Конституционное право как наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционное право как наука.



Саратов 2021

Оглавление

1. Конституционное право как наука. 4

2. Конституционное право как отрасль права. 5

3. Нормы конституционного права. 5

4. Предмет и метод отрасли конституционного права. 7

5. Конституционно-правовые отношения. 7

6. Субъекты конституционного права РФ. 8

7. Источники конституционного права РФ. 8

9. Конституционная ответственность (понятие, субъекты, основания). 11

10. Понятие и сущность Конституции РФ. 12

11. Конституция РФ 1993 г. Общая характеристика. 12

12. Юридические свойства Конституции РФ. 13

13. Реализация конституционных норм (понятие, формы). Прямое действие норм Конституции РФ 1993 г. 13

14. Правовая охрана Конституции: понятие, формы. 14

15. Конституция РСФСР 1918 г. (общая характеристика). 15

16. Конституционные поправки и пересмотр Конституции в Российской Федерации. 17

17. Основы конституционного строя Российской Федерации (понятие, элементы, принципы). 18

18. Разделение властей и конституционная система органов государственной власти в Российской Федерации. 19

19. Народный суверенитет в России. 19

20. Народовластие и основные формы его осуществления в Российской Федерации. 20

21. Прямая демократия: понятие и основные институты. 21

22. Представительная демократия и система органов публичной власти в Российской Федерации. 21

23. Референдум (понятие и виды). 22

26. Понятие и принципы российского гражданства. 26

27. Приобретение гражданства РФ. 28

28. Прекращение гражданства РФ. 32

29. Гражданство детей в Российской Федерации. 34

30. Правовое положение лиц без гражданства и иностранцев в России. 36

31. Правовое положение лиц с двойным гражданством. 38

32. Право политического убежища в Российской Федерации. 39

33. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, признаки, виды. 40

34. Личные конституционные права и свободы граждан России. 41

35. Конституционное право граждан на неприкосновенность личности. 42

36. Право человека и гражданина на жизнь. 42

37. Конституционное право граждан на защиту своих прав. Гарантии соблюдения основных прав человека в условиях чрезвычайного положения. 43

39. Конституционное право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации. 46

40. Политические права и свободы граждан России. 46

41. Конституционное право граждан на участие в управлении государственными делами. 47

42. Конституционное право граждан на свободу слова и печати. 48

43. Конституционное право на объединение. 49

44. Социально-экономические и культурные права граждан в России. 50

45. Право граждан на свободу труда, его конституционное содержание и гарантии. 51

46. Право граждан на жилище, неприкосновенность жилища – конституционные права граждан РФ. 52

47. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. 54

48. Право граждан на образование. 54

49. Конституционные обязанности граждан РФ. 55

50. Государственная защита прав и свобод граждан РФ. 57

51. Понятие и формы государственного устройства. 58

52. Федеративное устройство России. 58

53. Национальный суверенитет и его реализация в Российской Федерации. 59

54. Образование СССР и прекращение его существования. 60

56. Знание текста Государственного гимна Российской Федерации. 61

57. Субъекты Российской Федерации. 61

58. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта. 62

59. Конституционный статус республики в составе Российской Федерации. 63

60. Конституционный статус края, области в составе Российской Федерации. 63

61. Виды автономий в Российской Федерации. 64

62. Компетенция Российской Федерации (понятие и виды). 64

63. Сфера совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. 66

64. Российская Федерация в Содружестве Независимых Государств. 66

65. Административно-территориальное устройство субъектов РФ. 67

66. Выборы в России: понятие, конституционные функции. 68

67. Конституционные принципы избирательного права. 68

68. Избирательная система и ее конституционно-правовое регулирование. 69

69. Избирательный процесс, его основные стадии в Российской Федерации. 70

70. Избирательные округа и избирательные участки. 72

71. Списки избирателей. 73

72. Избирательные комиссии (порядок образования, компетенция, виды). 74

73. Выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 77

74. Предвыборная агитация. 78

75. Установление результатов выборов. 79

76. Президент РФ (порядок избрания, компетенция, акты). 80

77. Процедура отрешения Президента РФ от должности. 83

78. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации. 84

79. Совет Федерации Федерального Собрания РФ (порядок формирования, компетенция). 85

80. Государственная Дума Федерального Собрания РФ (порядок избрания, компетенция). 86

81. Комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 87

82. Порядок деятельности Гос думы. 88

83. Конституционный статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 90

84. Депутатская неприкосновенность в Российской Федерации. 91

85. Законодательный процесс в российском парламенте. 92

86. Парламентский контроль: понятие и формы. 93

87. Акты Федерального Собрания РФ и его палат. 95

88. Правительство РФ (порядок формирования, полномочия, акты). 96

89. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. 97

90. Конституционный Суд РФ (порядок формирования, компетенция). 98

91. Акты Конституционного Суда РФ: виды и юридическая сила. 99

92. Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. 99

93. Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. 100

94. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации. 102

95. Гарантии прав местного самоуправления в Российской Федерации. 103

96. Соотношение международного и российского конституционного права. 105

 

ФКЗ

- Развивают и дополняют Конституцию РФ

- Принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции РФ – исчерпывающий перечень (не менее 20)

- Обладают бОльшей юридической силой, чем обычный закон

- принимаются в особом порядке в соответствие со ст. 108 Конституции РФ и регламентами палат Федерального Собрания

- для их принятия необходимо одобрение квалифицированного большинства парламентариев - не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

- не могут быть отклонены Президентом

4) ФЗ (законы РФ) /кодексы/Основы законодательства/законы РФ (ординарные законы)

- принимаются по широкому спектру вопросов согласно ст. 71, 72 и в соответствие со 76, 104-107 Конституции РФ, регламентами палат парламента (нет Закона о законах и Закона об их принятии)

- по вопросам КП сферы: основы построения государства (форма правления, политический режим, территориальное устройство), гражданское общество, правовой статус личности, организация власти

- вступают в силу в соответствие с ФЗ от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"

· Законы уровня субъектов РФ:

1) издаются с 1993 г. с принятием Конституции РФ

2) издаются в соответствие со ст. 72, 73, 76 Конституции РФ и ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

3) должны соответствовать Конституции РФ, федеральному законодательству (кроме вопросов исключительного ведения)

4) могут носить опережающий характер в отношении федерального законодательства (Саратовская область стала первым субъектом РФ, который, не дождавшись федерального Земельного кодекса, принял собственный Закон о земле 12.11.1997)

5) делятся на 2 вида: Конституции (в республиках)/Уставы (иные субъекты) и ординарные законы

Подзаконные акты

- принимаются для реализации законов

- должны соответствовать законам

- принимаются на федеральном, региональном и местном уровнях

- могут носить как нормативный, так и не нормативный характер

- издаются и вступают в силу в соответствие с Конституцией РФ, Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти«и иных актов

К ним относятся подзаконные акты:

Президента РФ; Палат ФС; Правительства РФ; ОИВ РФ; Прокуратуры; Высших должностных лиц субъектов РФ; Орагнов исполнительной власти с РФ; органов власти муниципального образования.

 

3. нормативные договоры - соглашение между субъектами права по поводу установления, изменения или прекращения правоотношений между ними.

1) Международные договоры, в том числе содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права
(ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, ФЗ от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации«)

2) внутригосударственные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти
(ч. 3 ст. 11 Конституции РФ и глава IV.1 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ)

 

4. судебный прецедент

1) Решения Конституционного Суда РФ и аналогичные решения органов конституционной юстиции субъектов РФ

2)  решения ЕСПЧ

3)  решения Верховного Суда РФ

5. правовой обычай - сложившиеся на практике правила поведения в течение времени признанные государством и зафиксированные официально

(Например: ФЗ от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"; Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат)

 

6. акты органов власти и иных органов и должностных лиц

1) ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст. 84 Конституции РФ)

2) Ежегодные доклады УПЧ РФ о своей деятельности в высшие органы власти и специальные доклады в ГД по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан (ст. 35 ФЗ от 26.02.1997 N 1-ФКЗ)

3) Ежегодный доклад Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению палатам Федерального Собрания и Президенту РФ (п. «м» ст. 102 Конституции РФ, ч. 7 ст. 12 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации«)

4) Доклад Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации» (ст. 22 ФЗ от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации«)

5) Постановление ЦИК России от 20.06.2018 N 164/1338-7 "О Рекомендациях по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации"

 

7. решения народа по итогам проведения различных форм прямого волеизъявления (референдум, всероссийское голосование, отзыв ДЛ, массовые мероприятия, собрания, сходы и т.п.)

Граждане.

основанием конституционно-правовой ответственности для высших должностных лиц является нарушение их конституционных обязанностей.

Формы исполнения:

1. все субъекты права обязаны точно и единообразно исполнять Конституцию и законы РФ.

2. государство обязано исполнять международные договоры РФ.

3. граждане должны исполнять свои обязанности.

