Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости организации психолого-педагогического сопровождения детско-родительских отношений при коррекции детских неврозов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости организации психолого-педагогического сопровождения детско-родительских отношений при коррекции детских неврозов



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ.. 7

1.1 Понятие сопровождения, его виды, специфика организации детско- родительских отношений. 7

1.2 Особенности проявления (появления) неврозов в дошкольном возрасте. Детско-родительские отношения, как причины возникновения детских неврозов. 15

1.3. Модель организации психологического сопровождения детско-родительских отношений. 22

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ. 30

2.1. Обоснование диагностической программы, направленной на изучение детско-родительских отношений. 30

2.2. Содержание коррекционно–развивающей программы по психологическому сопровождению детско-родительских отношений и возникающих детских неврозов 38

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ. 49

3.1 Анализ результатов констатирующего эксперимента. 49

3.2 Сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах. Оценка эффективности исследования. 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 66

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 72

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 77

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что по мнению многих психологов и врачей, число детей с различными неврозами ежегодно возрастает. В официальной отчетности органов здравоохранения нет данных о распространении неврозов у детей, поэтому о них можно судить только по результатам отдельных статистических исследований, опросу родителей и педагогов.

Прогрессирующее ухудшение здоровья наших детей стало сегодня серьезной и актуальной проблемой. Несмотря на пристальное внимание к вопросам здоровья подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в 3 раза. По данным статистики, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от 3-х до 17-ти лет ежегодно увеличивается на 4-5%. Здоровыми можно назвать всего лишь 10% от общего количества учеников, а остальные 90% имеют проблемы как в физическом, так и в психологическом, нервном развитии. Неутешительные прогнозы на будущее вызывают глубокую тревогу и озабоченность у всего сознательного общества и требуют принятия незамедлительных мер. Поэтому данная проблема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской медицины и педагогики, но и, прежде всего, родителей (в том числе будущих).

Другие ученые и врачи высказывают не менее оптимистичные взгляды на проблему. По данным Соколова Л.В. около 36 % детей приходят в школу, уже находясь в стрессовом состоянии.

Проблема помощи и поддержки детей, имеющих различные отклонения в развитии, возникла достаточно давно. Однако, проблема формирования детско-родительских взаимоотношений привлекает внимание специалистов сравнительно недавно. Исследование семьи, семейно-брачных отношений, проблем детско–родительских отношений привлекало внимание как зарубежных, так и отечественных специалистов.

Проблемы, касающиеся детско-родительских отношений, затронуты в трудах В. Сатир, М. Мид, А. О. Лосева, Е.Д. Дорофеев, К. Муздыбаев. Ими были освещены такие проблемы, как функции семьи, виды брачно-семейных отношений, различные модели семьи, стили семейных отношений, виды брака. В работах А. Харчева и В.Н. Дружининой анализируется эволюция семьи, ее структура, специфика детско-родительских отношений.

В большинстве исследований Э. Эйдермиллера, В.В. Юстицкис, Б.Н. Кочубея, В. Сатир, Г. Навайтис и др. нашли отражение такие проблемы, как мотивы вступления в брак, функции семьи, причины семейных конфликтов и разводов, методы семейной терапии.

К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы (А. Спиваковская, А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, З. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фрамм, Р. Снайдер и др.), но чаще психологи-практики.

Российские психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, В.С. Мухина в качестве важной стороны в развитии личности называют социальный опыт, которые усваивает ребенок на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие их способностей, формирование их личности. Для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношений.

Семья занимает важнейшее место в жизни ребёнка. История развития общества – это история развития семьи как социального института, который эволюционирует и претерпевает существенные изменения вместе с обществом. Сегодня семья выступает ведущим социально-культурным институтом, призванным быть действенным инструментом гуманизации и консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия, толерантного взаимодействия в поликультурном социуме.

Семья является мощным транслятором ценностей от поколения к поколению. Именно поэтому в большинстве стран мира семья и семейно- демографическая ситуация находятся в центре внимания науки и общества.

При этом семья в настоящее время переживает глубокий кризис. Причины кризиса различны, так происходят общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, процессы урбанизации и культурной трансформации, которые ведут за собой расшатывание семейных устоев. Эти и многие другие факторы обусловили ослабление семьи как социального института общества, изменение её места в ценностных ориентациях.

