Акцентуации характера: определение, классификация по А.Е. Личко, их характеристика . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акцентуации характера: определение, классификация по А.Е. Личко, их характеристика .



Акцентуация характера – это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего наблюдается уязвимость.

 

По Личко выделяют две стадии акцентуации:

 

Явная акцентуация – крайний вариант нормы. Проблемные черты характера хорошо видны в течение всей жизни в различных ситуациях (психопат).

 

Скрытая акцентуация – обычный вариант нормы. Проблемные черты характера в основном проявляется в трудных жизненных ситуациях, в стрессе и конфликте.

+

Акцентуация личности - это крайний вариант ее нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных: воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Это формулировка подчеркивает, что речь идет именно о крайних вариантах нормы, а не о зачатках патологии, и что эта крайность сказывается в усилении, акцентуации отдельных черт. Однако правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера.

При акцентуациях характера его особенности, в противовес психопатиям, могут проявляться не везде и не всегда. Они могут даже обнаруживаться только в определенных условиях. И главное - особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими.

Эти нарушения могут возникнуть либо в силу биологических пертурбаций во время пубертатного периода («пубертатные кризы»), либо чаще под влиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, а именно тех, которые предъявляют повышенные требования к locus resistentiae minoris, к «месту наименьшего сопротивления» в характере. Каждому типу акцентуации характера присущи свои, отличные от других типов «слабые места», у каждого типа своя ахиллесова пята. Если же психическая травма, даже тяжелая, не адресуется к месту наименьшего сопротивления, не задевает этой ахиллесовой пяты, если ситуация не предъявляет в этом отношении повышенных требований, то дело обычно ограничивается адекватной личностной реакцией, не нарушая надолго и существенно социальной адаптации. Более того, при акцентуациях характера в отношении некоторых неблагоприятных условий может выступить даже повышенная устойчивость.

 

Типы акцентуаций по А.Е. Личко

 

ТИП ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД СЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
1 2 3 4
ГИПЕРТИМНЫЙ Приподнятое настро-ение, потребность в активной деятельности, недисциплинирован-ность, легкомыслие Раннее и сильное развитие, ранние сексуальные связи Импульсивность, тяга к риску, контакты с антисоциальной средой, склонность к употреблению спиртного
ЦИКЛОИДНЫЙ Циклические изменения эмоционального фона, периоды сниженного настроения сменяются фазами подъема Уровень сексуальной активности колеблется в зависимости от общего психического состояния В периоды подъема – склонность к алкоголю, в периоды спада – мысли о самоубийстве.
ЛАБИЛЬНЫЙ Богатство, яркость и глубина эмоциональных переживаний, чувствительность к знакам внимания Сексуальная активность ограничивается флиртом и ухаживанием Отсутствие эмоциональной поддержки может привести к острым аффективным реакциям
ШИЗОИДНЫЙ Склонность к одиночеству, неумение сопереживать, неожиданная откровенность перед чужими людьми Внешная «асексуаль-ность» сочетается с богатыми эротическими фантазиями Реакция ухода в себя, иногда неожиданные вычурные поступки
АСТЕНО –  НЕВРОТИЧЕСКИЙ Капризность, раздражительность, пугливость, повышенная утомляемость, мнительность и тревожность Сексуальная активность ограничивается короткими, быстро истощающимися вспышками Возможны глухая неприязнь и маломотивированные вспышки раздражения по отноше-нию к старшим
СЕНСИТИВНЫЙ Робость и застенчивость, избегание шу-мных компаний, впечатлительность, развитое чувство долга Чувство собственной неполноценности, отвергнутая привязанность вызывает уныние Мнимая развязность, грубость со стороны вызывает вспышку агрессии
ПСИХАСТЕНИ- ЧЕСКИЙ Моторная неловкость, нерешительность, склонность к самоанализу, колебания при принятии решения Реализация влечения затрудняется опасениями и страхом перед возможными последствиями и неудачами Возможно подчеркну-тое стремление к соблюдению дисциплины
ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ Аффективная взрывчатость, бережливость, аккуратность, педантизм Влечение сильное, ревность Внешняя адаптация сопряжена с тяжелыми конфликтами
ИСТЕРОИДНЫЙ Потребность привлечь к себе внимание, эгоцентризм, претензии на роль лидера, яркость и выразительность эмоций В сексуальном поведении много театральной игры, придумывание несуществующих связей Прогулы, нежелание учиться или работать, нежелание быть «серой личностью»
НЕУСТОЙЧИВЫЙ Безволие в достижении цели, непоседливость и непослушание, тяга к праздности, легкая подчиняемость Влечение не отличается силой, ранний сексуальный опыт Тяга к асоциальной среде, наркотикам, групповые формы правонарушений
КОНФОРМНЫЙ Подчинение мнению окружающих, зависимость, банальность суждений Реализация влечения в очень большой степени определяется средой Податливость в сочетании с некритичностью к действию окружающих приводят к правонарушениям

