Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественная задача и ее роль ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Раскрытие... отношения человека к миру возможно через объективную характеристику человеческого способа существования в мире как сознательного и действующего существа и в созерцании, в познании, в любви способного отнестись к миру и другому человеку в соответствии с его сущностью и тем адекватнее соответственно его сущности изменить и преобразовать его своими действиями. Отсюда — человеческая ответственность за все содеянное иТупущеннос. С. Л. РУБИНШТЕЙН* Объективная оценка качества процесса деятельности и ее результатов — изменений действительности — невозможна без учета общественного времени и пространства, - вне тех исторических и конкретных условий, в которых она совершается. Однако в историческом масштабе измеряется только роль личности, что составляет специальную задачу исторического материализма. Им выявляется, отвечают ли действия отдельного человека общественным закономерностям, объективной изменяемости социальной действительности и т. д. Ставя вопрос о пропорциональных масштабам активности личности фрагментах действительности, мы приходим к понятию задачи. На основе ленинского анализа различного рода революционных, классовых и т. п. ситуаций и конкретной, привязанной к ним стратегии и тактики, анализа идеологических, политических, производственных и ряда других задач, которые организуют, направляют, стимулируют и т. д. деятельность масс, мы предполагаем, что конкретная форма специфического включения индивида в действительность есть общественная задача. Эта — форма организации, ограничения и одновременно актуализации его активности, форма ее определения и возобновления. Задача является той формой включения личности в социальную ' деятельность, которую исследует именно ^Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М,: Педаго-гика.11973, с. 383. » психология. С одной стороны, содержание задачи включает социально типичные условия и требования общественно необходимой деятельности, адресованные именно личности, с другой — личность так или иначе относится к задаче, и именно это отношение определяет способ ее включения в решение задачи, а затем способ осуществления и регуляции деятельности. Категория отношения дает возможность проследить диалектику стабильности и изменчивости позиции субъекта по ходу осуществления им самой деятельности. Понятие общественной задачи является той методологической платформой и объективным основанием, где стыкуются собственно психологический подход к личности и управленческий, организационный аспект регуляции ее деятельности общественным образом.
Хотя индивидуальная деятельность имеет специфический индивидуализированный механизм, а общественная регуляция типизирована, они согласуются друг с другом в решении задачи, которое производит конкретная личность. Именно в процессе ее решения объективно выявляется цена, которой достигается решение, т. е. конкретное качество осуществления личностью деятельности. Правильное определение роли личности в решении общественных задач с учетом ее возможностей при сохранении единства системы оценок и требований — таково объективное основание воспитания правильного отношения личности к общественным задачам. В нашей социологической литературе производились попытки определить личность через совокупность характерных для нее отношений, которые обозначаются понятием роли (И. С. Кон и др.), т. е. через совокупность ролей. Позитивная сторона такого определения состоит, во-первых, в стремлении конкретизировать масштаб измерения отношений применительно к индивидуальному уровню. Во-вторых, в этом определении содержится стремление исследовать деятельность личности через отношения. Однако характеристика ролей как отношений носит слишком статичный характер, а сама личность растворяется в наборе ролей. Эту статичность, конечно, можно преодолеть уточнением, что личность.исполняет то одни, то другие роли, однако динамику развития ролей таким образом исследовать нельзя. Поэтому ролевая теория, будучи пригодна для собственно функционального социологического описания, не может претендовать на объяснение ди- алектики отношений и деятельности, а тем более развития личности через отношения. Понятие задачи, на наш взгляд, является переходным от определения индивида через общественную сущность (общественные отношения) к определению его через способ осуществления им своей сущности. Это понятие дает возможность вскрыть диалектику изменчивости и стабильности общественных связей на индивидуальном уровне. Речь идет не о времени решения задачи, а о том, что способом ее решения индивид определяется в своей общественно необходимой и постоянной связи с обществом, которая изменяется в своем конкретном качестве.