Актуальность данной работы заключается в недостаточной разработанности проблемы неврозов детей дошкольного возраста. Особую значимость имеют исследования детских неврозов в связи с характеристиками семьи и детско-родительскими отношениями.

Цель исследования – изучить особенности возникновения детских неврозов в связи с параметрами семейной ситуации и детско- родительскими отношениями.

Объект исследования – психологическое здоровье дошкольников.

Предмет исследования – особенности возникновения детских неврозов в связи с параметрами семейной ситуации и характеристиками детско-родительских отношений.

Задачи:

1. Вывести определение невроза и выделить его разновидности.

2. Найти причины возникновения невротических расстройств в дошкольном возрасте.

3. Выявить роль воспитания в появлении невротических расстройств у детей дошкольного возраста.

4. Выявить связи параметров личности и психологического здоровья дошкольников с семейной ситуацией и детско-родительскими отношениями.

5. Рассмотреть значимость психотерапевтической работы с родителями, как путь выхода из невроза.

Гипотеза: существует связь между детско-родительскими отношениями и причиной возникновения невротических расстройств в дошкольном возрасте.

Методологическую основу исследования составили: теоретические положения отечественных и зарубежных учены о проблеме особенностей развития невротических расстройств у детей младшего школьного возраста (А.Н. Леонтьев, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, К.Г. Юнг, М.И. Буянов, А.Т. Аверченко, Н.С. Сазонова, В.А. Аверин, Л.Ф. Обухова).

В соответствии с целью, задачами, предметом и объектом нашего исследования, в исследовании использовались следующие методы:

1. Методы теоретического анализа специальной литературы, периодической печати, анализа специальной документации.

2. Метод систематизации полученной информации.

3. Диагностические методы: методы, направленные на изучение процесса формирования детско-родительских взаимоотношений.

4. Словесные методы: беседа, опрос.

5. Метод моделирования – метод создания программы коррекции детско-родительских взаимоотношений.

Научная новизна исследования состоит в попытке установить связь между уровнем психологического здоровья и детско-родительскими отношениями, с целью выявления значимых для психологического здоровья дошкольников особенностей семейной среды.

Теоретическая значимость исследования: данное исследование обобщает и расширяет объем знаний об особенностях возникновения неврозов детей дошкольного возраста в зависимости от характера детско-родительских отношений.

Практическое значение работы заключается в возможности использования полученных данных для продолжения линии исследований психологического здоровья детей дошкольного возраста, а также создания коррекционных и развивающих программ, осуществления психологического индивидуального и семейного консультирования дошкольников и их родителей по проблемам формирования наиболее благоприятной семейной среды, которая способствовала бы сохранению психологического здоровья ребенка.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка источников и литературы.


Методики исследования

В работе использовались следующие психодиагностические материалы:

Методика №1. Опросник Захарова А.И. “Ваш ребенок болен неврозом или заболеет, если…”

Цель: данный опросник может быть использован с целью оценки невротической симптоматики у ребенка родителями, педагогом или психологом.

Описание: Этот опросник содержит утверждения, описывающие невротический тип личностного реагирования детей.

Инструкция: «Оцените степень выраженности каждого из признаков невротизации в поведении или состоянии ребенка в соответствии со шкалой: интенсивное – 2 балла, встречается периодически – 1 балл, отсутствует – 0 баллов».

Количественный анализ: Подсчет общего количества баллов, оценка уровня невротизации:

- если набрано от 20 до 30 баллов, то наличие невроза у ребенка достоверно;

- если набрано от 15 до 20 баллов, то нервное расстройство было или будет в ближайшее время;

- если набрано от 10 до 15 баллов, то нервное расстройство не обязательно достигающее стадии заболевания;

- если набрано от 5 до 10 баллов, то необходимо более внимательно относиться к нервной системе ребенка;

- если набрано до 5 баллов, то отклонения несущественны или являются выражением возрастных преходящих особенностей ребенка.

Качественный анализ: интерпретируется полученный показатель. Можно проанализировать группы симптомов:

- сомато – вегетативные: 12, 14, 15;

- эмоциональные трудности (сензитивность, лабильность, страхи, снижение настроения): 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;

- самооценочные проблемы: 11, 13.

  Методика №2. Методика «Паровозик» источник: С.В.Велиева «Практикум психических состояний детей дошкольного возраста».

Методика «Паровозик» позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной социальной среде.Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет. (Приложение 2.)

