Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек же делает самое свою жизнь предметом своей воли и своего сознания.Стр 1 из 3Следующая ⇒
К. МАРКС, Ф. ЭНГЕЛЬС ' Способ перехода от социально-философских категорий деятельности и ее субъекта к построению предмета психологии, к ее методологии задается характером философского анализа деятельности: сводится ли он к анализу ее предметных и целеполагающих характеристик, или же понятие деятельности рассматривается как сложная, многоплановая категория. От философского подхода зависит одноплановость, однолинейность или многоплановость и многогранность предмета исследования психологии, строй и количество категорий, посредством которых определяется предмет психологии. Вопрос в самых общих чертах сводится к следующему: возможно ли построение психологической науки на основе одной категории, одного «корня», на котором произрастает все «дерево» психологии, или ее категориальная структура является сложной? На первый взгляд второй ответ является единственно возможным, поскольку психология опирается на ряд важнейших методологических принципов: рефлекторная теория, теория отражения, принцип социальной детерминации психики, принцип единства сознания и деятельности, принцип личности. Если обратиться к истории, то известно, что решающую роль в развитии советской психологии сыграл принцип единства сознания и деятельности, выдвинутый С. Л. Ру--бинштейном в 1934 г. Посредством этого принципа был решен ряд задач, возникших в результате кризиса буржуазной психологии, в частности преодолен разрыв поведения (деятельности) и сознания. Этот принцип явился на многие годы методологической и теоретической основой 1 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. №•'• Политиздат, 1956, с. 565. психологии. На основе принципа единства сознания и деятельности психологическая наука была представлена С. Л. Рубинштейном как единая система. В оригинальном направлении проблемы активности и деятельности развивались Д. Н. Узнадзе. Своеобразная интерпретация сознания была предложена Л. С. Выготским. Однако за последние десятилетия в советской психологической науке произошли изменения как теоретического, так и практического порядка, которые требуют осмысления этого принципа на новом этапе. Коренным образом изменилось соотношение психологии и общественной практики. Если раньше прикладными областями психологии были эксперимент и некоторые отрасли — педагогическая, медицинская и психология труда, то на сегодняшний день можно считать осуществленным превращение всей психологической науки в практически значимую дисциплину2. Поэтому и деятельность включается в предмет психологии уже совсем в другом качестве: не только как "принцип объяснения природы психического, сознания, но и как реальный объект исследования. Психология интенсивно изучает различные виды реальной деятельности — операторскую, управленческую и др.
Широкий круг психологических проблем возникает при совершенствовании творческой активности человека, научном обосновании организации труда людей, при создании трудовых коллективов, согласовании "техники с психофизиологическими и психофизическими характеристиками человека, изменении соотношения физического и умственного труда, усложнении человеческой деятельности в процессе производства и управления им. Рост отраслей психологии, столь характерный для современной психологической науки, изменил соотношение между отдельными отраслями и психологической теорией в целом. Возросла самостоятельность таких отраслей, как инже-.нерная психология, социальная психология; их взаимодействие с общей психологией осуществляется теперь по линии кардинальных методологических проблем. Многочисленные факты, получаемые в экспериментальных исследованиях, обогащают общую теорию. Однако,-поскольку эти факты относятся к разным уровням и разным 8 Ломов В. Ф. О состоянии и перспективах развития психологической науки в СССР. — Вопр. цсихол., 1977, №;5. областям психологии, их освоение и обобщение требуют обращения к методологическим проблемам. Бурно происходящая дифференциация отраслей психологической науки в то же время требует интеграции, систематизации психологического знания в целом. Именно эта задача как задача разработки системной теории психологии и была выдвинута Б. Ф. Ломовым как основная. Для ее решения необходимо ответить на вопрос: является ли категория деятельности единственным основанием системы психологического знания, или же психология строится на основе ряда философских категорий — деятельности, общественных отношений, субъекта и т. д. Этот вопрос не является умозрительным. Категория деятельности в психологии стала использоваться многими психологами исключительно для объяснения сущности психического, сознания. Но такое положение противоречит тому, что в предмет психологии реально включается и личность в ее активности, и реальная практическая деятельность.
