О приобретаемых способностях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О приобретаемых способностях



 

Комментарий: В данном разделе описываются три последних шага к состоянию сосредоточения и приводится описание «способностей», приобретаемых в этом состоянии. По своей сути описываемые «способности» состоят в умении вызывать в сознании устойчивые специфические состояния, а также наблюдать следы бессознательных процессов. Согласно воззрениям автора книги, они являются следствием ослабления работы тормозных механизмов на одном из уровней психики.  Ослабление проявляется вследствие диссоциации различных отделов мозга. По-видимому, способность наблюдать внутрипсихические процессы и вызывать сенсорные ощущения, ничем не отличающиеся от реальных, расценивалась автором афоризмов как способность влиять на окружающий мир, или же создавать свой собственный мир, ничем не хуже реального. При этом подчеркивается незначительность этих «способностей» перед главным умением йога – способностью не ощущать страдания.

С другой стороны состояние сосредоточения позволяет человеку проявить немало резервных возможностей, связанных с контролем над сознанием и, в частности, сенсорными ощущениями. Это:

Способность не ощущать страдания

Способность произвольно вызывать ощущение удовольствия, подобное испытываемому при оргазме или инъекциях опиатов, и удерживать его в течение длительного времени

Нечувствительность к боли и другим неприятным ощущениям, либо способность их ощущать без сопряженного с ними страдания  

Повышенная образная память и способность вспоминать давно забытые события

Ускорение и повышение качества отдельных аспектов мышления, в частности способность к быстрому счету, игре в шахматы, рисованию и т. п.

Способность сохранять значительное мышечное напряжение длительное время (иногда сутками) – каталепсия

Способность интенсивно набирать или сбрасывать вес тела (в пределах биологических возможностей организма).

Способность вмешиваться в обмен веществ в тканях (вызов ожогов и «Христовых ран»)

Способность по желанию засыпать и просыпаться на длительные промежутки времени

Частичное сохранение сознания во время сна с возможностью запоминать информацию и реагировать на стимулы

Возможность вмешиваться в обычно неконтролируемые физиологические процессы.

Улучшенная координация движений

     Все эти «способности» проявляются у человека при гипнозе, различных заболеваниях и в некоторых других ситуациях. В состоянии сосредоточения же они проявляются все сразу и полностью подконтрольны воле человека.

 