  Следуя инструкции ребёнку необходимо построить паровозик, поставив первым тот вагончик, цвет которого ребёнку нравиться больше всего, на второе место ставится снова самый красивый из оставшихся и т.д.

     Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

Обработка данных:

4 балла - позитивное психическое состояние;

3 балла - негативное психическое состояние низкой степени;

2 балла - негативное психическое состояние средней степени;

1 балл - негативное психическое состояние высокой степени;

Методика №3. Методика исследования самооценки ребенка «Лесенка», В.Г. Щур.

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. «Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Инструкция (индивидуальный вариант).При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) –хорошие, здесь (показать четвертую) –ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) –плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) –самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация. При анализе полученных данных нужно исходить из следующей интерпритации:

Ступенька 1–завышенная самооценка. Она чаще всего характерна для детей старшего дошкольного возраста и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих). Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Ступеньки 2, 3–адекватная самооценка. У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», –и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4–заниженная самооценка. Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6–низкая самооценка. Возможно и такое, что у ребенка ситуативно заниженная самооценка. На момент опроса, могла произойти, какая-то неприятная ситуация: плоя отметка, ссора с другом или плохо нарисованная картинкаи т.д. В беседе ученить может это рассказать, при доверительном контакте психологу или педагогу. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», –и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой). Опасными, являются стойкие, мотивированые ответы школьников, на подобие: «Я плохой!» Опасность данной ситуации состоит в том, что низкий показатель самооценки может сохранится у ребенка на всю последующую жизнь и подобные мотивированные ответы могут быть такими: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Ступенька 7–резко заниженная самооценка. Дети, которые предпочитают самую низкую ступеньку, находятся в ситуации дезадаптации, эмоционального и личностного неблагополучия. Для тог что бы отнести себя к самым плохим детям, нужен комплекс негативно влияющи на ребенка, факторов. К большому сожалею, школа становится одним из таких факторов. Несвоевременно начатая, профессиональная помощь или же вообще ее отсутствие, может привести к неадекватному формированию отношения к себе, к окружающим, а так же к любой сфере деятельности. Для того что бы это не произошло, необходимо начать вовремя коррекционную работу, и исправить все необходимые недостатки в развитии самооценки. Поддержка и психологическая помощь педагога просто необходима детям с заниженными показателями уровням развития самооценки. Основу этой помощи может составить: внимательное, одобряемое, положительное, эмоционально привязанное отношение к ребенку. Вера в ребенка, доверительное общение, постоянный, приятный контакт с семьей, знание причин и вовремя применённая специальная работа по преодолению жизненных трудностей у ребенка, способны медленно, но поэтапно сформировать адекватный показатель самооценки ребенка младшего школьного возраста.

Методика №4. Методика диагностики родительского отношения к своему ребёнку (А.Я. Варга, В.В. Столин) [9].

Главная цель данной методики: выявление родительского отношения. Отношение родителей к своим детям понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Родителям был предложен тест – опросник родительского отношения (61 вопрос), регистрационный лист. Данная диагностика была выдана на дом, так как её выполнение занимает большое количество времени (Приложение 3).

Методика №.5. Опросный лист «Выявление особенностей эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста» (Авторы: Н.Артюхина, А.М.Щетинина)

Цель - выявление особенностей эмоционального состояния ребенка.

Материал - опросный лист.

Организация - опросные листы предоставляются педагогу-дефектологу и воспитателю для заполнения.

Обработка данных.

За каждый ответ соответствующий букве А, начисляется 0 баллов, букве Б - 1 балл, букве В - 2 балла. Затем подсчитывается сумма баллов.

Интерпретация данных.

Если получилось в сумме от 0 до 12 баллов, то можно констатировать, что ребенок эмоционально благополучен.

Если же сумма равна 13-18 баллам, то можно полагать, что ребенок не вполне эмоционально благополучен.

Показатели от 19 до 24 баллов свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.


 

Содержание коррекционно–развивающей программы по психологическому сопровождению детско-родительских отношений и возникающих детских неврозов

Корекционно-развивающая работа проводится по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.

Программа по работе с детьми.

Пояснительная записка

В последние время значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста с неврозами, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, не умением общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Таким образом, проблема детских неврозов, и в особенности ее коррекции, на современном этапе является весьма важной и актуальной. И особенно здесь важна роль взрослого, как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с такими детьми, что позволяет оптимизировать процесс их дальнейшей адаптации к школе.

