[780]. Как и следовало ожидать исходя из состояния государственных архивов периода после пожара 1626 г., по коронационным торжествам Алексея Михайловича и его потомков сохранились не только сами чины, но также записи в дворцовых разрядах и рабочие материалы. Неопубликованным остается обширное дело о подготовке и проведении коронации Алексея Михайловича[781]. Неосуществленным остался и выявленный Л.Е. Морозовой замысел нового венчания Алексея уже как государя Великой, Малой и Белой России.
Венчание на царство Алексея Михайловича уникально благодаря использованию источника, несколько неожиданного теоретически, зато естественного практически: Чина наречения и поставления в патриархи его деда, Филарета Никитича Романова, 22 июня 1619 г. Высокоторжественный чин «великаго государя» (а не традиционно: великого господина) святейшего патриарха Филарета в принципе должен рассматриваться в контексте довольно богатой истории архиерейских чинов. Но реальный соправитель царственного сына (и своей «великой старицы» супруги) постарался придать чрезвычайно высоко ценившейся им церемонии сходство с царским венчанием, вплоть до активного использования центрального момента коронации – диалога царя и патриарха[782]. И все же главной деталью чина Филарета стали не речи, а особая молитва о воцарении русского государя над всей Вселенной, заимствованная, в переработанном виде, из печально знаменитой молитвы Бориса Годунова при заздравной чаше[783]. Именно Молитва Филарета вошла во все последующие чины царского венчания, впервые прозвучав при коронации Алексея в речи патриарха Иосифа. Этого показалось мало – и в царский чин было введено еще одно выступление патриарха с этой молитвой, завершавшее церемонию в Успенском соборе. Чин Алексея Михайловича стал классическим образцом традиции, заложенной в пространной редакции чина Ивана IV и не столько менявшейся, сколько шлифовавшейся преемниками Грозного. Лишь сын Алексея Федор, взяв за основу чин отца, внес в церемонию кардинальные изменения по образцу поздних византийских чинов. Не случайно Е.В. Барсов подчеркнул, что «наибольшую полноту греческого чиноположения представляет венчание Федора Алексеевича».[784] После речи царя о его желании короноваться патриарх Иоаким вопрошал: «Како веруеши и исповедуеши Отца и Сына и Святаго Духа?» В отличие от всех русских предшественников царь Федор торжественно прочел Никео-Цареградский символ веры. Далее, помимо инсигний на Федора Алексеевича была по образцу греческих императоров возложена царская одежда. Его уже традиционное миропомазание[785] началось по приобщении патриарха и епископов, но до приобщения дьяконов, и не перед Царскими вратами, как ранее, а в самом алтаре, подобно священникам.
Очевидно, византийские образцы были наконец-то извлечены из-под спуда. О том, что это была не случайная находка ученого и распорядительного молодого государя, свидетельствует включение упоминавшейся греческой грамоты в подготовленный до коронации Федора «Титулярник» (1672).[786] Как заметил Б.А. Успенский, в 1660-х отец государя, Тишайший Алексей Михайлович, под влиянием греческих архиереев, стал причащаться святых тайн в алтаре, отдельно телу и крови Христовой, подобно священникам, дьяконам и, что было, видимо, для него важнее всего – подобно византийским императорам. Во время судилища над Никоном и староверами царь причащался в алтаре после нанятых им на Востоке патриархов Паисия и Макария, но до архиереев, очевидно демонстрируя свое превосходство, прежде всего, русским иерархам, которые отказались осуждать Никона по его требованию.[787] Федор Алексеевич не последовал в этом отцу, но счел правильным принять миропомазание в алтаре на торжественной церемонии царского венчания. Он проявил и скромность, и знание источников, причастившись после архиереев, архимандритов, игуменов и священников, но перед дьяконами. Такое причащение императора в алтаре именно при венчании на царство и миропомазании лучшее соответствовало восточно-римской традиции, которая, с легкой руки государя-реформатора, утвердилась с тех пор в России.