К числу изменений теоретического порядка относится выдвижение на первый план проблемы личности. Концентрация внимания вокруг этой проблемы характерна для всей мировой психологической науки, в том числе для психологии социалистических стран (Т. Ярошевский, Я. Рейковский, К. Обуховский, А. Коссаковский и др.). 60-е и 70-е годы в советской психологии характеризуются все более углубляющейся разработкой этой проблемы. Ей посвящен последний труд С. Л. Рубинштейна «Человек и мир» (1973), последнее исследование Б. Г.. Ананьева «Человек как предмет познания» (1968), последняя книга А. Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» (1975). В работе С. Л. Рубинштейна рассматривается принцип субъекта и его жизнедеятельности, специфика детерминации личности. С. Л. Рубинштейн, 3. Г. Ананьев разработали процессуальный подход к анализу личности в отличие от ее оригинального понимания как системы отношений В. Н. Мясищевым. В труде Б. Г. Ананьева проблема человека берется в науко-ведческом аспекте, а проблема личности — с точки зрения истории ее жизни и деятельности — жизненного пути. В работе А. Н. Леонтьева в соответствии с теорией интериоризации личность и сознание выводятся из структуры деятельности. Оригинальные концепции, подходы к личности, ее структуре и механизмам формирования развиваются такими психологами, как В. С. Мерлин, А. С. Прангишвили, Л. И. Божович, К. К. Платонов, П. М. Якобсон и др. На специальном симпозиуме проблема личности была рассмотрена как комплексная проблема психологической науки, наметились основные направления ее разработки, различие точек зрения на личность, определения понятия личности соотносительно с понятиями человека, субъекта, индивида, индивидуальности3. Проблема человека оказалась в центре внимания на одном из крупнейших совещаний по проблеме соотношения биологического и социального 4. Интересы психологической науки сосредоточились не столько на выяснении природы психики в ее связи с мозгом, сознания, сколько на исследовании личности, человека в многообразных связях с миром, на диалектике внешнего и внутреннего в его жизнедеятельности. Принципиально важным было введение Б. Ф. Ломо-,• вым в советскую психологию в качестве методологического принципа общения. Формулирование этого принципа явилось результатом обобщения ряда конкретных исследований по восприятию человека человеком, коммуникации, общению и т. д.5 Принцип единства сознания и деятельности перестал быть универсальным; внимание психологов переходит на принцип общения, объединяющий общую и социальную психологию и дающий возможность раскрыть новые качества, ракурсы личности. Введение принципа общения в психологию привело к новому пониманию деятельности. Если до сих пор предметом исследования были преимущественно индивидуальные формы деятельности, то теперь внимание привлечено к ее коллективным формам (А. В. Петровский и др.).
8 См.: Проблемы личности. Материалы симпозиума. М.: Всесоюзное научное медицинское об-во невропатологов и психиатров. Ин-т филос. АН СССР, 1969, т. 1. Ротапринт. Личность: Материалы обсуждения проблем личности на симпозиуме. М.: Всесоюзное научное медицинское об-во невропатологов и психиатров. Ин-т филос. АН СССР, 1971, т. 2. Ротапринт. 4 См.: Соотношение биологического и социального в человеке. М.: Наука, 1975; Биологическое и социальное в развитии человека. М.: Наука, 1977, 697 с. 6 Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии. — В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975> Однако перечень методологических категорий и принципов еще не отвечает по существу на поставленный вопрос: как строится при их посредстве предмет психологического исследования — путем «выведения» психического из одной категории или из разных, в соответствии с теми связями и отношениями, в которых находится и которые отражает каждая из них? Ответ именно на этот вопрос и обнаруживает разность позиций советских психологов, хотя все они, как известно, единодушно признают значение философской категории деятельности, которое было раскрыто еще в 30-х годах С. Л. Рубинштейном. Реальная разность позиций обнаруживается при сравнении подходов к анализу психического С. Л. Рубинштейна и Л. С. Выготского", А. Н. Леонтьева. Различие этих двух подходов — это больше, чем различия между разными школами: принципы, на которых они основаны, представляют возможность разного способа построения предмета психологии, что имеет решающее методологическое значение. С. Л. Рубинштейном в работе «Бытие и сознание» дан анализ психического посредством рассмотрения разных его качеств, взятых в различных системах связей и отношений. Он выступает против абсолютизации какой-либо одной характеристики психического, раскрывая его много-качественность. При подходе Выготского и Леонтьева за основу психического берется одно качество, выведенное из принципа деятельности, один «корень», а тем самым все здание психологической науки опирается на одно острие. При этом — получившем в последнее время название дея-тельностного — подходе также имеет место признание отражательной природы психического, его рефлекторной основы, однако внутренним, системообразующим принципом в нем оказывается одна категория деятельности.