В связи с этим была составлена программа коррекционно – развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.

Цель данной программы – коррекция уровня тревожности, повышения уверенности в себе и эмоциональной устойчивости у дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

Для достижения целей предлагается решить следующие задачи:

1. Создать положительное эмоциональное настроение в группе;

2. Способствовать снятию мышечного напряжения;

3. Способствовать повышению самооценки детей

4. Снизить уровень тревожности у детей

В коррекционно-развивающую программу входят теоретические и практические занятия для дошкольников.

На теоретических занятиях дошкольники знакомятся с такими понятиями как трусость, смелость, тревога и. т. д, это входит в беседы.

На практических занятиях особое внимание уделяется к проведению

коррекционно – развивающих игр. Продолжительность занятий не должна превышать 30 минут, проводиться с подгруппой детей (6 – 7 человек).

Практические занятия построены по структуре: ритуал приветствия, упражнения на релаксацию, беседы, игры на повышение самооценки, игры на уверенности в себе, ритуал прощания.

Все упражнения, которые включены в занятиях находятся в дидактико-методическое обеспечение развивающей программы.

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на 18 часов на первое полугодие.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно:

1. Этап Ознакомительный (включает в себя 2 занятия).

На этом этапе проводятся занятия на знакомство между специалистом и с подгруппой детей, с целью установление контакта и создание у детей положительного эмоционального настроя на сотрудничество. Задача специалиста - создать благоприятные условия для снижение тревожности у детей дошкольного возраста.

2. Этап Основной (включает в себя 14 занятий).

На этом этапе проводятся коррекционные занятия, с целью снизить уровень тревожности и повысить самооценку у детей дошкольного возраста. Задача специалиста – помочь ребенку повысить самооценку и создать благоприятные условия для снижение тревожности у детей, используя для этого (беседы, упражнения на релаксацию, игры на повышение самооценки).

3. Этап Заключительный (включает в себя 2 занятия).

На этом этапе проводятся итоговое занятие. Задача специалиста – помочь ребенку решить проблемные ситуации самостоятельно, используя при этом словесные игры и игры драматизации.

Содержание занятий

Занятие 1. Знакомство

Цель: создание у детей положительного эмоционального настроя и атмосферы сотрудничества.

1. Ритуал приветствия «Передай клубочек»

2. Упражнение «Воздушные шарики»

3. Ритуал прощания «Подари соседу улыбку»

Занятие 2. Установление контакта

Цель: Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей, расслабление мышц рук.

1. Ритуал приветствия «Передай клубочек».

2. Игра «Комплименты»

3. Беседа «Три настроения» (ответы детей)

4. Игра «Драка»

5. Ритуал прощания. Передай чувство.

2.1 Установление контакта

Цель: Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей, расслабление мышц рук.

1. Ритуал приветствия «Передай клубочек».

2. Игра «Смена ритмов»

3. Беседа «Расскажи о себе» (ответы детей)

4. Релаксация «Сосулька»

5. Ритуал прощания. Передай чувство.

Занятие 3. Будь смелым

Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей.

1. Ритуал приветствия «Подари подарок другу»

2. Игра «Зеркало»

3. Беседа: «Будь смелым». (ответы детей)

4. Релаксация «Воздушный шарик»

5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу»

3.1 Будь смелым

Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей

1. Ритуал приветствия «Подари подарок другу»

2. Игра «Зайки и слоники»

3. Игра: «Хозяин горы».

4. Релаксация «Воздушный шарик»

5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу

Занятие 4. Поверь свои силы

Цель: создание условий для снижения тревожности.

1. Ритуал приветствия «Передай клубочек».

2. Беседа: «Поверь в свои силы». (ответы детей)

3. Игра «Я могу»

4. Упражнение «Корабль и ветер»

5. Ритуал прощания. Оцени себя.

4.1 Поверь свои силы

Цель: создание условий для снижения тревожности.

1. Ритуал приветствия «Передай клубочек».

2. Игра: «Чунга - чанга».

3. Игра «Зеркало»

4. Упражнение «Воздушный шарик»

5. Ритуал прощания. Оцени себя

Занятие 5. Как побороть свой страх

Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у ребенка.

1. Ритуал приветствия «Передай клубочек».