[788] Федор Алексеевич проявил изрядное усердие не только в радикальном усовершенствовании самого чина венчания, в сотрудничестве с посольскими дьяками, но и в чисто организационной работе по линии Разряда, благодаря чему там сложилась своя «История о венчании»[789]. Еще 16 июня, за два дня до торжества, царь Федор указал, чтобы не только «золотчики» (о нарядных уставных костюмах коих государь проявлял особую заботу[790]), но также стряпчие, дьяки и «гости» (избранные купцы) явились на венчание в золотных облачениях. Нарушителей Федор Алексеевич в характерной энергичной манере приказал гнать с Постельного крыльца, от Садовых дверей и с сеней перед Золотой палатой в закуток меж Столовой и Сборной палат. Караульных стрельцов царь предупредил на Красное крыльцо и ближние переходы «людей боярских и иных мелких чинов отнюдь никого не пускати», чтобы толпа не заступала пути главным участникам действа. Следовало заблаговременно, «доложившись святейшему патриарху, выслать из церкви народ незнатных людей и очистить» место в Успенском соборе, «чтобы золотчиком было где стать и от множества народа тесноты великой не было»[791]. При подготовке к венчанию на царство Ивана и Петра Алексеевичей в Посольском приказе крепко задумались над нововведениями Федора Алексеевича, сделав «перечень из чиновной книги» его коронации. По размышлении решено было сохранить и развить тенденции чина Федора, сравнив ново созданный сценарий действа с «Перечнем из чиновной книги о венчании на царство царя Алексея Михайловича» с «отменами», то есть изменениями, вносимыми в чин Ивана и Петра[792]. На последнем чины венчания московских государей кончаются, хотя они и оказали влияние на характер коронационной церемонии позднейших императриц и императоров. Впрочем, первый опыт «цесарского», то есть императорского венчания, принадлежал еще Лжедмитрию I, который в нарушение традиции короновал и свою супругу Марину Юрьевну Мнишек. Это произошло 8 мая 1606 г., немедленно после обручения. Сохранившийся чин венчания Марины Юрьевны, за исключением краткого указания на порядок обручения и поздравлений новобрачной в Грановитой палате, старательно следует чинам коронации Федора Ивановича и Бориса Годунова, упоминая отдельные особенности венчания самого Лжедмитрия и детально описывая церемонию вплоть до пира[793]. Несмотря на неизбежные инновации и некоторую особенность состава участников венчания, этот чин вполне вписывается в систему и должен использоваться при изучении ее развития. В заключение обзора замечу, что широко распространенная в летописании XVII в. и перекочевавшая из него в труды историков мысль, будто процедура венчания великих князей идет еще от Владимира Святого, то есть почти не менялась с конца IX по конец XV в., до благословения на великое княжение Дмитрия-внука, явилась миру благодаря усердию служащих Посольского приказа во второй половине XVI в. Созданный ими чин «поставления великих князей русских» отразил чисто идеологическую реальность, представление, какой и насколько древней должна быть традиция, сложившееся к моменту, когда возникла потребность такую традицию иметь. На деле именно чин Дмитрия-внука следует рассматривать как зерно, из которого проросла вся пышная церемония царского венчания. Более устойчивым заблуждением историков, порожденным, в частности, прилежным чтением сочинений А.М. Курбского, но главным образом – представлением о византийских корнях идеи царской власти на Руси, было убеждение, что русский чин царского венчания возник на основе константинопольского. Почти с таким же успехом можно было ссылаться и на римские образцы: первые довольно долго имели минимальное, вторые – ни малейшего отношения к отечественной процедуре, хотя идея наследия Первого Рима эксплуатировалась при создании чинов не менее активно, чем Второго. Поиск же реального объяснения изменений в коронационном действе ведет к смысловой стороне ритуала, разрабатывавшегося, прежде всего, как торжественное утверждение суверенных, державных основ верховной власти. За возможным исключением чина Дмитрия внука (создававшегося и, видимо, перерабатывавшегося в контексте решения острого вопроса о престолонаследии), венчания российских государей никогда не имели практического, связанного с конкретной политической борьбой значения: они служили лишь оформлением уже решенного вопроса о престолонаследии и устраивались после реального воцарения. Предшествовавшее венчанию вступление царя на престол знаменовалось и закреплялось благословением духовенства и присягой подданных. Здесь спешка была велика. Даже в сравнительно спокойное для династии время, приболевшего Федора Алексеевича[794], а после него юного Петра под руки влекли в Грановитую палату принимать присягу Государева двора «того ж часу» по кончине предшественника[795]. Взошедший на престол