Проблемно-диалогическая технология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемно-диалогическая технология



Учителя начальных классов нашей школы широко используют в своей практике проблемно-диалогическую технологию, технологию продуктивного чтения и технологию оценки учебных успехов.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос «Как научить учеников ставить и решать проблемы?». Если мы сравним 2 урока – традиционный и проблемно-диалогический, то увидим, что на традиционном уроке почти все действия выполняет учитель: он организует проверку домашнего задания, сам сообщает тему урока, сам ее объясняет и организует повторение. Нацелен такой урок, прежде всего, на заучивание материала.

На проблемно-диалогическом уроке учитель только создает проблемную ситуацию и побуждает детей самих сформулировать проблему. Он организует поиск решения, не предлагая готового объяснения. Учитель предлагает ученикам самим сформулировать собственное решение. В конце урока дети сами придумывают схемы, составляют алгоритмы, рифмуют выведенные правила, т. е. создают собственный продукт.

Таким образом, учитель на таком уроке выступает в роли «режиссера» учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему (задачу).

Какую группу новых результатов, прежде всего, развивает проблемный диалог? В первую очередь – это регулятивные УУД, т. к. проблемный диалог – это умение поставить цель, составить план действий, осуществить действия, свериться с целью. Это и есть короткое описание регулятивных учебных действий. Весь этот алгоритм – это обучение порядку в любой деятельности.

Не меньшее значение имеют коммуникативные УУД, т. к. диалог предполагает, что учитель и ученики находятся в состоянии поиска понимания друг друга. Развитие познавательных УУД обусловлено тем, что проблема всегда связана с некой логической задачкой, решением какого-то познавательного вопроса.

Этапы урока с использованием технологии

 проблемного обучения

1. Мотивация. Создание проблемной ситуации.

2. Выдвижение гипотез и их запись на доске.

3. Исследование (теоретическое, практическое).

4. Обмен информацией (при работе в группах), представление работы.

5. Обработка информации (подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез).

6. Подведение итогов урока (варианты решения проблемы).

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Приемы создания проблемной ситуации

Проблемную ситуацию можно разделить на 2 типа:

1. «С удивлением».

2. «С затруднением».

Сущность приёма: обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой».

Урок окружающего мира.

Тема: План и карта. 4 класс

Предлагаю учащимся изобразить в тетради яблоко, ластик в натуральную величину. Затем – дом. Дети удивляются, и сообщают, что это задание выполнить невозможно.

Далее следует поиск решения и вывод: необходимо использовать масштаб.

Пример приёма «с удивлением»

Учебную проблему можно поставить тремя методами:

1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. («Что вас удивило?»)

2. Подводящий к теме диалог. (Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий)

3. Сообщение темы с мотивирующим приемом («Яркое пятно»).

1. Выдвижение гипотезы. («Какие есть предположения, догадки?»)

2. Проверка гипотезы. («Согласны с предположением?«Как нам проверить гипотезу?»)

Гипотеза - научное предположение, требующее подтверждения.

Ценность создания проблемных ситуаций на уроке:

· дети получают возможность сравнивать;

· наблюдать;

· делать выводы;

· убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным;

· каждый имеет полное право искать и находить свой ответ;

· отстаивать свое мнение.

Преимуществапроблемно-диалогической

Технологии

· Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения (преемственность в обучении).

· Проблемный диалог даёт учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.

· Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся.

· Обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные возможности и повышает активность.

· Повышает работоспособность класса, что гарантирует усвоение нового материала на более высоком уровне большинством учеников. 

Выводы:

Сформированностьметапредметных УУД обеспечивает овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Своевременно сформированные метапредметные УУД являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом.

«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило», - писал Антуан де Сент-Экзюпери.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.009 с.)