Принцип задачи дает возможность понять общественные связи и отношения человека, с одной стороны, не как статические, раз навсегда данные, а как постоянно возобновляемые ясные требования, определяемые этими общественными связями, причем на языке, обращенном именно к нему, а с другой — понять каждый раз заново даваемый ответ на эти требования в форме активности, превращаемой в деятельность личностью. В целом отношение, содержащееся в задаче, объективно •(это связь между условиями и требованиями), но оно дано индивиду имплицитно, и, только будучи найдено индивидом, становится эксплицитным к должно- быть им осуществлено. Именно в масштабе задачи выступает, с одной стороны, принцип конкретности (неповторимой или просто особенной совокупности) обстоятельств и способа включенности в них субъекта, а с другой — реализация отношений в самой деятельности субъекта. Необходимость трудиться выступает как общий и основной принцип социалистического общества, равно обязательный для всех его членов. Эту необходимость каждый из индивидов реализует в конкретной форме, решая каждый раз новые задачи в своей трудовой деятельности, которые ставит перед ним данный коллектив, данная профессия и т. д. Эти задачи каждый раз заново и конкретно определяют направление его деятельности, уровень требований к ней в данной совокупности обстоятельств. Общественное значение труда, выступающее для индивида как абстрактная необходимость трудиться, конкретно проявляется по-разному, в зависимости от того, как он включен коллективом (обществом) в решение конкретных задач и как он реализует это решение. Например, труд, кроме удовлетворения материальных потребностей, при соответствующих способах его общественной организации становится формой развития различных способностей индивида (не только тех способностей и в тех пределах, которых требует технический уровень данного производства), а также потребностей, в частности, потребности в труде, сферой развития у человека чувства полезности обществу. Если сравнить общественную жизнь взрослого и ребенка, то мы найдем здесь ту же диалектику требований, ограничений и возможностей. Неумелая постановка перед ребенком задач в процессе его воспитания приводит либо к ограничению его активности, формированию вялой, безынициативной личности, либо к вседозволенности, неумению сконцентрироваться на обозримом и посильном пространстве, что порождает серьезные дефекты личности (волевые и т. д.). Ленинское требование постоянного контроля и проверки исполнения поставленных задач есть одно из выражений определенности требований, задачи. Проведение их последовательно от начала до конца вводит активность людей в точные, общественно фиксируемые рамки и пределы. В какой бы конкретно форме ни выступали эти требования — общественного мнения или мнения данной группы, в форме ли порицания, наказания или любой другой форме отрицательной санкции, — в данном случае несущественно. Форма требований, исходящих от общества и обращенных к индивиду, порождена исходно тем, что индивидуальное воспроизводство жизни происходит общественным образом, т. е. удовлетворение потребностей индивида осуществляется обществом. Поэтому индивид включается в решение этих задач не по своей только воле и желанию, а в силу общественной необходимости жизнедеятельности.
Для общественного образа жизни в конкретную эпоху характерна одна совокупность объективных типичных общественных задач в разных областях общественной жизни, для других — другая. Поэтому сами задачи носят типичный общественный характер, но вместе с тем их конкретное воплощение на индивидуальном уровне оказывается различным, поэтому выдвижение и осуществление общественных требований составляют специальную общественную деятельность. Выше мы отмечали, что социальная характеристика деятельности является основной, и показали взаимосвязь между деятельностью и общественными отношениями, ко- торые и составляют эту социальную характеристику. Однако общественные отношения осуществляются людьми. Это порождает сферу социальной деятельности, направленной на субъекта, т. е. на другого человека (политической деятельности, деятельности управления и т. д.). Социальная сущность этой деятельности на индивидуальном уровне проявляется в том, что общественные задачи всегда так или иначе доводятся до индивида при участии людей, а их решение осуществляется совместно е ними. Принцип общественных отношений (их реализация как задач перед индивидом) предполагает понимание требований общественной необходимости к индивидуальной деятельности как реальных требований людей друг к другу. Будут ли они выдвигаться общественными организациями (партийными, профсоюзными и т. п.) или людьми по отношению друг к другу на основе общественной необходимости, все-таки в конечном итоге именно формы обществен ных отношений определяют включение индивида в решение задач и его деятельность по их решению. Форма задачи предполагает конкретность проявления принципа общественных отношений и социальной характеристики деятельности на индивидуальном уровне.
