О приобретаемых практикой раджа-йоги способностях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О приобретаемых практикой раджа-йоги способностях



Какое же практическое применение может найти такой вид контроля над психическими процессами? Спектр открывающихся возможностей достаточно широк – это возможность вызывать и длительное время удерживать различные психические состояния и ощущения вне зависимости от состояния тела. Например, длительное время удерживать в сознании удовольствие, подобное возникающему при употреблении героина или оргазме. В норме человек не способен на это благодаря активности тормозных механизмов психики. Но в состоянии транса эти тормозные механизмы перестают работать, благодаря чему ощущения могут удерживаться долго и приобретать небывалую интенсивность и сложность.

Могут ускориться отдельные аспекты мышления. Например, возникнуть способность к быстрому счету, как у Рудигера Гамма, усилиться образная память. Под гипнозом, например, человек может вспомнить давно забытую информацию, причем всплывает она в виде сенсорных образов.

Отдельно следует сказать о так называемом «третьем глазе». Не одно поколение практикующих йогу мечтало о появлении этой способности. Так что же это такое? Скрытый между бровями человека рентгеновский аппарат, объединенный с телескопом? Или нечто еще более удивительное? В какой-то мере это действительно так. Гораздо более удивительное. Для того чтобы понять как именно работает «третий глаз» стоит обратиться к ряду феноменов, описанных учеными-гипнологами.

В глубоком гипнозе человеку ничего не стоит внушить, чтобы он вместо собаки видел козу. И всякий раз, когда перед глазами человека будет представать собака, его сознание будет воспринимать козу. Если этого человека спросить, что они видит – он скажет: «Козу!». Его подсознание, разумеется, прекрасно понимает, что это собака, но трансформирует образ собаки в синтезированный образ козы и транслирует этот синтезированный образ в сознание.

Второй важный опыт, который следует осмыслить для понимания сущности «третьего глаза» состоит в следующем. Загипнотизированному можно внушить, что после того, как он проснется, он должен будет определенным образом отреагировать на предъявленный стимул. Например – топнуть ногой, когда ассистентка пять раз хлопнет в ладоши. При этом хлопки могут чередоваться интервалами в час, два и даже неделю. Сознательно, человек не способен все это отследить и упомнить, но подсознание об этом помнит и тщательно отслеживает. Подсознание видит и отслеживает «невидимое» сознанию. И передает сознанию в понятной для него форме.

Таким образом, по мнению автора, «открытие третьего глаза» состоит в формировании навыка программирования подсознания на отслеживание стимулов, не отслеживаемых сознательно, их обработку и трансляцию в сознание в удобном для восприятия виде. При этом не менее важным навыком является умение «слышать голос» подсознания, воспринимать приходящую оттуда информацию. Примерами людей, у которых частично открылся «третий глаз» является слепой художник Эсреф Эрдоган, слепоглухонемые девушки Эллен Келлер и Юлия Виноградова, слепой скульптор Лина По. Эти люди научили работать свой мозг в необычном режиме. Тактильная информация обрабатывалась и создавались псевдо- зрительные образы, которыми они оперировали. 

Во многих текстах указывается, что в состоянии сосредоточения приобретается адвайта (недвойственность). По мнению автора, двойственностью в данном контексте является разделение сознания и подсознания. Общеизвестны опыты, когда в глубоком гипнозе человеку внушают, что когда он проснется, он в определенный день должен сделать определенное действие – например открыть зонтик, когда нет дождя. И человек, подобно автомату делает это. Когда его спрашивают почему – он излагает вполне логичное объяснение. И лишь подсознание знает истинную причину этого поступка – внушение гипнолога. Налицо асимметрия в распределении информации между сознанием и подсознанием. Кстати, великий Фрейд создал свою общеизвестную теорию вокруг этого явления. Теория, увы, оказалась неверной, а само явление подверглось дальнейшему исследованию в лаборатории не менее великого, но менее известного Эрнста Хильгарда. В состоянии же сосредоточения подобная двойственность невозможна – человек воспринимает все то, что происходит в его подсознании.

