Ошибки в содержании сочинения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ошибки в содержании сочинения



Разновидности логических ошибок

1. Неверно выделены или не выделены абзацы.

2. Нет связи между абзацами. Не используются вводные слова, переходные конструкции, никак не обозначена роль абзаца в тексте.

3. Нарушена композиция сочинения. Например, возврат к комментарию в абзаце с собственной позицией.

4. Неверно определена причинно-следственная связь в предложении:

В стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» автор тоже затрагивает проблему спасения животных. Ведь есть такие люди, которым не безразлично состояние дикой природы, ее обитателей, ведь, если человечество уничтожит дикую природу — оно уничтожит и себя!

5. Неверно введены цитаты:

Проблема взаимодействия природы и человека всегда волновала многих писателей. Ярким примером является данный текст. В этом тексте описано отношение главного героя к живой природе, в частности к зайцам. «Я решил пока не стрелять в зайцев, а любовался живой природой».

6. Неуместная парцелляция:

Ведь как можно убить живое существо? Это ведь братья наши меньшие. Мы должны беречь их. А не убивать.

Когда я прочитал этот текст. Проблема показалась мне совершенно ясной.

7. Неудачный зачин. Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует.

С особенной силой этот эпизод описан в романе...

Наличие указательных словоформ (этот эпизод, в этом тексте) в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения. Это логическая ошибка.

8. Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении:

Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.

9. Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений:

Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом.

Или

В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова — властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.

10. Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности:

Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.

11. Дублирование вывода:

Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.

12. Вывод не связан с проблемой:

Нам, людям, уже сейчас следует задуматься, к чему мы идем и что нас ожидает. И будущее поколение нужно воспитывать прививая им с раннего детства любовь к природе, патриотизм, жалость.

13. Вывод содержит новый тезис, который не относится к данному сочинению:

Смысл текста таков: не тронь ближних своих и они не навредят тебе. Животных надо беречь, так как их осталось совсем мало. Животные так же оберегают природу, как и люди.

14. Отсутствие вывода, то есть обязательной заключительной части, в которой должно делаться обобщение, подводиться итог размышлениям. Необходим вывод, завершающий собственные размышления ученика над поднятой в тексте проблемой и сформулированный в виде тезиса.

 

§ Перечитывая черновик, убираем смысловые повторы, задаем вопрос от каждого предложения к последующему (мысль не должна ни прерываться, ни повторяться, ни «уходить в сторону»), проверяем деление на абзацы.

Грамматические ошибки

§ Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. Теорию по видам грамматических ошибок мы повторяем, готовясь к заданиям 5-7 части 1.

§ Признак грамматической ошибки — слово употреблено в неверно образованной грамматической форме (не то окончание, не тот суффикс, неправильно выбран предлог).

§ Грамматическая ошибка обычно исправляется заменой одной буквы или морфемы (трудолюби м ый — трудолюби в ый).

 

§ Наибольший процент ошибок допускается в сочинениях при образовании форм глаголов и наречий, а также в окончаниях существительных.

Ошибки в образовании личных форм глаголов

Им двигает чувство сострадания.

Следует писать: движет.

Речевые ошибки

§ Речевые ошибки — это ошибки в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм.
Например:

Штольц — один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов».

Они потеряли на войне двух единственных сыновей.

§ Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

§ Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевыештампы, немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивныхсредств, канцелярит,  неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

§ Признак речевой ошибки: слово в предложении находится не на месте или требует замены другим, более точным, словом.

Часто встречающиеся ошибки

1. Неразличение (смешение) паронимов:

В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь».

Глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом «на» (взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть  с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в представленном предложении, имеет дополнение с предлогом «в»;

2. Ошибки в выборе синонима:

Имя этого поэта знакомо во многих странах.

Вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо.

Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует.

В данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним — место:

Реклама занимает много места в нашей печати или Рекламе отводится значительное место в нашей печати).

Иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены.

3. Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы:

В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься.

Антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а «не веселый» и «мажорный» не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака предмета (явления).

4. Разрушение образной структуры фразеологизмов:

Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

 

Этические ошибки

Этические ошибки — нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты. Признак этической ошибки: это любое излишне эмоциональное высказывание, которое может кого-то обидеть. Посмотрите на примеры этических ошибок и подумайте, почему такие высказывания не уместны в сочинении.
Разновидности этических ошибок

1. Речевая некорректность:

Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли.

2. Грубое, оскорбительное высказывание:

           Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня.

3. Словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме:

Этот текст меня бесит.

4. Угроза, грубое требование, обвинение, насмешка:

Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?

5. Употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго:

Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами.

6. Высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности:

Сегодня человечество не способно на сострадание и на жалость.

7. Проявления национализма:

Тупой как чукча;

Только русский человек способен чувствовать природу.

8. Высказывания, которые создают двусмысленность в оценке людей и событий:

Только Маяковский сумел передать…

Никто так, как я не сочувствует брошенным животным.

9. Неуместное обращение к читателю сочинения (то есть к эксперту):

Скажи, а ты когда последний раз брал в руки книгу?

А вы задумывались о том, что нужно уважать родителей?

10. Этически некорректно называть писателя только по имени и отчеству:

Александр Сергеевич считал…;

11. Снисходительно оценивать действия известных писателей:

Довольно ясно выразил свою мысль Дмитрий Лихачев.

Мне хотелось бы поблагодарить автора текста за умение передавать свои мысли.

