Педагогическая деятельность композитора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая деятельность композитора



В истории музыкальной культуры России второй половины XIX столетия фигура великого русского композитора Петра Ильича Чайковского как педагога, воспитателя музыкантов разных специальностей и, прежде всего, композиторов заслуживает особого внимания.

Следует отметить, что сложилась устойчивая традиция всех биографий Чайковского считать педагогическую деятельность эпизодом в его жизни, а самого Петра Ильича – неспособным к педагогике. Начало этому суждению положил, как ни странно, он сам. Известны его многочисленные высказывания о нелюбви к педагогическому труду, удручающие характеристики учеников и учениц консерватории и «саморазоблачение» себя как совершенно непригодного для работы в классах педагога.

Подобные высказывания вырваны из контекста педагогических реалий и жизненных обстоятельств, при которых эти слова были произнесены. Факты биографии Чайковского заставляют усомниться в правоте Петра Ильича относительно негативного позиционирования «себя в педагогике». Музыкальная педагогика сопровождала композитора, без преувеличения, на протяжении всей его жизни.

    С детства Чайковский принимал участие в педагогическом процессе сначала в качестве ученика частных учителей музыки, затем воспитанника Петербургской консерватории. Петр Ильич является первым русским композитором, получившим профессиональное образование в России, впитавший в себя строгую систематичность, продуманность каждого слова Н. Зарембы, очаровательный «беспорядок» А. Рубинштейна, который всецело зависел от вдохновения. Этот замечательный крепкий «фундамент» знаний на благодатной почве таланта и усердия в учении Петра Чайковского не могли не дать плодов. В дальнейшем Чайковский проявил себя не только как композитор, но и как талантливый педагог Московской консерватории, заложивший важную традицию консерватории – высокий профессиональный уровень теоретического образования у студентов специальных и исполнительских классов. Из воспоминаний А.С. Аренского: «Когда я только что приехал из Петербургской консерватории в Москву, то был поражен тою разницею, какую я заметил в прохождении курса теории: в Петербургской консерватории к занятиям теорией музыки в классах неспециальных все относились шутя: никто этим предметом не интересовался, и поэтому никто его и не знал; в Московской консерватории – напротив: любой из плохих учеников мог за пояс заткнуть такого, который считался в ряду успевающих в Петербургской консерватории. Такому положению дел консерватория обязана тем, что неспециальные классы находились у П.И. Чайковского» [1].

    Педагогическая деятельность П.И. Чайковского началась еще во время студенчества (1862 – 1865 гг.), в стенах Петербургской консерватории. Антон Григорьевич Рубинштейн (педагог Чайковского по инструментовке и свободному сочинению) с 1864 года поручал ему вести занятия в классе гармонии.

    После окончания Петербургской консерватории Николай Рубинштейн пригласил Петра Ильича в только что открывшуюся Московскую консерваторию (1866 г.). В консерватории он преподавал почти 12 лет и вел курсы теории, гармонии, инструментовки, свободного сочинения. За это время его класс гармонии прошли сотни учеников самых разных специальностей. По завершению своей педагогической деятельности, Чайковский все время проявлял интерес к жизни консерватории, бывал на экзаменах, концертах, общался с молодыми начинающими композиторами, давал им советы.

    Несмотря на трудности совмещения педагогической деятельности, творческого процесса сочинения собственных произведений, Чайковский всегда относился к преподаванию очень ответственно, его «…безукоризненная добросовестность, ум и знание дела заставили его быть хорошим преподавателем, в особенности для учеников более талантливых, с которыми он мог объясниться прямо примерами из богатого запаса своей музыкальной памяти» [3].

    Психологический профессионализм Чайковского – педагога выражался в изначально доброжелательном отношении к ученику и в уважении его творческой позиции. По мнению Петра Ильича, Учитель для Ученика должен являться, с одной стороны, наставником, с другой – другом, а овладение теорией, техникой сочинения, в конечном итоге, должно быть направлено на воспитание таланта [5]. Чайковский стремился к ясности, сжатости, простоте и доступности преподавания учебного материала. Всеми силами стремясь пробудить в своих слушателях любовь к искусству, он перевел с немецкого языка брошюру Роберта Шумана «Советы молодым музыкантам», в которой композитор так проникновенно говорит о музыке. В ученические годы, в Петербурге, он перевел с французского языка книгу Ф.О. Геварта «Руководство к инструментовке», которая в 1866 году была издана П.И. Юргенсеном и сослужила хорошую службу многим поколениям русских музыкантов. Но самым ценным вкладом Чайковского в дело музыкального образования в России было создание «Руководства по практическому изучению гармонии». Изданная в 1872 году тем же Юргенсеном, книга эта стала первым русским учебником гармонии. Учебник дожил до наших дней, по нему занимались многие из советских музыкантов и композиторов [4].

    В 1878 году П.И. Чайковский официально оставляет консерваторскую службу, делая попытки в 1883, 1885 и 1893 годах вернуться обратно, а именно в педагогику композиции. Что же касается композиторской педагогики неофициальной, то Чайковский ее никогда не оставлял. До конца своих дней он общался как учитель композиции с музыкантами самого разного профессионального уровня.

    Первыми его учениками по классу композиции в Московской консерватории были: С.И. Танеев, А.Ф. Арендс, скрипач В.А. Пахульский по классу гармонии. Это и ученики других учителей, а именно: Н.А. Римского-Корсакова (А.С. Аренский, А.К. Глазунов, И.И. Армсгеймер); К. Клиндворта (Г.Л. Катур); С.И. Танеева (Г.Э. Конюс) и т.д. [4].

    Таким образом, есть все основания утверждать, что педагогическая деятельность Чайковского выдвинула его как теоретика и автора музыкально-теоретических трудов на почетное место в европейском и отечественном музыкознании. Сущность педагогики П.И. Чайковского составляет Учительство, т.е. преподавание, наставничество и дружба с учеником в их неразрывном единстве. Композиторская педагогика П.И. Чайковского – это интуитивная педагогика гения в соединении с высочайшим профессионализмом композитора, в ней все ориентировано на воспитание таланта.

    Педагогическая деятельность Чайковского оказала огромное влияние на последующее становление музыкального образования в России. Воздействие творчества композитора на следующее поколение русских музыкантов было очень значительным. С.В. Рахманинов, А.С. Аренский, А.К. Глазунов, С.И. Танеев могут быть названы прямыми последователями П.И. Чайковского.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.006 с.)