Технические особенности батика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технические особенности батика



     Само слово «батик» происходит от индонезийского batik – «капля воска». И именно воск изначально использовался как основа частичного окрашивания ткани для получения узоров и орнаментов. Причем этот материал и поныне применяется в технике горячего батика. Сама же технология окрашивания ткани в искусстве батика имеет несколько направлений, которые объединяет один принцип – резервирование, то есть защита отдельных участков полотна с целью сохранения их цвета при дальнейшей работе. Осуществляется этот принцип по-разному, в зависимости от техники батика.

Помимо технической стороны, батик имеет и свои художественные особенности, ведь его уникальность – сочетание многих видов изобразительного искусства. Здесь можно найти элементы графики, акварели, пастели, даже витража и мозаики. Искусство же самого батика уникально тем, что его очень просто осваивать. Это благодарный вид творчества, ведь любая работа в этой технике представляет собой уникальный экземпляр, который можно доработать при необходимости дополнительными приемами украшения вплоть до вышивки или аппликации.  

ТЕМА 6. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ:

Синтез идей и технологий

     В современном мире трудно себе представить какую-либо сферу деятельности, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн как промышленное творчество и метод проектирования помогает человеку в работе и быту, влияет на образ и стиль жизни. Дизайн – органичное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся в содействии общественному процессу и формированию личности. Термином «дизайн» может определяться собственно замысел (проект), процесс его реализации и полученный результат.

Сложную картину дизайна дополняют значительные изменения в сфере культуры. То, что ранее было просто промышленным изделием, ныне вполне может оказаться в одном ряду с произведениями искусства. Примером этого могут считаться экспозиции музеев современного искусства в Нью-Йорке, Москве, Мадриде и других городах мира, имеющие целые коллекции предметов архитектуры и дизайна, мебели, осветительных приборов, образцов графическо­го дизайна и даже компьютеров.

Ввиду многообразия форм дизайна в исследовательской среде возникает интерес к природе и возможностям дизайнерской деятельности, во-первых, с точки зрения процесса проектирования и проектной культуры, а во-вторых, с точки зрения содержания культуры современного общества, её связи с природной средой. Установки проектной культуры, работающей с природной средой, всё больше включают в сферу своих интересов и дизайн. Природной среде каждой местности, каждого этнокультурного региона присущи свои «вещные архетипы», своя особая пространственность, разный масштаб: от равнинности, пересечённости до клеточной структуры произрастающих здесь растений. Каждой местности от природы свойственна «неповторимая радужность, цветовая палитра её объектов и состояний», в согласии с которой, как полагал К. С. Петров-Водкин, протекает художественное освоение мира. Природная среда поставляет для предметного творчества дизайнеров материалы, которые свидетельствуют об органической их связи с природой.

Дизайн, несмотря на его коммерческую сущность, выступает «как резонанс между открытиями и наблюдениями человека за природой и его тонким чувством восприятия и реагирования». Ощущение глубокой одушевлённости внешнего мира, уходящее корнями в древность, сохраняется без изменений в культуре индустриального общества. В ремесленную эпоху люди верили в рождение и смерть инструментов. Это требование сохраняет свою силу и в современном дизайне. Вот почему необходимо, чтобы в продукции дизайнеров выражались человеческие чувства, каким бы высокомеханизированным ни было современное производство. Дизайн, сохраняющий за собой миссию очеловечивания, гуманизации, жизни через придание среде опережающих функциональных, эстетических и экологических качеств, в наши дни приобретает ещё одну важную роль. Он становится создателем новых ценностных ориентиров. Поэтому под дизайном подразумевается художественное проектирование эстетического облика потребительских изделий, изготовленных промышленным способом.

Дизайн как форма творчества является результатом расширения сферы действия прикладного искусства, его развития на промышленной основе. Объектами дизайна являются утилитарные вещи, которые имеют практическое значение и, помимо эстетической функции, выполняют множество других функций, причём красота вещей обусловлена практическими требованиями.

Под декоративно-прикладным искусством подразумевается специфическая форма художественного творчества в сфере создания предметов быта, которая основана на ручном художественном труде. Именно ручной художественный труд служит тем водоразделом, который помогает, с одной стороны, отделить дизайн от декоративно-прикладного творчества, а с другой – в самом искусстве выделить две сферы, которые характеризуют его современное состояние: его ремесленную и промышленную формы.