Где то рядом с этим явлением стоит и способность к слиянию с Абсолютом, Богом, Высшей Душой, Вселенским Духом, Брахманом - как обозначается это явление в различных источниках. У древних практикующих, способность воспринимать внечувственные образы из подсознания приобрела, по мнению автора, мистическую окраску. Состояние сосредоточения часто описывается как очень мощное и сильное переживание, глубоко влияющее на эмоциональную сферу человека. В этом состоянии приходит понимание того, что внешние объекты воспринимаются сознанием не непосредственно, но в форме моделей, формируемых подсознанием. Неудивительно, что многие практикующие принимали активность своего подсознания за деятельность некоей высшей силы. Если эта сила создает модели этих объектов с такой легкостью, рассуждали они, то может быть все сущее - лишь плод ее творчества? Это объясняет другой постулат мистиков: «Внешнее равно внутреннему». Наверно, мало какое из явлений, сопутствующих йоге вызвало столько спекуляций как возможность слияния с Абсолютом. Еще в Упанишадах встречались высказывания: «Ты есть Брахмо, ты есть то». Эти изречения выражали убеждение, что истинная сущность человека не его сознание, а скорее подсознание. Вся глубина взаимоотношений сознания и подсознания у древних, видимо, отсутствовала. В какой-то мере на сложную роль подсознания в психике человека пролили свет труды Эрнста Хильгарда. Мистический характер этой способности вызывает у автора сильное сомнение. Разумеется, нельзя отрицать то, что в этом состоянии человек столкнется с явлениями, не известными науке. Но, 99,999% вероятности, что эти явления будут иметь вполне материалистическое и рациональное объяснение. Таким образом,  и эта способность есть не что иное, как навык коммуникации со своим подсознанием.    

Одной из способностей, проявляющихся в глубоком гипнозе, а также при некоторых заболеваниях, является гипермнезия – суперпамять. Под гипнозом, люди начинают в деталях вспоминать события, происходившие с ними десятки лет назад. При некоторых заболеваниях (синдром саванта), обычно сопровождающихся нарушением мыслительной деятельности, память также демонстрирует невероятную глубину. Достаточно привести пример Кима Пика, который знает на память несколько сотен томов. И таких примеров известны десятки. Человеческий мозг помнит действительно много, но средний человек не способен получить доступ к скрытой в глубинах его памяти информации. Автор полагает, что погруженный в состояние сосредоточения адепт способен получать доступ к глубинам своей памяти. В частности, в литературе описан пример йога-адвоката Саа, который научился запоминать 15 ти значные числа. Кстати, Рудигер Гамм тоже развил свои способности путем тренировки.

Заслуживает внимания и упоминания о людях, способных психическим усилием вызвать нечувствительность к боли. Этой способностью обладали некоторые факиры, цирковые артисты. Например, То-Рама, Михаил Плиска, Вольф Мессинг. Эти люди, находясь в полном сознании, способны были переносить боль, в норме приводящую к шоку и смерти. У них развился навык не допускать ощущение боли в сознание. Изначально, методы достижения «освобождения» были направлены на освобождение, прежде всего, от этого ощущения. То-Рама вообще писал, что в деле контроля над болью пошел так далеко, что вообще не испытывает страданий, если сам не желает этого. Нет нужды пояснять, насколько полезной может оказаться эта способность тем, кто обречен на сильные физические страдания вследствие онкологических заболеваний, фантомных болей, невралгий, бронхиальной астмы, травм и т.п. Эта способность стоит в числе первых, которые найдут практическое применение в сфере охраны здоровья. Самого заболевания отключение боли не излечит, но качество жизни больного, безусловно, улучшит.

Ключом к возникновению такого рода способностей является повышенная чуткость к восприятию внутрипсихических процессов, которая возникает после освоения стадии отрешения от чувственных раздражителей. Не менее важным является навык контроля над пластичностью и устойчивостью этих процессов, который возникает при освоении более высоких ступеней йоги. В отличие от савантов, у которых повышенные психические возможности в одной плоскости приобретаются за счет ущербности в других сферах психического, достигший состояния сосредоточения может приобрести такие способности без утраты психической нормальности и силы психики в других областях.