Гипертимный тип сохраняет почти всегда приподнятое настроение, активность, предприимчивость и общительность, разговорчивость, быструю речь, выразительную мимику. Его представители, благодаря хорошей ориентировке в меняющейся ситуации, нередко сначала успешно подымаются по социальной лестнице. Но очень часто рано или поздно наступает крах карьеры из-за неумения предвидеть отдаленные последствия своих действий, чрезмерно радужных надежд, неразборчивости в выборе сотоварищей, склонности к авантюрам. Но при неудачах не отчаиваются – ищут новое поприще для применения кипучей энергии. В семейной жизни умудряются сочетать легкость измен супругам с привязанностью к ним, если только те смотрят сквозь пальцы на их похождения.

Циклоиды ведут себя по-разному. У части из них фазность сглаживается, у другой части, наоборот, становится еще более очевидной. Наконец, небольшая часть как бы на многие годы «застревает» на одной фазе, превращаясь в гипертимов или меланхоликов - редкий «конституционально-угнетенный тип» по П.Б. Ганнушкину. Последние случаи могут сопровождаться стойкой астено-невротической симптоматикой с ипохондризацией. У некоторых циклоидов выступает связь фаз со временем года. У одних «спады» приходятся на зиму - наступает нечто аналогичное «зимней спячке» с постоянной вялостью, падением активности, снижением ко всему интереса, избеганием шумных компаний и предпочтением привычного узкого круга общений. В эти периоды тяжело переносится крутая ломка стереотипа жизни - переезд на новое место жительства, новая работа, появление новых членов семьи, меняющих привычный уклад. У других субдепрессивные состояния обычно приходятся на весну, а «подъемы» на осень. Они сами это хорошо отмечают. Ярким примером этой группы может послужить А.С. Пушкин.

Лабильный (эмоционально-лабильный) тип акцентуации характера также с годами претерпевает различные изменения. Часть его представителей, как бы приближается к циклоидам: у них появляются короткие субдепрессивные фазы, длящиеся по нескольку дней. У других черты эмоциональной лабильности сглаживаются, у третьих остаются, как в юности. Обычно сохраняется быстрое интуитивное восприятие отношения к себе окружающих, чрезмерная чувствительность к эмоциональному отвержению со стороны значимых лиц и постоянная потребность в сопереживании. Представители этого типа часто сохраняют некоторую инфантильность, многие годы остаются очень моложавыми, выглядят моложе своих лет. Но признаки постарения появляются рано и почти внезапно. У них как бы не бывает периода настоящей зрелости - из юности они переходят в старость. В жизни они трудно совмещаются с представителями эпилептоидного и сенситивного типов акцентуации, более всего предпочитают общение с гипертимами, которые подымают им настроение.