и принявший присягу чинов двора царевич (или претендент) становился великим государем царем. Следующие недели подьячие центральных приказов были загружены написанием и рассылкой крестоцеловальных грамот во все уездные города и полки. Там, одновременно с приведением к присяге новому царю служащих и окрестных жителей, грамоты переписывались и отправлялись в села, станицы, на промыслы и зимовья, в пограничные отряды и т. п., пока каждый подданный российского государства не присягнет на мерность новому самодержцу. Оцените масштаб государства, состояние его путей сообщения, важность задачи – и вы поймете, в каком напряжении жили чиновники месяц и более. К венчанию же готовились спокойно, с расстановкой, месяцами (за исключением, разве что, узурпатора Василия Шуйского). Но и Шуйский напрасно торопился: преступлением, изменой государю считалось именно нарушение крестного целования, как заявили в знаменитой речи о прекращении междоусобия патриархи Иов и Гермоген[796]. Смысл венчания состоял в том, что состоявшийся законный монарх объявлял подданным основы и перспективы своей благодетельной и Богом утвержденной власти. Здесь перемены, внесенные царем Федором, были воистину велики. ОСНОВЫ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ: Изменения в главном государственном акте при царе Федоре имели тем более важное значение, что по замыслу устроителей церемонии она издревле имела в высшей степени публичный характер. Если церемония Дмитрия-внука представлялась самим составителям чина сравнительно камерной[797], а венчание Ивана IV не произвело особого впечатления на современников, то уже в Пространной редакции чина Ивана Грозного подчеркивался в высшей степени публичный характер идеальной, с точки зрения царя, церемонии. Помимо московского дворянства, духовенства и многого множества чиновников на венчании предусматривалось присутствие «всенародного множества православных крестьян, им же несть числа», «всенародного многого безчисленного множества». Именно о таком людском море, остро нуждающемся в устроении, повествует чин Федора Ивановича. При венчании Марины Юрьевны практичный Лжедмитрий I назначил «по пути устраивать народы» 6 стрелецких полковников, 20 сотников, личную охрану и стрелецкий полк. Этот караул сохранился при венчании Михаила Федоровича, когда «народа» стало, если это возможно, еще больше, а главное – «все люди» выражали чувства, на которые надеялся Иван Грозный в Пространной редакции своего чина, веля звонить колокола с самого начала церемонии и рассылать по храму надзирателей. При венчании Михаила Романова не только в Успенском соборе, но и вне стен его люди, согласно чину, стояли «со страхом и трепетом, со многой сердечною радостью, дивясь царскому чудному тому прохождению, и славу воссылая всесильному Богу, и благодарственными похвалами хвалили царя». Михаил Федорович еще с вечера накануне торжества велел начать службу «по монастырям и по всем церквам», надо полагать, Москвы. Алексей Михайлович, учитывая просторы страны, отдал приказ начать всемирную радость заранее: «К тому дню, в которой... венчаться... велел государь в соборной... церкви и по всем церквам Московского государства молить Бога, и пречистую его Матерь, и святых чудотворцев, и всех святых, и петь всенощное бдение». В столице благовест звучал с рассвета до начала венчания. «Всенародное многое бесчисленное множество православных крестьян» в Кремле было «мужеска полу и женска», а на Ивановской площади толпились «иноземцы, которые ему, великому государю, служат в холопстве, и окрестных великих государств всякие люди, им же не было числа». Федор Алексеевич постарался еще более усилить впечатление всеобщего праздника. Привычное употребление в чине венчания понятия «всенародный» приобрело свойственный взглядам царя Федора оттенок «международный». При упоминании иноземцев, вместе с россиянами радовавшихся воцарению Федора, а позже Ивана и Петра, было снято «холопство». Впрочем, международная публичность царского венчания подчеркивалась самим назначением в «чиностроители» дипломатов, как при его отце. Именно при царе Федоре, когда желанная со времен Ивана Грозного публичность акта венчания достигла апогея, радикально изменилась инициатива главных исполнителей действа и его мотивировка. Символично, что вначале руководство церемонией полностью принадлежало великому князю-деду: Иван III «благословил внука своего... великим княжеством» и предложил сделать то же