Использование ( через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права. Выступает как особый способ осуществления субъективных прав и отражает функциональную специфику правоприменителя. В этой форме реализуются преимущественно управомочивающие конституционные нормы.

Применение права - властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.Осуществляется особым уполномоченным субъектом,а именно органом гос власти,должностым лицом.

Деятельность по применению конституции завершается изданием индивидуализированного правового акта, акта применения правовых норм.

ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ - ее способность быть реальным регулятором общественных отношений, когда непосредственно на основе конституционных предписаний разрешаются дела в судах, органах исполнительной и законодательной власти. Принцип прямого действия получил закрепление в ст. 15 Конституции РФ, согласно которой Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Ряд статей Конституции РФ содержит указания на необходимость принятия ФКЗ и ФЗ, определяющих порядок реализации конституционных норм. Во многих нормах содержится прямая отсылка к закону, что неизбежно связывает данную норму с текущим законодательством. Сфера П.д.к. не ограничивается самостоятельным применением конституционных норм государственными органами и общественными организациями. Даже когда конституционные нормы реализуются наряду с нормами текущего законодательства, действие Конституции РФ не утрачивает непосредственного характера. П.д.к. - необходимое условие соблюдения законности. Это означает, что каждый, чьи права нарушены, если они не обеспечены правилами в текущем законодательстве, может обратиться к аппарату государственного принуждения для защиты своего права.

Прекращение гражданства РФ.

Основания прекращения гражданства РФ: 1) выход из гражданства РФ; 2) иные основания, предусмотренные федеральным законодательством или международными договорами РФ.

Выход из гражданства РФ – свободное волеизъявление гражданина РФ.

Выход их гражданства РФ осуществляется на основании заявления гражданина РФ, если он постоянно проживает на территории.

Выход из гражданства РФ лица, проживающего за пределами России, осуществляется на основании добровольного волеизъявления (на основании заявления желающего лица) этого лица в упрощенном порядке при отсутствии оснований отказа в выходе из гражданства РФ. Выход из гражданства РФ может быть в общем и упрощенном порядке.

Упрощенный порядок выхода из гражданства РФ установлен для ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой – гражданство иностранного государства, либо единственный родитель которого является иностранным гражданином. В этом случае выход из гражданства РФ осуществляется на основании заявления родителей либо заявления единственного родителя. В случае если лицо таким образом утратило гражданство РФ, то за ним сохраняется право восстановления в гражданстве РФ после достижения им 18 лет.

В выходе из гражданства РФ может быть отказано гражданину, если:

1) лицо в установленном порядке не выполнило перед рФ обязательство, установленное федеральным законом (например, неисполненная воинская обязанность);

2) лицо привлечено компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него вступил в законную силу и подлежит исполнению обвинительный приговор суда;

3) у лица отсутствует иное гражданство либо и гарантии его приобретения (это установлено в целях реализации принципа недопустимости увеличения численности апатридов).

Особый порядок выхода из гражданства РФ установлен при территориальных преобразованиях в РФ: в результате изменения государственной границы РФ в соответствии с международным договором РФ. В этом случае граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась этим преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора, т. е. в этом случае устанавливается упрощенный порядок изменения гражданства.

Допускается прекращение гражданства РФ без согласия лица, чье гражданство прекращается, но это возможно только в отношении натурализованных граждан РФ, которым гражданство РФ было предоставлено на основании ложных сведений и документов. Однако эти обстоятельства должны быть установлены по решению суда, при этом прекращение гражданства в этом случае касается только лица, чье виновное поведение привело к подобным санкциям, но не может прекращаться гражданство по этому основанию у членов семьи виновного лица, если они не знали о виновном поведении лица.

Предельный срок для отмены решения о предоставлении гражданства равен 5 годам. По истечении пятилетнего срока даже в случае обнаружения виновного поведения лица принятие в гражданство РФ не может быть отменено.

19 февраля 93 года были приняты законы РФ о беженцах (критиковался, расходился с положениями конвенции, им не предусматривалась проверка их личности, не было ограничений на кол-во беженцев) и о вынужденных переселенцах.

4-летняя правоприменительная практика, показала, что внесение изменений и дополнений в закон 93 года о беженцах, стало насущной потребностью, как и приведение НПА регулирующих миграцию иностранных гр-н в РФ, в соответсвие с Конституцией РФ и нормами международ. права. В следствие этого 28 июня 97 года был принят ФЗ о беженцах, явившийся очередным шагом вперед в процессе совершенствования законодательства о беженцах.