  1. Упражнения в концентрации заключаются в допущении в сознание только желаемого устойчивого образа (превосходящего по силе реальный сенсорный раздражитель)\следа внутрипсихического процесса в виде четко очерченного образа с высокой степенью детализации и пространственной локализации, и недопущение туда нежелательных ощущений. Примером может служить удержание ощущения приятной прохлады в месте, которое прокалывается иглой. Сознание ощущает только прохладу, в то время как ощущение боли в него не попадает. В сознание также могут поступать обычно не воспринимаемые ощущения от скрытых психических процессов. На них тоже можно концентрироваться.
  2. Упражнения в удержании заключаются в удержании устойчивого образа/следа внутрипсихического процесса  в сознании в течении длительного времени. По сути, это длительное выполнение предыдущего упражнения. Главной задачей является подавление возникающих помех и сохранение неизменного состояния удерживаемого образа.
  3. Упражнение в сосредоточении заключается в получении контроля над сенсорным следом внутрипсихического процесса. Он может поступать в сознание, а может и не поступать туда в зависимости от состояния сознания. Также с ним можно выполнять различные манипуляции. Достигший этого состояния как бы созерцает желаемый психический процесс\процессы, поэтому к этому состоянию также применим термин созерцание.
  4. Выполнение этих трех шагов по отношению к определенному образу\следу психического процесса, позволяет получить устойчивый контролируемый образ этого ощущения\процесса в сознании.
  5. Полученный образ ощущения в сознании имеет максимальную интенсивность и, благодаря своей силе может оказывать большее влияние на психические процессы, чем другие образы различного рода. Кроме того, характеристики самого сознания меняются при сосредоточении. Возникает феномен трансовой логики. Это достигается благодаря прекращению функционирования тормозных механизмов психики.
  6. Упражняться в сосредоточении следует постепенно.
  7. Три последних шага в достижении сосредоточения являются более важными и более сложными, чем предыдущие пять.
  8. Однако и они являются более примитивными по сравнению с состоянием сосредоточения, которое достигается без сознательного усилия, рефлекторно. Тут проводится различение между более примитивным сосредоточением, достигаемым контролем над поступлением в сознание одного ощущения и более продвинутым сосредоточением, которое заключается в контроле над поступлением в сознание многих ощущений рефлекторно. По сути, эти состояния схожи, но отличаются в скорости управления ощущениями. При продвинутом сосредоточении управление происходит быстрее, сознание уже «научилось» фильтровать ощущения. При достижении высшего сосредоточения структура психики становится гармоничной.
  9. Подавлением бесконтрольного блуждания психических процессов в состоянии сосредоточения достигается их согласованность и структурированность.
  10. Продвинутое сосредоточение достигается путем постоянной тренировки в низшем.
  11. Постоянная практика в высшем сосредоточении приводит к прекращению потока бесконтрольных ощущений в сознание и постоянному рефлекторному контролю над психическими процессами. Структура психики практикующего претерпевает глубокую трансформацию и становится гармоничной.
  12. В состоянии высшего сосредоточения сознание по своему желанию испытывает ощущения или же не испытывает их.
  13. Сознание сохраняет возможность реагировать на сенсорные стимулы и внутрипсихические ощущения, в т.ч. из воображения и памяти, если это необходимо.
  14. В этом состоянии сознание может реагировать как на стимулы, доступные для восприятия в обычном состоянии, так и на лежащие за порогом нормального восприятия.
  15. Также сознание приобретает способность оперировать с поступающими в него следами психических процессов. При этом следы психических процессов могут быть подвергнуты трансформации. Например, слуховые образы преобразованы в зрительные и т.п.
  16. При оперировании в состоянии сосредоточения с образами, связанными с изменением объекта во времени могут возникать образы, связанные с прошлым или будущим объекта. Никакой реальной внечувственной информации, разумеется, эти образы не несут. Таким образом к человеку может приходить осознание информации, полученной от органов чувств, но скрытой в глубинах подсознания.
  17. В состоянии сосредоточения в сознании может быть сформирован устойчивый образ звука, издаваемого животным.
  18. Путем формирования в сознании устойчивого образа из памяти могут быть извлечены воспоминания, связанные с этим образом.
  19. В сознании может быть сформирован устойчивый образ чужого тела.
  20. При этом содержимое чужого сознания остается закрытым.
  21. При создании устойчивого образа собственной невидимости, в сознании не будет зафиксирован образ собственного тела.
  22. При оперировании в состоянии сосредоточения с образами, связанными со своей жизнью могут возникать образы, связанные с моментом смерти. Реальной информации эти образы не несут.
  23. В сознании может быть сформирован устойчивый образ ощущений, связанных с различными формами поведения.
  24. В сознании может быть сформировано устойчивое ощущение огромной физической силы.
  25. При оперировании в состоянии сосредоточения с ощущением ясного света в сознание могут проникать различные утонченные ощущения.
  26. В сознании может быть сформирован устойчивый образ Солнца.
  27. В сознании может быть сформирован устойчивый образ Луны и созвездий.
  28. При оперировании в состоянии сосредоточения с образами созвездий можно наблюдать движение звезд.
  29. В сознании может быть сформированы устойчивые образы различных телесных ощущений.
  30. Устойчивый образ ощущения сытости может подавить ощущение голода.
  31. В сознании может быть сформирован устойчивый образ спокойного эмоционального состояния.
  32. Может быть сформирован устойчивый образ света вокруг своей или чужой головы.
  33. Все что лежит в пределах сенсорных систем человека может быть представлено.
  34. Может быть создан устойчивый образ различных видов ощущений.
  35.  Внимание сознания может быть обращено на воображение или память.
  36. При этом в сознании может быть сформирован устойчивый образ ощущения, сформировавшегося в этих системах психики.
  37. Вышеуказанные «способности» мешают высшему контролю над ощущениями, но баловаться с этими способностями может быть интересно.
  38. В сознании можно вызвать устойчивый образ ощущений, связанных с «вхождением» в чужое тело.
  39. В сознании можно вызвать устойчивый образ ощущений, связанных с легкостью, позволяющей ходить по воде.
  40. В сознании можно вызвать устойчивый образ себя, окруженного светом.
  41. В сознании можно вызывать устойчивые образы слуховых ощущений.
  42. В сознании может быть вызвано ощущение легкости и парения в воздухе.
  43. Сознание может быть закрыто для всех ощущений, поступающих от сенсорных систем тела.
  44. В сознании могут быть созданы устойчивые образы ощущений, поступающих от всех сенсорных систем тела.
  45. Может быть создан устойчивый образ твердости тела, его тяжести и прочности.
  46.  В сознании может быть создан устойчивый образ ощущений, связанных со здоровьем.
  47. В сознание могут быть допущены сигналы, связанные с деятельностью органов тела человека.
  48. С помощью таких образов можно воздействовать на эти органы, поддерживать их здоровыми, управлять ими в пределах, обусловленных свойствами тела.
  49. В сознании могут быть созданы устойчивые образы хороших ощущений, даже состояние огромного удовольствия.
  50.  Высшее сосредоточение позволяет контролировать даже состояние наивысшего удовольствия. Это может быть применено, например, для ограничения зависимости от опиатов.
  51. Даже ощущения, получаемые путем сосредоточения необходимо контролировать во избежание возможного проникновения в сознание ощущения, могущего вызвать страдание.
  52. Полный контроль над поступлением ощущений в сознание может быть обеспечен только удержанием высшего сосредоточение в течение длительного времени.
  53. Так достигается тотальный и постоянный контроль над потоком ощущений.
  54. Высшее сосредоточение позволяет контролировать абсолютно все ощущения, какие только способен испытывать человек, все поддающиеся контролю процессы.
  55. Когда поток ощущений полностью контролируется, свобода сознания становится максимальной. Все потребности эго могут быть удовлетворены.

