Комплекс упражнений, направленных на совершенствование фонетических навыков обучающихся на старшей ступени обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплекс упражнений, направленных на совершенствование фонетических навыков обучающихся на старшей ступени обучения



Выпускная квалификационная работа

(бакалаврская работа)

 

по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки)

направленность (профиль) подготовки «Иностранный язык

(английский язык) и Иностранный язык (немецкий язык)»

 

 

Руководитель ВКР

канд. пед. наук, доцент

Е.Ф.Горбунова

                        

                                    подпись

Работа защищена с оценкой:

                                                   

Протокол ГЭК №                     

от « »                       2021 г.

 

Секретарь ГЭК И.С. Астафьева

                        

                                    подпись

 

Новокузнецк 2021

Новокузнецкий институт (филиал)

федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего образования

«Кемеровский государственный университет»

 

Факультет филологии

Кафедра иностранных языков

 

                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                     Заведующая кафедрой

                                                                                                ____________ А.В.Ломакова

                                                                                                                                     подпись

                                                                                                «10» ноября 2020 г.

                                                                                                                                                       

ЗАДАНИЕ

на подготовку выпускной квалификационной работы

студенту гр. ИЯИЯа-16-1 Сачкову Евгению Алексеевичу

1 Тема выпускной квалификационной работы «Комплекс упражнений, направленных на совершенствование фонетических навыков обучающихся на старшей ступени обучения» утверждена распоряжением по НФИ КемГУ № 01–14/136 от 10.11.2020 г.

2 Исходные данные: научные публикации отечественных и зарубежных авторов по проблеме совершенствования фонетических навыков обучающихся на старшей ступени обучения с применением комплекса упражнений.

3 Содержание работы (перечень подлежащих разработке вопросов): рассмотрение сущности фонетического навыка; изучение подходов к формированию фонетических навыков; изучение типов упражнений, направленных на совершенствование фонетических навыков на старшей ступени обучения; изучение содержания задания на чтение текста устной части ЕГЭ; анализ УМК «Spotlight 10» на наличие упражнений, направленных на совершенствование фонетических навыков; разработка комплексов упражнений к УМК «Spotlight 10», направленных на совершенствование фонетических навыков обучающихся на старшей ступени обучения.

4 Перечень иллюстративного материала: мультимедийная презентация по теме ВКР.

5 Задание выдано: «10» ноября 2020 г.

6 Срок сдачи выпускной квалификационной работы: «28» мая 2021 г.

Руководитель канд. пед. наук, доцент __________________Е.Ф.Горбунова

Студент гр. ИЯИЯа-16-1 ______________________________ Е.А.Сачков


Реферат

Пояснительная записка 60 с., 5рис.,1табл., 37 источников, 3 прил.

 

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

 

Цель выпускной квалификационной работы – разработка комплексов упражнений к УМК «Spotlight 10», направленных на совершенствование фонетических навыков обучающихся на старшей ступени обучения.

Указанная цель может быть достигнута в результате последовательного решения задач исследования и учета реальных потребностей обучающихся.

В работе представлены упражнения для совершенствования фонетических навыков.

Результаты исследования прошли апробацию в форме доклада на XI Всероссийской научно-практической конференции НФИ КемГУ.

Полученные результаты исследования дают основание рекомендовать разработанные комплексы упражнений для применения в реальном учебном процессе в старших классах средней общеобразовательной школы.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1 Теоретические основы совершенствования фонетических навыков на старшей ступени обучения. 7

1.1 Понятие, сущность фонетических навыков. 7

1.2. Подходы к формированию фонетических навыков. 11

1.3 Типы упражнений, направленных на совершенствование фонетических навыков на старшей ступени обучения. 18

1.4 Содержание задания на чтение текста устной части ЕГЭ.. 23

Выводы по первой главе. 32

Глава 2 Разработка комплексов упражнений, направленных на совершенствование фонетических навыков обучающихся старших классов. 34

2.1 Упражнения в УМК «Spotlight 10», направленные на совершенствование фонетических навыков. 34

2.2 Комплексы упражнений к УМК «Spotlight 10, направленные на совершенствование фонетических навыков обучающихся. 39

Выводы по второй главе. 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 51

ПРИЛОЖЕНИЕ А ТЕКСТ “BEAUTIFUL NEPAL”. 56

ПРИЛОЖЕНИЕ Б КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ К МОДУЛЮ “HOLIDAYS” 57

ПРИЛОЖЕНИЕ В КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОДГОТОВКУ К ЗАДАНИЮ 1 УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 58

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время произношение многих выпускников имеет недостатки. Это является следствием того, что в большинстве общеобразовательных школ в старших классах у учителей английского языка нет возможности уделять достаточно внимания совершенствованию фонетических навыков. Предполагается, что у обучающихся 10-11 классов они уже сформированы как минимум на базовом уровне. Вследствие чего, авторы многих учебно-методических комплексов практически не включают упражнения, направленные на формирование и совершенствования фонетических навыков. Однако от неправильного произношения всего лишь одного звука слово или полностью теряет смысл или изменяет его и, как следствие, затрудняет коммуникацию. Современные исследования показывают, что произношение является базовой характеристикой речи и основой для развития и совершенствования всех остальных составляющих компонентов иноязычной компетенции. Психологи отмечают, что сам говорящий не поймет чужую иноязычную речь, если он не владеет фонетическими навыками. Нарушение фонематической правильности речи и неправильное интонационное оформление ведет к недопониманию со стороны собеседника. Более того, обучение фонетическим навыкам - это важная ступень как в практическом овладении механизмом произношения и произносительной нормой, так и в выработке речевых умений.