12. Этическая ошибка — перенос фамилии и инициалов на разные строчки:

А.С.
Пушкин…

Фактические ошибки

Фактические ошибки представляют собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей.
Например:

В зимнем лесу звонко куковала кукушка.

Входят купцы Бобчинский и Добчинский.

Признак фактической ошибки: неверно передана информация (жанр произведения, фамилия автора или персонажа, цитата и т.д.) Причина фактических ошибокне достаточное знание описываемых событий, бедность жизненного опыта, не верная оценка поступков и характеров героев, невнимательность. Довольно распространённая ошибкане верно написанные имя или фамилия автора текста!

 

Ошибки в содержании сочинения

1. Первостепенная задача ученика — внимательно прочитав текст, сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором. Будущие выпускники, к сожалению, далеко не всегда правильно определяют понятие проблема. Они смешивают проблему (один из основных вопросов, поставленных в тексте и требующих разрешения) с темой текста (то, о чем говорится в тексте) и даже с идеей (главная мысль текста, отражающая отношение автора к изображаемому). Порой проблема формулируется неточно: слишком широко или, напротив, узко; иногда подменяется другой, схожей, но в конкретном тексте не обозначенной.

2. Не всегда удается одиннадцатиклассникам  четко определить позицию автора текста по заявленной проблеме (иначе говоря, выявить, что думает автор по поставленному им вопросу, как он сам на него отвечает): бывает, что учащийся просто вставляет в сочинение неоправданно объемный отрывок из текста, не объясняя, для чего он это делает, а иногда, наоборот, цитирование вообще отсутствует и ученик ограничивается несколькими общими словами, совсем или почти не имеющими отношения к конкретной авторской позиции.

§ Иногда проблема четко сформулирована в комментарии, а после слов «позиция автора выражена в тексте…» выпускник пытается сформулировать её другими словами, дать пересказ и даже добавляет собственное мнение. (прим. О.Н.)

3. Что касается согласия или несогласия с позицией автора текста и аргументации мнения экзаменуемого по заявленной проблеме, то с задачей этически корректно сформулировать свое мнение, приведя два аргумента с опорой на знания, читательский и жизненный опыт, тоже справляются не все. Доказательства выпускников порой выглядят, мягко говоря, неубедительно и наивно. Так, например, в тексте поднята проблема экологии, а одиннадцатиклассник (!), определивший ее (проблему) как «любовь к природе», говорит, что согласен с автором, аргументируя свою позицию следующим образом: «Я в детстве часто ходил в лес. Я тоже люблю природу». Согласитесь, что для семнадцатилетнего человека, вступающего во взрослую жизнь и одиннадцать лет изучавшего в школе русский язык и литературу, аргументы типа: «Я с папой (мамой, бабушкой, дедушкой…) ходил в лес (в зоопарк, в цирк, в кино…), и мне там было очень интересно» — неприемлемы.

4. Ошибки в использовании в качестве аргументов литературных примеров чаще всего сводятся к непониманию того, что, собственно, может проиллюстрировать тот или иной эпизод. Например, соглашаясь с позицией автора, поднимающего важную проблему экологии в современном обществе, одиннадцатиклассница говорит о том, что эту проблему поднимали многие писатели еще в XIX веке: «Вспомним хотя бы Татьяну Ларину из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", которая любила природу и русскую зиму, или героя романа Л.Н. Толстого "Война и мир" Андрея Болконского, разговаривающего со старым зеленым дубом». Нередко при этом допускается искажение — порой грубое! — имен, фамилий (как писателей, так и их героев), названия и жанра произведения, дат, фактов биографий писателей, ученых, публицистов, т.е. нарушается фактологическая точность в фоновом материале. Так, в одном из сочинений я столкнулась с тем, что стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..» написано Паустовским, а роман «Мастер и Маргарита» Беляевым. Как говорится, без комментариев. Подобные случаи, конечно, исключение, но ошибки типа: роман «Мертвые души», поэма «Евгений Онегин», рассказ Островского «Обломов», Татьяна Ларская, Николай Константинович Некрасов, действие романа «Отцы и дети» происходит в 1879 году, за два года до отмены крепостного права, — встречаются — увы! — нередко.

 

§ Логические ошибки возникают в результате нарушения законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста:

1. сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении;

2. нарушение логического закона тождества, подмена одного суждения другим.

§ Ошибки первого типа встречаются чаще: «Предметом повествования являются времена достаточно отдаленные, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако темпераментностью, свежестью страницы привлекают к себе внимание». Логически не связанные суждения противопоставлены друг другу необоснованно.

§ Признак логической ошибки — потеря связи между частями предложения или частями текста. Как только эксперт перестает понимать ход вашей мысли, на полях работы появляется «логическая ошибка».

§ Композиционно-текстовые ошибки связаны с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения.

§ Так, в начале некоторых работ экзаменуемых отсутствует логическая связь с основной частью изложения или эта связь очень слабо выражена:

§ нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения;

§ сделаны неудачные смысловые переходы между предложениями.

В основной части работы содержатся ненужные, не имеющие отношения к теме сведения, загромождающие изложение, делающие его запутанным и сумбурным, эта часть иногда бывает выстроена непоследовательно и хаотично, перегружена лишними перечислениями, отвлекающими внимание от главной мысли, или неоправданно растянута, содержала смысловые повторы.

Завершение работы (концовка) не служит выводом из сказанного, не подводило итог, часто совсем не связано с проблематикой исходного текста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.04 с.)