Подход А. Н. Леонтьева в известном смысле может быть назван системным, поскольку деятельность является в нем системообразующим основанием. Она задает систему, в которой выстраиваются определения и психики, и сознания, и личности. Концепция Леонтьева построена по иерархическому принципу, который является несомненным признаком системности. Однако из-за того, что вся система строится на одном основании — деятельности, из которой выводятся все психологические понятия, все уровни и качества психического, — много-качественность психического объясняется лишь как функция целого — деятельности. Из сказанного следуют по крайней мере следующие выводы. Понимание системности и способ построения психологии как системы могут быть различными,, так что ни состав, ни число психологических категорий, употребляемых в русле того или иного подхода, не говорят о его особенностях. Эти особенности раскрываются способом «движения» психологических категорий, который в свою очередь задается единственным или множественным исходным основанием. Таким образом, мы снова возвращаемся к философским истокам методологии психологии, и вопрос об одномерности или многомерности философского понимания деятельности приобретает решающее значение. На почве всеобщего одномерного понимания деятельности возникает специфическая система психологии, возведенная над единственным основанием, правомерная и получающая определения относительно единственного «корня» и точки отсчета — деятельности. Исходный пункт и результат здесь в известном смысле сходятся. Чтобы развернуть систему понятий, получающих свое функциональное определение в психологии относительно деятельности, необходимо ее одномерное философское понимание. А множество своих качеств и определений она получит уже в психологии, где одна и та же деятельность, одни и те же заданные ей отношения будут тем пространством, в котором формируются и-мотив, и цель, и психика, и сознание, и личность. Способ построения предмета психологии, разработанный А. Н. Леонтьевым, получил название деятельностного подхода и является сегодня наиболее распространенным и популярным в советской психологии. Первый подход, разрабатывавшийся в советской психологии С. Л. Рубинштейном, опирается не на одномерную категорию деятельности, а на представление о сложном способе связи деятельности и ее субъекта. На первый взгляд представляется, что путь построения методологических категорий психологии и сопряженного с ним философского анализа и исторически; и логически у С. Л. Рубинштейна также начинается категорией деятельности 'и лишь заканчивается постановкой проблемы человека, субъекта (причем в общефилософском плане). На самом же деле это не так. Этот путь и исторически, и логически открывается проблемой субъекта деятельности, поставленной еще в 1922 г. в работе «Принцип творческой самодеятельности» *, т. е. более чем за 10 лет до появления первой известной статьи на эту тему — «Проблемы психологии в трудах К. Маркса» 7.
Рассматривая проблему субъекта деятельности в широком философском контексте, С. Л. Рубинштейн выступает против обособления субъекта от его деятельности, против понимания их взаимосвязи как чисто внешней. «Согласно этому представлению, которое Кант закрепил, — пишет он, — субъект мыслится как виновник или источник своих деяний, в которых он обнаруживается и проявляется. Направляясь на объект, который они определяют и создают, деяния исходят от субъекта. Но если субъект лишь проявляется в своих деяниях, а не ими также сам создается, то этим предполагается, что субъект есть нечто готовое, данное до и вне своих деяний и, значит, независимо от них 8. Эта мысль, высказанная тогда в общей форме, получает развитие в статье 1934 г. «Итак, деятельность человека не реакция на внешний раздражитель, она также не делание как внешняя операция субъекта над объектом, — она «переход субъекта в объект». Но тем самым смыкается связь не только между субъектом и его деятельностью, но и связь между деятельностью и ее продуктами... Но за сомкнувшейся таким образом связью, идущей от субъекта к объекту, в деятельности человека сейчас же раскрывается другая фундаментальная зависимость, идущая от объекта к субъекту... В объективировавши, в процессе перехода в объект, формируется сам субъект» 9. Таким образом, С. Л. Рубинштейн на первый цлан выдвигает не просто факт преобразования-объекта субъектом посредством деятельности, не просто факт имплициро-ванности субъекта и предмета в деятельности, а связь между ^убъектом и его деятельностью, понятую как условие формирования, развития субъекта. Субъект не только 6 Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности. — Учен. зап. высшей школы г. Одессы. 1922, т. 2. 