Начало становления информационного общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало становления информационного общества



Начало становления информационного общества

Неоконсервативная модернизация экономики была бы невозможной без внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий. В 1980-е гг. началось строительств «безлюдных», т.е. автоматизированных, производств. Увеличение объёма выпускаемой продукции стало обеспечиваться преимущественно за счет повышения производительности труда. В итоге занятость в промышленности перестала расти. Одновременно быстрыми темпами увеличивалось число работников в сфере производства услуг (транспорт, связь, торговля банковское дело, наука, образование, медицина и т.д.).

В конце XX в. наступила эпоха перехода к качественно новому типу общества — информационному. Его материальной основой стали компьютеры. Они позволили намного повысить производительность интеллектуального труда. В 1989 г. несколько компьютеров американских университетов были объединены в единую сеть. Таким образом начала формироваться так называемая Всемирная паутина — Интернет. К середине 1990-х гг. число пользователей Интернета в мире составляло десятки миллионов человек, в начале XXI в. — уже около 1 млрд.

В информационном обществе решающее значение имеет производство знаний. Сложившийся рынок торговли патентами (правами на использование изобретений) и новыми технологиями (так называемыми ноу-хау) приносит больше прибыли, чем мировая торговля сырьём. Крупнейшие корпорации постоянно и быстро обновляют ассортимент производимой продукции, выбрасывая на рынки товары с новыми потребительскими качествами. Складывающийся тип экономического развития в 1990-е гг. получил в США название новой или инновационной экономики, ведущие отрасли которой используют высокие технологии.

Большое значение приобрело всестороннее изучение рынка товаров и услуг – маркетинговые исследования. Они позволяют регулировать выпуск продукции в зависимости от спроса на нее.

В информационном обществе качественно меняется не только организация производства, но и повседневная жизнь людей. Всё более широкое распространение получает работа на дому. С помощью Интернета можно управлять автоматизированными производственными комплексами, вести коммерческие, банковские операции и проводить научные исследования. Возможности современных компьютеров позволяют моделировать любые процессы (химические, физические, ядерные реакции) без проведения дорогостоящих испытаний.

Новые черты приобретает организация быта и досуга. Любой пользователь Интернета в Северной Америке, Западной Европе и Японии способен освободить себя от траты времени на закупки товаров, заказывая их через глобальную Сеть. Он может, не выходя из дома, посмотреть самый кассовый фильм, прослушать и увидеть новейшие музыкальные клипы, прочесть любую книгу, а заодно ознакомиться с биографией своих кумиров, узнать подробности событий, произошедших в самых отдалённых уголках мира. На президентских выборах 2004 г. в США голосование впервые частично осуществлялось с использованием компьютеров.

В какой-то мере люди в информационном обществе «атомизируются» и изолируются друг от друга. В то же время благодаря Интернету и развитию мобильной связи контакты между людьми облегчаются.

Информационные технологии изменяют облик демократических стран. С одной стороны, люди вступают в интерактивный контакт (диалог) с властными структурами, получают доступ к широкой информации об их деятельности, с другой — власти получают возможность сбора данных о круге общения и интересах каждого отдельного гражданина.

 

В США демократы, возглавленные Уильямом Клинтоном (президент Америки в 1993-2001 гг.), выдвинули концепцию «третьего пути». Она означала использование всех возможных методов решения социально-экономических проблем — не важно, правые они или левые, неоконсервативные или либеральные.

Шведские социал-демократы заявили о завершении построения «государства всеобщего благоденствия». Его главными чертами было ограничение роли государства, противодействие бюрократизации государственного аппарата, создание социальных программ, позволяющих учесть интересы отдельной личности.

США в начале XXI в.

Если к концу XX в. экономика США находилась на подъёме, то во внешней политике у Америки возникли серьёзные трудности. Превращение её в лидирующую мировую державу предполагало поиск новых моделей взаимоотношений и с союзниками, и с бывшими конкурентами. Однако в политике У. Клинтона появилось стремление свести мировое лидерство к роли мирового полицейского. США стали втягиваться в многочисленные противостояния, в частности в затяжной конфликт с Ираком, в военные действия на территории бывшей Югославии. Выборы 2000 г. принесли успех кандидату Республиканской партии Джорджу Бушу-младшему (2001-2009 гг.) (сын президента США в 1989-1993 гг. Дж. Буша). Уникальность этих выборов состояла в том, что голоса избирателей разделились поровну. Исход борьбы определяли решения судов по поводу нескольких тысяч оказавшихся спорными (испорченными) бюллетеней в штате Флорида.