Это.происходит даже тогда, когда речь идет о такой задаче, в которой требования предъявляются не непосредственно людьми, а люди выступают только как условия, как данные, как те обстоятельства, которыми человек руководствуется в своем решении, в своей деятельности (примеры других людей, поощрение с их стороны и т. д.). Именно в этом отношении нам представляется методологически важным положение, выдвинутое В. Ф. Ломовым, что принцип общения должен выступить в качестве определяющего принципа исследования деятельности. Это положение требует переосмысления сложившегося в психологии абстрактного понимания йредметности деятельности, которое в конечном итоге охватывает на психологическом уровне лишь деятельность с вещами, но не с людьми, деятельность с точки зрения способов действия (технических операций), но не общественных отношений. Условия общественных задач также различны по типам и уровням. Они выступают по отношению к индивиду как возможности и одновременно свойственные данному общественно-историческому этапу ограничения; тип и уровень образования, возможность доступа к духовным ценностям, уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей — все это реальные общественные условия решения индивидом жизненных задач. Среди них находятся и так называемые общественные условности, обычаи, традиции и т. д. Общественные задачи не всегда четко формулируются людьми: условия задачи могут выступать как нормы, принципы (моральные, политические и т. п.), Эти условия могут быть очерчены в правовом (а не юридическом) сознании, т. е. существовать как идеальные, но вместе с тем могут носить очень конкретный, привязанный к данной задаче характер. Жизнедеятельность реально осуществляется в условиях предъявленности индивиду общественных требований в разных формах, в частности в форме общественной организации его деятельности. Принцип конкретности общественной оценки активности личности, соотношения ее возможностей и их реализации привязан к задаче. Через общественные задачи конкретизируются общественные требования к личности и условия, в которых они должны быть реализованы, наконец, возможности и реальная активность личности. Хотя понятие задачи в сознании психологов прочно связалось с узкой сферой психологии мышления, однако, кроме этого содержания, оно имеет еще и социально-философский аспект, который связан с общественной деятельностью. Осмысляя и обобщая свою практическую деятельность, наиболее передовые руководители предприятий, фабрик и заводов сами выдвигают психологические определения личности через понятие общественной задачи. Так, В. Я. Семенов пишет: «Под творческим потенциалом человека понимается совокупность его творческих возможностей и способностей, реализация которых и означает развитие его личности. Это такое качество личности, которое характеризует меру ее возможностей ставить и решать в повседневной трудовой деятельности новые творческие задачи, имеющие общественное значение»х.
Задача есть своеобразная общественная форма обращенности к индивиду, адресованности к нему, требовательности. Не столькасама личность ставит цели, сколько общество, но оно выдвигает эти цели в связи с конкретными, соотнесенными с целью условиями, способами как объек- 1 Семенов В. Я. Программно-целевое управление техническим прогрессом на предприятии. М.: Экономика, 1978, с. 14. тивными возможностями их достижения, с одной стороны, и совокупностью ограничений, условностей и требований — с другой. Задача выступает как особая форма соотнесенности социальной позиции индивида в общественных отношениях с его общественно необходимой деятельностью, с одной стороны, и деятельностью, которая требуется от него общественной жизнью по другим основаниям — с другой. Пбэтому через принцип задачи в методологическом плане осуществляется переход от позиций, ролей и отношений как предмета социологии, к возможностям, условиям и результатам конкретной деятельности индивида. Этот последний ряд отношений составляет сферу социальной и общей психологии. Диалектика сущности и ее проявления вскрываются через форму задачи. В ней имеет место переход от исходного субъективного соотношения сил — требований, данных, условий, возможностей и т. д. — к конечному, т. е. опосредствованному решением субъекта. В «пространстве» между начальным и конечным соотношением сил и выявляется характер активности личности, но не вообще, а в данной обстановке, при данной расстановке сил и требований, условий и возможностей. Общество не предлагает людям абстрактных задач; в форме его требований общественным образом увязаны, с одной стороны, общественная необходимость (идет ли речь о развитии производства или задачах данного предприятия), с другой — объективные возможности их решения. Однако сама задача — одновременно и форма побуждения к деятельности, и форма ее общественного ограничения, организации. Вместе с тем общественная задача предполагает определенное пространство для проявления этой активности индивида, для его практической или теоретической деятельности. Формулирование общественных задач