Методические указания по выполнению курсового проекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по выполнению курсового проекта



Методические указания по выполнению курсового проекта

по дисциплине «Управление проектами»

 

Структура курсового проекта

Объем курсового проекта зависит от типа и масштаба проекта, но в любом случае должен составлять 20 – 45 страниц машинописного текста. Курсовой проект должна иметь следующую структуру:

-  титульный лист;

-  содержание;

-  введение;

-  основная часть;

-  заключение;

-  список использованных источников;

-  приложения (при необходимости).

Основная часть должна включать три раздела:

1. разработка концепции проекта;

2. планирование проекта;

3. управление проектом.

Наличие всех трех перечисленных разделов в курсовом проекте обязательно независимо от предметной области проекта. Ниже приводится примерный план курсового проекта:

Введение

Разработка концепции проекта

1.1.Содержание проектной идеи

1.2.Цели проекта

1.3.Окружение проекта

1.4.Участники проекта

Планирование проекта

2.1.Структура разбиения работ

2.2.Календарное планирование

2.3.Планирование ресурсов

2.4.Оценка стоимости проекта

2.5.Оценка эффективности проекта

2.6.Анализ рисков

Управление проектом

3.1.Формирование команды проекта

3.2.Управление коммуникациями

3.3.Управление качеством

3.4 Контроль проекта

Заключение

   Список использованных источников

Приложения

 

3. Методические рекомендации по выполнению курсового

Проекта

В данном разделе даются рекомендации по разработке всех обязательных разделов курсовой работы.

Во введении следует обосновать актуальность применения инструментария проектного менеджмента к данной предметной области. Обращаем внимание, что здесь речь идет не об актуальности данного проекта для организации, а именно о целесообразности использования проектных технологий.

Далее во введении формулируются цель и задачи курсового проекта, дается очень краткая характеристика ее основных разделов. Цель должна носить практический характер и должна быть связана с выбранной и сформулированной темой. Например: «Целью курсовой работы является разработка проекта по организации рекламной кампании коммерческой фирмы».

Далее формулируется перечень задач, которые необходимо решить для

достижения поставленной цели, например:

- сформулировать концепцию проекта;

-сформировать план реализации проекта;

-разработать механизм управления проектом.

Затем кратко (буквально одним абзацем) излагается содержание каждого раздела курсовой работы.

Разработка концепции проекта»

Содержание проектной идеи

В этом подразделе должна быть сформулирована генеральная цель проекта и изложено его содержание. Необходимо обосновать важность и нужность данного проекта для заказчика. Если, например, проект предполагает производство какого-то вида продукции (услуг), то должно быть представлено описание этого продукта (назначение, характеристики, отличия его от существующих аналогов), обоснована необходимость выпуска этого продукта и его конкурентоспособность. Целесообразно указать временные рамки проекта, социальный эффект проекта (новые рабочие места, улучшение условий труда, повышение качества жизни населения и др.).

Цели проекта

Генеральной целью проекта можно считать ожидаемый результат проекта, на который рассчитывает его заказчик. Правильно сформулированная цель проекта должна удовлетворять так называемым критериям SMART, т.е. должна быть конкретной (понятной), измеримой (т.е. предполагает наличие количественных показателей), достижимой, реальной, ограниченной во времени.

Для обеспечения этих критериев рекомендуется излагать генеральную цель в виде составляющих ее подцелей, представляющих цели более низкого

уровня. Эта иерархия формулируется в следующем виде:

-  генеральная цель проекта;

-  подцели первого уровня (промежуточные цели, совокупность которых  объясняет генеральную цель);

- подцели второго уровня (небольшие цели, объясняющие подцели первого уровня).

Например, для проекта «Организация коммерческого производства меда и побочных продуктов в фермерском хозяйстве «Лесное» система целей может быть сформулирована следующим образом: Генеральная цель: создание к 2018 году предприятия по производству и реализации меда и побочных продуктов с объемом реализации 10 млн. рублей в год.