Данным ФЗ определяются основания и порядок признания беженцем на территории РФ, устанавливаются экономические, соц. и прав-ые гарантии защиты прав и интересов беженцев, в соответствие с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и договоров.

Согласно данному закону беженец – это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по тому или иному признаку (расы, пола, отношения к труду) находится вне страны гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой в следствие таких опасений; или не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее, в следствие таких опасений.

Согласно закону признание лица беженцем предусматривает:

1. Обращение в компетентный орган гос. власти с ходатайством о признание беженцем

2. Предварительное рассмотрение ходатайства уполномоченным гос. органом РФ

3. Принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрение ход-ва по существу, либо об отказе в рассмотрение ход-ва по существу

4. Выдача свидетельства, либо уведомления об отказе в рассмотрение ход-ва по существу.

5. Рассмотрение хо-ва по существу

6. Принятие решения о признание лица беженцем, либо об отказе о признание его беженцем.

7. Выдача удостоверения беженца, либо уведомление об откаже признания лица беженцем.

В консульство, ворган таможни, миграции и др.

Рассмотрение ходатайства о признание беженцем по существу, осуществляют:

1. ФМС в отношение лица, находящегося вне пределов РФ, в течение 2 месяцев со дня принятия решения о выдаче свиде-ва

2. Территориальный орган ФМС, в отношение лица, находящегося в месте временного размещения или ином месте пребывания на территории РФ в течение 3 месяцев со дня принятия решения о выдаче свид-ва

Лицо признанное беженцем и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

1. Получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях

2. Получение содействия в оформление документов для въезда на территорию РФ

3. Содействие в обеспечение проезда и провоза богажа к месту прибывания

4. Получение питания и коммунальных услуг в центре временного размещения

5. Пользование желым помещением из фонда жилья для временного поселения

6. Получать медицинскую и лекарственную помощь на ровне с гр-ми РФ

7. Получение сод-вия в направление на профессиональное обучение или в трудоустройстве и другие права

Лицо признанное беженцем и приб. С ним члены его семьи обязаны:

1. Соблюдать Конституцию, законы и иные НПАРФ

2. Своевременно прибыть в центр временного размещение или иное место указанное властями прибывание

3. Соблюдать установленный порядок проживания и выполнять требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения и др. обязанности.

Признание беженцем, упрощаяет получение гражданства РФ.

Российское законодательство на ряду со статусом беж-ца предусматривает статус вынужденного переселенца. Порядок его присвоения, экономические соц-ые и правовые гарантии защиты прав и законных интересов вынужденных интересов определяются законом РФ от 19 февраля 93 года о вынужденных переселенцах.

Согласно закону вын. переселеннец – это гр-нин РФ, покинувший место жительства в следствие совещенного в отношение его или членов его семьи насилия или преследования, либо в следствие реальной опасности подвергнуться преследованию по тому или иному признаку, ставших поводами для проведения враждебных компаний в отношение конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Но вын. прересел. Может признан иностранный гр-нин или лицо без гражд-ва, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ и изменившие место жительства в пределах территории РФ по обстоятельствам описанным рание.

Решение о признание Вын. Пер. принимается на основание ходат-ва данного лица, территориальным органом ФМС РФ в течение 3 месяцев со дня регистрации ход-ва. Статус Вы ПЕР на 5 лет с возможностью его продления на каждый последующ. Год по заявлению Вын Переселенца.

Права:

1. Самостоятельно выбрать место жительства на территор. РФ

2. При отсутствие самостоятельного определения своего нового места жительства на территор. РФ получить у ФМС направление на прожив. В центре временного размещения, либо в жилом помещение из фонда жилья для временного послеления.

3. На получение содействие в обеспечение проезда и провоза богажа к новому месту жительства или к месту прибывания.

Статья 9. Гражданство детей

1. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие.

3. Гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства.

4. Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.

Образование СССР и прекращение его существования.

29 декабря 1922 года на конференции делегаций от съездов Советов РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР был принят Договор об образовании СССР. 30 декабря 1922 I Всесоюзный съезд Советов утвердил Договор. Эта дата и считается датой образования СССР, хотя Совет Народных Комиссаров СССР (Правительство) и наркоматы (министерства) были созданы только 6 июля 1923. Распад Советского союза (1990—1991)

Официально СССР прекратил своё существование 26 декабря 1991 года. На его месте образовался ряд независимых гос-в. В результате распада СССР территория России (страны-преемника СССР в части внешних активов и пассивов, и в ООН) уменьшилась по сравнению с территорией СССР на 24 % (с 22,4 до 17 млн км), а население уменьшилось на 49 % (с 290 до 148 млн чел) (при этом территория России по сравнению с территорией РСФСР практически не изменилась). Распались единые вооружённые силы и рублёвая зона, обострились национальные противоречия и конфликты.