Предвыборная платформа Дж. Буша-младшего была традиционной для республиканцев-неоконсерваторов. Она включала обещания сосредоточить внимание на внутренних проблемах Америки, снизить налоги на предпринимателей, продолжить активную социальную политику.

Однако 11 сентября 2001 г. в США произошли трагические события. Захваченные террористами пассажирские самолёты врезались в здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Министерства обороны в Вашингтоне. Эта трагедия во многом изменила Америку и политику её правящих кругов. Гибель более 3000 человек под руинами нью-йоркских небоскрёбов вызвала подъём патриотических настроений и готовность поддерживать самые жёсткие меры по обеспечению безопасности страны.

Борьба с терроризмом стала приоритетной в политике США. Были реорганизованы силовые структуры, расширены их полномочия. Началось быстрое наращивание военной мощи. В 2001 г. США при поддержке своих союзников осуществили военную операцию в Афганистане, где находились базы террористической организации «Аль-Каида» — организатора терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне. В 2003 г. последовало вторжение в Ирак, завершившееся оккупацией этой страны. При этом США действовали без санкции Совета Безопасности ООН, проигнорировали возражения многих союзников, т.е. осуществили акт агрессии.

Сокращение налоговых поступлений, увеличение военных расходов, повышение мировых цен на нефть вызвали быстрый рост бюджетного дефицита и государственного долга США. Это привело к отказу от многих ранее объявленных социальных программ. Ведущие отрасли оказались в состоянии застоя, возросла безработица. В 2001-2002 гг. ряд крупнейших корпораций, обвинённых в нарушениях финансового законодательства и сокрытии доходов, обанкротились. Тем не менее к 2004 г. показатели экономического роста постепенно начали улучшаться, уровень безработицы снизился. Это в сочетании с репутацией непримиримого борца с терроризмом обеспечило Дж. Бушу-младшему переизбрание на пост президента на второй срок (2005-2009).

 

Декабря 1999 г. Президент России Б. Н. Ельцин объявил о досрочном сложении полномочий главы государства. Объясняя необходимость этого шага, он отметил: «Россия должна войти в новое тысячелетие с новыми политиками, с новыми лицами, с новыми, умными, сильными, энергичными людьми».

Летом 1999 г. В. В. Путин был утверждён председателем Правительства Российской Федерации. Решительные меры по наведению конституционного порядка в Чечне, борьба с террористами, посещение горячих точек, последовательная и твёрдая позиция в отстаивании единства страны за короткий срок сделали его самым популярным политиком страны.

Если в начале сентября 1999 г. его рейтинг не поднимался выше 20 %, то к концу декабря он составлял 49%, а в январе 2000 г. — 57%.

В ходе подготовки к досрочным выборам авторитет исполнявшего обязанности Президента ещё более вырос благодаря его предвыборной программе. В. В. Путин выдвинул в качестве главной задачи возрождение и расцвет России, имея в виду прежде всего улучшение условий жизни народа. В качестве основного условия решения этой задачи виделась консолидация общества, достижение политической стабильности, восстановление конституционного порядка на всей территории России.

Такой подход встретил полное понимание в обществе. В результате на президентских выборах 26 марта 2000 г. В. В. Путин уже в первом туре одержал победу и был избран вторым в истории России Президентом. 7 мая 2000 г. он вступил в должность.

 

Судебная реформа

С 2001 г. в Российской Федерации началась судебная реформа, в ходе которой был введён институт мировых судей, суд присяжных, институт судебных приставов. Из судебного процесса были выведены народные заседатели. Для повышения роли, авторитета, независимости судей был установлен их пожизненный статус. Дополнительные права в уголовном процессе получили подсудимые, обвиняемые, пострадавшие, свидетели. Были приняты Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный, Арбитражно-процессуальный, Трудовой, Земельный, Таможенный, Жилищный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях. Всё это способствовало завершению процесса формирования нормативно-правовой базы государства, начавшегося после распада СССР.

 

Выборы 2003—2004 гг.