Первый и второй уровни дерева целей:

Производственные цели

1.1.Приобретение оборудования

1.2.Приобретение технологий

1.3.Набор и обучение персонала

1.4……….

Маркетинговые цели

2.1.Изучение спроса населения

2.2.Формирование номенклатуры выпускаемых продуктов

2.3.Разработка ценовой политики

2.4…………

Цели по продажам

3.1.Отрытие 5 торговых точек

3.2.Заключение договоров с 3 торговыми сетями

3.3.Набор и обучение 20 распространителей продукции

3.4………………

Окружение проекта

Во внешней среде принято выделять ближнее и дальнее окружение проекта. Ближнее окружение формируется организацией, на базе которой реализуется проект. Эту организацию часто называют материнской компанией. Дальнее окружение формируется внешними факторами, которые оказывают влияние на проект непосредственно либо через материнскую компанию.

Если проект не связан с какой-либо организацией (например, создание предпринимателем нового предприятия), то необходимо рассматривать только дальнее окружение проекта. В этом случае необходимо проанализировать комплекс внешних факторов, влияющих на проект:

- экономические факторы (валютные курсы, темпы инфляции, ставки   по кредитам, тарифы и налоги и др.);

- политические факторы (поддержка проекта региональными властями, политические риски и др.);

- социально-демографические факторы (демографическая ситуация в регионе, ожидаемое отношение населения территории к проекту, социокультурные характеристики населения и др.);

- правовые факторы (нормативно-правовое обеспечение предпринимательской и инвестиционной деятельности, необходимость лицензирования деятельности и др.);

- научно-технологические факторы (состояние научной и (или) производственной инфраструктуры региона, логистика, уровень развития технологий).

Если же разрабатывается проект, ориентированный на какое-то конкретное предприятие (например, техническое переоснащение предприятия или повышение мотивации персонала предприятия), то кроме факторов дальнего окружения необходимо рассмотреть и ближнее окружение проекта, в частности, организационную структуру предприятия, его корпоративную культуру, особенности взаимодействия материнской компании с руководителем и командой проекта.

Участники проекта

Участники проекта – это физические и юридические лица, чьи интересы связаны с реализацией проекта. В общем случае основными внешними участниками проекта являются инициатор проекта, инвестор, заказчик, консультант, проектировщик, генеральный подрядчик и субподрядчики, поставщики, органы власти.

Для конкретного проекта нужно перечислить основных участников и их функции. Если для проекта представляется возможным указать конкретную организацию-участника, то целесообразно дать характеристику этой организации.

Например: «Инвестором проекта является банк «Венец»; банк был создан в 1990 году на базе Операционного управления Промстройбанка и входит в число крупнейших региональных банков Ульяновской области. Банку присвоен кредитный рейтинг В++ (рейтинговое агентство AK&M). Уставный капитал - 88 000 000,00 руб., величина уставного капитала изменена 12 ноября 2009 года. Юридический адрес: г.Ульяновск, ул.Марата, 19».

Еще один пример: «Генеральным подрядчиком строительства спортивного комплекса выступит АО «Трест - 3» (Ульяновск). «Трест-3» создан в 1988 году. В настоящее время ОАО «Трест-3» представляет собой сбалансированную структуру, работающую «под ключ» и готовую к выполнению функций инвестора, заказчика, генподрядчика, а так же осуществляющую полный комплекс субподрядных работ. В состав организации входят: два строительных управления, специализированные управления по выполнению отделочных, электромонтажных и сантехнических работ, управление механизации и цех металлоконструкций, мобильный завод по выпуску товарного бетона. Юридический адрес: Ульяновск, Инженерный 9-й проезд, 4».