Сенситивный тип акцентуации, в зрелом возрасте претерпевает мало изменений, хотя в силу гиперкомпенсации некоторые черты стараются маскировать. Тем не менее, сохраняется постоянная озабоченность отношением к себе окружающих, осторожность и робость в контактах, переживания из-за комплекса собственной неполноценности. Легко развиваются психогенные депрессии и фобии. Если удается обзавестись семьей и детьми, сенситивность сглаживается, если остаются одинокими, может даже заостряться. Особенно это видно у «старых дев», опасающихся быть заподозренными во внебрачных сексуальных контактах. Но лишь изредка дело доходит до «сенситивного бреда отношения» по Э. Кречмеру.

Психастенический (ананкастный) тип акцентуации также мало меняется с возрастом. Все также живут постоянной тревогой за будущее, склонны к рассуждательству, самокопанию. Нерешительность сочетается с неожиданной скоропалительностью действий. Легко возникают обсессии, которые, как и педантизм, служат психологической защитой от тревоги. Но если в подростковом возрасте психастеники, как и сенситивы, отрицательно относятся к алкоголю и к другим дурманящим средствам, то при повзрослении спиртные напитки могут стать более привлекательными как способ подавления внутренней тревоги, постоянного напряжения. В отношении к близким и подчиненным может выступать мелочный деспотизм, который, видимо, питается той же внутренней тревогой. Отношения с другими порою портит мелочная принципиальность.

 Шизоидный тип акцентуации также отличается устойчивостью основных черт характера. Замкнутость с возрастом может отчасти маскироваться внешними формальными контактами, но внутренний мир по-прежнему остается за семью печатями для других, а эмоциональные контакты затрудненными. Выступает сдержанность в проявлении эмоций, невозмутимость в волнующих ситуациях, хотя умение владеть собою у шизоидов может быть не столько связано с силой воли, сколько со слабостью темперамента. Ощущается недостаток эмпатии, способности к сопереживанию. В социальной жизни с возрастом не ослабевает юношеский нонконформизм: склонны искать нешаблонные решения, предпочитают непринятые формы поведения, способны на нежданные эскапады, без учета вреда, который наносят ими самим себе. Обогащение жизненным опытом мало меняет слабую интуицию в контактах с окружающими, неспособность понять невысказанные другими чувства, желания, опасения, что было отмечено еще Г. Аспергером у шизоидных детей. Судьба шизоидных акцентуантов в значительной мере зависит от того, в какой степени им удается удовлетворять свое хобби. Иногда они нежданно обнаруживают недюжинные способности постоять за себя и свои интересы, заставить других соблюдать дистанцию. У супругов и детей нередко вызывают недовольство своей молчаливостью. В профессиональной деятельности могут быть даже многоречивы, хотя писания обычно предпочитаются устным высказываниям. В своих симпатиях шизоиды иногда тяготеют к эмоционально-лабильным, может быть, чувствуя в их характере то, что им самим не хватает.

Эпилептоидный тип акцентуации также с годами сохраняем основные черты, особенно сочетание медлительной инертности в движениях, действиях, мыслях с аффективной взрывчатостью. В аффекте способны терять контроль над собой, разразиться потоком брани, наносить побои - в эти моменты от медлительности не остается следа. В одних случаях с годами все более проявляется «гиперсоциальность» с властолюбием, установлением «своих порядков», нетерпимостью к инакомыслию, злопамятностью в отношении обид. Злоупотребление алкоголем сопровождается тяжелыми формами опьянений с агрессивностью и выпадением из памяти отдельных отрезков времени. Если развивается алкоголизм, то протекает он злокачественно. У некоторых особенно выступают мстительность и садистические склонности. В группах стремятся стать властелином, в контактах - подчинить, подмять под себя других, хотя к начальству и сильным мира часто угодливы, особенно если ждут для себя выгод и поблажек. Педантичная аккуратность видна по одежде, прическе, предпочтению порядка во всем. Сексуальным партнерам сами легко изменяют, но неверности себе не переносят, крайне ревнивы и подозрительны.