 

Об освобождении сознания

 

Комментарий: Данный раздел содержит описание глубинных предпосылок некоторых аспектов автоматизма психики человека и других живых существ. Также дается описание ряда свойств состояния, в котором этот автоматизм преодолевается. Стоит отметить, что человек перестает ощущать страдание после операции префронтальной лоботомии, также отсутствует страдание в ответ на болевой раздражитель при некоторых заболеваниях. Однако основное отличие проявлений этих состояний от состояния сосредоточения состоит в том, что отсутствие страдания является жестко детерминированным. В состоянии сосредоточения же человек способен ощущать страдание, если осознанно захочет этого. Кроме того, при этих состояниях человек не может проявлять сопутствующие состоянию сосредоточения «способности». С другой стороны, у высоковнушаемых людей, такие «способности» могут либо проявляться от природы, либо требовать минимальных усилий для проявления.

 

  1. Вышеописанные «способности» достигаются при помощи природной одаренности, химических веществ, гипнотического внушения, тренировки либо вхождения в состояние сосредоточения.
  2. Переход от бесконтрольного потока ощущений к контролю над ним осуществляется путем управления естественными силами психики человека.
  3. Цель упражнений, ведущих к сосредоточению, состоит в устранении препятствий к естественному возникновению этого состояния.
  4. Поведение живых существ определяется их эго, или стремлением к удовольствию и избежанию страдания. Эго, в подавляющем большинстве случаев, влияет на сознание.
  5. Несмотря на кажущееся различие форм и видов живых существ, эго является наиболее важной структурой, определяющей поведение. Именно в эго заложено, что является благоприятным для выживания биологического вида.
  6. Находящийся в состоянии сосредоточения способен полностью удовлетворить свое эго.
  7. Ощущения могут не нести для находящихся в сосредоточении ни удовольствия ни страдания, в то время как для остальных они несут либо удовольствие, либо страдание, либо и то и другое.
  8.  Испытанное удовольствие или страдание накладывают отпечаток на дальнейшее поведение живого существа.
  9. Память закрепит связь между ощущением и вызванным им удовольствием или страданием. Многократное наложение таких связей одна на другую приводит к возникновению реакций на изначально индифферентные стимулы.
  10. Эго существует столько же, сколько сама жизнь.
  11. Так как удовольствие или страдание связано с сенсорными ощущениями либо образами из воображения или памяти/других внутрипсихических процессов, а также нашими впечатлениями от них, то при их отсутствии – не ощущаются.
  12. При сосредоточении эго сохраняется, но вот контроль потока сенсорных ощущений удовлетворяет эго в свою очередь.
  13. Ощущения подразделяются на поступающие из органов чувств или от внутрипсихических процессов, в т.ч. воображения и памяти.
  14. Все внешние объекты познаются сознанием через ощущения.
  15. При сходстве внешних объектов и даже ощущений, вызываемых этими объектами, в различные сознания эти ощущения поступают по-разному.
  16. Сознание может реагировать на присутствие внешних объектов только через поступающие в него ощущения.
  17. Поступит или не поступит ощущение, вызванное объектом в сознание, зависит как от объекта, так и от сознания.
  18. Сознание может освободиться от сигналов, поступающих от органов чувств.
  19. Органы чувств не могут порождать сенсорные ощущения без посредства внешних объектов.
  20. Сознание не может одновременно воспринимать сигналы от органов чувств и от соответствующего внутрипсихического процесса, после концентрации на этом процессе.
  21. В том узле нервного аппарата, где эти образы перекрываются, будет доминировать один из сигналов.
  22. Когда сознание отрешается от сигналов органов чувств, в него могут попадать сигналы из воображения, памяти, либо других подсознательных процессов и создавать в нем устойчивые образы.
  23. Сознание обслуживает эго.
  24. И не может без него функционировать.
  25. Блокировкой эго через контроль над потоком сенсорных ощущений достигается освобождение от автоматизмов.
  26. Сознание становится воистину независимым, за счет возможности полностью удовлетворить эго.
  27. Даже в этом состоянии из памяти могут поступать ощущения, нарушающие сосредоточение.
  28. Их следует контролировать, как и прочие сенсорные следы психических процессов.
  29. На этой стадии следует избавиться от стремления достичь состояния сосредоточения, т.к. оно может стать источником ощущений, нарушающих сосредоточение. Иными словами, весь спектр ощущений должен быть контролируем. Структура психики должна быть гармоничной.
  30. Прочно утвердившемуся в сосредоточении не страшны помехи.
  31. Человек перестает ощущать удовольствие или страдание, если его сознание не желает ощущать их. Сознание удовлетворяет эго полностью.
  32. Неконтролируемое поступление ощущений в сознание прекращается. Оно сослужило свою службу. Человек выходит на новый уровень функционирования психики.
  33. Ощущение времени также может исчезнуть.
  34. В результате достигается состояние, когда все внутрипсихические процессы являются уравновешенными и соразмерными друг другу. Поступающие в сознание от органов чувств или воображения и памяти ощущения контролируются самим сознанием, которое впускает ощущения, вызывающие удовольствие и блокирует вызывающие страдание, либо изменяет реакции на них. Возможность возникновения неконтролируемого страдания полностью исключается, а психические «способности» могут быть проявлены рефлекторно. В этом состоянии степень свободы сознания максимальна, поскольку запросы эго могут быть удовлетворены полностью.

