Характеристика творчества и основные достижения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика творчества и основные достижения



    Петр Ильич Чайковский – ярчайший представитель музыкального романтизма в России XIX века. Исследователи творчества композитора отмечают, что на образном и идейном уровне его сочинения развивают традиции европейского романтизма. Стремление же композитора к отточенным и гармоничным формам свидетельствует о глубинной близости его музыки к наследию венских классиков [7]. Вместе с тем очаровывающий мелодизм, блестящее владение композиторской техникой, а также умение видеть в любом трагизме светлое и гармоничное наделяют музыку Чайковского ярко выраженной особенностью, безошибочно схватываемой на слух.

    Петр Ильич писал почти во всех жанрах и в каждом из них сказал свое новое слово гениального художника. В области симфонической музыки он разрабатывал программную симфоническую поэму (композитор называл ее «фантазия» или «увертюра-фантазия») и «классическую» четырехчастную симфонию. В качестве программ Чайковский использовал литературные сюжеты. Он обращался к наиболее популярным у европейских романтиков авторам: Шекспиру (увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» 1869 г. и «Гамлет» 1888 г.; фантазия «Буря» 1873 г.), Данте (фантазия «Франческа да Римини» 1876 г.), Байрону (программная симфония «Манфред» 1885 г.). В музыке увертюр-фантазий точно угадывается сюжет литературного источника, но эти сочинения нельзя назвать иллюстрациями к тексту. В каждом представлен лаконичный и эмоционально насыщенный музыкальный образ известного произведения, но создан он с позиций человека второй половины XIX века. В таких музыкальных «портретах» видны и личное отношение автора к тексту, и национальная природа его дарования (многие темы построены на характерной только для русской музыки системе интонаций) [8].

В творческом наследии композитора – шесть симфоний (не считая программной симфонии «Манфред»). В первых трех (1866, 1872, 1875 гг.) чувствуется влияние «Могучей кучки» (стремление к эпической масштабности, цитирование народных песен). Четвертая (1877 г.), Пятая (1888 г.) и Шестая (1893 г.) симфонии представляют собой динамичное трагическое повествование, в котором безукоризненная четкость форм сочетается с эмоциональной глубиной. Во второй (лирической) части этих произведений в полной мере проявилась уникальная способность П.И. Чайковского писать в мажорных тональностях темы, исполненные трагизма (до него такая особенность была свойственна лишь музыке Моцарта). Самое драматичное место Четвертой симфонии – финал, где образ искусственного, «надрывного» веселья автор мастерски создает через обработку народной песни «Во поле березонька стояла». В Пятой симфонии трагической кульминацией становится кода финала - торжественный мажорный март, а в Шестой, посвященной размышлениям о смерти (в первой части цитируется церковное погребальное песнопение «Со святыми упокой»), образ торжествующего зла олицетворяет энергичное, стремительное скерцо (третья часть) [9].

Некоторые исследователи отмечают, что П.И. Чайковский по характеру своего мышления являлся в первую очередь симфонистом. Драматическое восприятие мира Чайковским определило остроконфликтный характер его симфонизма и в то же время высокий интеллектуализм. Сила логического мышления и способность к большим широким обобщениям позволяли ему создавать целостные, внутренне законченные композиции крупного масштаба, проникнутые единым последовательно и напряженно развивающимся замыслом. Симфонический стиль композитора сложился на основе органического взаимопроникновения и синтеза классических и романтических элементов. Усвоив ценнейшие достижения романтизма в области музыки, открывшие перед ней новые богатейшие перспективы отражения духовной жизни человека и окружающего его мира, он сохраняет верность классическим принципам формообразования и разработки тематического материала. Романтическая интенсивность переживания и яркая образность музыкального языка соединяются в его творчестве с бетховенской строгой дисциплиной мысли и волей к единству. Именно это позволило Чайковскому создать крупномасштабные симфонические композиции, полные страстного душевного волнения, острейших выразительных контрастов, взлетов и падений, и в то же время конструктивно ясные, стройные и законченные по форме. Каждая симфония Чайковского – это особый мир образов и переживаний, по богатству и значительности содержания сравнимый с русским реалистическим романом второй половины XIX века. В своей хронологической последовательности они представляют путь от лирически окрашенного поэтического восприятия родной природы и быта к «драме жизни», достигающей порой подлинного высокого трагизма [10].

П.И. Чайковский стал первооткрывателем жанра инструментального концерта в русской музыке. Самые известные сочинения – Первый фортепианный концерт (1875 г.), концерт для скрипки (1878 г.) и Вариации на тему рококо (1876 г.) – масштабная пьеса для виолончели с оркестром, которая воспринимается исполнителями как концерт. Музыка этих произведений полна света, радостной энергии и внутреннего благородства. Солирующий инструмент и оркестр выступают как два равноправных начала, дополняющие друг друга (это сближает стиль концертов с симфониями); обязательная для жанра виртуозность сольной партии – не самоцель, а выразительная краска в создании образа.

Но, пожалуй, самым любимым для него жанром была опера. «Опера, – писал он, – и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой…» [2]. В основе оперного действия – сильные оперные чувства и переживания. Большое внимание уделял композитор содержанию своих опер, отдавая при этом всегда предпочтение сюжету из русской жизни, поскольку именно русского человека он по-настоящему знал и понимал.

