Математико-статистические методы психолого-педагогического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Математико-статистические методы психолого-педагогического исследования



Математико-статистические методы психолого-педагогического исследования

 

Итоговые задания

Первичная обработка результатов исследования


 

Содержание

Первичная обработка результатов исследования. 1

1. Задачи, решаемые психологом-исследователем в процессе применения методов первичной обработки результатов исследования. 3

2. Виды наглядных методов описательной статистики. 3

3. Основные требования к построению графиков и диаграмм. 3

4. Определение типа первичных результатов исследования. 4

5. Схемы экспериментальных исследований и виды экспериментальных планов, которые используются психологом при построении исследования. 4

6. Методы формирования экспериментальной и контрольной групп. 5

Вторичная обработка результатов исследования. 5

1. Задачи вторичной обработки результатов исследования. 5

2. Виды шкал измерения, применяемые в психологии. Краткое описание номинативной и порядковой шкал. 6

3. Описание интервальной и равных отношений шкалы.. 6

4. Математико-статистические методы, применяемые для оценки достоверности различий двух выборок по измеряемому признаку. 7

5. Решение задачи: 8

6. Решение задачи. 9

7. Тест. 10

8. Назначение метода вычисления коэффициента ранговой корреляции по Ч. Спирмену. 11

9. Тест. 11

 

 

Задачи, решаемые психологом-исследователем в процессе применения методов первичной обработки результатов исследования.

Психолог – исследователь решает следующие задачи при использовании методов первичной обработки результатов исследования:

1. Определяет среднее арифметическое значение;

2. Дисперсию;

3 Моду и медиану.

Виды наглядных методов описательной статистики

1.Табличное представление. Вид таблицы с данными для расчетов или анализа. 2. Графическое изображение – это может быть диаграмма, гистограмма, график рассеивания. 3. Расчет статистических показателей предполагает применение статистических критериев.

3. Основные требования к построению графиков и диаграмм

Основные требования для построения статистических графиков:

1. простота и ясность содержания,

2. лёгкость прочтения,

3. скорость и надёжность запоминания.

Статистические графики имеют большое разнообразие, поэтому для удобства их применения были классифицированы. Классификация содержит два при­знака: решаемые задачи и вид графического образа. В зави­симости от вида графического образа графики подразделяют­ся на: точечные, линейные, столбиковые, ленточные, плоско­стные, фигурные.

4. Какой тип диаграммы первичных результатов исследования выборки испытуемых представлен на рисунке?

Методы формирования экспериментальной и контрольной групп.

В психолого – педагогическом исследовании используют три основных метода формирования экспериментальной и контрольной групп: попарного отбора, случайного отбора и структурной идентификации. Условиями проведения эксперимента выступают: Испытуемые помещаются в разные условия. Но они должны быть эквивалентными в момент начала экспериментального воздействия. Группы формируются так, чтобы подопытные или испытуемые, обладающие идентичными или близкими значениями переменной, попадали в разные группы.

Вторичная обработка результатов исследования

Решение задачи.

Условие: Определить, с помощью метода T- критерий Вилкоксона, есть ли статистические различия в уровне развития образной памяти в экспериментальной группе на I (констатирующем) и III (контрольном) этапах исследования, если получены следующие результаты:

 

I 5 5 10 8 5 6 4 2 9 2 5 7
III 8 5 9 7 8 10 7 3 7 4 9 9

 

Предоставить все расчеты, сделать вывод.

Решение:

Таблица 2 - расчет Т- критерия Вилкоксона

N I III Сдвиг (t I – t III) Абсолютное значение сдвига Ранговый номер сдвига
1 5 8 3 3 8
2 5 5 0 0 0
3 10 9 -1 1 2
4 8 7 -1 1 2
5 5 8 3 3 8
6 6 10 4 4 10.5
7 4 7 3 3 8
8 2 3 1 1 2
9 9 7 -2 2 5
10 2 4 2 2 5
11 5 9 4 4 10.5
12 7 9 2 2 5

Сумма рангов нетипичных сдвигов:

9

Результат: TЭмп = 9

Критические значения T при n=11

n

TКр

0.01 0.05
11 7 13

 

Вывод: Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне неопределенности, следователь можно считать результаты не достоверными, или проведенная работа была малоэффективна.

Тест

7. Какой (какие) из перечисленных методов математической статистики используется для оценки достоверности различий между двумя выборками по уровню количественно измеренного признака?

а) U-критерий Манна-Уитни;

б) корреляционный анализ;

в) факторный анализ;

г) Т-критерий Вилкоксона;

д) сравнение средних величин.

 

8. Назначение метода вычисления коэффициента ранговой корреляции по Ч. Спир­мену.

Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.     

Для подсчета ранговой корреляции Спирмена необходимо располагать двумя рядами значений, которые могут быть проранжированы. Такими рядами значений могут быть:

1) два признака, измеренные в одной и той же группе испытуемых;

2) две индивидуальные иерархии признаков, выявленные у двух испытуемых по одному и тому же набору признаков;

3) две групповые иерархии признаков;

4) индивидуальная и групповая иерархии признаков.

Вначале показатели ранжируются отдельно по каждому из признаков. Как правило, меньшему значению признака начисляется меньший ранг.

Ограничения коэффициента ранговой корреляции:

1) по каждой переменной должно быть представлено не менее 5 наблюдений;

2) коэффициент ранговой корреляции Спирмена при большом количестве одинаковых рангов по одной или обеим сопоставляемым переменным дает огрубленные значения. В идеале оба коррелируемых ряда должны представлять собой две последовательности несовпадающих значений.

Тест

Значимость коэффициента корреляции зависит от …

а) шкалы психологических измерений;

б) объема экспериментальной выборки;

в) величины коэффициена корреляции;

г) трудности теста.

 

10. Установите соответствие величины коэффициента корреляции и степени взаимосвязи

Ответ:

1-г

2 - а

3 - в

4- б

5- д

Математико-статистические методы психолого-педагогического исследования

 

Итоговые задания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.008 с.)