2. Беседа «Что такое страх» (ответы детей)

3 Упражнение «Винт»

4. Игра «Копилка достижений» - пополнение за неделю с обсуждением.

5. Игра "Дудочка"

6. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу»

5.1 Как побороть свой страх

Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у ребенка.

1. Ритуал приветствия «Передай клубочек».

2. Беседа «Какие страхи у тебя есть» (ответы детей)

3 Упражнение «Подарок под елкой»

4. Игра «Копилка достижений» - пополнение за неделю с обсуждением.

5. Игра «Петушиные бои»

6. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу»

Занятие 6. Как справляюсь я с тревогой

Цель: создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.

1. Ритуал приветствия «Передай клубочек»

2. Беседа: «Как я справляюсь со своей тревогой». (ответы детей)

3. Релаксация: «Водопад»

4. Упражнение «Танцующие руки».

5. Ритуал прощания.

6.1 Как справляюсь я с тревогой

Цель: создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.

1. Ритуал приветствия «Что меня привлекает в соседе»

2. Беседа: «Как вы справляетесь с трудностями».

3. Релаксация: «Кулачки»

4. Игра «Пугало, пугало, покажись».

5. Ритуал прощания «Подари улыбку»

Занятие 7. Проверь свои силы

Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей, развитие воображение.

1. Приветствие «Я дарю тебе».

2. Беседа: «Поверь в свои силы».

3. Упражнение: «Насос и мяч».

4. Упражнение «Корабль и ветер»

5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».

7.1 Проверь свои силы

Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей, развитие воображение.

1. Приветствие «Я дарю тебе».

2. Беседа: «Что я могу».

3. Игра: «Я могу».

4. Упражнение «Гусеница»

5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».

Занятие 8. Все сможешь

Цель: создание условий для снижения тревожности.

1. Приветствие «Передай клубочек»

2. Упражнение «Кулачки»

3 Беседа «Что я могу» (ответы детей)

4. Игра «Смелый капитан»

5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».

8.1 Все сможешь Цель: создание условий для снижения тревожности.

1. Приветствие «Передай клубочек»

2. Упражнение «Корабль и ветер»

3 Упражнение «Театр масок»

4. Игра «Смелый капитан»

5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».

Занятие 9. Тебя любят

Цель: создание условий для снижения уровня тревожности, развития способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.

1. Приветствие «Что тебе нравится в соседе».

2. Беседа: «Как вас любят ваши близкие люди»

3. Игра «За что меня любит мама».

4. Упражнение: «Винт».

5. Ритуал прощания

9.1 Люби своих близких

Цель: Создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.

1. Приветствие «Подари подарок»

2 Беседа «Как любить своих близких?» (ответы детей)

3. Игра «Танцующие руки»

5. Релаксация «Кораблик»

6. Ритуал прощания «Подари улыбку».

Занятие 10. Итоговое

Цель: создание условий для снижения уровня тревожности, формирование внутренней позиции.

1. Приветствие: «Что тебя привлекает в соседе».

2. Игра «Комплементы».

3. Упражнение: «Зайцы и слоны».

4. Упражнение: «Дудочка».

5. Упражнение: «Я очень хороший».

6. Ритуал прощания «Подари улыбку».

В таблице 2 размещен план мероприятий модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с неврозом

Таблица 2

План мероприятий модели сопровождения семьи, воспитывающей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе теоретического анализа научной литературы следует заключить.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в системе образования одним из самых актуальных является понятие «психолого-педагогическое сопровождение», оно знакомо практически всем специалистам системы образования и используется для характеристики особого направления профессиональной деятельности педагогов-психологов, педагогов-предметников, социальных педагогов, педагогов-дефектологов, медиков, воспитателей ДОУ.

В наше время неврозы широко распространены из-за высокой напряженности современной жизни. Они чаще всего возникают у лиц со слабой нервной системой, так как те, наиболее склонны к подобным заболеваниям. Симптомы помогают определить конкретный вид отклонения. Каждый из этих разновидностей имеет свои особенности, по которым можно отличить один невроз от другого, а, следовательно, оказать необходимую помощь ребенку и его семье.

невроз от другого, а, следовательно, оказать необходимую помощь ребенку и его семье.