Гимн


Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Музыка А. Александрова
Слова С. Михалкова


Мажоритарная

- Относительного большинства

- Абсолютного большинства

- Квалифицированного большинства

Пропорциональная

3. Смешанная (М+П)

Кандидат - физическое лицо

Основана на принципе большинства. Избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем его соперник(и).

Пропорциональная ИС

• Избирается депутатский корпус

• Кандидаты от политической партии и иных ОО.

• Получают в парламенте число мандатов, пропорционально числу поданных голосов.

• Избиратели голосуют за список кандидатов от политического объединения,

• Депутатские мандаты между кандидатами распределяются в порядке очередности их расположения в данном списке.

• Для предотвращения засилия мелких партий в парламентах разного уровня, устанавливается «заградительный пункт» (как правило 5 %), - партии, не набравшие необходимого минимума голосов, исключаются из распределения мест в парламенте.

• используется метод избирательной квоты (метод избирательного частного) - наименьшее число голосов, необходимое для избрания кандидата.

Смешанная ИС

• Сочетает элементы мажоритарной и пропорциональной ИС.

• Применялась на выборах депутатов ГД ФС в 1993, 1995, 1999, 2003, 2016 г. 2021 г.

• может применяться на выборах депутатов З(П)ОГВсРФ

• представительных органов МСУ

конституционные основы:

ст. 3 - выборы – высшая форма прямой демократии

ст. 32 - выборы - форма участия граждан в УДГ

ст. 81 - принципы выборов Президента РФ, применяемые для всех видов выборов

ст. 96, 97 – выборы депутатов Государственной Думы

ст. 130 - местное самоуправление осуществляется в том числе путем выборов

Образование избирательных округов и избирательных участков.

Избирательные округа (одномандатные и многомандатные — но не более 5 мандатов) образуются для проведения выборов на основании данных о численности избирателей, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Образование и статус избирательных комиссий.

Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации. Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляют следующие комиссии:

  • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
  • избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
  • избирательные комиссии муниципальных образований;
  • окружные избирательные комиссии;
  • территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии;
  • участковые избирательные комиссии (при проведении референдумов они действуют в качестве комиссий референдума).

Предвыборная агитация.

Государство обеспечивает свободное проведение агитации. Граждане, общественные объединения, политические партии вправе вести агитацию за участие в выборах, за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).

Формы предвыборной агитации различны. Это публикации в средствах массовой информации, собрания и встречи с избирателями, публичные дебаты и дискуссии, митинги, демонстрации, шествия и т.д.

Финансирование выборов.

Финансовое обеспечение по подготовке и проведению выборов производится за счет бюджетных средств. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании.

Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих средств:

1) средств, выделенных избирательному объединению или кандидату соответствующей избирательной комиссией;

2) собственных средств избирательного объединения или кандидата;

3) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;

4) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Виды избирательных округов:

  • одномандатный избирательный округ, от которого избирается один депутат;
  • многомандатный избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально;
  • единый избирательный округ, который включает в себя всю территорию, на которой проводятся выборы.

Избирательные округа должны отвечать следующим требованиям:

1. Примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях – не более чем на 30%.

2. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10% от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях – 15% от средней нормы представительства избирателей.

Названные требования могут не соблюдаться на выборах в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, если федеральным законом устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта РФ.

3. При образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законами субъектов Федерации может превышать указанный предел, но должно быть не более 40%.

4. Избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.

5. При создании избирательных округов учитывается административно-территориальное деление субъекта РФ, территории муниципальных образований.

Избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы.

Избирательные участки создаются для проведения голосования и подсчета голосов. Они образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей на территории избирательного участка из расчета не более чем 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Избирательные участки образуются сроком на пять лет с учетом местных и иных условий, исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.

Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Избирательные участки для граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Правило, касающееся числа избирателей, может не применяться при образовании избирательных участков за пределами территории Российской Федерации.

Избирательные участки также создаются в местах временного пребывания избирателей (больницы, санатории, дома отдыха), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях не позднее чем за три дня до голосования. Они входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.

Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.

Списки избирателей.

       Все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, включаются в списки избирателей. В списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации включаются также иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы.

Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой муниципального образования. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой муниципального образования по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Эти сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Основания и порядок составления списков избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах и нормативных правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Список избирателей представляется для все



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.154 с.)