в их категоричности, определенности осуществляется обществом исходя из общественной необходимости в единстве ее объективных и субъективных моментов (скажем, соотношение технических возможностей и людских резервов). Однако объективность не исключает того, что их решение осуществляется людьми в актуальной реальной деятельности. Личность всегда шире решаемых ею задач, поскольку последствия их решения особым образом обобщаются ею, и трансформируются в ее собственную жизненную линию. Последняя порождает выходящую за пределы отдельных задач активность личности. Именно эта активность проявляется в постановке самой личностью новых задач, в выдвижении перспективных жизненных целей, связанных с решением конкретной совокупности задач. Главное же заключается в том, что эти обобщения, которые расширяют горизонт личности, определяют и ее отношение к предлагаемым жизнью задачам, способ «вхождения» в них. Только категория «отношения к задаче» дает возможность выявить затем и отношение личности к деятельности, посредством которой она решает данную задачу, и определить, как это отношение сказывается на формировании цели ее деятельности. Как было отмечено, самым глубоким заблуждением является представление о цели как о чем-то изначально данном, с чего начинается деятельность. Цель — эпицентр деятельности, а не ее начало, а поиски цели не имманентно определены личностью, а задаются ее отношением к объективно представленной ей задаче. Личность сама ставит цель, которая, с ее точки зрения, так организует деятельность, что последняя послужит решением именно этой задачи. В настоящее время понимание условий настолько аморфно, что не связывается с постановкой, выработкой цели, а выступает лишь выражением технических условий реализации поставленной цели. Принцип конкретности учтен и в использующемся, например, экзистенциалистами понятии ситуации. «У Сартра она (ситуация) задана, предложена изначально как рамка всему, что должно произойти. Заключенные в ней пространство и отрезок времени — самый стык личности и окружающего мира. Понятно, что атмосфера вокруг нее предельно сгущена, раскалена до критической точки и чревата катастрофическим взрывом. Но, чем она острее и опаснее, чем ближе к «пограничной» — ставящей героя перед угрозой гибели, — тем строже, честнее измерена его ценность, тем подлиннее он проявляет себя»2. Здесь вскрыта диалектика конечности, ограниченности и бесконечности выхода личности за пределы ситуации, ее однозначной определенности, даже жесткой, связанности и свободы 3. 2 Великввский С. И. Путь Сартра-драматурга. — В кн.: Жан Поль Сартр. Пьесы. М.: Худож. лит., 1967, с. 592. 3 «Чаще же всего его ситуация не закупоренная колба, а фокус, к которому сходятся и от которого исходят многочисленные лучи, Однако эта столь ярко обозначенная диалектика остается абстрактной, поскольку она, ставя сартровского героя перед угрозой гибели, не может объяснить, почему он идет на гибель. Не сама по себе «пограничность» ситуации содержит возможность выхода за ее пределы, а только содержание человеческого к ней отношения способно объяснить, почему в своей гибели человек выходит «за пределы самого себя». Такое объяснение мы находим только на почве общественного объяснения человека, которому был чужд Сартр. Любая абстрактная добродетель пасует перед лицом конкретного зла, если отсутствует общественное основание борьбы со злом или гибели ради добра. Мы видим принципиальное различие между понятием ситуации и задачи в том, что возможности для решения задачи находятся не вне нее, как утверждает Сартр в отношении ситуации, а внутри задачи. Кроме того, в отличив от Сартра мы считаем, что «выход» есть решение задачи, ответ именно на нее, а не уход за пределы ситуации. Понятие задачи в этом смысле носит характер гораздо большей определенности, т. е. заключает возможность исследовать активность, деятельность именно как направленную на данную задачу. И возможности должны реализовываться в деятельности по ее решению, что и определяет качество активности субъекта. Здесь наглядно выявляется совершенно различное понимание свободы и необходимости в экзистенциалистской и марксистской концепциях. Свобода в экзистенциализме — это выход за пределы необходимости, она находится вне ограничений, противоположна им. Согласно же марксизму, утверждая необходимость своим решением, придавая ему черты особенности своим действием, индивид может ут-,верждать свободу и на почве необходимости. Поэтому задача это не столько ограниченное поле* отторженное от вечности и бесконечности, а общественный «вызов» индивиду, который должен суметь доказать свою вечность и бесконечность, т. е. человечность, именно здесь, на этом маленьком «поле». Экзистенциализм, на первый взгляд правильно вводя в понятие ситуации принцип конкретности, не распространяет его на самого субъекта. Между тем основной во- призма, повернутая так, чтобы через нее просматривалось~нечто гораздо большее» (Там же). прос заключается как раз