Источники финансирования бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники финансирования бизнеса



1. Источники финансирования. Это могут быть:

  • собственные деньги или деньги партнеров
  • деньги, вырученные от продажи акций
  • прибыль, которую приносит деятельность фирмы

Бывает, что этих возможностей недостаточно.

Например, при создании акционерного общества учредителям понадобятся средства еще до того, как акции поступят в продажу: нужно напечатать акции, сделать им соответствующую рекламу, зарегистрировать фирму, снять помещение под офис. Или: фирма работает и приносит прибыль; в какой-то момент владельцы принимают решение расширить дело, но одной только прибыли не хватает, чтобы финансировать это мероприятие.

Все источники финансирования в бизнесе можно разделить на внутренние и внешние.

2. Внутренние источники финансирования – источники, которые есть у самой фирмы.

Прибыль – главный внутренний источник финансирования фирмы.

Прибыль фирмы— это разница между ее доходами (для простоты будем считать, что они равны выручке от реализации продукции и затратами или себестоимостью продукции

Теперь нетрудно разобраться, от чего зависит величина прибыли фирмы.

Во-первых, от цен на ее товары. При постоянных затратах и заданном объеме реализации продукции прибыль растет с ростом цены.

Во-вторых, от затрат на единицу продукции. При заданных объеме реализации и цене снижение себестоимости единицы продукта приводит к увеличению прибыли.

В-третьих, от объема реализации продукции. Можно добиться роста прибыли, не меняя цену и себестоимость единицы продукта, но увеличив объем производства и реализации товаров.

Проблема запасов

Разумно распорядиться остаточной прибылью — важная задача предпринимателя. На примере с магазином видно, что, чем больше скорость оборота, тем выше прибыль. С другой стороны, фирме приходится чаще закупать товары для продажи. У менеджера может возникнуть идея увеличить запасы — расширить склады, приобрести складское оборудование, потратив на это часть прибыли. Возможно, это и будет полезно для бизнеса, но следует помнить, что деньги, вложенные в запасы, выпадают из оборота на время хранения товаров и, следовательно, не приносят прибыли. Всегда есть риск, что запасы останутся нераспроданными и фирма потеряет на этом — чем больше запас, тем больше риск. Поэтому менеджер может быть более дальновидным, поддерживая запасы на минимально необходимом уровне, и предложить владельцам фирмы потратить эту сумму на другие цели, например на проведение маркетинговых исследований.

3. Внешние источники финансирования

Другие фирмы. Фирма, испытывающая недостаток в средствах, может найти партнеров, у которых такие же проблемы. Создавая совместный бизнес, партнеры получают возможность расширить свои финансовые ресурсы за счет эффекта экономии на масштабе.

Продажа акций — тоже способ привлечь финансы извне, и это очень важный источник финансирования, так как у фирмы могут насчитываться сотни и тысячи акционеров.

Банки. Если фирма не может или не хочет искать дополнительные средства для своего развития, объединяясь с другими фирмами, она одалживает их в банке. Банк выдает фирме средства на какой-то конкретный срок. Банк берет плату за свои услуги — платность кредита. Банк требует от фирмы гарантий (обеспечения кредита). Фирма тоже может застраховаться на случай банкротства или, скажем, стихийного бедствия. Такая страховка может послужить гарантией и для банка. Кредит — важный внешний источник финансирования деятельности фирм. Он играет очень большую роль в современном бизнесе. Его преимущества — быстрота, доступность и гибкость.

Торговый (или товарный) кредит. Его предоставляют друг другу сами фирмы в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Похожие сделки совершаются между фирмами розничной торговли и населением. Это — покупка товаров в рассрочку.

Государство. Есть несколько форм государственного бюджетного финансирования.

Государство выделяет средства предприятиям государственного сектора в виде прямых капитальных вложений. Предприятия государственного сектора принадлежат государству. Это означает, что государству принадлежит и прибыль от их деятельности.

Государство может также предоставлять фирмам свои средства в виде субсидий. Это — частичное финансирование деятельности фирм. Субсидии могут выдаваться и государственным, и частным фирмам.

Главное отличие государственного финансирования от банковского кредита в том, что фирма получает средства от государства бесплатно и безвозвратно. Это означает, что фирма не должна возвращать сумму, полученную от государства, и не должна выплачивать за нее проценты.

Еще одна форма государственного финансирования деятельности фирм — это государственный заказ. Государство заказывает фирме изготовление той или иной продукции и объявляет себя ее покупателем. Например, если в стране железные дороги принадлежат государству, оно может заказывать частной фирме вагоны и локомотивы и закупить всю партию. Государство здесь не финансирует затраты, а заранее обеспечивает фирме доход от продажи товаров.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ

1. Ценная бумага — это документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных рек­визитов, удостоверяющий имущественные права, осу­ществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа.