митрополиту. Это допускалось имевшимся в то время на Руси кратчайшим византийским трактатом, при венчании императрицы по воле императора. Но важно, что именно мысль о первенстве государя и его права закрепилась при Иване Грозном, сначала по воле организатора венчания, митрополита Макария, а затем и по воле самого царя, редактировавшего текст. В редакциях чина Ивана IV инициатива логично переходит к венчаемому сироте: церемония начинается «по совету великого князя» митрополиту. При этом юный государь ссылался на волю отца, а митрополит Макарий подтверждал это основание. Буквально то же самое мы видим при венчании Федора Ивановича. В чине Бориса Годунова не сохранилось традиционного начала, однако и здесь в тексте, предписывающем церемонию, именно царь заявляет, что его «благословила и повелела быть... царем» царица Ирина–Александра. Всем известно, что Борис организовал свое «избрание», и патриарх сыграл в этом главную роль. В самом чине Годунов предлагает Иову благословить его «по Божией воле и по вашему избранию». Но наследственное, родовое начало остается главным мотивом венчания. В отличие от тысячелетней традиции Империи ромеев (вторая половина IV– середина XV вв.), где частая смена династий побуждала в большей мере развивать идею божественного избрания и благословения. Даже в чине венчания вовсе не легитимного царя Василия Шуйского, заменявший отсутствующего патриарха митрополит публично признавал факт законного наследования престола. Соборно избранный «всею землею» Михаил Романов во вступительной речи обратился не только к митрополиту, но к священству «и всему православному христианству», требуя от духовенства, чтобы его, уже избранного царя, «по... избранию... благословили».[798] По русской традиции, идущей с чина Ивана Грозного, юноша сам «изволил венчаться» и «велел» митрополиту начать действо. Также сын его Алексей, вспомнив о непрерывности (!) царской династии, самолично «изволил венчаться ... и восприять в руку свою прародителей своих, прежних великих государей, и отца своего... скипетр и царский чин … и помазаться святым миром … и причаститься … от руки патриарха». Во время венчания архиереи действовали «по его государеву... приказу и по повелению». Мотивируя законность венчания, якобы избранный[799] Алексей Михайлович заявил, что отец его «благословил царством... и всеми хоругвями правления … и велел нам на то царство... венчаться… да о том... и вам … Иосифу патриарху, и боярам, и царскому своему сингклиту приказал... И ты бы, – повелевал царь архипастырю, – на царство... нас... благословил, и святым миром помазал, и венчал бы». Аналогичное обоснование воцарения Алексей Михайлович имел в виду для своих сыновей, заранее объявив их законными наследниками. Царевич Алексей Алексеевич был представлен двору и иноземцам как наследник престола в 1667 г.[800], но не пережил отца. Торжественное «объявление» Церкви, двору и народу нового наследника Федора Алексеевича 1 сентября 1674 г. сопровождалось рассылкой по стране объявительных грамот и богатыми пожалованиями дворянству[801]. Разумеется, никаких приготовлений к коронации в обоих случаях не было, и быть не могло.[802] Благословение отца еще упоминалось при венчании царя Федора в 1676 г., хотя и отошло на второй план. Но самые младшие сыновья Алексея – Иван и Петр – венчались в 1682 г. уже вовсе без завещательного мотива. Первоначально в «верхах» думали обыграть традиционную версию «завещания» царства Петру его старшим братом.[803] Но вскоре пришли к формуле, что Федор не «завещал» и даже не «велел» братьям венчаться, а просто «оставил... царство», на котором они «учинились» и «приняли вместе» скипетр и державу[804]. Несмотря на наличие официальных «соборных актов» об избрании каждого[805], Иван и Петр, по чину, не указывают никакого иного мотива венчания, кроме Божьей воли. «И ты бы, – говорили они патриарху Иоакиму, –... по Божией воле и благодати... на царства... нас благословил и... помазал... и венчал бы». Эти особенности чина венчания Ивана и Петра можно отчасти объяснить сложной обстановкой Московского восстания 1682 г. Однако они оказались весьма важными для мотивации последующих, императорских венчаний, и были связаны с серьезными изменениями в чинах венчания, начавшимися еще в спокойное время Федора. Изменение мотивации царского венчания всех трех сыновей Алексея совпадает с крутой сменой инициатора этого торжественного, самого важного в стране действа. С 1676 