Истероидный тип акцентуации отличается беспредельным эгоцентризмом, ненасытной жаждой постоянного внимания окружения к себе. При повзрослении социальная адаптация в значительной мере зависит от того, насколько профессия или общественное положение позволяют удовлетворить эту жажду. На исключительное положение претендуют и в семье, и при сексуальных контактах. Неудовлетворенный эгоцентризм в зрелом возрасте приводит к тому, что стихией истероида в социальной жизни становится яростная оппозиционность. Упиваются собственным красноречием, своей «выдающейся» ролью. Выигрывают в переходные моменты в обществе, в ситуации кризиса и неразберихи. Лидерский час истероидов скоро проходит, как только окружение разбирается, что трескучими фразами проблем не решить.

Неустойчивый тип акцентуации нередко выявляется в подростковом возрасте. Судя по катамнезам, судьба большинства оказывается печальной: алкоголизм, наркомании, преступность. В асоциальной компании неустойчивые остаются на роли «шестерки» - подчиненных, раболепных перед вожаками, но готовых на все. Лишь трусость способна удерживать от тяжких преступлений. В случаях удовлетворительной социальной адаптации основные черты - отвращение к труду, жажда постоянных развлечений, безответственность - сглаживаются, чаще под влиянием сильной личности, от которой оказываются зависимыми, и жестко регламентированного режима.

Конформный тип акцентуации характера, описанный нами, до сих пор остается мало признанным. Его главными особенностями являются слепое следование обычаям своей среды, некритичность ко всему, что черпается от привычного окружения и предубежденное неприятие всего, что исходит от людей не своего круга, нелюбовь нового, перемен, непереносимость ломки стереотипов. Но все это позволяет адаптироваться в условиях, когда жизнь не требует большой личной инициативы, когда можно плыть по руслу, проложенному привычным окружением. Но и в эпоху социальных катаклизмов конформные начинают вести себя так, как многие из привычного окружения - например, проявлять безудержную агрессивность.

Паранойяльная акцентуация как особый тип характера. Это - наиболее поздно развертывающийся тип характера: он отчетливо формируется в зрелом возрасте, чаще в 30-40 лет. В подростковом и юном возрасте эти лица бывают наделены эпилептоидными или шизоидными чертами, истероидными и даже гипертимными. В основе паранойяльной акцентуации лежит завышенная оценка своей личности, своих способностей, своих талантов и умений, своей мудрости и понимания всего. Отсюда глубокое убеждение, что все, что они делают, всегда правильно, что думают и говорят – всегда истина, на что претендуют – безусловно, имеют право. 

Роль акцентуаций характера в развитии психических расстройств и значение для психотерапии. Акцентуации характера как варианты нормы не следует относить к области «предболезни», прежде всего потому, что каждый из типов создает не только повышенный риск определенных психических (а возможно, и некоторых соматических) расстройств, именно тех, которые являются следствием удара по его ахиллесовой пяте. Но каждый тип акцентуации обладает повышенной устойчивостью к ряду других психогенных воздействий. Представитель сенситивной акцентуации легко даст и психогенную депрессию, и фобический невроз при неблагоприятном к нему отношении ближайшего окружения, но окажет высокую сопротивляемость соблазну и понуждению употребления алкоголя, наркотиков и других дурманящих средств. Эпилептоид в неблагоприятном окружении вступит в борьбу, но алкоголь для него крайне опасен и алкоголизм нередко протекает злокачественно.

При возникновении психических расстройств акцентуации характера привлекают внимание, прежде всего как определенная систематика преморбидного фона. При психогенных расстройствах акцентуации играют роль почвы, предрасполагающего фактора. С одной стороны, от типа акцентуации зависит какое из психогенных неблагоприятных воздействий, скорее всего, вызовет срыв. Для истероида это - утрата внимания значимых лиц, крах надежды на удовлетворение завышенных притязаний. Эпилептоид тяжелее перенесет ущемление его интересов, самим себе присвоенных «прав», утрату ценного имущества, а также протест против его безраздельного властвования со стороны тех, кто, с его точки зрения, должен безропотно его сносить. Шизоид окажется в кризисной ситуации при необходимости быстро установить неформальные эмоциональные контакты с новым окружением. Ударом для него может быть лишение излюбленного хобби. Психастенику тяжко бремя ответственности, особенно за других. Для эмоционально-лабильных наиболее болезненно эмоциональное отвержение со стороны близких и значимых лиц, как и вынужденная разлука с ними, или утрата их.

