Методические указания к практическим занятиям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания к практическим занятиям



Направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
Направленность (профиль) Гражданско-правовой
Квалификация выпускника «бакалавр»

 

Ставрополь, 2018 г.

 

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………….………………….…….. 3

 

Практические занятия ……………………………………………………………….………….. 5

 

Рекомендуемая литература и интернет-ресурсы …………………………….………………. 44


Введение

 

Курс «Особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел» является дисциплиной по выбору, включена в вариативную часть профессионального цикла по направлению подготовки 40.03.01 «юриспруденция» (квалификация «бакалавр»). Он составлен на основе анализа правоприменительной практики и действующего гражданско-процессуального законодательства, применяемого при разрешении отдельных категорий гражданских дел. Кроме того, дисциплина способствует расширению кругозора, помогает усвоению других предметов как гуманитарного, так и специального циклов, формирует определенные умения и навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной деятельности молодых специалистов.

Целью курса «Особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел» является обеспечение подготовки специалистов с высшим образованием, отвечающей требованиям стандарта.

Задачи курса:

· сформировать у обучаемых знания в сфере рассмотрения отдельных категорий гражданских дел,

· углубленно изучить и проанализировать проблемные (коллизионные) вопросы рассмотрения отдельных категорий гражданских дел, их особенности;

· выявить пробелы и противоречия в гражданском, семейном, трудовом и гражданско-процессуальном законодательстве;

· спрогнозировать тенденции развития гражданского процессуального права; выработать у обучаемых компетенции по применению в практической деятельности полученных знаний по гражданскому и  гражданскому процессуальному праву.

В результате освоения дисциплины «Особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел» у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

 

Индекс Формулировка
ПК-1 способен толковать и применять нормы права в профессиональной деятельности, в том числе квалифицировать юридически значимые факты; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации; давать консультации по правовым вопросам
ПК-3 знает правила и владеет навыками разработки проектов нормативных правовых актов, проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, в том числе антикоррупционной, обладает знаниями основ юридической техники и подготовки юридических документов, способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации

 

Студент также должен:

знать правила разработки проектов нормативных правовых актов, проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, в том числе антикоррупционной, понятие и сущность искового производства; возбуждение гражданского дела в суде общей юрисдикции, рассмотрение гражданского дела в суде первой инстанции; апелляционное производство; производство в суде кассационной инстанции; производство в суде надзорной инстанции; пересмотр вступивших в законную силу решений и определений по новым и вновь открывшимся обстоятельствам; исполнительное производство; гражданское законодательство, особенности рассмотрения и разрешения различных категорий гражданских дел, основы юридической техники и подготовки юридических документов
уметь толковать, соблюдать, исполнять и применять нормы гражданского и гражданского процессуального права в профессиональной деятельности, в том числе квалифицировать юридически значимые факты; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации; давать консультации по вопросам гражданского права и гражданского процесса; оказывать квалифицированную юридическую помощь физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и законных интересов при рассмотрении различных категорий гражданских дел; участвовать в примирительных процедурах, правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации.
владеть навыками разработки проектов нормативных правовых актов, проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, в том числе антикоррупционной; моделью поведения, основанной на неукоснительном соблюдении российского законодательства; навыками правоприменения и составления документов по отдельным категориям гражданских дел; навыками юридического консультирования по различным категориям гражданских дел

 

 

 

 

 

 

Практические занятия

Практическое занятие № 1.

Общая характеристика дел, вытекающих из брачно-семейных отношений

Цель занятия: закрепить целостное представление о процессуальных особенностях рассмотрения дел, вытекающих из брачно-семейных отношений.

 Организационная форма занятия: проблемный семинар

В результате изучения темы студент должен:

знать: подведомственность и подсудность дел, вытекающих из брачно-семейных отношений, особенности возбуждения и подготовки к судебному разбирательству дел данной категории; уметь: использовать основы правовых знаний в сфере семейных правоотношений; правильно толковать и применять нормы, определяющие процессуальное положение субъектов семейных правоотношений, применять материальные и процессуальные нормы при рассмотрении и разрешении дел, вытекающих из брачно-семейных отношений; владеть: навыками составления и оформления процессуальных документов по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений (ПК-1; ПК-3).

Актуальность темы: на сегодняшний день существенно увеличилось количество дел, вытекающих из брачно-семейных отношений, рассматриваемых в судах.

 

Теоретическая часть

Определяя процессуальные особенности дел, вытекающих из брачно-семейных отношений, нужно иметь ввиду, что данная категория гражданских дел может рассматриваться судами в различных видах гражданского судопроизводства, особом и исковом. Это влияет на определение состава лиц, участвующих в деле, и на предмет доказывания. Исходя из этого, студентам необходимо понимать характер дел, вытекающих из брачно-семейных отношений с целью правильного установления вида гражданского судопроизводства, в котором оно должно рассматриваться.

Во время проведения занятий должны ставиться на обсуждение студентов возникающие в теории и практике дискуссионные вопросы по определению особенностей рассмотрения и разрешения гражданских дел, вытекающих из брачно-семейных отношений. Допускается разбивка студентов на несколько групп по числу проблемных вопросов, вынесенных на обсуждение, с целью дальнейшего проведения полемики.