в том, соответствуют ли требования возможностям данного субъекта и может ли он реализовать их. Между тем возможен вариант, когда требования могут быть выполнены в данной обстановке, при данном соотношении сил, при данных обстоятельствах, но только не данным субъектом. Последний же оказывается несостоятельным перед лицом конкретной задачи, она ему не по плечу. Поэтому понятие задачи в смысле общественном и философском должно быть всегда сопряжено с качеством ^решающего ее субъекта, а его активность определена и как соизмерение его возможностей с требованиями этой задачи. Характеристика данных задач обычно весьма расплывчата. По-видимому, эти данные включают и объективные предпосылки и субъективные возможности ее решения в равной мере. Таким образом, задача создает для субъекта измеримое и обозримое пространство деятельности и вместе с тем сохраняет для него достаточно неопределенности, чтобы ему было где двигаться, действовать и решать. Поэтому, вводя один предел относительно бесконечности, она не создает предела относительно субъекта, давая ему возможность быть активным. Общественная действительность определяет для нас задачи в личной или безличной форме, предлагая и их формулировки, и круг требований, условий и возможности решения. Однако сам субъект самоопределяется по отношению к задаче до того, как он оказался втянут в ее пространство. Он обладает способностью самоопределения в смысле включения, вхождения в нее, отношения к ней, более или менее активного, заинтересованного и т. д. Поэтому субъект не есть такой же структурный элемент задачи, как требования, условия и т. д. Пространство, очерченное задачей, объективно может быть уже или шире его субъективного пространства, которое соизмеряется с его способностями. Поэтому возникает диалектическое несовпадение ограничений, создаваемых задачей, и того безграничного горизонта, который может открываться субъекту на основе его субъективного отношения к задаче, его способностей. Соответственно возникают по меньшей мере два порядка соизмерений субъекта с задачей. Одно соизмерение «внутри» задачи, в условиях, когда возможности субъекта намного превосходят предъявляемые к нему требования или, напротив, когда требования иревышают его возможности, когда субъект не может реализовать даже объективно предоставленные ему возможности. В других условиях субъект соизмеряет предъявленную ему задачу (которой он не может не решать) с теми, которые он ставит сам, со своими субъективными и объективными горизонтами. Иногда эти горизонты много уже пространства общественной задачи, иногда шире и т. д. На основании этого «масштаба» соизмерения определяется его «вхождение» в задачу, принятие ее, отношение к ней. Он преобразует ее (в допустимых ею самой пределах), ставит внутри нее свои задачи, подразделяя и организуя предоставленное ему пространство. Таким образом, одной из важных процедур оказывается соизмерение субъекта и задачи. Происходит ли оно внутри самой задачи (так сказать, на «месте действия») или вне ее (абстрактно), происходит ли в момент ее решения или предварительно, основной категорией при определении активности субъекта оказывается соизмерение, определение меры соответствия, пропорциональности своих возможностей и требований задач. Однако организация пространства деятельности субъектом связана не только с наличием требований, не только с соизмерением требований и возможностей субъекта. Один субъект принимает ту пропорцию возможностей, данных и требований, которую предоставляет ему задача, другой — отвергает, третий — пытается преобразовать пространство своей активности. Сам субъект определяет место предъявленных ему задач в своей жизнедеятельности, меру своего соответствия им, уровень своей активности соотносительно с пространством вне этой задачи, которое определяет он сам. Он перекраивает, осваивает пространство задачи. Соизмерение осуществляется и между условиями и требованиями внутри задачи, между возможностями и требованиями вне ее, между субъективными и объективными возможностями, между объективными возможностями и субъективными желаниями (требованиями) и т. д. Этим соизмерением определяется в конечном итоге и степень трудности, важности (принятие, отношение), адекватность субъекта задаче и субъекту задач. При этом возникает процедура оценивания, соизмерения и сама категория «ценность», которая также оказывается связанной с характеристикой личности. Личность должна рассматриваться соотносительно со своим пространством в обществен- ном и индивидуальном, в объективном и субъективном способах его организации. Через соотношение общественных и индивидуальных задач очерчивается круг притязаний личности, который не всегда совмещается с пространством объективно предложенных ей задач. Притязания могут быть шире или уже предъявляемых к ней требований, однако они определяют притягательность для нее тех или иных моментов и внутри и вне поставленных перед нею задач. Важнейшим методологическим моментом является то, что индивиду.