 


 

Приложение 2. Люди-феномены

Имя Характер способностей
Леонардо Да Винчи Универсальный гений
Наполеон Бонапарт, Пол Морфи Комбинационное мышление
Ким Пик Синдром саванта - сверхпамять, способности к устному счету и игре на музыкальных инструментах, скоростное чтение
Генрих Шлиман Память на языки
Рудигер Гамм, Шакунтала Деви Способность к сверхскоростному устному счету
Соломон Шерешевский Сверхпамять, синестезия
Эварист Галуа, Лев Ландау, Норберт Винер Талант математика (умение оперировать символами в рамках сложных абстрактных систем)
Вольф Мессинг Способность впадать в каталепсию Способность не чувствовать боль Сверхчувствительность к тактильным стимулам
Юлий Цезарь, Юрий Горный Многозадачность, способность выполнять ряд действий одновременно
То-Рама, Михаил Плиска, Виктор Рауш Способность не чувствовать боль при помощи самовнушения при сохранении болевой чувствительности в целом
Вольфганг Моцарт Сверхпамять на музыку, талант композитора
Эсреф Эрдоган, Элен Келлер, Юлия Виноградова, Лина По Работа с визуальными образами при отсутствии зрения. Все эти люди были слепыми. Но Эрдоган стал известным художником. Лина По – скульптором. Виноградова и Келлер были еще и глухонемыми. И это не помешало им получить высшее образование. Стать гармонично развитыми личностями. Безусловно, у них был еще один дар – дар воли.
Александр Пушкин, Михаил Лермонтов Поэтический дар. Помимо поиска рифм предполагает сложное комбинационное сочетание вербализированных образов, и широту спектра восприятия жизни: «и внял я неба содроганье, и горний ангелов полет, и гад морских незримый ход, и дольней лозы прозябанье»

И это лишь весьма краткий список проявления незаурядных психических способностей. Все эти примеры показывают потенциал мозга человека, который может быть реализован в некоторых случаях.

Но какие выводы можно сделать после ознакомления с этим списком? А вот какие: большинство людей использует лишь малый процент потенциально заложенного в них. Не стоит путать это с расхожим мифом об использовании лишь 10% человеческого мозга. Это лишь вульгарная попытка объяснить низкий КПД психической жизни масс. Человек использует 100% своей коры. Вопрос в том - как использует. А использует, увы, не эффективно.

Удивительные свойства нервной системы может демонстрировать не только человек. Среди живой природы нередко встречаются удивительнейшие феномены. Дельфины, например, никогда не спят по- настоящему. Как и некоторые виды птиц во время своих длительных перелетов. Медведи, наоборот, впадают в длительную спячку. Дельфин также способен отличить два шарика размером 50 и 51 мм с расстояния, эквивалентного длине футбольного поля, по эху от них. Высшие млекопитающие иногда демонстрируют удивительную зрительную память.