В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья привлекает внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и является одним из приоритетных направлений в современной образовательной и социальной политике России. Речь идет о детях, чье развитие отличается от того развития, которое в обществе считают обычным, нормальным, то есть о детях, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

В.И. Гарбузов с соавторами [3], основываясь на понимании невроза как болезни развития личности (по В.Н. Мясищеву), центральным звеном в этиопатогенезе неврозов у детей считает изменение врожденных, целесообразных типов реагирования, т. е. темперамента, на реагирования невротического типа, когда воздействия биосоциальных факторов патогенно. Автор подчеркивает целесообразность свойств темперамента, так как они обусловлены длительным процессом эволюции человека, в результате которой сегодня не существует изначально слабого или сильного типа (каждый имеет вполне достаточный уровень приспособительных функций). Другое дело, что могут изменяться, особенно у детей раннего возраста, отдельные свойства темперамента, причем это может приводить и к деформации типа реагирования в целом. Биосоциальные факторы могут как усиливать приспособительную функцию свойств темперамента, так и тормозить развитие отдельных свойств, деформируя приспособительные функции. К значимым биосоциальным факторам относятся анте- и постнатальные вредности, генетические и социально- средовые неблагоприятные воздействия (длительные депривации, конфликты, мнимые и реальные угрозы, неблагоприятное воздействие микросреды, а главное в отношении детей – неправильное воспитание). Все эти факторы несут опасность важнейшей приспособительной функции – защитной.

В настоящее время широко распространено понятие о сопровождении, как о всевозможных технологиях оказания специальной помощи ребенку в условиях поступенного образования, технологиях взаимодействия психолога с другими специалистами образования, с образовательной средой в целом.

Рассмотрим особенности психолого-педагогического сопровождения детей с неврозами в условиях инклюзивной группы дошкольного учреждения.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с невротическими расстройствами.

Дошкольный период является тем ответственным периодом жизни ребенка, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%.

Общение со сверстниками – важнейшая составляющая жизни ребенка в дошкольном детстве, дающая богатый жизненный опыт, который станет основой его дальнейшего личностного развития.

Дети с невротическими расстройствами чаще всего обречены на сегрегацию, то есть принудительное отделение от общества. Сегодня инклюзивное образование понимается учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с невротическими расстройствами могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.

Дети с невротическими расстройствами нуждаются в индивидуальном подходе, в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. Различия характера нарушений психофизического развития детей обусловливают разработку и использование различных методов, приемов, систем обучения.

Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный этап развития системы образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия.

Основной принцип инклюзивного образования заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие различия, существующие между ними, т.е. важно, чтобы обучение отвечало потребностям, нуждам и интересам всех детей и каждого ребенка в отдельности.

Особого внимания требуют дети с эмоциональными нарушениями. К тому времени, когда гиперподвижный дошкольник или ребенок с агрессивным характером поведения начнет посещать группу в течение всего дня, педагог должен хорошо представлять, какой деятельностью этот ребенок занимается охотно, какими способами в семье нейтрализуют негативное поведение и действенны ли эти меры в условиях общественного воспитания.

Наше исследование проводилось в следующие три этапа:

1 этап – этап констатирующего эксперимента. Целью данного этапа явилось исследование детско-родительских отношений.

2 этап – этап формирующего эксперимента.

Целью данного этапа явилась разработка программы формирования и коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с неврозами.

3 этап – этап контрольного эксперимента.

Целью данного этапа явилось повторное исследование детско-родительских отношений у контрольной и экспериментальной групп; изучение эффективности и результативности внедрённой нами экспериментальной программы.

В исследовании приняли участие 20 детей с диагнозом «детский невроз» и их родители. Возраст родителей варьировал в диапазоне от 27 до 54 лет. В ходе исследования использовались как групповая, так и индивидуальная формы работы. Также с помощью тестирования были опрошены оба родителя ребенка. Исследование проводилось непосредственно автором данной работы с соблюдением всех правил психологической диагностики и условий её проведения.

Анализ констатирующего этапа эксперимента показал, что ребенок с неврозом в половине семей воспитывается как единственный ребенок.

Отрицательными факторами являются: излишне заласканное или чрезмерно строгое отношение к ребенку с неврозом, недостаточная информированность; преобладание авторитета матери над авторитетом отца; нервный стиль семейных отношений; излишне высокий уровень общительности; наличие неадекватных методов воспитания

В связи с этим была составлена программа коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.

Цель данной программы – коррекция уровня тревожности, повышения уверенности в себе и эмоциональной устойчивости у дошкол



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.181 с.)