в его деятельности предлагаются не предметы, а именно задачи как особая форма его включения в деятельность. Задачи в их конкретном общественном содержании, поставленные перед человеком, всегда решаются совместно с другими людьми. Задача есть форма, посредством которой определяется его место в коллективе. Объективность отношений с людьми задается характером задач и соответственно деятельности, направленной на их решение, что приводит к установлению контактных связей с людьми. Мы предполагаем, что на индивидуальном уровне совместная деятельность может быть охарактеризована именно через участие человека в решении общественных задач. При определенных условиях, требованиях и данных задачи отношения общения являются условием ее решения, активности, и деятельности людей. И наоборот, при других условиях деятельность создает не только объективные продукты, но и важные условия для общения (сплочения и т. д.) людей. Естественно, при разном масштабе задач результаты активности индивида различны и сказываются соответственно на отношениях с современниками, данным коллективом или только с его «близкими». Форма задачи дает возможность установить изменчивость общения людей в зависимости от их деятельности и обратно. Подход к деятельности как к решению задач позволяет понять прежде всего такую сложную форму личностного предвосхищения результата, отношения индивида к решению задачи, как ответственность. Эта категория должна быть исходно введена в число общественных оснований, составить своеобразную «онтологию» индивидуальной деятельности. Ответственность появляется в момент принятия задачи. Она определяет, постановку цели и выбор решения, а главное, является регулятором хода деятельности. Личностная регуляция деятельности охватывает не только процесс преобразования, определение перспективы деятельности, но и ее соотношение с объективным содержанием задачи. Здесь необходимо выделить волевую регуляцию, связанную с представлениями об общественной значимости. Последняя определяется соотношением актуальной деятельности с задачей. Если текущая деятельность не отвечает общественному характеру задачи, то индивид применяет дополнительные волевые усилия. Качество деятельности, способ ее осуществления до полнительно регулируются личными и общественными требованиями к этому качеству. Последнее определяется, с одной стороны, способом постановки задачи, с другой — принятием личностью на себя ответственности за решение задачи в целом. Отсюда результатом оказывается не просто продукт деятельности, а соотношение субъекта с решением задачи в целом. Воля выражается не в конкретной постановке цели и даже не в ее достижении, а в соотнесении актуальной деятельности с задачей, т. е. в степени ответственности субъекта за время и за качество ее решения. Через понятие задачи выявляется соизмеримость личности и задачи, а тем самым психологическая «цена» процесса решения. Возможен тип задач, к решению которых личность еще не готова, тогда мы говорим, что задача выше ее возможностей. В то же время другие задачи могут быть ей по плечу, а третьи — ниже ее возможностей. В одних случаях личность решает задачу на пределе своих возможностей, в других — чисто функционально^ не затрачивая больших усилий. Иными словами, структура задачи предполагает не только соотносительность ее условий и требований, но и задачи в целом и возможностей решающего ее субъекта. Соизмерение субъекта с задачей носит дифференцированный характер: мы констатируем не только трудность или легкость решения задачи данным субъектом, но и то, что он мог бы выполнить предъявляемые ему требования, но при других условиях. Для психологического анализа важно и исходное отношение личности к задаче (которое может строиться как на основе других коренных отношений личности, так и ситуативно, в силу необходимости), и последующая динамика активности, ее уровень в ходе решения. Личность берет на себя регуляцию меры активности в соответствии с периодом решения, резервирует силы на возможные трудности, а также на «выход» из деятельности. Качественно высшим типом регуляции является тот, когда личность берет на себя ответственность за обеспечение соответствия своей деятельности решению задачи в целом: в этом случае она регулирует и меру, и направление, и характер активности. Здесь выявляются такие личностные характеристики, как уверенность, хотя задача может быть достаточно трудной. Таким образом, качество активности оказывается соотнесенным не только с трудностью задачи, но и с характером личностной регуляции. В случае подлинного интереса личность может купировать разрыв, несоответствие в объективной структуре задачи — ее условий и требований. Например, когда на производстве возникает несоответствие между требованием выполнить план и необеспеченностью его выполнения техническими условиями, личность может взять на себя организацию этого обеспечения с целью ликвидации несоответствия, что свидетельствует об