7 декабря 2003 г. прошли выборы в Государственную думу. 37,57 % голосов из числа избирателей, принявших в них участие, были отданы за партию «Единая Россия». За КПРФ проголосовали 12,61 % участников выборов, за ЛДПР — 11,45%, за блок «Родина» — 9,02%. С учётом мест по одномандатным округам «Единая Россия» получила в Думе более 300 мест (конституционное большинство). Её представители возглавили все думские комитеты. Председателем Думы был избран руководитель единороссов Б. В. Грызлов.

14 марта 2004 г. состоялись выборы Президента России. Победу в первом туре одержал В. В. Путин, за которого проголосовали 71,22 % участников голосования. Избрание В. В. Путина означало поддержку населением курса, проводимого им в первый президентский срок.

 

Реформа управления

В марте 2004 г., продолжая линию на укрепление вертикали власти, Президент объявил о начале административной реформы. Её главная задача состояла в конкретизации и разделении функций органов исполнительной власти. Были укрупнены министерства, созданы федеральные службы и федеральные агентства.

Летом 2004 г. был установлен перечень полномочий регионов, в их ведении остались преимущественно социально-экономические вопросы. Началось укрупнение регионов, в ходе которого ряд экономически несостоятельных автономных округов после референдумов был присоединён к областям и краям.

События начала сентября 2004 г., когда террористы захватили школу в Беслане, взяв в заложники более 1 тыс. человек, показали неготовность исполнительной власти к действиям в кризисных ситуациях. Необходимы были дальнейшие реформы в сфере управления.

Вместо прямых выборов населением губернаторов был введён порядок, по которому кандидатуры предлагались Президентом России и утверждались законодательными собраниями субъектов Федерации. Президент получил право отзыва губернаторов за ненадлежащее исполнение обязанностей.

Был создан Государственный совет, в состав которого вошли главы регионов. Его целью было выдвижение и обсуждение общенациональных проектов.

Закон о политических партиях установил для них минимальную планку членства в 50 тыс. человек и значительное представительство во всех регионах страны, что исключило из активной политики небольшие политические организации. Изменилось и избирательное законодательство. Весь состав Думы отныне формировался только по партийным спискам. Был установлен более высокий избирательный барьер (7 % вместо 5%) для политических партий.

Одновременно для взаимодействия граждан с органами власти создавалась Общественная палата Российской Федерации.

Укрепление властной вертикали усиливало регулирующую роль государства во всех сферах жизни.

 

Налоговая реформа

В 2000 г. одной из первых была начата налоговая реформа. Смысл её состоял в том, чтобы путём регулирования налоговых ставок заставить работать экономику. Было решено снизить налоговое бремя с предприятий, упростить налогообложение малого бизнеса, повысить роль добывающей промышленности, с опорой на которую в дальнейшем следовало перейти к развитию остальных отраслей экономики. Ставка налога на прибыль предприятия была снижена с 35 до 24 %. Налог добывающих компаний стал зависеть от мировых цен на сырьё. В 2004 г. был отменён налог с продаж.

Важной частью налоговой реформы стало введение единого налога для физических лиц в размере 13 %. Одновременно вместо страховых взносов во внебюджетные фонды ввели единый социальный налог. Эти меры позволили увеличить сбор налогов только за первый год на 26 %.

Важным направлением стала борьба государства за своевременное и полное получение налогов. За уклонение от уплаты налогов был арестован и осуждён глава крупнейшей в России нефтяной компании «ЮКОС» М. Б. Ходорковский.

В результате всех этих мер поступление федеральных налогов и сборов от крупнейших налогоплательщиков выросло более чем вдвое. В короткий срок федеральный бюджет значительно пополнился средствами, ранее скрытыми от государства.

 

Всё это позволило приступить к разработке и реализации крупнейшей в современной России социальной программы. В сентябре 2005 г. В. В. Путин объявил о разработке и начале реализации четырёх приоритетных национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жильё», «Развитие аграрно-промышленного комплекса».

На развитие этих программ только в 2007 г. было выделено 230 млрд р., в том числе почти половина — на проект «Здоровье». Главный акцент был сделан здесь на профилактике заболеваний и оказании первичной медицинской помощи. Проект «Образование» предусматривал целевую поддержку лучших учителей и педагогических коллективов, информатизацию школ, формирование сети федеральных университетов и бизнес-школ. Проект «Доступное и комфортное жильё» предполагал увеличение жилищного строительства, а также создание специального фонда по реформированию жилищно-коммунального комплекса.