Создание произведений декоративно-прикладного творчества – очень трудоёмкий и многоэтапный процесс. Он отличается от труда живописца, скульптора, композитора, актёра не только иным материалом художественного творчества, но ещё и иным объёмом процесса реализации художественного замысла. В отличие от живописцев, музыкантов, актёров, пользующихся готовым материалом, художник-прикладник, прежде чем создать изделие, должен подготовить материал, продумать технологию его обработки. Художнику декоративно-прикладного творчества требуется множество прикладных знаний и навыков, без которых задуманное не может быть реализовано. Мастер должен помнить, что между замыслом и исполнением лежит длительный и сложный технологический процесс.

Если представить себе весь творческий процесс в виде трёх этапов: замысла, процесса реализации, результата творчества, то станет ясно, что именно на промежуточной стадии процесса реализации происходят все метаморфозы современного искусства. Всё более совершенная техника начинает диктовать художнику свои условия. Эти требования, вклиниваясь в обычный творческий процесс, всё дальше отодвигают самого художника от результата его труда, увеличивая разрыв между ними. Степенью отчуждения мастера от продукта его труда и различается деятельность дизайнера и деятельность художника декоративно-прикладного творчества.

Долгие годы до появления дизайна декоративно-прикладное творчество создавало базу, подготавливало его приход. Формирование способа творчества в дизайне идёт пока за счёт накопленных декоративно-прикладным творчеством знаний, приёмов художественного творчества. Таким образом, между ними как бы осуществляется своеобразный взаимообмен: от дизайна в декоративно-прикладное творчество приходит всё более совершенная техника и технология; в свою очередь, декоративно-прикладное творчество открывает для дизайна большие художественные возможности.

Культурная многовековая традиция различала потребности тела, души и духа, и это различие не потеряло своего значения до настоящего времени. Поэтому вполне естественно, что исследование национальных традиций и национального ис­кусства в состоянии дать такой поток научной информации, который в итоге не может не сказаться положительно на развитии современного искус­ства и дизайна. Имея вековые народные и национальные традиции, декоративно-прикладное искусство является не только могучим средством эстетического развития искусства и художественного образования в целом. Оно является неисчерпаемым источником идей для внедрения в профессиональную проектную практику.

Использование потенциала этнокультуры в творчестве художников декоративно-прикладного искусства и дизайнеров всегда способствовало формированию самобытного государства, демонстрирующего органичное существование исторических достижений и их использование в современной жизни. Культурное наследие каждого народа, содержит идеи и опыт, обогащающие культуру и жизнь многих поколений. Оно свидетельствует о высокой культуре, традициях, жизни народа, о его мировосприятии.

В истории художественной культуры декоративно-прикладное искусство занимает особое место. Это – своеобразная историческая память народа, в которой проявляется его связь с национальными традициями, бытовым укладом, культурой. Именно национальные традиции в декоративно-прикладном искусстве стали основой для поисков этнической идентификации в период всеобщей интернационализации культур, формирования глобальных техниче­ских и эстетических приоритетов, формирующих потребительские ценности и влияющих на развитие искусства и дизайна.

Вопрос о традициях национального декоративно-прикладного искусства в современном дизайне касается не только сохранения, но и развития культуры. Тиражирование в той или иной форме уже известного, уже сотворённого ранее – это распространение, а не созидание новых артефактов. Но и оно необходимо, поскольку вовлекает в свой широкий круг разных людей, объединяя их в процесс функционирования культуры в обществе. В дизайне отдельные элементы традиции могут существовать, в большей или меньшей степени теряя или сохраняя свою аутентичность.

Национальное своеобразие в искусстве – это естественное и закономерное проявление той или иной нацией своих исторически сложившихся и имеющих глубокие корни в народной жизни особенностей.

 

 


Лабораторные работы

 Лабораторная работа № 1

Декупаж

Декорирование предметов

Цель работы – овладение знаниями, практическими умениями и необходимыми навыками декорирования предметов в технике декупажа.

Задачи:

− выполнение декоративной композиции, в которой будут решаться вопросы декорирования предметов;

− нахождение оригинального композиционного решения;

− овладение способами художественной обработки формы с целью усиления выразительности ее качеств;

− овладение умениями органического введения декора в композицию.

Обсуждение теоретических вопросов:

− декоративный и прикладной виды искусства, истоки декоративно-прикладного искусства;

− разновидности декоративно-прикладного искусства;

− основы работы в технике декупажа.

Материалы для работы:

− акриловая или гипсовая грунтовка для подготовительных работ;

− наждачная бумага для затирки поверхности;

− ацетон, которым обезжиривают материал;

− акриловая краска для формирования фона декора;

− кисти, губка для тушевания краски;

− салфетка/картинка, из которой вырезают аппликацию;

− лак для финишных работ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.009 с.)