 Образцом человека, у которого многие такие силы были проявлены от природы, был великий Леонардо да Винчи.  Степень природного контроля этого человека над психическими процессами была столь велика, что ее можно считать пограничной с состоянием сосредоточения. Что особенно интересно, Леонардо писал, что он регулярно проделывал особые психические упражнения, направленные на развитие сенсорного воображения. Леонардо может служить эталоном того, на что способен организм человека, его тело и его мозг. Тем не менее, некоторыми ключевыми способностями адепта йоги, достигшего состояния сосредоточения не обладал даже он.

Я полагаю, у читателя несомненно возникнет вопрос: «Всякий ли сможет достичь таких способностей путем тренировки?». Разумеется не всякий. Есть люди, ментальные возможности которых ограничены от природы. Например, это бывает при синдроме Дауна. Некоторые перенесли заболевания, ограничивающие функциональность их головного мозга – менингиты, энцефалиты, и т.д. Эти люди наверняка не смогут добиться успеха на пути йоги. Некоторые йоговские тексты, требуют от неофита быть молодым, здоровым, сильным, «на всякое дело отважным». Другие наоборот утверждают, что неважно, молод человек или стар, здоров или болен, главное, чтобы практика была упорной. Вот что говорит об этом Мундака-упанишада: «Атман не может постигнуть тот, кто слаб, кто небрежен, кто предается тапасу [тренировке] без цели. Но атман того, кто будучи знающим, усердствует в этом, входит в обиталище Брахмана.» Скорее всего, истина лежит где-то посреди - и этот вопрос требует дополнительных исследований. По личному мнению автора, первые кандидаты на успех – это те самые 5%-15% людей, способных достигать глубокого гипнотического транса. Они одарены склонностью от природы. За ними идут те почти 50% людей, что легко входят в неглубокие стадии гипноза. Касательно остальных, то им придется, вероятно, тренироваться более других, а вероятность успеха будет ниже. Успех будет зависеть, прежде всего, от генетических факторов, а также образа жизни и перенесенных травм и заболеваний.

Следует отметить, что в ходе эволюционного развития человека деятельность функциональных систем, обеспечивающих проявление этих «способностей» управлялась и направлялась на благо обеспечения выживания организма. Поэтому в норме они заторможены, поскольку их проявление мешает проявлению других психических функций. В настоящее время условия жизни изменились и от контролируемого проявления таких «способностей» можно получить немало пользы. У древних йогов и буддистов главной способностью, которую они хотели приобрести, было освобождение от страданий. А остальное рассматривалось лишь как мелкий довесок к этому. Спору нет, это достойная цель. Но современный образованный человек, вероятно, не захочет ограничивать себя лишь этим. Способности, повышающие уровень доступного для человека, так сказать увеличивающие его психический КПД, могут заинтересовать его. Обширный инструментарий раджа –йоги как нельзя лучше подходит для их развития.

   


О методах медитации

Вкратце расскажем и об основных медитативных упражнениях. Медитативные упражнения в йоге начинаются на стадии упражнения в подавлении и вызове ощущений. На этой стадии работа должна вестись в одной из основных сенсорных модальностей: зрение, слух, осязание и т. д. Необходимо добиться состояния невосприятия в каждой из этих модальностей. Невосприятие означает отсутствие восприятия реального раздражителя в условиях, когда он обычно воспринимается. Затем нужно добиться того, чтобы в каждой из этих модальностей воображаемое ощущение было настолько же реально, как и подлинное. Упражняться следует например так: поставить перед собой коробок спичек и смотря на него добиться видения темноты вместо этого коробка. Включив музыку, добиться восприятия тишины вместо музыки. И т.п. Затем нужно добиться видения цветного фона, восприятия однородного звука на фоне тишины и т. п. в других модальностях. Объект для этого упражнения должен поначалу быть простым. Например, при работе в зрительной модальности это может быть маленький кружок. За счет небольшого размера на нем будет проще сконцентрироваться. Либо же образ может быть больше, но поначалу можно пожертвовать интенсивностью цвета.