7 См.: Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 8 Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности, с. 153. " Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии, с. 25. действует, преобразуя предмет в соответствии со своей целью, но и выступает в разном качестве в процессе и в результате ее осуществления. Иными словами, деятельность раскрывается С. Л. Рубинштейном через диалектику субъекта и объекта. В результате деятельности изменяется не только объект, но и сам субъект. Ленинская мысль, сформулированная при анализе «Науки логики» Гегеля, о противоречии как источнике деятельности конкретизируется С. Л. Рубинштейном в представлении о восходящей и возводящей субъекта на качественно новый уровень деятельности. Принцип развития субъекта через деятельность в свою очередь конкретизируется С. Л. Рубинштейном применительно к тому субъекту, который изучает психология, т. е. к личности. Через понятие способа существования и происходит переход от понятия субъекта деятельности к понятию субъекта общественного способа бытия (общественного бытия). Переформулируя понятийное содержание введенного им в психологию принципа единства сознания и деятельности, С. Л. Рубинштейн не случайно называет свою книгу «Бытие и сознание», а не «Деятельность и сознание». Именно этот переход имеет решающее методологическое значение в определении пути построения предмета психологии. Именно здесь заключена основа понимания способа перехода от философского уровня исследования к конкретно-научному. Когда-С. Л. Рубинштейн исследует в бытии иерархию разных «способов существования», начиная от неживой материи и кончая общественной формой жизни, он подводит к пониманию того, что сама психическая деятельность как форма активности должна быть подчинена специфическим закономерностям «способа существования», лежащего в ее основе. Но это означает, что способы связи философских категорий и их содержание не прямо переносятся «на почву» психологии, а выступают методологическим и теоретическим средством «организации» «пространства» психологической науки, организуя движение психологических понятий в целях выявления специфики психического. В своем содержательном выражении это означает, что психическое (в том числе психология личности) должно быть определено в своем специфическом качестве, исходя из объективной общественной потребности, которая вы- звала к жизни такую специфическую способность, как психика. Такая постановка вопроса является ключом для понимания как способа перехода от философских категорий к предмету психологии, так и любых других способов «объяснения» психического, которые вошли в историю психологии. Натуралистическому пониманию психики, при котором психические явления рассматриваются как данность Их ставится задача их описания или какая-либо другая (вариантов этих задач достаточно в истории психологии), Леонтьев противопоставляет альтернативу — построить психику из внешне заданных предметных характеристик деятельности. Однако в этом случае специфика психической деятельности попросту зачеркивается априори заданными характеристиками предметности. Более того, благодаря произвольно выбранным характеристикам деятельности утрачивается и сама специфика психического, поскольку нет основания для выработки критерия этих характеристик. По-видимому, путь к пониманию специфики психического лежит, по словам Рубинштейна, через анализ «онтологии индивидуальной жизнедеятельности». Это такой способ существования, такая форма бытия человека, которая обнаруживает свою общественную сущность в специфической форме. Этот путь привел к постановке двух взаимосвязанных, но все же различных задач: раскрыть специфику индивидуальной формы в отношении ко всеобщей форме субъекта и исторической деятельности и раскрыть, в каком качестве и как эта форма выступает основанием специфического типа человеческой активности — психической деятельности. Прямой перенос на психику характеристик общественно-исторической деятельности, «практики», по терминологии Леонтьева, представляется необоснованным, поскольку тем самым игнорируется специфика психического,. Все его многообразие и многогранность при таком переносе сводятся к одному отношению, поглощающему и унифицирующему множество его качеств, как природных, так и общественных, связанных с общением людей, с отражением действительности, с регуляцией деятельности. Необходимо найти специфическое основание психического, которым, по нашему предположению, является общественное бытие индивида. Именно в нем возникает необходимость и потребность в подобной «функции», подобном типе активности. Общественный индивид, выступая субъектом психической деятельности, является в то же время субъектом специфического процесса жизнедеятельности и, наконец, при определенных условиях и определенным общественным образом он становится субъектом общественно необходимой деятельности, включается в нее. В свою очередь психическая деятельность, которая является специфической функцией общественного бытия индивида, включается