Планирование проекта»

Структура разбиения работ

Структура разбиения работ (СРР) – обязательный инструмент разработки плана проекта. Построение СРР – это разбиение (декомпозиция) проекта на отдельные элементы (фазы, пакеты работ, отдельные работы) и построение иерархической структурной модели. Количество уровней декомпозиции зависит от особенностей проекта, его сложности, продолжительности и других факторов. СРР представляет собой, по сути, перечень задач проекта. Она может быть представлена в графическом виде либо в виде описания.

Декомпозиция может проводиться:

-  по компонентам товара, получаемого в результате реализации проекта;

- по процессным или функциональным элементам деятельности материнской компании;

-  по категориям работ;

-  по отдельным объектным составляющим.

В качестве примера рассмотрим СРР для проекта «Ремонт учебного корпуса университета».

Проект "Ремонт учебного корпуса университета"

Первый уровень работ:

1.ремонт аудиторий и лабораторий

2.ремонт холлов

3.ремонт подсобных помещений (гардероб, туалеты, буфет)

Второй уровень работ:

Ремонт холлов

2.1.замена светильников

2.2.отделочные работы

2.3.замена стендов

Ремонт подсобных помещений

3.1.демонтаж сантехнического оборудования

3.2.демонтаж торгового оборудования в буфете

3.3.выполнение электромонтажных работ

3.4.установка сантехнического оборудования

3.5.отделочные работы

Календарное планирование

Целью календарного планирования является определение плановых (расчетных) сроков выполнения работ проекта и проекта в целом. Существует два наиболее распространенных графических метода для составления календарного плана (расписания) проекта: диаграммы Гантта и сетевые графики, причем последние могут строиться либо в виде стрелочных диаграмм, либо диаграмм предшествования.

В курсовом проекте может быть применен любой из перечисленных графических инструментов, причем диаграмма Гантта может быть построена с использованием компьютерных программ Microsoft Project, Excel и др.

В качестве примера построим сетевой график для инновационного проекта «Внедрение в производство нового конструкционного материала». Основные работы по проекту приведены в табл.3.2.1. Необходимо отметить, что содержание работ, показанное в третьем столбце таблицы 3.2.1, является структурной декомпозицией работ по организации выполнения инновационного проекта. На основе перечня работ, сроков их исполнения и последовательности, указанных в табл. 3.2.1, построен сетевой график (рис.3.2.1).

 

Табл.3.2.1 – Перечень и характеристика основных работ по проекту

Шифр работы Предшествующая работа Содержание работы Продолжительность
А - Определение целей, состава работ и участников 2
Б А Выбор методов и алгоритмов исследования 1
В А Изготовление опытных образцов изделий для коммерциализации 5
Г А Выбор рыночного сегмента 1
Д Г Формирование требований к изделиям, использующим новый конструкционный материал.       2
Е Б Проведение исследований материала, первичная обработка данных 3
Ж Д, Е Формирование программы пробного рыночного тестирования 1
З В Исследование потребительских свойств изделий 1
И З Дополнительное исследование свойств и качеств материала применительно к выбранным изделиям 3
К Ж, И Пробное рыночное тестирование изделий с использованием нового материала 1
Л К Формирование набора изделий с высоким коммерческим потенциалом 1

 

 


 

 

Рис.3.2.1 – Сетевой график инновационного проекта

Из сетевого графика можно определить, что общее время выполнения проекта составляет 13 недель.

Планирование ресурсов

В курсовом проекте при планировании ресурсов следует в общем случае выделять три вида ресурсов: материальные (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие, топливо); технологические (машины, механизмы, оборудование); трудовые (например, водители, строители, программисты, монтажники оборудования и др.). После формирования СРР для каждой работы проекта следует определить необходимые ресурсы. В результате должна быть сформирована таблица потребления ресурсов (табл.3.2.2).