Поиск собственного пути в оперной музыке был для Чайковского сложен и мучителен. Так, партитуру второй оперы «Ундина» (1869 г.) он уничтожил, а комическое произведение «Кузнец Вакула» (1874 г.) долго и тщательно переделывал и во второй редакции даже дал ему другое название - «Черевички» (1885 г.). Всего Чайковский создал десять опер, две из которых - «Евгений Онегин» (1878 г.) и «Пиковая дама» (1890 г.) считаются лучшими образцами лирико-психологической музыкальной драмы в русской музыке.

    Опера «Евгений Онегин» написана по одноименному роману А.С. Пушкина. Композитор не ставил задачу охватить все проблемы романа. Подзаголовок оперы – «лирические сцены» – говорит о стремлении показать прежде всего мир чувств персонажей. Центральное место в опере занимают герои, жизнь которых основана на любви, – Татьяна Ларина и Владимир Ленский. В характеристике Ленского нет и тени иронии, столь часто проскальзывающей у Пушкина. Основа его партии – ариозо «Я люблю Вас, Ольга» (первая картина первого действия) и большая ария «Куда, куда вы удалились» (вторая картина второго действия). Музыка, построенная на протяженных лирических темах, полна такой эмоциональной силы, что порой абсолютно меняет восприятие текста. Например, слабые и высокопарные стихи «Куда, куда вы удалились», которые в романе Ленский посвящает Ольге (Пушкин комментирует их довольно ядовито: «Так он писал темно и вяло»), в опере звучат очень искренне, проникновенно [11].

    В партии Татьяны психологически выразительна каждая фраза. Даже в сцене бала у Лариных, где героиня находится на втором плане, ее короткие реплики полны тонких музыкальных нюансов. Кульминация в развитии образа – сцена письма к Онегину (вторая картина первого действия). Музыка передает душевное смятение Татьяны: решимость внезапно сменяется сомнениями, любовь – тоской, но форма монолога сохраняет логическую ясность и четкость. Образ Онегина менее интересен. Неспособность к серьезному чувству перечеркивает в глазах композитора его достоинства. Партия героя приятна для слуха, но написана так, словно автор намеренно стремился заключить ее в узкие рамки амплуа героя-любовника. Даже в финале оперы (когда Онегин полюбил Татьяну) он не имеет самостоятельных тем: ариозо из третьего действия и реплики в заключительном дуэте – это повторение основных эпизодов сцены письма [11].

    Опера «Пиковая дама» также создана одноименной повести А.С. Пушкина. Литературный сюжет композитор серьезно изменил. Лиза – главный женский персонаж из бедной воспитанницы-приживалки превратилась во внучку и наследницу старой графини. Героя оперы, Германа, Чайковский заставил полюбить Лизу: узнать тайну трех карт и разбогатеть ему необходимо, чтобы сделать девушке предложение. Однако жажда богатства превращается у Германа в навязчивую идею, которая лишает его рассудка. Действие оперы перенесено в XVIII столетие, в эпоху Екатерины II, но герои мыслят и чувствуют, как люди конца XIX века. Музыка точно воссоздает атмосферу екатерининского времени. В сцене бала (второе действие) дан изысканный вставной номер – пастораль «Искренность пастушки»; графиня, засыпая, напевает арию из оперы французского композитора Андре Эрнеста Модеста Гретри (1741-1813) «Ричард Львиное Сердце»; дуэт Лизы и ее подруги Полины (первое действие) тонко имитирует бытовой романс конца XVIII века. Но главная задача музыки – раскрыть внутренний мир главных героев. Предчувствием трагедии наполнены самые светлые по сюжету лирические сцены. Даже легкая по настроению французская ария графини, исполняемая низким женским голосом, звучит зловеще. Основной трагический «нерв» оперы – партия Германа. Композитор смог психологически точно передать состояние ума и души героя – как мечта о деньгах незаметно для него самого губит чувство к Лизе. Показывая Германа уже почти потерявшим рассудок, Чайковский использует образы, известные по его поздним симфониям: финальная ария «Что наша жизнь? Игра!» (третье действие) построена на интонациях торжественного марша, звучащего в мажорной тональности [12].

П.И. Чайковский изменил отношение к музыкальному содержанию балета. Уровень балетной музыки в XIX веке был невысоким. От композитора требовалось лишь сочинить красивые мелодии – все внимание публики было сосредоточено на виртуозности танцовщиков. Несмотря на сказочные сюжеты и традиционно благополучные развязки балетов Чайковского – «Лебединого озера» (1876 г.), «Спящей красавицы» (1889 г.) и «Щелкунчика» (1892 г.), в музыке немало подлинного трагизма. В драматургии спектаклей она играет столь же важную роль, как и хореография. В развитии музыкальных тем композитор нередко использует приемы, которые применял в симфониях.

Значительное место в творчестве композитора занимают романсы (написано более ста). Чаще всего он объединял вокальные пьесы в группы, опусы, по 6, 7, 12, 16, хотя встречаются и единичные обращения к жанру романса и песни. Почти всегда группы романсов и песен обладают внутренним единством, формирующим их в цикл.

Романсы Чайковского – это маленькие драматические пьесы, и, даже если в тексте нет повествовательного сюжета, слушатель может наблюдать, как от начала к концу произведения меняется душевное состояние героя. Один романс Чайковского по глубине и масштабности содержания может быть равен целому вокальному циклу европейских романтиков. И сейчас романсы «День ли царит», «Благословляю вас, леса», «Я ли в поле да не травушка была» и многие другие входят в репертуар известных оперных певцов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.006 с.)