                                                                   

Вопросы и задания:

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Брачно-семейные отношения: понятие, основания возникновения, особенности.

2. Подведомственность и подсудность дел, вытекающих из брачно-семейных отношений.

3. Возбуждение дел, вытекающих из брачно-семейных отношений.

4. Подготовка к судебному разбирательству дел, вытекающих из брачно-семейных отношений.

 

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями:

1.Определите круг нормативных правовых актов, регулирующих отношения по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений.

2.Изучить обзор судебной практики по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений.

3.Назовите лиц, участвующих в делах, вытекающих из брачно-семейных отношений.

 

Повышенный уровень

 

1. Составьте проект искового заявления о расторжении брака и разделе совместно нажитого имущества.

 

Рекомендуемая литература

 

Основная литература:

1.Гражданский процесс [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / Ю.А. Свирин. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2017. — 469 c. — 978-5-4487-0046-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66860.html

2.Гражданский процесс [Электронный ресурс]: учебник для студентов высших юридических учебных заведений / Д.Б. Абушенко [и др.]. — 10-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М.: Статут, 2017. — 704 c. — 978-5-8354-1383- — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72387.html

Дополнительная литература:

1. Клеймёнова М.О. Особенности рассмотрения отдельных категорий дел в гражданском процессе [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.О. Клеймёнова. — Электрон. текстовые данные. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. — 448 c. — 978-5-4257-0087-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17036.htm

2. Невоструев А.Г. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения жилищных дел [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Г. Невоструев. — Электрон. текстовые данные. — М.: Статут, 2015. — 174 c. — 978-5-8354-1158-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49103.html

3. Гражданский процесс [Электронный ресурс]: учебник / В.В. Аргунов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Статут, 2014. — 960 c. — 978-5-8354-0950-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29151.html

Интернет-ресурсы:

1. eLIBRARY.RU»: [Научная электронная библиотека]. – URL: http://elibrary.ru

2. «IPRbooks»: [Электронная библиотечная система]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/

3.«Университетская библиотека ONLINE»: [Электронная библиотечная система]. - URL: http://www.biblioclub/ru

4. http://www.vsrf.ru/ – официальный сайт Верховного Суда РФ

5.http://kraevoy.stv.sudrf.ru – ГАС РФ «Правосудие»

6.http://law.edu.ru/ (Юридическая Россия. Федеральный правовой портал).

7. http://www.consultant.ru/ - Правовой сайт "Консультант Плюс"

8. http://www.pravo.ru/ (Справочно-правовая система Российское законодательство и судебная практика в свободном доступе).

Практическое занятие № 2.

Общая характеристика дел, вытекающих из брачно-семейных отношений

Цель занятия: закрепить целостное представление о процессуальных особенностях рассмотрения дел, вытекающих из брачно-семейных отношений.

 Организационная форма занятия: проблемный семинар

В результате изучения темы студент должен:

знать: субъектный состав; особенности доказывания и доказательств, судебного разбирательства и судебного решения по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений; уметь: использовать основы правовых знаний в сфере семейных правоотношений; правильно толковать и применять нормы, определяющие процессуальное положение субъектов семейных правоотношений, применять материальные и процессуальные нормы при рассмотрении и разрешении дел, вытекающих из брачно-семейных отношений; владеть: навыками составления и оформления процессуальных документов по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений (ПК-1; ПК-3).

Актуальность темы: на сегодняшний день существенно увеличилось количество дел, вытекающих из брачно-семейных отношений, рассматриваемых в судах.

 

Теоретическая часть

Определяя процессуальные особенности дел, вытекающих из брачно-семейных отношений, нужно иметь ввиду, что данная категория гражданских дел может рассматриваться судами в различных видах гражданского судопроизводства, особом и исковом. Это влияет на определение состава лиц, участвующих в деле, и на предмет доказывания. Исходя из этого, студентам необходимо понимать характер дел, вытекающих из брачно-семейных отношений с целью правильного установления вида гражданского судопроизводства, в котором оно должно рассматриваться.

Во время проведения занятий должны ставиться на обсуждение студентов возникающие в теории и практике дискуссионные вопросы по определению особенностей рассмотрения и разрешения гражданских дел, вытекающих из брачно-семейных отношений. Допускается разбивка студентов на несколько групп по числу проблемных вопросов, вынесенных на обсуждение, с целью дальнейшего проведения полемики.

                                                                   

Вопросы и задания:

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Субъекты дел, вытекающих из брачно-семейных отношений.

2. Особенности доказывания и доказательств в делах, вытекающих из брачно-семейных отношений

3. Судебное разбирательство по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений.

4. Судебное решение по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений.

 

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями:

1.Подготовить ответы на предложенные ниже задачи.

Задача 1. Куприна получала алименты на свое содержание от бывшего мужа в твердой денежной сумме. Заболев, Куприн предъявил иск к бывшей жене о снижении размера алиментов, так как его материальное положение изменилось, и он не в силах больше оказывать ей материальную помощь в прежнем объеме. Во время подготовки дела к судебному разбирательству Куприн умер. Суд привлек в качестве правопреемника совершеннолетнюю дочь Куприна и продолжил рассмотрение дела.