общественном характере ее деятельности. В других случаях активность, напротив, может носить формальный характер, если личность уклоняется от решения, ссылаясь на несоответствие условий и требований. В случае такого разрыва выявляется реалистичность личности — ее умение оценить соответствие условий и требований задачи, во-первых; во-вторых, характер активности личности через способ соотнесения задачи в целом со своими возможностями. Речь тогда идет не просто о наличии способностей у личности, но об их мобилизации, о желании личности сделать все возможное. Притязания человека в свою очередь могут быть выше ири ниже предлагаемых ему задач, однако важно не само по себе это соотношение, а его способность в одних случаях ликвидировать этот диссонанс, отвлечься от престижных притязаний, проявить дисциплинированность и т. д. Иногда, напротив, человеку необходимо отказываться от чрезмерно легких задач и требовать постановки других, имеющих высокую общественную значимость. Эти соотношения позволяют не просто констатировать активность личности, но раскрыть характер проявления личности в решаемых ею жизненных общественных задачах. Обнаруживается действенность или пассивность личности, ее готовность жить и действовать на высшем или низшем пределе своих возможностей, искать и ставить новые задачи, преодолевая трудности, или же довольствоваться решением наличных. Таким образом, вскрываются достойные или недостойные способы осуществления деятельности, т. е. возникают моральные критерии для оценки личностью своей активности. Динамический подход к деятельности и изменчивость позиции субъекта в ходе ее осуществления также наиболее явственно проявляются в решении задачи. В ходе решения задачи выявляется не столько умение, сколько психологическая стратегия и тактика субъекта применять стандартные способы действия. Субъект характеризуется уровнем стратегии и тактики, широтой способов действия, оригинальностью и неожиданностью решений. Исследования последних десяти лет показали, что личностная регуляция, как и психическая, может носить и гибкий и жесткий характер. Гибкая саморегуляция основана на осознании и выявлении субъектом своих психических и личностных возможностей по отношению к задаче. Это позволяет наметить точный момент и способ действия, стратегию и тактику решения задач. Стержневым моментом решения задачи является связь динамики деятельности и изменчивости позиций ее субъ екта. Психологически и цель, и мотивация, и условия деятельности в ходе решения задачи меняются. На эту динамику приближения к цели указывают и зарубежные и советские психологи, например Миллер, Браун, Брушлинский, Тихомиров. Однако даже, когда последними учитывается изменяющееся соотношение притяжения и отталкивания, эмоциональной напряженности и т. д., сам субъект учитывается или только со стороны своей цели (деление общей цели на частные), или только со стороны мотивации, или только в эмоциональном качестве. Между тем главное состоит в том, что, поскольку в ходе приближения к цели меняются все психологические характеристики активности, все ее модальности, личность выступает как интегрирующий центр их регуляции, как ее решающая инстанция. Оценки текущих психофизиологических, эмоциональных и других состояний: изменение мотивации, отражение объективного положения дел — все это сводится воедино личностью.'Человекопределяет последовательность осуществления деятельности на всем протяжении решения задачи. Кроме интеграции показателей всех уровней и всех модальностей, индивидом устанавливается значимость своей активности. Это помогает купировать-трудности, преодолевать^ неуверенность, принимать решения. Он соотносит задачу не только со своими возможностями и желаниями, вырабатывая конкретную мотивацию, но и со своими состояниями. Личность обеспечивает последовательность в осуществлении деятельности на всем ее протяжении независимо от состояний на том или ином этапе, в том или ином направлении купируя их. Личность регулирует и свои состояния, и мотивацию, и чувства, последовательно реализуя значимую для нее линию деятельности. Проведение этой линии связано с волевой способностью в преодолении состояний неуверенности, неопределенности, трудности. При этом человек обнаруживает системное качество активности, способность к сохранению и поддержанию равновесия целого и вместе с тем способность к перестройке и контролю за ритмом активности, мобилизации резервов, выявлению новых возможностей. При анализе деятельности обычно задаются вопросом: почему субъект начинает действовать? Мы же отвечаем на вопрос, почему он продолжает действовать. Выраженный в более общем виде, этот ответ формулируется так: субъект регулирует деятельность по ходу ее осуществления в зависимости от самого процесса, от его характера. Если на каком-либо этапе принято одно решение, то регуляция будет осуществляться одним путем, если другое, то соответственно — другим.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.034 с.) |