г. «по совету и согласию» царя, а затем двух царей, церемонией руководит патриарх. Именно он демонстративно распоряжается на всех этапах коронации, приказывая делать каждый шаг как духовным, так и светским лицам. В этом не было практической необходимости при наличии письменных сценариев и в присутствии внимательного суфлера из Посольского приказа. Очевидно, что настойчивые указания, впервые вложенные составителями чина Федора в уста патриарха Иоакима и звучавшие публично, имели глубоко символический смысл в церемонии «всенародного» празднования по поводу «всемирной радости». Столь крупное изменение взаимодействия светского и духовного владык было связано с закономерным развитием представлений о правовых основах самодержавной власти и ее функциях – от родовых к государственным. Историки поспешили заклеймить эту простую схему С.М. Соловьева. Великий историк-архивист и впрямь не блистал теоретическими рассуждениями: его идеи большей частью заложены в контекст конкретно-исторического повествования. Однако при продолжении начатой им последовательной работы с государственными архивами частенько выясняется, что наблюдения Соловьева над развитием политического самосознания значительно точнее и справедливее плодов социально-философской эрудиции. Действительно, в исходном для комплекса чинов венчания чине Дмитрия-внука господствует родовое начало: «Божиим изволением от наших прародителей великих князей старина наша то и до сих мест: отцы великие князи сыном своим первым давали княжество великое». Здесь и в последующих чинах обязательным было указание на законность власти деда и отца благословляемого государя. Отраженные чином представления о «Святой Руси», «Новом Израиле», о Москве как «Новом Иерусалиме», сочетавшие в себе идеи богоизбранного народа и наследования, не были еще дополнены теорией «Третьего Рима». Молитва о «царе над людьми своими Израиля» здесь, как и в поздних чинах, отнесена к подданным московского самодержца, хотя, строго говоря, должна распространяться на все христианство или хотя бы на благочестивое православное «стадо Христово». Отсутствие идеи «Третьего Рима» в государственном обиходе конца XV в., помимо чина Дмитрия-внука, убедительно прослеживается и по дипломатическим документам. «Государь наш – великий государь, урожденый изначала от своих прародителей», утверждал русский посол в 1489 г., тогда как великий князь в Москве пояснял: «Мы, Божией милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы»[806]. Сочетание славного родового начала с богоизбранностью великого князя и всего русского народа, никакого отношения к идее римского или константинопольского наследства не имеет. Оно восходит к популярнейшему в древнерусской литературе «Слову о законе и благодати» первого русского митрополита всея Руси Илариона.[807] В Софии Киевской, главном соборном храме Руси, Иларион при своем вступлении на святой престол в 1051 г. произнёс речь, которая стала фундаментом национальной исторической концепции. Обращаясь к великому князю Ярославу, новый митрополит прославил его отца, «нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава, которые во времена своего владычества мужеством и храбростью прослыли в странах многих победами и силою и ныне поминаются и прославляются. Ибо не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в Руской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли!». Не греки крестили Русь, заявил новый митрополит, но «славный, рожденный от славных, благородный – от благородных, князь наш Владимир». «Слово» митрополита Илариона соединило принятое от Византии христианство и военные подвиги первых русских князей с гордостью за Русскую землю и верой в ее великую миссию. Крестив Русь, Владимир Святой и продолжатель его дела, просветитель Ярослав Мудрый открыли новую страницу мировой истории, на которой русские являются Новым Израилем, избранным Богом народом[808]. Концепция Москвы как наследника всей русской земли, богоизбранного царства, удела Богородицы, преемника павшей в середине XIV в. Империи ромеев, разрабатывалась русскими, сербскими и иными приезжавшими к нам мыслителями весьма плодотворно. Они весьма убедительно писали и о перемещении центра мирового православия в Москву, ставшую, божьим благословением и своими заслугами, Новым Римом.[809] Уже великий князь Василий II сделался в их глазах «православным самодержцем, царем рус
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.026 с.) |