 

Демографическая политика

Одной из самых серьёзных проблем России являлось сокращение населения. В 2002 г. была проведена перепись населения страны. Она отметила убыль населения за 13 лет на 7,5 млн человек. В то же время население увеличилось на 5,5 млн человек в результате миграции. Численность русских в структуре населения составляла около 80 %.

Начиная с 2000 г. были приняты специальные программы. Для снижения смертности особой статьёй в расходах на здравоохранение выделено финансирование массового медицинского обследования населения, оказание первой помощи, проведение вакцинации и других профилактических мер.

Для стимулирования роста рождаемости с 2007 г. неработающие женщины стали получать пособие по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет. При этом после рождения второго ребёнка сумма выплаты увеличивалась вдвое по сравнению с выплатой на первенца. Работающим мамам начали выплачивать пособие в размере 40 % от заработка. За рождение второго ребёнка была предусмотрена выплата материнского (семейного) капитала в размере 250 тыс. р., который можно тратить на обучение ребёнка, приобретение жилья и т. д. Позже размер материнского капитала был увеличен.

Результатом принятых мер стало то, что в 2007 г. рождаемость составила 1,6 млн человек (при смертности 2,08 млн человек).

 

Власть и СМИ

Важным инструментом формирования общественного мнения, гражданского общества в России оставались средства массовой информации. К концу 1990-х гг. сложилась значительная система СМИ: сотни газет и журналов, десятки радио- и телекомпаний, вещавших на языках большинства народов страны.

Однако со второй половины 1990-х гг. контроль за ведущими печатными и электронными СМИ находился в руках олигархических групп и частных лиц, активно использовавших этот рычаг в отстаивании собственных интересов.

Усиление роли государства в различных сферах жизни общества не могло не затронуть и СМИ. Государство усилило свои позиции на телевидении и в периодической печати.

 

Развитие образования, науки, культуры

С 2000 г. началась реформа образования, призванная заменить образовательную систему, соответствующую индустриальному обществу, на новую, характерную для общества информационного. Было восстановлено обязательное полное среднее образование. Завершилась компьютеризация школ и подключение их к Интернету. Ввели Единый государственный экзамен, призванный обеспечить равные возможности зачисления в вузы для всех жителей России. Начался переход системы высшего образования в России на Болонскую систему с целью создать для молодых россиян равные возможности с их европейскими сверстниками в получении современного высшего образования.

Значительно увеличили размер государственных премий за достижения в сфере науки и культуры. Были введены специальные государственные премии и премии Президента РФ для молодых учёных. Специальные квоты были предусмотрены при избрании молодых научных работников в состав Российской академии наук.

Расходы в государственном бюджете на нужды образования и науки в 2001 г. превысили расходы на оборону.

Среди достижений российской науки следует отметить создание в 2001 г. третьего в мире (после США и Японии) суперкомпьютера, выполняющего 1 трлн операций в секунду. Перспективными являются разработки новейших информационных технологий и средств коммуникаций. Важнейшим направлением в научных исследованиях становились нанотехнологии, которые позволяли получать новые объекты и материалы на основе изменений материи на молекулярном уровне.

Власть и церковь

Отношения власти и церкви в начале XXI в. строились на взаимном стремлении к возрождению величия России. Регулярными стали Рождественские чтения, в ходе которых на самом высоком государственном уровне обсуждались формы участия церкви в возрождении духовности и нравственности россиян. Представители РПЦ и других конфессий активно участвовали в работе Общественной палаты РФ и других общественно-государственных структур.

В 2000 г. завершилось воссоздание храма Христа Спасителя в Москве, уничтоженного в 1931 г. Он стал главным православным храмом страны.

По всей России шло возрождение церквей, монастырей, приходов. За 18 лет служения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II число монастырей выросло с 35 до 769, а действующих церквей — с 7,5 до 30 тыс. Такого масштаба церковного строительства не знала ни одна страна мира за всю историю христианства. Наряду с церквями возводились мечети, синагоги, буддистские дацаны. Мечети в Казани и Грозном стали самыми крупными на территории России. Несколько миллионов верующих разных конфессий совершили паломничества к святым местам.

Крупнейшим событием в жизни Русской православной церкви стало её воссоединение с Русской православной церковью заграницей, состоявшееся в мае 2007 г., когда патриарх РПЦ Алексий II и митрополит РПЦЗ Лавр подписали Акт о каноническом общении.

