Создание творческой декоративной композиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание творческой декоративной композиции



ТЕМА 5. БАТИК, КАК ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

 

История батика

     Батик индон. Batik – капля воска»; membatik – рисовать, покрывать каплями, штриховать – техника, основанная на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску, или, как говорят художники, резервируют от окраски отдельные участки ткани.

Батик ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. 2 октября 2009 года внесён в список ЮНЕСКО шедевров устного и духовного наследия человечества.

На ткань – шёлк, хлопок, шерсть, синтетику – наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резервом (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе – в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Роспись «батик» издавна известна у народов Индонезии, Индии и других стран, а в Европе – с XX века.

Южная Азия – родина батика. Как считают историки, родилось искусство окрашивания тканей (батик) в Индонезии. «Анбатик» на местном наречии значит «рисовать». Уже в те далекие времена женщины стремились украсить одежду. Это, конечно, преследовало свои цели – подчеркнуть принадлежность к определенному роду конкретной цветовой гаммой и узорами. Хотя красителей было немного, но искусство батика позволяло создавать многокрасочные расписные полотна. В Индонезии батик приобрел оттенки охры и цвет индиго – песчаные полутона от густой тени до цвета слоновой кости разбавлялись ярко-синими пятнами высокого неба. Каждый род бережно хранил секреты приготовления красящих растворов, способы нанесения краски, а также рисунок батика. По окрашенной узорчатой одежде можно было точно сказать, к какому роду принадлежит тот или иной человек. Рисунки использовались различные: абстрактные, графические орнаменты, сюжетные истории. Последние в основном служили для создания полотен с целью украшения храмов. Индонезия и Индия, куда искусство батика плавно переместилось и получило название «бандхана», использовали хлопковые полотна. Вытканые вручную ткани тщательно выбеливались, сушились, чтобы рисунок на них ложился как можно четче и ровнее.

Несмотря на то, что батик возродили и начали активно использовать индонезийцы, ручная роспись по ткани появилась еще в Китайской империи тысячелетия назад. Известный китайский шелк окрашивали в данной технике, получая образцы, будоражащие воображение своей красотой! А знаменитый Шелковый путь распространил эти произведения по всему миру. Широкую известность роспись по ткани получила в Индии и Японии. Каждая страна изображала на полотнах свойственные ей узоры: Япония отличалась широким распространением узелковой техники батика, Индия использовала штампы из дерева и кисти.

Но небывалого совершенства в исполнении техники батика достигли индонезийцы. Местные мастера создавали настоящие произведения искусства, на которые могли уходить годы. Именно поэтому первую одежду с росписью в технике батика носили исключительно люди аристократического происхождения, которые иногда и сами расписывали ткань, реализуя свои творческие способности.

Индонезийцы вкладывали глубокий смысл в роспись на ткани, они считали, что сотворенные вручную полотна обладают магической силой, а такая процедура была частью ритуалов поклонения богам. Каждая индонезийская девушка должна была иметь в своем приданном вещь, расписанную вручную. В настоящее время жители о. Ява носят одежду, выполненную в данной технике, для них она абсолютно естественна, но те, кто приезжает в Индонезию, не перестают восхищаться вещами местных с искусной росписью.

Бесподобные произведения индонезийских мастеров активно распространялись по всему миру, и к XVII веку роспись батик достигла Европы, где позже были изобретены новые способы работы с тканью и воском, позволяющие вывести технику на новый уровень. К XIX веку расписные ткани стали изготавливать по всему миру, а на смену традиционным способам выполнения данной техники пришли новые, значительно облегчающие процесс нанесения рисунка на ткань.