Упражнения в концентрации заключаются в «настройке» сознания на сенсорный след внутрипсихического процесса. Примером такого процесса может быть воображение. В этом случае мы детально представляем сложный образ, например портрет Джоконды в мельчайших подробностях. При этом портрет должен стоять перед глазами «как живой» и заслонять собой реальные предметы. Подобным образом можно воспринимать образы в других модальностях. Сенсорный образ должен быть достаточно сложным и детальным. Также можно концентрироваться на процессах памяти и нижних уровнях интеллекта. В этом случае также следует концентрироваться на следах этих процессов в одной из сенсорных модальностей. Уровень подавления и вызова ощущений должен быть полностью освоен до начала практики упражнения в концентрации.

 Упражнение в удержании заключаются в приобретении навыка длительного выполнения предыдущего упражнения. Основной акцент следует делать на возникающих помехах. Следует добиваться их устранения путем неустанного вызова правильного образа. Помехи могут быть как в той же сенсорной модальности, так и в других. Все они приводят к искажению образа. Например, для зрительной модальности это могут быть вспышки света, полосы, насекомые и т.д. Ум должен стать спокоен и контролируем настолько, чтобы эти искажения не возникали. Необходимо искать причины возникновения помех и устранять их. Только после этого можно приступать к сосредоточению.

 И, наконец, упражнения в сосредоточении (слиянии с Абсолютом J). Увы, все слишком прозаично. Выполнение упражнения в удержании в течение достаточно длительного времени с манипуляциями возникающими образами и есть сосредоточение. Например, вращение воображаемого портрета Джоконды вокруг своей оси. Модификация воображаемого звука – изменение его частоты. Соль этого упражнения заключается в умении модифицировать внутрипсихические процессы.

Сущность высшего сосредоточения в рефлекторности. То есть вся возможная полнота контроля над психическими процессами должна достигаться рефлекторно. Постоянными тренировками нужно довести навык сосредоточения до автоматизма. То есть, вращение портрета должно получаться так же легко, как чтение. Достаточно пожелать – и воображаемый звук трансформируется в нужную сторону. В этом состоянии многие процессы подчиняются воле абсолютно рефлекторно. Но для достижения рефлекторности необходимо проделать немало упражнений – тех самых вращений образа, модификаций звука и т.п. Тут работает тот же принцип, что в спорте – мили делают чемпионов. Нужно пробовать различные подходы и наблюдать их результаты. Как говорит один из древних источников по йоге: «Ключ к успеху заключается в практике, ибо как без нее преуспеть». 

 

Приложение 1. Йога – Сутра Патанджали

О роли сосредоточения

 

Комментарий: В данном разделе говорится о возможности достижения особого состояния сознания, в котором работа неконтролируемых автоматических процессов психики человека, связанных с восприятием сознанием сенсорных ощущений ставится под контроль сознания. Указывается на возможность осознанного контроля таких важных психических процессов как ощущение удовольствия и страдания. Широко известные факты о поведении человека в состоянии гипнотического сна указывают на принципиальную возможность вмешательства сознания в эти процессы. В частности, уже более 150 лет гипноз используется для обезболивания при хирургических операциях. Такой фактор, как словесное внушение оказывается вполне способным разрушить путь, по которому поступают в сознание от соответствующих рецепторов ощущение боли. Известны и многочисленные успешные опыты по анестезии путем самовнушения. В литературе, посвященной гипнозу, описываются опыты по контролю над поступлением в сознание зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и тактильных ощущений. Под гипнозом человека можно заставить не воспринимать реальное ощущение, в то время как одна фраза гипнотизера может вызвать поступление в сознание ощущения, совершенно не отличимого от реального.

Также здесь приводятся факторы, вызывающие состояние, в котором могут проявляться вышеуказанные эффекты. Дается общий обзор методов достижения такого состояния и его типизация. По мнению автора книги, следует особо подчеркнуть, что Патанджали полагал контроль психики достижимым путем упражнения в нем.       