 

Таблица 3.2.2 – Потребность проекта в ресурсах (фрагмент)

Наименование

работы

Ресурсы

Трудовые

Материальные

Технологические

Вид Кол-во чел.-час Вид Кол-во ед. измер. Вид Кол--во час.
Демонтаж оборудования Монтажник водитель 8 3 - - Грузовой автомобиль 3
Покраска стен Маляр 16 Эмаль 26 кг - -
             

Оценка стоимости проекта

 Для оценки стоимости проекта в курсовой работе необходимо сформировать смету – документ, содержащий обоснование и расчет стоимости проекта. Все необходимые статьи затрат по проекту следует свести в таблицу. Каждая статья затрат должна быть обоснована или расчетами, или ссылками на какой-либо достоверный источник информации (нормативный документ, прейскурант, статью в научном журнале, интернет-ресурс и др.).

В качестве примера приведем смету затрат по проекту «Создание ресторана» (табл.3.2.3).

 

Таблица 3.2.3 – Смета затрат на реализацию проекта «Создание

Ресторана»


Статья расходов Сумма расходов, тыс. руб.
Регистрация деятельности в ИФНС, внесение уставного капитала для ООО, получение алкогольной лицензии, открытие расчетного счета 300
Заказ дизайна и технического проекта ресторана 120
Ремонт и декорирование, приведение помещения в соответствие с требованиями Роспотребнадзора 1300
Приобретение оборудования (кухонное оборудование, кассовое оборудование, терминал для учета заказов) 1900
Покупка посуды и хозяйственного инвентаря 200
Покупка мебели 420
Разработка рецептуры и технических условий на блюда 50
Закупка продуктов и напитков 80
Прочие расходы 200
Оборотные средства (финансирование деятельности до выхода на окупаемость) 1000
Итого 5570

 

Таблица 3.2.4 – Денежные потоки проекта (тыс. руб.)

Показатели

Годы

1 2 3 4 5
1.Объем реализации 10 200 11 100 12 300 12 000 9 000
2. Текущие расходы -5100 -5304 -5516,2 -5736,8 -5966,3
3.Амортизация (износ) -3 000 -3 000 -3 000 -3 000 -3 000
4.Налогооблагаемая (валовая) прибыль 2 100 2796 3783,8 3263,2 33,7
5.Налог на прибыль -420 -559,2 -756,8 -652,6 -6,7
6.Чистая прибыль 1680 2236,8 3027 2610,6 27
7.Чистые денежные поступления(строка3+ строка 6) 4680 5236,8 6027 5610,6 3027

 

Чистая приведенная стоимость находится следующим образом: W=4680×1,15-1 +5236,8×1,15-2 +6027×1,15-3 +5610×1,15-4 +3027×1,15-5 -15000= = 1704,9 тыс.руб.

Для определения срока окупаемости проекта с учетом фактора времени запишем дисконтированные значения чистых денежных поступлений по годам:

1-й год: 4680/1,151 = 4069,5 тыс. руб.;

 

2-й год: 5236,8/1,152 = 3959,5 тыс. руб.;

 

3-й год: 6027/1,153 = 3968,8 тыс. руб.

 

4-й год: 5610,6/1,154 = 3208,1 тыс. руб.;

 

5-й год: 3027/1,155 = 1505 тыс. руб.

 

Сумма дисконтированных доходов за первые 3 года составит:

4069,5 + 3959,5 + 3968,5 = 11997,5 тыс. руб.

Недостающая сумма средств для покрытия инвестиций:

15000 – 11997,5 = 3002,5 тыс.руб.

 

Срок окупаемости недостающей суммы составит:

3002,5 / 3208,1 = 0,94 года.

Тогда срок окупаемости составит 3 + 0,94 = 3,94 года.