Традиции Китая и Японии

    Искусства проходили сложные пути в разных странах, от народа к народу, вбирая в себя что-то новое, уникальное и передавая приобретения все дальше и дальше. То же произошло и с техникой батика, история возникновения и развития которой говорит о том, что она прошла сложный, удивительный путь. Он постепенно оказался востребованным творчеством, а затем и тончайшим искусством Китая и Японии. Китай подарил батику натуральный шелк. С этого момента окрашивание тканей приобрело невероятную легкость красок, вернее, даже тонов и полутонов, настолько тонкая работа оказалась подвластна мастерам стран Востока. О красоте кимоно японок ходили легенды, но мало кто задумывался о том, как получается такая прекрасная ткань. Японцы привнесли в искусство окрашивания тканей, шелка в частности, особенную технику так называемого обратного батика, когда ткань окрашивалась, а затем выбеливалась на нужных участках при помощи щелочи. Но искусство горячего батика, защищавшего участки ткани во время процесса крашения при помощи воска, позволило мастерам Японии и Китая сделать эту технику верхом совершенства росписи на ткани. Восточные мотивы, яркие, насыщенные цвета или же легкие полуоттенки красок восхищали всех, кто мог их видеть.

 

Промышленная Европа и батик

     Как батик из Азии и Востока попал в Европу? С помощью голландских путешественников, налаживавших торговые связи со странами Юго-Восточной Азии. Когда голландцы впервые оказались в Индонезии, то они были поражены красотой и уникальностью текстильного убранства местных храмов. Необычные рисунки на простой хлопковой ткани заинтересовали торговцев. И они привезли технику батика в Голландию, затем и вся Европа научилась красить хлопок и шелк в столь интересной и необычной технике. Но не прошло и столетия, как это удивительное, но трудоемкое искусство стало уступать позиции изобретенной в Англии набивной технике. Машины, станки, быстро штамповали на растянутых полотнах рисунок, ткани выходили достаточно нарядными и дешевыми, чтобы о батике вспоминали лишь те, кто ценил единичность этого вида творчества и мог позволить себе заплатить мастеру. Так история развития батика чуть было не закончилась, если бы не кустари-одиночки, сохранившие верность уникальному виду украшения полотен.

 

    Российский батик

     История батика в России прошла очень сложный путь, обусловленный закрытостью СССР от большей части мировых государств. Да и появилось это искусство в России лишь в начале ХХ века, когда в моду вошел стиль модерн – красивые расписные платки-шали в восточных мотивах, интересного кроя женские платья с рисунками. К тому же этот стиль прижился лишь в крупных городах, провинции же эта новинка была практически незнакома. Художники по ткани, занимавшиеся росписью в стиле батик, не имели возможности учиться этому мастерству, а часто шли опытным путем, что не способствовало развитию популярности батика как способа украсить быт.

Технология батика

    Расписывать ткань человек учился всегда, как только научился ткать или вязать полотна. Конечно же, батик – это искусство, а не утилитарная необходимость разнообразить быт, причем оно может быть очень тонким и изящным, требующим от мастера огромного навыка работы в этой интересной технике.

Существует несколько видов батика: горячий, холодный, свободная роспись и др. Они отличаются способом резервирования ткани. В российской традиции к батику также относят окрашивание связанной и скрученной ткани (тай-дай) (например, узелковый способ).

 

Горячий батик

     В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в горячем расплавленном виде.

Ниже представляем последовательность действий техники горячего батика.

     1. На ткань, расстеленную на столе с эластичной прорезиненной поверхностью, ставится тяжёлый медный трафарет, закрывающий те части ткани, которые на данном этапе будут подвергнуты окраске и оставляются открытыми те места, которые окраске не подлежат. Предварительно на краску может быть вручную нанесён орнамент, который станет частью окончательного изображения, либо разметка для облегчения позиционирования трафаретов.

2. В трафарет заливается расплавленный воск, который пропитывает открытые части ткани, делая их нечувствительными к красителю.

3. Когда воск затвердевает, ткань погружают в краситель, в результате чего непропитанные воском части ткани окрашиваются.

4. Далее, ткань освобождают от воска (срезая его специальным ножом, путём кипячения ткани в горячей воде или с помощью утюга).

5. Тот же процесс повторяется для окрашивания ткани другими цветами.

 

 

Рис. 69 – Горячий батик

Холодный батик

    Холодный батик, также называемый европейским, в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно применение и других тканей. Холодный батик относится к европейской модификации классических техник. В технике холодного батика используют краски на основе анилина. При этом роль резерва выполняет специальный материал.

 

 

Рис. 70 – Холодный батик

Свободная роспись

     Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и хлопка производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.009 с.)