в осуществление любого типа деятельности (в том числе и общественно необходимой) в качестве регулятора. В одном из этих своих качеств индивид выступает как личность в собственно психологическом смысле слова. Для этого также должна быть найдена система образующих это качество объективных отношений. В книге «О субъекте психической деятельности» в самом общем виде была выделена взаимосвязь задач — выявления специфики индивидуального бытия человека как индивидуального способа существования и раскрытия тех его качеств, с которыми связана психическая деятельность. В этой работе был поставлен вопрос о происхождении психического из индивидуальной формы общественного бытия и его функциях регуляции деятельности. В «Диалектике человеческой жизни» мы выделили в качестве предмета исследования другую совокупность проблем: каким образом общественная форма индивидуального бытия выступает в качестве общего основания специфических понятий личности, которые разрабатываются в ряде наук и областей знания, в которых индивид является предметом исследования. Соответственно индивидуальная форма общественного бытия человека в той и в другой работе рассматривалась методологически под разными углами зрения: в первом случае — как основание психической деятельности, во втором — как основание ряда понятий или аспектов личности, разрабатывающихся в разных науках, в том числе и в психологии. Если сравнивать только собственно психологические задачи, поставленные в этих работах, то в первом-исследовании из индивидуальной формы общественного бытия выводились особенности психической деятельности, во второй — особенности психологии личности. Только сведя их теперь вместе, можно поставить вопрос о качественном различии уровней психического (психики и сознания личности) и их взаимосвязи, через принцип жизнедеятельности. Сравнившая применяющиеся в психологии подходы, мож-ю прийти к выводу, что многие советские психологи используют в том или ином качестве (как социально-философскую категорию или как социологическое понятие) понятие субъекта. Однако содержание этого понятия весьма различно: для С. Л. Рубинштейна оно носит социально-философский характер, приводя к пониманию связи субъекта с деятельностью и развития субъекта через деятельность, для Д. Н. Узнадзе оно раскрывает характер объективации субъекта, котерый дает представление о собственно человеческом качестве психической активности. Наконец, у Б. Г. Ананьева понятие субъекта деятельности рассматривается'на уровне личности. Ананьев рассматривает проблему человека в связи с вопросом о месте психологии в системе других наук (и чело-векознания в целом). Поэтому собственно философская постановка проблемы субъекта и переход от нее к конкретно-научному уровню в его работах не разрабатываются специально. Понятие субъекта деятельности, которое он отличает от понятий личности, индивида и индивидуальности, методологически им не обосновывается. «Совпадение личности и субъекта, — пишет Ананьев, — относительно даже при максимальном сближении их свойств, так как субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность — совокупностью общественных отношений (экономических, политических, правовых, нравственных и т. д.), определяющих положение человека в обществе, в структуре определенной общественно-исторической формации» 10. 'Под деятельностью он в свою очередь имеет в виду труд, общение и познание, игру и учение, спорт и самодеятельность разных видов и. Поэтому индивидуальная деятельность в известной мере отождествляется им с деятельностью общества в целом, поскольку и та и другая носит общественный характер. Но тем самым понятие субъекта в масштабах общественной организации и субъекта индивидуального уровня никак не различаются, хотя важно, что Ананьев учитывает сам принцип субъекта деятельности. Ананьев в отличие от Леонтьева не сводит личность к деятельности I Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ 1968, с. 294. II Там же. и не выводит личность из деятельности. Он выделяет два источника психологических категорий — общественные отношения, через которые определяется личность, и виды деятельности, через которые определяется субъект деятельности. Общность методологического подхода Д. Н. Узнадзе и С. Л. Рубинштейна заключалась в постановке проблемы субъекта, состояла в утверждении принципиальной невозможности анализа психического, исходя непосредственно из него самого, в указании на необходимость определения психического, опираясь на более общие объективные отношения. Именно эти два крупнейших советских психолога начали свою борьбу в психологии против «постулата непосредственности». Однако исходным для них обоих было не абстрактное понимание деятельности, а принцип субъекта. Понятие субъекта в концепции Узнадзе носит общеметодологический характер. Конкретно это проявляется в принципе объективации как