Российская экономика на пути к рынку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российская экономика на пути к рынку



Начало радикальных экономических преобразований

Выборы Президента РСФСР и августовский политический кризис 1991 г. создали предпосылки для решительных действий в экономике. 28 октября 1991 г. на V Съезде народных депутатов России Президент РСФСР Б. Н. Ельцин выступил с программой перехода страны к рынку.

Для вывода страны из кризиса Президент, возглавивший «правительство реформ», выбрал путь «шоковой терапии», т. е. быстрого вхождения в рынок. Выбор этой модели был реакцией на провал перестройки, который многие связывали с медлительностью и непоследовательностью М. С. Горбачёва. Программа перехода к рынку содержала набор мер, широко известных в мировой практике: вначале отпуск цен, затем введение свободной торговли, следующий шаг — приватизация, передача государственной собственности в частные руки. Свободные цены должны были, по замыслу реформаторов, определить реальную стоимость товаров и включить механизм конкуренции, заставить людей зарабатывать деньги. Приватизация же, сделав людей собственниками, должна была вызвать мощный стимул к труду.

Предлагалось начать структурную перестройку промышленности, приватизировать большинство объектов государственной собственности, начать земельную реформу и со временем разрешить куплю-продажу земли. Говорилось о необходимости активизировать внешнеэкономические связи России с другими странами, снять ограничения на внешнеторговые операции, ввести российскую национальную валюту (рубль) и обеспечить её конвертируемость (свободный обмен на иностранную валюту).

Самым болезненным было решение о либерализации цен: на это, опасаясь социального взрыва, так и не пошло руководство СССР за годы перестройки. Возглавил проведение реформ вице-премьер правительства РСФСР Е. Т. Гайдар.

Падение жизненного уровня населения. «Шоковая терапия»

Правительство полагало, что после введения свободного ценообразования цены вырастут в 3 раза. Для компенсации потерь населения была на 70 % увеличена зарплата бюджетников (учителей, врачей, работников государственных предприятий и учреждений — всех, кто получал зарплату от государства).

Действительность оказалась более суровой. Товарный дефицит, нехватка жизненно необходимых товаров были настолько острыми, что цены на многие из них сразу возросли в 10—12 раз.

Инфляция обесценила денежные вклады в Сбербанке и привела к серьёзному снижению жизненного уровня населения.

Резко возросло количество товаров широкого спроса, ввозимых из-за рубежа. Импорт позволил быстрее справиться с дефицитом, но привёл к спаду не выдержавшего конкуренции отечественного производства, к закрытию предприятий.

Впервые за многие десятилетия безработица приобрела массовый характер. Особенно трудная ситуация сложилась в военно-промышленном комплексе, в котором были заняты миллионы россиян.

Государственный бюджет лишился традиционных источников доходов. Падение бюджетных поступлений произошло стремительно. Более других от резкого снижения финансирования пострадали наука, культура, образование, здравоохранение.

Социальная цена первого года радикальных экономических реформ оказалась высокой. Но предпринятые правительством шаги позволили избежать вполне реального тогда полного распада хозяйственных связей и экономического коллапса. Стремительное введение рыночных отношений помогло ликвидировать товарный дефицит и наполнить прилавки, по-прежнему недоступные для большинства населения из-за отсутствия денег. В ходе реформ население несло столь значительные потери, что уровень доверия общества к власти существенно снизился.

Приватизация

Формирование слоя собственников было одной из задач экономической реформы. Считалось, что его основой станут мелкие предприниматели и акционеры предприятий. Решить эту задачу предполагалось в процессе перехода объектов государственной собственности к частным владельцам — отдельным лицам или трудовым коллективам (приватизация).

Приватизация началась осенью 1992 г. под руководством заместителя председателя правительства А. Б. Чубайса. У подавляющего большинства населения средств для покупки акций не было. Вот почему правительство решило выдать каждому гражданину приватизационный чек (ваучер). Ваучер можно было обменять на определённое количество акций. Номинальная стоимость ваучера (та, что была на нём указана) рассчитывалась просто: условную стоимость основных производственных фондов по состоянию на 1 января 1992 г. (около 1 трлн 400 млрд р.) разделили на число российских граждан. Ваучер, таким образом, был оценён в 10 тыс. р. Всего за первый год реформ были приватизированы 24 тыс. предприятий, 160 тыс. фермерских хозяйств, 15 % всех предприятий торговли. Главная цель была достигнута: в стране быстрыми темпами формировался слой собственников. Однако ваучерная приватизация не улучшила материального положения россиян и не стала стимулом для развития производства. К тому же слабость государственной власти неизбежно вела к махинациям в сфере экономики.

Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами, поэтому их стали продавать скупщикам. Цена ваучеров стремительно падала, упав до 3—4 тысяч рублей к маю 1993 года. С целью помочь реализации ваучеров создавались чековые инвестиционные фонды, обменивавшие ваучеры на акции разнообразных компаний.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.006 с.)