2. Признаки ценной бумаги: документарность — ценная бумага есть документ; воплощает частные права — ценная бумага ценна не сама по себе, но поскольку воплощает субъективные гражданские права имущественного (обязательственные и вещно-правовые) и возможно неимущественного характера; начало презентации — предъявление ценной бумаги обязательно для осуществления закрепленных в ней прав; оборотоспособность — ценная бумага может быть объектом гражданско-правовых сделок; публичная достоверность — по отношению к обладателю ценной бумаги обязанное по ценной бумаге лицо может выдвигать лишь такие возражения, которые вытекают из содержания самого документа.

Виды ценных бумаг

Основные ценные бумаги — это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив, обычно на товар, деньги, капитал, имущество, различного рода ресурсы и др.

Первичные ценные бумаги — основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги. Это, например, акции, облигации, векселя, закладные и др.

Вторичные ценные бумаги — это ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг; это ценные бумаги на сами ценные бумаги: варранты на ценные бумаги, депозитарные расписки и др.

Производная ценная бумага или дериватив — это бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого актива. К производным ценным бумагам относятся:

o фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др. - обязательства купить или продать товар в определенное время в будущем по цене, установленной сегодня.) и

o свободно обращающиеся опционы — договоры, по которому покупатель опциона получает право (но не обязанность) совершить покупку или продажу актива по заранее оговорённой цене в определенный договором момент в будущем или на протяжении определенного отрезка времени).

В российском гражданском праве ценные бумаги классифицируются по способу легитимации владельца ценной бумаги (управомоченного лица) на: предъявительские (ценные бумаги на предъявителя),  именные,  ордерные (ордерские).

4. Согласно российскому законодательству к ценным бумагам относятся:

Акция (лат. actio — распоряжение) – ценная бумага, свидетельст­вующая о праве на долю соб­ственности в капитале ком­пании и получении дохода (дивиденда).

o Обыкновенные акции

o Привилегированные акции могут вносить ограничения на участие в управлении, а также могут давать дополнительные права в управлении (не обязательно), но приносят постоянные (часто — фиксированные в виде определенной доли от бухгалтерской чистой прибыли или в абсолютном денежном выражении) дивиденды.

Вексель (от нем. Wechsel) — строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводный вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму.

Облигация (лат. obligatio — обязательство; англ. bond — долгосрочная, note — краткосрочная) — эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.

Чек (фр. chèque, англ. cheque) — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем — лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

РЫНОК ТРУДА. БЕЗРАБОТИЦА

1. Рабочая сила — способность человека трудиться, т. е. физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определен­ные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изго­тавливаемой продукции.

2. Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населе­ния получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.

Спрос на труд Предложение труда
Платежеспособная потреб­ность работодателей в рабо­чей силе для организации и развития производства Совокупность экономически активного населения, предла­гающего свою рабочую силу на рынке труда
— производительность труда; — использование современных технологий; — состояние экономики и ее отдельных отраслей; — спрос на потребительские товары, необходимые обще­ству. — численность трудоспособного населения; — уровень квалификации; — уровень и структура зарплаты; — социальная и налоговая политика государства.

В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается равновесная цена ра­бочей силы и определяется уровень занятости в экономике.

Особенности рынка труда

На рынке труда покупаются только трудовые ус­луги, а не сам индивид.

Компенсация за труд представлена не только за­работной платой, но и дополнительными льготами (премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового об­служивания и т. д.)

Трудовые контракты кроме денежного аспекта, сделки вклю­чают: содержание и условия труда, микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве, вероятность сохранения рабочего места и т.д.

4. На рынке труда работники могут отличаться, в частности, способностями, квалификацией, производительностью, опытом, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда.

5. При покупке рабочей силы продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет существенное значение: от нее зависит опыт работника, его производительность тру­да; работодатель вклады­вает средства в обучение работников и прерывание контракта несет ущерб обеим сторонам.

6. На рынке труда присутствует большое число струк­тур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разра­ботку «правил игры» на рынке труда.

7. Рынок труда имеет дело с особым ресурсом — «че­ловеческим капиталом».

Человеческий капитал — запас интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека, а в экономической науке – способность людей к участию в процессе производства.

Сегодня считается, что самыми эффективными явля­ются инвестиции именно в «человеческий капитал».

8. Рынки труда бывают конкурентными и неконку­рентными.

Характерные черты конкурентного рынка труда

1. Значительное число покупателей и продавцов ус­луг труда.

2. Однородные услуги труда (работники с одинаковой квалификацией и производительностью труда).