фундаментальном моменте теории установки. Подробнее мы остановимся на всех аспектах понятия «объективация» ниже. Здесь можно отметить его собственно методологический аспект. Становление субъекта через объективацию есть абстрагирование от господства личных потребностей, которые выражают связь установки с ситуацией и переход к такому типу детерминации, при котором исходными оказываются интересы и потребности других людей 12. Хотя Узнадзе не употребляет понятия «субъект-субъектные отношения», однако констатирует зависимость между ними, что само по себе методологически принципиально. Понимание установки как качества личности в отличие от понимания установки как собственно психической активности возникает только на основе объективации как абстракции от потребностей, перевода детерминации в объективный план. Об этом же писал в свое время С. Л. Рубинштейн: «Личность определяется своими отношениями к окружающему миру, общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности людей, в той реальной деятельности, посредством которой люди познают мир (природу и общество) и изменяют его»13. Иными 12 Узнадзе Д. Н, Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: АН ГССР, 1961, с. 190—192. 13 Рубинштейн С. Л, Принципы и пути развития психологии. М.: Иэд-во АН СССР, 1959, с. 121. словами, если в концепции интериоризации фактически реальная деятельность выступает только в качестве формулы по отношению к психической деятельности, лишь как структура последней, то в концепции С. Л. Рубинштейна утверждается реальная общественная практическая деятельность индивида, через которую и осуществляется диалектика внешнего и внутреннего. Принцип" же интериоризации логически приводит к замыканию деятельности внутри психического, к отождествлению внешней и внутренней деятельности, уходу внешней деятельности внутрь замкнутой психической сферы и затем к ее саморазвертыванию. В постановке и решении этого круга вопросов и заклю Попытка раскрыть специфику психологического подхода к деятельности через ее структуру предполагает ее неизменность, поскольку она оказывается лишь классификацией, распределением функции между операцией, действием и т. д. Главное же уязвимое звено такого подхода в том, что «именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность», а отнюдь не субъект, так или иначе формирующий цель. При этом каким-то непонятным образом предметное, т. е. объективное, отождествляется с мотивом, т. е. субъективным («предмет деятельности есть ее действительный мотив»), за которым в свою очередь «всегда стоит потребность», по словам А. Н. Леонтьева. Целеполагание по логике такого подхода оказывается некоторой направленностью, интенциональностью или представлением о результате, который должен быть достигнут. ^ Следует отметить, что- Леонтьев неоднократно пользуется понятием «осуществление». Однако^ содержание этого понятия не раскрывается, а сразу ставится вопрос о способе осуществления, который для него зависит опять-* таки не столько от субъекта, сколько от условий, в которых достигается цель. Понятие осуществления он относит только к действиям, которые имеют свои способы осуществления, соотносительные условиям. Таким образом, в самом начале исчезает субъект, который собственно и осуществляет деятельность, и остается одна цель, которая сразу берется как уже поставленная, наличествующая в сознании, без которой не может сложиться структура деятельности. Правда, Леонтьев отмечает, что субъективное выделение цели представляет собой особый, почти не изученный процесс, однако в его определении цели не поставлено никакой проблемы, подлежащей воз^ можному изучению. Цель для него есть «осознание ближайшего результата», достижение которого осуществляет данную деятельность, способную удовлетворить потребность, опредмеченную в ее мотиве»14. Изменение условий неизбежно влечет за собой изменение «операционного состава действия», т. е. рассматривается как независимое от субъекта. Учитывается не само изменение, которое произошло в результате преобразования условий под воздействием субъекта или выявления новых, а только факт этого изменения. Можно было бы говорить об осуществлении деятельности, если бы этот процесс рассматривался как исходящий от субъекта, если бы каждое проявление активности субъекта, будь то физическая или психическая активность, изменяли реальное положение дел — условия, ситуацию и т. д. Однако деятельность оказывается в факторной зависимости, в которой не учитывается зависимость от субъекта. Поэтому употребление понятия субъекта, присутствуя терминологически, мало что добавляет по существу. В книге Леонтьева в главе о личности и ее связи с деятельностью говорится о субъекте, который реализует в деятельности свои отношения. Возникает вопрос: где же в изложенной формальной структуре связей мотива с деятельностью, цели — с действиями, действий — с операциями, а операций — с условиями имеют место отношения субъекта? В указанной схеме нет таких звеньев, которые имели бы единую субъектную детерминацию. Правда, при этом признается, что цель может изменяться, а мотив сохраняться, 14 Леонтьев А. Л. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиз-дат, 1976, с. 105. и наоборот, что изменяются (неизвестно от чего) и условия и способы и т. д., но внутри этих изменений не просматривается единой, детерминирующей деятельность линии, связанной с субъектом. В этой схеме нет развертывания хода деятельности, а есть лишь описание ее структурных звеньев, которые не могут сообщить ей движения. Влияет ли вообще, а если влияет, то как, мотив на постановку цели и ее «представленность» в сознании, которые берутся уже как феноменологическая данность? Как оп-редмечивается потребность в мотиве, если она сама толкает к предмету его потребности? Тот факт, что деятельность связана с мотивом, что она имеет цель и т. д., известен в психологии давно, однако, какое качество, какую сторону деятельности представляет собой мотив, какую цель, как последняя регулирует действия, всегда ли для постановки цели достаточно наличия мотива, какую роль играет наличие потребности для возникновения мотива и т. д. — весь этот ряд психологических вопросов не только остается без ответа, но отсутствует даже их постановка, которая могла бы вести к решению. Однако'в этой схеме деятельности отсутствует не только субъект, но и какое бы то ни было представление о его связи с другими субъектами, об общественном характере деятельности. Общественная характеристика деятельности сводится к понятию операции как общественного способа действия. Поэтому понятие целеполагания в свою очередь выражает раз и навсегда заданную форму деятельности. Как же здесь учтена изменяющаяся, каждый раз действующая в новых условиях общественная детерминация? Она фактически сведена к константным неизменным способам действия, выражающим лишь ее технологическую сторону. Даже признание того, что способы действия выработаны людьми совместно, еще не раскрывает того, как они согласуют свои усилия по ходу деятельности. Наконец, если исходить из понимания деятельности как социальной, а не только определять ее гносеологически как целеполагание и как идеальное, то надо учитывать и общественные (а не технические, не операциональные) способы включения в нее индивида. Поэтому условия деятельности для общественного индивида — это необходимость для него устанавливать все новые связи с людьми в условиях изменяющихся общественных отношений, отвечать на новые требования совместной деятельности. Иными словами, нельзя, во-первых, ограничиться гносеологическими и антропогенетическими характеристиками труда, а надо учесть его социальные, конкретно-исторические характеристики, его общественную форму. Во-вторых, нельзя абстрагироваться от социальных способов включения индивида в труд при данных общественных отношениях. Таким образом, надо идти не от деятельности как целеполагания к личности, а от общественных отношений к необходимой деятельности и через личность к ее целепола-ганию. Включение личности в деятельность объясняется социологически на основе двух характеристик — типа общественных отношений и места, занимаемого данной личностью в системе общественных отношений и общественном производстве, т. е. является объективным отношением. При исследовании деятельности и раскрытии методологического значения и содержания категории «деятельность» в психологии, как утверждает Б. Ф. Ломов, в центре исследования и методологического понимания не должна быть только индивидуальная деятельность. Исследование коллективных форм деятельности при таком подходе приведет не только к постановке новой актуальной проблемы, но и станет ключом к пониманию индивидуальной деятельности. На сегодняшний день очевидно не только то, что общение не может исследоваться по формуле, разработанной в психологии на основе принципа деятельности, и не только то, что оно представляет самостоятельную специфическую область исследования, новую фундаментальную проблему, но и то, что оно выступает в качестве нового принципа, который не может не учитываться и при исследовании деятельности 1В. Однако именно решение вопроса об индивидуальной деятельности определяет принципиальное методологическое расхождение позиций советских психологов. Ломов, утверждая ведущую роль категории общения в психологии, во-первых, привлекает к ней внимание и вводит в предмет психологического исследования формы коллективной деятельности, а во-вторых, требует рассмотрения индивидуальной деятельности с позиций принципа общения. Здесь общественные отношения и деятельность неразрывно связаны между собой. Сведение же человече- 15 Ломов В. Ф. Общение я социальная регуляция поведения индивида. — В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.054 с.) |