Акцентуация характера выступает также в качестве патопластического фактора, накладывая сильный отпечаток на картину психических расстройств. Например, преморбидная сенситивность способствует развитию идей отношения, эпилептоидность – идеям преследования, дисфориям, гипертимность, циклоидность, эмоциональная лабильность в преморбиде способствует аффективным нарушениям.

В рамках акцентуаций, особенно в подростковом возрасте могут возникать патохарактерологические реакции – это психогенно обусловленные выраженные и стереотипно повторяющиеся отклонения в поведении, отличающиеся от нормальных его форм склонностью:

·  к генерализации (способностью возникать в самых различных ситуациях и по различным, зачастую незначительным поводам);

·  к стереотипности проявлений, повторяя как клише по разным поводам одни и те же поступки;

·  превышать «потолок» поведенческих нарушений, однако, в соответствии с поведенческими девиациями, свойственными группе, к которой принадлежит индивидуум;

·  приводить к социальной дезадаптации.

Основными типами патохарактерологических реакций являются:

·  Отказа – характеризуется отсутствием или снижением стремления к естественным контактам с окружающими.

·  Оппозиции – характеризуется активным или пассивным противопоставлением себя окружающим.

·  Иммитации – характеризуется стремлением к подражанию какому-либо лицу или образу.

·   Компенсации – характеризуется стремлением скрыть или восполнить собственную несостоятельность в какой-либо области успехом в другой.

·  Гиперкомпенсации – характеризуется стремлением достичь успеха именно в той области деятельности, в которой отмечается несостоятельность.

·  Эмансипации – характеризуется склонностью к подчеркнутой собственной самостоятельности и независимости.

·  Группирования – характеризуется неспособностью к самостоятельной деятельности и стремлением решить собственные проблемы посредством группировки с другими людьми.  

Следует еще раз подчеркнуть, что акцентуации характера представляют собой хотя и крайние, но варианты нормы. Поэтому «акцентуация характера» не может быть психиатрическим диагнозом. Констатация акцентуации и ее типа - это определение преморбидного фона, на котором могут возникать различные расстройства - острые аффективные реакции, неврозы и иные реактивные состояния, непсихотические нарушения поведения, даже реактивные психозы - только они могут служить диагнозом. Акцентуации, как варианты нормы, (не говоря уже о психопатиях, как патологических состояниях) являются мощным условием, увеличивающим риск развития психической патологии, в первую очередь, психогенного характера.

14. Типы неправильного воспитания детей, роль в формировании акцентуированных черт характера, неврозов, девиантного поведения.

Характер (от греч. character - печать, чеканка, зарубка) - это подструктура личности, обобщающая ее свойства, наиболее отчетливо проявляющиеся в отношении к окружаемому, деятельности и поведении. В клинической психологии под характером понимается совокупность наиболее существенных и устойчивых психологических качеств (эмоциональных, волевых, стиля мышления), сложившаяся в процессе индивидуального развития и определяющих паттерн (от англ. pattern - модель, образец) поведения данной личности. Черты характера частично наследуются, частично приобретаются в процессе индивидуального развития, являясь результатом социальных и биологических влияний. Характер больше, чем темперамент, зависит от влияний среды, но в то же время более тонко и полно, по сравнению с темпераментом, позволяет человеку адаптироваться к действительности.