3. Никто из покупателей и продавцов трудовых услуг не может повлиять на ставку заработной платы (отсутствие монополии).

4. Свободное вхождение в рынок и выход из него для обеих сторон.

5. Полная информированность участников рынка труда о спросе и предложении.

6. В поведении участников рынка труда преобладает экономическая мотивация.

9. Заработная плата — форма материального воз­награждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наем­ным работникам предприятий и учреждений.

10. Факторы, влияющие на величину заработной платы

  • Стоимость жизненных благ, необходимых для воспроиз­водства рабочей силы
  • Минимальный уровень оплаты труда работников, соответ­ствующий прожиточному минимуму
  • Уровень квалификации работников
  • Развитость экономических и социальных условий жизни населения
  • Спрос и предложение на рынке труда

11. Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная зарплата – вознаграждение за труд, которое назнача­ется работнику в виде определенной суммы де­нег

Реальная зарплата – сумма жизненных благ, ко­торые можно приобрести за номинальную плату при дан­ном уровне цен на товары и услуги

Факторы реальной зарплаты:

  • Величина номи­нальной заработ­ной платы
  • Уровень цен на предметы потреб­ления и услуги
  • Размер налого­вого обложения

12. Формы зарплаты

  • Постоянная (оклад) – вознаграждение за труд, не зависящее от каких-либо условий.
  • Повременная — вознаграждение за труд в зави­симости от про­работанного времени.
  • Сдельная — воз­награждение за труд в зависи­мости от коли­чества изготов­ленных изделий
  • Смешанные формы — вознаграждение за труд в зависимости не только от количе­ства отработанного работником време­ни, но и от финансо­вого положения пред­приятия, итогов ра­боты каждого работника и фирмы в целом.

12. Структура системы заработной платы

(Оплата квалифицированного труда (Минимальная зарплата (Прожиточный минимум)))

Нижняя граница заработной платы – это прожиточный минимум, такой уровень до­ходов, который необходим работнику для приобрете­ния количества продуктов питания не ниже физиоло­гических норм, а также для удовлетворения его по­требностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг.
БЕЗРАБОТИЦА

1. Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.

2. Безработица — это социально-экономическое явле­ние, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной ар­мией труда. Поскольку большинство индивидов одновременно являются покупателями готовой продукции и продавца­ми трудовых услуг, безработица понижает их жизнен­ный уровень, причем иногда весьма значительно. Не ис­пользуемые сегодня трудовые услуги утрачиваются эко­номикой навсегда.

3. Точки зрения на причины безработицы:

Причина безработицы — завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы. Наемные работники,не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы

Причина безработицы — слишком низкий спрос на рабочую силу. Государство должно бороться с безработицей: повышая государственные доходы или снижая налоги, государство может увеличить объем спроса на рабочую силу

Причина безработицы — негибкость, характерная для рынка труда. Наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места

4. Безработный и неработающий не являются синони­мами. Человек может не работать по многим причинам: студенты очной формы обучения, пенсионеры, инвали­ды, матери, воспитывающие детей в возрасте до трех лет и т. д. К категории безработных относят только тех, кто ищет работу. Т.н. «естественная» безрабо­тица – 5,5-6,5% трудоспособного населения страны. В этом случае говорят об экономике полной занятости.

5. Виды безработицы:

Структурная – невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации.

Фрикционная – невозможность для уволенного работника найти свободное место по своей специальности.

Циклическая – характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства.

Сезонная – зависит от работ в определенное время года (с/х рабочие, гиды).

Сумма фрикционной и структурной безработицы со­ставляет естественный уровень безработицы, т.е. уровень безработицы при полной занятости.

6. Формы безработицы:

Открытая (см. выше)

Скрытая – работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства

Текучая – связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда

Застойная – длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы

7. Уровень безработицы = Численность экономически активного населения/Общая численность безработных * 100%

8. Безработица имеет негативные экономические и со­циальные последствия:

o Недоиспользование экономиче­ского потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального

o Снижение уровня жизни насе­ления: предпосылки для сокращения доходов работаю­щих по найму; потерявшие работу получают лишь пособия по безработице; сокращается потребительский спрос, уровень сбережений

o Потеря профессиональных зна­ний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства

o Моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, само­
убийствам, росту преступности

Некоторые исследователи отме­чают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий:

o Формируется мобиль­ный «резерв» рабочей си­лы, который можно задей­ствовать при расширении производства

o Сдерживаются требова­ния профсоюзов в части по­вышения заработной пла­ты, что снижает предпола­гаемый уровень инфляции

o Усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять ра­боту начинают выступать в качестве самостоятельно­го стимула к труду

9. Направления, по которым государство решает проблему безработицы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.045 с.)