В старших классах в приоритет ставится подготовка к единому государственному экзамену, поэтому совершенствованию фонетических навыков, которые формировались еще в начальных и средних классах, часто не уделяется должного внимания. Разумеется, богатый словарный запас и сформированные грамматические навыки являются важным фактором овладения иностранным языком, но нельзя забывать и о третьем, не менее важном, аспекте языка – фонетическом. Более того, данный вид языковых навыков крайне сильно подвержен деавтоматизации, то есть разрушению в силу несистематического подкрепления. В результате произношение на иностранном языке все более приобретает нормы родного языка, и, как следствие, фонетические навыки утрачиваются. Это приводит к тому, что обучающиеся испытывают трудности коммуникативного характера.

Важно отметить, что с 2015 года в единый государственный экзамен (далее ЕГЭ) по иностранным языкам добавили устную часть, где экзаменуемым предстоит продемонстрировать уровень сформированности слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков. Согласно статистике выполнения устной части ЕГЭ, у экзаменуемых есть проблемы в произношении слов-исключений, затруднения в чтении окончаний слов и сложности с делением предложений на синтагмы, а также все еще встречаются ответы, в которых нарушено ударение в самых простых словах.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (далее ФГОС), первостепенной целью обучения иностранному языку в школе является формирование готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, то есть уметь использовать иностранный язык в реальной ситуации. Для этого необходимы сформированные языковые навыки: лексические, грамматические и фонетические. Однако, проанализировав актуальные УМК по английскому языку за 10-11 классы, мы пришли к выводу, что в российских школах в старших классах недостаточно уделяется внимания совершенствованию фонетических навыков. Всё вышесказанное определяет актуальность проблемы исследования в данной выпускной квалификационной работе. 

Вопросы формирования фонетических навыков рассматривали следующие методисты, педагоги и лингвисты: Р. К. Миньяр-Белоручев, Г. В. Рогова, Е. Н. Соловова, К. М. Колосов, А. В. Коргина, Н. А. Любимова, Н. Ф. Порожняк, Л. Р. Сакаева, Н. Л. Федотова. Созданием комплекса упражнений занимались Е. И. Пассов, С. Ф. Шатилов.

Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является процесс совершенствования фонетических навыков обучающихся на старшей ступени обучения.

Предметом исследования выступают комплексы упражнений к УМК «Spotlight 10», направленные на совершенствование фонетических навыков обучающихся на старшей ступени обучения.

Цель исследования – разработать комплексы упражнений к УМК «Spotlight 10», направленные на совершенствование фонетических навыков обучающихся на старшей ступени обучения.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность понятия «фонетический навык».

2. Изучить подходы к формированию фонетических навыков.

3. Изучить типы упражнений, направленных на совершенствование фонетических навыков на старшей ступени обучения.

4. Изучить содержание задания на чтение текста устной части ЕГЭ.

5. Проанализировать УМК «Spotlight 10» на наличие упражнений, направленных на совершенствование фонетических навыков.

6. Разработать комплексы упражнений к УМК «Spotlight 10», направленные на совершенствование фонетических навыков обучающихся на старшей ступени обучения.

Методы исследования – анализ научной методической литературы.

Теоретическую базу исследования составляют основы методики обучения иностранным языкам, описанные Е. Н. Солововой, Р. К. Миньяр-Белоручевым, Г. В. Роговой, подходы к обучению фонетическим навыкам, предложенные Г. Е. Ведель, классификация упражнений по формированию фонетических навыков, предложенная Н. И. Гез.

Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в востребованности разработанного комплекса упражнений, способствующих совершенствованию фонетических навыков обучающихся старших классов. Результаты данной работы могут быть применены учителями при обучении старших школьников фонетическим навыкам, а также для подготовки к заданию 1 устной части ЕГЭ по английскому языку.

Данная выпускная квалификационная работа получила апробацию на XI Всероссийской научно-практической конференции НФИ КемГУ.

Структура работы определяется логикой исследования и поставленными задачами, она включает введение, первую главу, состоящую из четырёх параграфов, с последующими выводами по первой главе, вторую главу, состоящую из двух параграфов, с последующими выводами по второй главе, заключение, приложения и список использованных источников. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты совершенствования фонетических навыков обучающихся на старшей ступени обучения, а также содержание задания на чтение устной части ЕГЭ по английскому языку. Во второй главе представлены анализ УМК «Spotlight 10», а также разработанные комплексы упражнений, направленные на совершенствование фонетических навыков обучающихся на старшей ступени обучения. Полное содержание комплексов упражнений представлено в приложениях в конце работы.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.163.70 (0.02 с.)