Усилиями государственной власти церкви была возвращена часть имущества, включая утраченные в советское время здания Русской духовной миссии в Иерусалиме, Русское подворье в итальянском городе Бари.

Представители разных конфессий принимали активное участие в духовном возрождении российского общества. Церковные школы, духовные семинарии, православные гимназии были приравнены к государственным и обучали десятки тысяч детей. Священнослужители впервые после революции 1917 г. вернулись в армейские подразделения для работы среди военнослужащих.

Тема религии и церкви, возрождения и духовного обновления общества прочно вошла в творчество художественной интеллигенции. Первым игровым православным фильмом современной России стала драма П. С. Лунгина «Остров», получившая признание зрителей.

После смерти в декабре 2008 г. Алексия II новым Патриархом Московским и всея Руси на Поместном соборе РПЦ был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

 

РОССИЯ В 2008—2014 гг.

Впервые были внесены изменения в Конституцию Российской Федерации. Расширились права Федерального собрания. К предметам ведения Государственной думы были отнесены контрольные функции в отношении исполнительной власти. Правительство должно было ежегодно отчитываться в Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом. Увеличивались сроки полномочий Президента до б лет и депутатов Государственной думы до 5 лет.

Была усилена роль политических партий в жизни страны: снижен до 5 % барьер прохождения партий в Государственную думу; партии получили право выдвигать своих кандидатов на выборах руководителей субъектов Федерации; была предоставлена гарантия равного освещения деятельности партий в государственных СМИ.

В марте 2011 г. вступил в силу закон «О полиции», который был направлен на создание законодательных основ организации и деятельности полиции в Российской Федерации в соответствии с новыми общественными отношениями. Главной задачей полиции была названа защита прав и свобод человека и гражданина.

 

Приоритетами инновационного развития были определены внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности. Началась реализация программы «Наша новая школа».

С 2009 г. в Сколково под Москвой началось создание по аналогии с Кремниевой долиной США российского инновационного центра по разработке и коммерциализации новых технологий. Центр начал работу по пяти приоритетным направлениям модернизации: энергетике, информационным технологиям, телекоммуникациям, биомедицинским технологиям, ядерным технологиям.

К началу 2010 г. 11 российских компьютерных систем вошли в мировой рейтинг суперкомпьютеров. Российский суперкомпьютер «Ломоносов» стал одним из самых мощных в мире. Нобелевской премии по физике были удостоены А. Гейм и К. Новосёлов.

 

Зимняя Олимпиада в Сочи

Одним из самых ярких событий стало проведение в Сочи первых в истории нашей страны XXII зимних Олимпийских игр (февраль 2014 г.). На них сборная команда России добилась большого успеха, заняв первое место в неофициальном медальном зачёте (13 золотых, 11 серебряных, 9 бронзовых медалей). Прошедшая затем Паралимпиада-2014 принесла России ещё более весомый результат — 80 медалей, в том числе 30 золотых.

 

Военная угроза человечеству

Самая острая из существующих проблем в недавнем прошлом была связана с угрозой ядерной войны между сверхдержавами — СССР и США. В начале XXI в. риск такой войны значительно уменьшился. Однако военную, в том числе ядерную, угрозу человечеству нельзя считать полностью устранённой. Несмотря на Договор о нераспространении ядерного оружия (1968), количество стран, обладающих им или способных быстро его создать, увеличивается.

Официально признанными ядерными державами являются США, Россия, Великобритания, Франция и Китай. Тем не менее ещё в 1970-е гг. Израиль не отрицал, что обладает ядерным оружием. В 1998 г. испытания ядерного оружия осуществили Индия и Пакистан, в 2006 г. — Северная Корея. Все эти страны обладают средствами его доставки.

Распространение ядерного оружия по планете повышает риск его применения в локальных конфликтах. Это может создать угрозу для жизни людей обширных регионов.

Большую опасность представляет химическое и бактериологическое оружие. Оно запрещено мировым сообществом, ведущие страны обязались ликвидировать его арсеналы. Однако относительная дешевизна производства подобного оружия, трудность контроля и огромные людские потери делают вполне вероятным его применение в ходе военных столкновений.