Анализ рисков

В данном подразделе необходимо провести качественный анализ рисков, который предполагает выявление причин или источников возникновения рисков и описание характера воздействия рисков на проект. В общем случае нужно проанализировать следующие виды риска: рыночный, операционный, финансовый, правовой, кадровый, материально-технический. В качестве примера в табл.3.2.5 приведены результаты качественного анализа проекта «Организация производства и сбыта макаронных изделий»

 

Таблица 3.2.5 – Перечень рисков проекта

Вид риска Причина риска Влияние риска
Рыночный 1. Снижение платежеспособности населения. 2. Снижение цен конкурентами. 3. Появление дополнительного альтернативного предложения. Падение спроса на макаронную продукцию и объемов продаж и чистой прибыли.
Операционный 1. Недостатки проектных работ 2. Недобросовестность подрядчика 3. Сбои в поставке материалов, оборудования, сырья 4. Низкий уровень организации работ по проекту Невыполнение календарного плана работ по проекту, снижение качества работ
Финансовый 1.Увеличение сметной стоимости работ по проекту 2. Несвоевременное финансирование проектных работ 3. Недостаток оборотных средств Невыполнение календарного плана работ по проекту, потребность в дополнительном кредитовании, снижение коммерческой эффективности проекта
Правовой 1. Изменение федерального или регионального законодательства 2. Нарушение договорных условий поставщиками и подрядчиками Влияние на финансовые результаты проекта, нарушение сроков реализации проекта, расторжение договоров с поставщиками и подрядчиками
Кадровый 1. Трудности с подбором квалифицированных кадров 2. Текучесть кадров 3. Несоблюдение трудовой дисциплины Увеличение затрат на подбор и подготовку кадров, дополнительные финансовые потери от нарушений трудовой дисциплины
Материально-технический 1. Нестабильное качество сырья 2. Отсутствие передовой технологии производства макаронных изделий 3. Рост цен на современное оборудование 4. Отсутствие резервных мощностей на случай отказа оборудования Снижение качества выпускаемой продукции и потеря рынков сбыта, снижение объемов продаж, невыполнение договорных обязательств

Управление коммуникациями

Наиболее распространенными формами проектных коммуникаций являются:

- письменная (отчеты, письма, факсы);

- устная (переговоры, совещания, конференции);

- интернет-технологии (видеоконференции, корпоративные сайты, системы хранения данных).

Управление качеством

Управление качеством в проекте включает ряд типовых процессов: планирование качества, обеспечение качества и контроль качества. В курсовой работе необходимо дать описание каждого из перечисленных процессов для конкретного проекта, т.е. пояснить, как будут реализовываться эти процессы в проекте.

Кроме того, следует разработать карту качества проекта, которая является упрощенным вариантом плана управления качеством. В карте перечисляются основные ожидаемые результаты проекта и устанавливаются критерии, по которым можно судить о достижении запланированного результата. В качестве примера приведена карта качества проекта «Создание школы развития для дошкольников в микрорайоне «Запад» (табл.3.3.2).

 

Таблица 3.3.2 – Карта качества проекта

 

Ожидаемые результаты

  Критерии достижения         Земельный участок    расположение в микрорайоне «Запад»;    

 расположение в экологически чистой зоне;

     наличие разрешительной документации;      наличие договора купли-продажи. Здание    соответствие проекту строительства;      соответствие требованиям электро- и пожарной       безопасности;      выполнение требований СНИП. Оснащение    соответствие учебных аудиторий санитарно-       эпидемиологическим требованиям;    

 соответствие закупленного оборудования проектной

      спецификации.

Кадровое обеспечение

 соответствие персонала требованиям по уровню       профессионального образования;    

 наличие опыта работы с детьми.

 

   

Методическое обеспечение

 соответствие требованиям Закона об образовании и       ФГОС;      полнота и комплексность. Выполнение плановых  выполнение календарного плана проекта; показателей    соблюдение утвержденной сметы.

 


 

Контроль проекта

Объектами контроля (то, что необходимо контролировать) в общем случае могут быть:

 

Методические указания по выполнению курсового проекта

по дисциплине «Управление проектами»

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.066 с.)