 

Становление характера начинается в детстве. Именно в этот период на конституционально-биологической основе в процессе воспитания формируются как осознанные, так и неосознанные стереотипы поведения, которые в дальнейшем автоматизируются и составляют так называемую поведенческую матрицу. Изменения характера могут отмечаться на протяжении всей жизни человека. Однако основные его качества складываются именно в детстве. Последующие изменения характера менее существенны. К возрасту совершеннолетия формирование характера в основном завершается.

 

Связь параметров темперамента и черт характера не является линейной. Безусловно, многие характерологические качества (усидчивость-неусидчивость, молчаливость-болтливость, общительность-замкнутость и т.д.) базируются на психофизиологических параметрах темперамента. Вместе с тем не менее важную роль в формировании характера играют среда (условия жизни) и методы воспитания. О.В.Кербиков, его ученик В.Я.Гиндикин и В.А.Гурьева описали корреляции между типами неправильного воспитания и формированием тех или иных патологических черт характера:

 

1. "Кумир семьи". Воспитание строится на восхвалении ребенка, культивировании в нем чувства исключительности, освобождении его от всех забот, выполнении любой его прихоти, снятии ответственности за проступки. Подобный тип воспитания чаще способствует формированию истерических черт характера (эгоцентризма, капризности, обидчивости).

 

2. Гиперопека. Такой тип воспитания состоит в чрезмерном внимании и контроле со стороны взрослых, навязывании своего мнения по любому вопросу, диктовании каждого шага, ограждении от опасностей, культивировании осторожности. В результате часто формируются тормозимые психастенические (неуверенность, склонность к сомнениям) или астенические (робость, сензитивность) черты.

 

3. Гипоопека - отсутствие целенаправленности в воспитании, недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей. Крайняя степень гипоопеки называется безнадзорностью.

 

4. Безнадзорность. Гипоопека и безнадзорность выявляют и заостряют качества темперамента, поэтому спектр характерологических черт, формирующихся в данных условиях, весьма широк: от возбудимых (взрывчатость, конфликтность, агрессивность) до тормозимых и неустойчивых (безволие, внушаемость).

 

5. "Золушка". Для такого типа воспитания типичны лишение ребенка ласки и внимания со стороны взрослых, постоянное третирование ребенка, унижение, противопоставление другим детям, лишение удовольствий. Наиболее часто в таких условиях формируются астенические черты.

 

6. "Ежовые рукавицы". Воспитание включает систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, отсутствие теплоты, сочувствия и поощрения. Как и в случае безнадзорности, формирование черт характера в данной ситуации в большой степени зависит от типа темперамента. Возможны полярные варианты: формирование возбудимых или тормозимых качеств.

 

+++Типы неправильного воспитания, способствующие формированию расстройств личности: гипопротекция, потворствующая гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание, воспитание вне семьи.

 

Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением отличается крайним формализмом. Подросток обычно чувствует, что старшим не до него. Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описываемым далее скрытым эмоциональным отвержением. Обычно подросток научается обходить формальный контроль и живет своей жизнью.

Особенно неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому, гипертимному и конформному типам: такие подростки быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и привыкают к праздному образу жизни.

 

Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, система постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком. Гиперпротекция не дает возможность принимать когда-либо собственное решение, не приучает к самостоятельности.

Автор отмечает различие действий такого вида воспитания на подростков с разной акцентуацией. Если у гипертимных подростков она приводит к усилению реакции эмансипации, к бунту против родительских запретов и даже к уходу в асоциальную компанию, то на подростков с психастеничской, сенситивной и астеноневротической акцентуацией доминирующая гиперпротекция оказывает иное действие – усиливает их астенические черты – несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя.

 

Потворствующая гиперпротекция. Чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и неприятных обязанностей. При этом родители восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности ребенка.

Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков к систематическому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. Для подростка создается кризисная ситуация: с одной стороны, желание быть на виду, лидировать среди сверстников, а с другой – полное неумение осуществлять лидерские функции, подчинять себе.