Вышеуказанные факты свидетельствуют об удивительной эффективности нервной ткани при обработке информации. По ряду аспектов, эта эффективность превосходит возможности самых мощных суперкомпьютеров. Например, человеческий младенец за пару лет самостоятельно научается речи. Да каждый из нас, наверняка, сталкивался с защитным полем (т.н. капчей) при посещении веб-страниц. Человек способен разгадать эту мини –загадку, а машина – нет. И это не беря во внимание главную гордость человека – способность к сложному, многовариантному мышлению.

Проявления таких способностей повышает сложность психики человека, число степеней ее свободы. Широта спектра осознаваемого увеличивается.

Давайте помечтаем вместе. Предположим, в одном человеке объединился универсальный художественный и технический гений Леонардо да Винчи, эрудированность и память Кима Пика, способности к языкам Генриха Шлимана, вычислительная мощь Шакунталы Деви, и нечувствительность к боли То Рамы. Возможно ли это? Теоретически возможно. При подходящих наследственных данных, правильном воспитании и образовании, здоровом образе жизни и неустанных тренировках это может быть достигнуто. Хотя, возможно, массово такие способности начнут проявляться лишь после внедрения в практику генетических модификаций человека, поскольку для их проявления при текущем уровне развития технологии и общества потребуется слишком много усилий.

Одна из ключевых идей этой книги заключается в том, что состояние сосредоточения является в наше время наиболее оптимальным методом развития в себе этих способностей.

Как искусство чтения и письма стали массовым явлением в наш век, так и навык достижения состояния сосредоточения станет, вероятно, обычным делом в века грядущие. Нынешнее общество уже осознало потребность в физической культуре. Существует индустрия спорта, люди массово посещают спортзалы и стадионы для усовершенствования своей физической природы. Недалеко то время, когда образованная часть человечества осознает потребность культуры психической. И психические упражнения прочно займут место в нашем быту, подобно посещению бассейна или гимнастической площадки.

 

 

Список рекомендуемой литературы:

 

  1. В. Данченко Антология переводов Йога-Сутры Патанджали. К.: PSYLIB, 2004 http://psylib.org.ua/books/patanja/index.htm
  2. Йог Рамачарака «Раджа йога»
  3. Свами Вивекананда «Раджа йога»
  4. Свами Шивананда «14 уроков раджа йоги»
  5. Свами Шивананда Концентрация и медитация
  6. Б.К.С. Айенгар «23 лекции по раджа-йоге», Janus Books, 2004 г.
  7. Шримад Ш., Шридхара Б. Р., Махараджа Д. Г. Бхагавад – Гита Перевод "Николаев И. П.", 2005, http://www.harekrishna.ru/biblioteka/sridhar/bhagavad-gita/
  8. АН СССР Институт философии Древнеиндийская философия Начальный период Пер. с санскрита Соцэкгиз М-1963, 272 с.
  9. Данилин А.Г. - LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. - 521 с.
  10. Буль П.И. Техника гипноза и внушения - СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. 178с.
  11. В. Рожнов, М. Рожнова Гипноз от древности до наших дней М.: Советская Россия, 1987. – 304 с.
  12. Барук А. Гипноз - М.: Астрель, 2006. 158с.
  13. Мечников И. И. Этюды оптимизма - М.: Наука, 1988
  14. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. — 3-е изд., перераб. и доп.—М.; Знание, 1990.—240 с.
  15. Тукаев Р.Д.    Гипноз. Механизмы и методы клинической гипнотерапии - М.: «Медицинское информационное агентство», 2006. — 448 с.
  16.   Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. - Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
  17.   Тонконогий И.М. Пуанте А. Клиническая нейропсихология - Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. СПб.: Питер, 2007. 528с.
  18. Зенков Л.Р. Клиническая электроэнцефалография с элементами эпилептологии Руководство для врачей - М.: МЕДпресс-информ, 2004. 368с.
  19. Филимонов В.И. Физиологические основы психофизиологии - М.: МЕДпресс-информ, 2003. 320с.
  20. Александров Ю. И. Психофизиология СПб.: Питер, 2001. 496с.
  21. Е. И. Гусев, А. С. Никифоров Неврологические симптомы, синдромы и болезни. Энциклопедический справочник - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006. 1184 с.
  22. Шераб Чодзин Кон Життя Будди Шлях до свободи ума – К. Факт, 2007. 178 с.
  23. Норман Дойдж Пластичность мозга. - М.: Эксмо, 2010

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.033 с.)