Число конфликтов, несмотря на завершение «холодной войны», остаётся значительным. При этом резко возросло количество внутригосударственных конфликтов. В 2010 г. в мире полыхало 15 крупных военных конфликтов (крупными принято считать те войны, в которых число жертв за год превышает 1000 человек). Большая часть этих войн приходилась на территорию стран Африки и Азии.

Напряжённое положение во многих районах побуждает лидеров развивающихся стран тратить значительные ресурсы на военные цели. Это осложняет и без того не простые проблемы модернизации.

Серьёзную военную опасность представляет собой международный терроризм. К методам террора относятся похищения и убийства политических деятелей, захват заложников и предъявление политических требований в обмен на их освобождение, попытки запугать власти и население той или иной страны уничтожением гражданских и военных объектов. В век информационных технологий и существования оружия массового поражения (ОМП) терроризм становится во много раз опаснее, чем когда-либо в прошлом.

Террористические и криминальные группировки получили возможность согласовывать свои действия, поддерживать друг друга, тайно получать финансовую помощь от сочувствующих им правительств. Они создают базы подготовки боевиков и разработки ОМП на территории стран, охваченных хаосом.

Цели различных террористических организаций не совпадают. Но они едины в своём враждебном отношении к странам Запада, особенно к США.

Основными исполнителями террористических актов являются террористы-смертники (шахиды). Посылающие их на верную смерть руководители учитывают уязвимость современной технической цивилизации. Повреждение из-за акций террористов метрополитена, промышленных объектов, особенно химических заводов и атомных электростанций (АЭС может иметь самые катастрофические последствия. Об этом свидетельствуют террористические акты на железной дороге в Мадриде (Испания 2004) и в лондонском метро (Англия, 2005).

 

Интеграция национальных экономик в структуру транснациональных производственных комплексов экономически выгодна, поскольку сокращает издержки производства. Развивающиеся страны, где размещаются филиалы ТНК, получают доступ к передовым технологиям. В них создаются новые рабочие места и повышается уровень жизни. В то же время модернизация экономики развивающихся стран с помощью транснационального капитала влечёт за собой и негативные последствия. Пользуясь бедственным положением наименее развитых стран мира, ТНК переносят на их территорию экологически опасные производства, создают свалки отходов, опасные для человека. ТНК при падении спроса на мировом рынке на их продукцию могут свернуть производство в своих зарубежных филиалах. Преодоление же последствий роста безработицы ложится на местные власти.

ТНК обладают мощной системой международных связей. Их обслуживают транснациональные банки (ТНБ). Возможность контроля отдельных государств над политикой ТНК и ТНБ минимальна. Их действия на мировых рынках ценных бумаг, валютных биржах дестабилизировали мировую экономику, породив глобальный кризис, начавшийся в 2008 г.

Деятельность ТНК и ТНБ вызывает массовые протесты общественности во многих странах. Движения антиглобалистов рассматривают существующий миропорядок как отвечающий интересам крупного капитала, но не народов.

 

 

Начало становления информационного общества

Неоконсервативная модернизация экономики была бы невозможной без внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий. В 1980-е гг. началось строительств «безлюдных», т.е. автоматизированных, производств. Увеличение объёма выпускаемой продукции стало обеспечиваться преимущественно за счет повышения производительности труда. В итоге занятость в промышленности перестала расти. Одновременно быстрыми темпами увеличивалось число работников в сфере производства услуг (транспорт, связь, торговля банковское дело, наука, образование, медицина и т.д.).

В конце XX в. наступила эпоха перехода к качественно новому типу общества — информационному. Его материальной основой стали компьютеры. Они позволили намного повысить производительность интеллектуального труда. В 1989 г. несколько компьютеров американских университетов были объединены в единую сеть. Таким образом начала формироваться так называемая Всемирная паутина — Интернет. К середине 1990-х гг. число пользователей Интернета в мире составляло десятки миллионов человек, в начале XXI в. — уже около 1 млрд.

В информационном обществе решающее значение имеет производство знаний. Сложившийся рынок торговли патентами (правами на использование изобретений) и новыми технологиями (так называемыми ноу-хау) приносит больше прибыли, чем мировая торговля сырьём. Крупнейшие корпорации постоянно и быстро обновляют ассортимент производимой продукции, выбрасывая на рынки товары с новыми потребительскими качествами. Складывающийся тип экономического развития в 1990-е гг. получил в США название новой или инновационной экономики, ведущие отрасли которой используют высокие технологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.053 с.)