Такой стиль воспитания усиливает истероидную акцентуацию, способствует появлению истероидных черт при лабильной и гипертимной, реже при шизоидной и эпилептоидной акцентуации. В последнем случае такой вид воспитания превращает подростков в семейных тиранов, способных избивать родителей.

 

Потворствующая гипопротекция. Как стиль воспитания впервые описан сотрудником Личко – А.А. Вдовиченко (1980) у делинквентных подростков. И это не случайно. При таком стиле воспитания недостаток родительского надзора сочетается с некритичным отношением к нарушениям поведения у подростка. Родители пренебрегают сигналами со стороны о его дурном поведении, негодуют по поводу общественных порицаний, стремятся оправдать его поступки, переложить вину на других.

Выгораживают своего ребенка, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний. Подобное воспитание культивирует неустойчивые и истероидные черты. Неслучайно авторы, описывая вид воспитания по типу потворствующей гипопротекции, говорят о делинквентном поведении, воспитательных учреждениях строгого дисциплинарного режима.

Осуществлять ограничение их поведения приходится с помощью государственных органов, поскольку семейное воспитание по данному типу оказывается несостоятельным – выходцы из таких семей не признают авторитета взрослых, кроме грубой силы.

 

Воспитание в культе болезни - преувеличение физической слабости ребенка. У него возникает представление о том, что он особенный из-за своей болезни. В будущем такие дети проявляют пессимизм.

 

Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он – обуза для родителей, что без него им было бы легче. Ситуация усугубляется, если рядом есть кто-либо другой – брат или сестра, мачеха или отчим, кто гораздо дороже и любимее (положение Золушки).

Скрытое эмоциональное отвержени е состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся сыном или дочерью, хотя гонят от себя подобную мысль, возмущаются, если кто-либо укажет им на это. Родители могут даже внешне проявлять утрированные знаки внимания, однако ребенок чувствует недостаток искреннего эмоционального тепла.

Эмоциональное отвержение тяжело сказывается на лабильной, сенситивной и астеноневротической акцентуациях, усиливая черты этих типов. При сочетании эмоционального отвержения с гипопротекцией лабильные подростки ищут эмоциональных контактов в уличных компаниях – в итоге на лабильное ядро могут наслоиться черты неустойчивости.

 

Условия жестоких взаимоотношений. Обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться как открыто – расправами над ребенком, так и полным пренебрежением интересами ребенка, когда он вынужден рассчитывать только на себя, не надеясь на поддержку взрослых.

Жестокие отношения могут существовать в закрытых учебных заведениях (тирания вожаков), если работа воспитателей отличается формализмом.

Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений способствует усилению черт эпилептоидной акцентуации и развитию этих же черт на основе конформной акцентуации.

 

Условия повышенной моральной ответственности. В этом случае родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, нередко рассчитывая, что он воплотит в жизнь их собственные несбыточные мечты. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего подростка возлагаются недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи (Сухарева Г.Е., 1959).

Личко отмечает, что большинство подростков обнаруживают достаточную устойчивость к повышенным родительским ожиданиям или возложенных на них трудных обязанностей. Исключение составляет психастеническая акцентуация, черты которой заостряются в условиях повышенной моральной ответственности, приводя к психопатическому развитию или неврозу.

 

Противоречивое воспитание. В одной семье каждый из родителей, а тем более бабушки и дедушки могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей. Например, может быть эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки.

 

Воспитание вне семьи. Личко отмечает, что само по себе воспитание вне семьи может быть полезным в подростковом возрасте, поскольку жизнь среди сверстников способствует развитию самостоятельности, выработке навыков социальной адаптации.

Отрицательными психогенными факторами являются, по мнению автора, недостатки в работе воспитательных учреждений: сочетание строгого режима, граничащего с гиперпротекцией, при формализме в его соблюдении, приводящей к реальной безнадзорности, влияний наиболее испорченных в нравственном отношении подростков, жестоких взаимоотношений между воспитанниками, а также недостаток эмоционального тепла со стороны воспитателей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.081 с.)