Теория привязанности. Нарушение привязанности. Психотерапевтическая работа с нарушением привязанности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория привязанности. Нарушение привязанности. Психотерапевтическая работа с нарушением привязанности.



 

Теория привязанности – психологическая модель, которая пытается описать динамику долгосрочных и краткосрочных межличностных отношений. Привязанность зависит от способности человека развивать базовое доверие к себе и значимым другим. У новорождённых – поиск близости со значимым взрослым, когда ребёнок встревожен, ожидая, что он получит защиту и эмоциональную поддержку. Результат эволюции, для облегчения выживания ребёнка. Привязанность формируется, даже если значимый взрослый не является внимательным и отзывчивым при социальных взаимодействиях. При этом ребёнок не имеет возможности покинуть непредсказуемые или холодные взаимоотношения и вынужден подстраиваться.

Типы привязанности:

1. Надёжный – дети чувствуют, что они могут положиться на значимых взрослых по удовлетворению их потребностей в близости, эмоциональной поддержке и защите.

2. Избегающий – ребёнок избегает родителей.

3. Тревожно-амбивалентный – младенец чувствует угрозу сепарации, когда отделяется от значимого взрослого, однако, когда взрослый возвращается к младенцу, он не чувствует себя спокойным и в безопасности.

4. Дезорганизующий – нехватка конструкта привязанности.

Теория привязанности распространяется и на взрослых.

Поведение на основе привязанности ожидает ответ от значимого взрослого, который в силах снять эту угрозу или дискомфорт. Возможна привязанность младенца более чем к одному человеку, в таком случае фигуры значимых взрослых расположены иерархически. Угроза – активация поведенческой системы, вызванной страхом или опасностью. Тревожность – предчувствие или страх быть отрезанным от значимого взрослого. К 3-4 годам физическое разделение уже не является таким опасным для связи ребёнка со значимым взрослым.

В первые 8 недель младенцы улыбаются, лепечут и плачут, чтобы привлечь внимание потенциально близких взрослых. 2-6 месяцев – учится различать знакомых и незнакомых взрослых. 6 мес. – 2 года – реакция на близкого взрослого организована на целенаправленной основе. Ребёнок начинает использовать значимых взрослых в качестве надёжной базы для исследования мира.

Сензитивный период формирования привязанности – от 6 мес. До 2-3 лет. Ранние переживания со значимым взрослым постепенно образуют систему мыслей, воспоминаний, убеждений, ожиданий, эмоций и поведения по отношению к себе и другим. «Внутренняя рабочая модель социальных взаимодействий», которая продолжает развиваться со временем и опытом.

У детей привязанность классифицируется процедурой «Незнакомой ситуации» (Эйнсворт), проводится от 12 до 20 месяцев. Мать и ребёнка помещают в незнакомую игровую комнату, ребёнок испытывает как отделение и воссоединение с матерью, так и присутствие незнакомого человека. Три основных типа: В – надёжный тип, А – замкнутый, С – тревожный, D – дезорганизующий, хотя присваивается редко.

B: сильнее тянутся к исследованию окружающей следы, если обладают знаниями о безопасности. Образуется, если родитель доступен, в состоянии удовлетворить потребности ребёнка ответственным и подходящим образом.

A: Тревожно-избегающий тип – избегание или игнорирование значимого взрослого, мало эмоций в случае ухода или возвращения, слабый интерес к окружающей среде. Возможно, связано с маскировкой горя.

C: Тревожно-устойчивый тип - настороженное отношение к другим, даже если родитель присутствует. Мать уходит – ребёнок огорчён. Возвращается – амбивалентен. Ответ на непредсказуемый стиль ухода.

D: Напряжённые движения, например, скрючивание плеч, привычка класть руки за шею, напряжённо склонять голову. Знаки стресса. Попытка сдержать плач. Поведение младенца не связано с этапами достижения хоть какой-то близости со значимым взрослым. Указывает на разрушение системы привязанностей. Большинство матерей перенесли крупные потери или другие травмы, была послеродовая депрессия.

По сравнению с детьми с надёжным типом привязанности, негибкость незащищённых детей во многих сферах жизни может поставить их будущее под угрозу. Ранняя надёжная привязанность имеет длительный защитный эффект.

По достижению школьного возраста цель поведенческой системы привязанности меняется от близости фигуры привязанности к её наличию. Важно, что возможность физического присутствия имеется в случае необходимости.

Типы привязанности у взрослых:

1. Надёжный – открыты партнёру, не боятся быть любящими и искренними. Позитивное восприятие отношений, высокая удовлетворённость браком.

2. Тревожный – желание высокой степени эмоциональной близости с партнёром. Неуверенность в себе, ревность.

3. Избегающе-отвергающий – неприемлемость высокой степени близости. Такие люди самодостаточны, внутренняя рабочая модель наполнена позитивным содержанием по отношению к себе и негативным по отношению к другим. Отчуждённость в романтических отношениях. Тип привязанности имеет защитный характер, тенденция к подавлению и сокрытию своих эмоций и чувств.

4. Тревожно-избегающий – у людей, пострадавших от физического, морального или сексуального насилия на более ранних этапах жизни. Сложно быть любящими и открытыми. Желание отдалиться продиктовано страхом быть отвергнутым, дискомфортом от эмоциональной близости.

По Боулби в терапевтических отношениях переноса активируются раннедетские репрезентации самости и родителей с соответствующими паттернами привязанности и стратегиями исследовательского поведения. Пациенту следует осторожно указывать, что здесь и сейчас вновь ожили чувства из раннего детства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.005 с.)