    Правильно ли поступил суд?

 

Задача 2. Семенова узнала о том, что месяц назад судом был удовлетворен иск к ее бывшему мужу о взыскании алиментов на ребенка от второго брака. Суд не привлекал ее к участию в деле, хотя решение влечет для нее отрицательные последствия в виде уменьшения размера алиментов, взыскиваемых с Семенова на ее детей.

Как может Семенова защитить свои права? В качестве кого суду следовало привлечь к участию в деле Семенову? Какие права и обязанности будет иметь Семенова в случае привлечения ее к участию в деле?

 

Задача 3. Прокурор в интересах несовершеннолетнего Евдокимова О. обратился в суд с иском к его отцу, Евдокимову Н. о выселении из квартиры за невозможностью совместного проживания. В заявлении прокурор указал, что Евдокимов Н. лишен родительских прав в отношении сына, но продолжает проживать в квартире с женой и сыном, при этом бьет ребенка, аморально ведет себя, злоупотребляет спиртными напитками. Суд привлек в качестве истца мать Евдокимова О., мотивируя тем, что несовершеннолетний не может самостоятельно выступать в суде. Мать несовершеннолетнего от иска отказалась. Прокурор полагал необходимым продолжить разбирательство дела в интересах ребенка. Суд принял отказ истца от иска и прекратил производство по делу.

    Правильно ли поступил суд?

 

    Задача 4. По делу об установлении отцовства Эвхатова в отношении несовершеннолетнего Дениса, 2011 года рождения, матерью ребенка, Жиховой, было представлено заключение геномной экспертизы, проведенной независимым экспертным центром «ГЕН», согласно которому вероятность отцовства Эвхатова в отношении Дениса составляет 89,1%. Жихова также сослалась на то, что они с ответчиком с 2008 года проживали совместно, вместе ездили на отдых, вели общее хозяйство. До рождения сына Эвхатов посещал Жихову в роддоме, однако после того, как родился Денис, ответчик выехал из совместно занимаемой с Жиховой квартиры, сменил номер мобильного телефона и отказывается признавать Дениса своим сыном.

В судебном заседании Эвхатов не отрицал факты совместного проживания и ведения общего хозяйства с Жиховой, однако не признавал себя отцом Дениса.

Вызванный судом для получения консультации специалист–генетик подтвердил, что оснований сомневаться в правильности экспертного заключения по вопросу отцовства Эвхатова у него нет оснований. Экспертом были применены современные методики, проведены все необходимые исследования. Вероятность отцовства, оцененная в 89,1%, свидетельствует о том, что, скорее всего, именно Эвхатов отец Дениса.

Судья вынес решение об удовлетворении иска, сославшись в мотивировочной части на заключение эксперта и консультацию специалиста.

1. Оцените правильность действий и выводов судьи.

2. Имеют ли значение для дела те факты, на которые ссылалась Жихова?

 

Повышенный уровень

 

1. Составьте проект искового заявления о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка.

2. Составьте проект решения суда по делу о расторжении брака и разделе совместно нажитого имущества.

 

 

Рекомендуемая литература

 

Основная литература:

1.Гражданский процесс [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / Ю.А. Свирин. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2017. — 469 c. — 978-5-4487-0046-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66860.html

2.Гражданский процесс [Электронный ресурс]: учебник для студентов высших юридических учебных заведений / Д.Б. Абушенко [и др.]. — 10-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М.: Статут, 2017. — 704 c. — 978-5-8354-1383- — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72387.html

Дополнительная литература:

1. Клеймёнова М.О. Особенности рассмотрения отдельных категорий дел в гражданском процессе [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.О. Клеймёнова. — Электрон. текстовые данные. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. — 448 c. — 978-5-4257-0087-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17036.htm

2. Невоструев А.Г. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения жилищных дел [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Г. Невоструев. — Электрон. текстовые данные. — М.: Статут, 2015. — 174 c. — 978-5-8354-1158-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49103.html

3. Гражданский процесс [Электронный ресурс]: учебник / В.В. Аргунов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Статут, 2014. — 960 c. — 978-5-8354-0950-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29151.html

Интернет-ресурсы:

1. eLIBRARY.RU»: [Научная электронная библиотека]. – URL: http://elibrary.ru

2. «IPRbooks»: [Электронная библиотечная система]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/

3.«Университетская библиотека ONLINE»: [Электронная библиотечная система]. - URL: http://www.biblioclub/ru

4. http://www.vsrf.ru/ – официальный сайт Верховного Суда РФ

5.http://kraevoy.stv.sudrf.ru – ГАС РФ «Правосудие»

6.http://law.edu.ru/ (Юридическая Россия. Федеральный правовой портал).

7. http://www.consultant.ru/ - Правовой сайт "Консультант Плюс"

8. http://www.pravo.ru/ (Справочно-правовая система Российское законодательство и судебная практика в свободном доступе).

Практическое занятие № 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.061 с.)