 

  1. Вот изложение науки йоги.
  2. Йога есть осознанное вмешательство в обычно неконтролируемые психические процессы, при котором достигается та или иная степень контроля над ощущениями, поступающими в сознание от органов чувств, либо из воображения или памяти, либо от других внутрипсихических процессов. В поэтической форме это звучит так: йога есть обуздание колебаний ума.
  3. Во время сосредоточения нормальное сознание человека может быть настроено так, что в него, под полным контролем сознания, будут поступать только сенсорные следы внутрипсихических процессов, и совсем не поступать ощущения от органов чувств.
  4. Когда сознание рассредоточено, в него вероятнее всего будут бесконтрольно поступать как внутренние ощущения, так и ощущения от органов чувств, что может послужить причиной страдания.
  5. Следует выделить пять особенных состояний сознания, связанных со страданием и не связанных с ним.
  6. Эти состояния: сосредоточение, обычное бодрствование, галлюцинирование (возможно с бредом), сон и воспоминание.  
  7.  Сосредоточение возникает при выборочном восприятии ощущений от органов чувств, контролируемом ментальном конструировании или вследствие гипнотического внушения.
  8. В обычном состоянии бодрствования в сознание бесконтрольно поступают ощущения от органов чувств.
  9. В состоянии галлюцинирования в сознание бесконтрольно поступают ощущения, порожденные нарушениями в работе нервного аппарата, не имеющие корней в работе органов чувств.
  10. В состоянии сна имеет место подчинение работы сознания бессознательным процессам, при этом поступление ощущений от органов чувств снижается, но остается бесконтрольным. Также во время сна может иметь место бесконтрольное ментальное конструирование.
  11. Воспоминание есть возобновление в сознании воспринятых ранее образов, их комбинаций, и мыслей.
  12. Эти состояния ума следует контролировать посредством постоянной практики и устранения излишней привязанности либо неприязни к определенным видам ощущений.
  13. Практика в достижении состояния сосредоточения должна быть постоянной.
  14.   Когда путь к достижению состояния сосредоточения понятен и усилия, направленные на достижение этого состояния непрерывны, контроль над поступлением ощущений в сознание может быть достигнут.
  15.  Устранение привязанности либо неприязни достигается путем контроля над ощущениями поступающими в сознание.
  16. Укрепившийся в сосредоточении достигает освобождения от бесконтрольного потока ощущений.
  17.  Последовательными стадиями развития сосредоточения являются следующие четыре стадии низшего сосредоточения (требующего сознательного усилия): контроль ощущений от органов чувств; контроль ощущений, порожденных процессами психики, в т.ч. воображением и памятью; контроль ощущения блаженства (подобного возникающему при употреблении опиатов) и страдания; тотальный контроль над ощущениями.
  18. При высшем сосредоточении тотальный контроль над ощущениями происходит рефлекторно и является устойчивым. Структура психики при этом является уравновешенной. Память сохраняется.
  19. Некоторые наделены способностью к сосредоточению от природы. Они могут пожинать его плоды без усилий.
  20.  У других должно быть достаточно оснований для веры в то, что затратив необходимое количество усилий, они также смогут достичь состояния сосредоточения.
  21. Чем больше усилий затрачивается на практику сосредоточения (в разумных пределах) и чем сильнее вера в возможность достижения сосредоточения, тем быстрее достигается результат.
  22.  В зависимости от конкретного практикующего употребляемые средства могут быть высокоэффективными, эффективными и малоэффективными.
  23. Сосредоточение может быть достигнуто путем практики состояния преданности идеальному образу.
  24. Под идеальным образом здесь понимается объект или идея, способная захватывать внимание практикующего йогу и вызывать у него глубокие психические переживания, подавляющие другие ощущения.
  25. При концентрации на идеальном образе ощущения не из органов чувств могут приобрести устойчивость.
  26. Древние практикующие йогу достигали этого состояния.
  27. Идеальному образу может быть поставлено в соответствие имя.
  28. Повторение этого имени является путем к состоянию сосредоточения.
  29. Этим путем приобретается способность сосредоточения на внутренних ощущениях, а многие препятствия для сосредоточения исчезают.
  30. Препятствиями к достижению сосредоточения являются некоторые болезни, умственная леность, неверие в свои силы, инертность, перерывы в упражнениях, галлюцинации, отсутствие контроля над сенсорными ощущениями и неумение удержать состояние сосредоточения длительное время.
  31. Ощущение страдания, перенапряжение, дрожь, сбои дыхания являются прямыми признаками отсутствия сосредоточения.
  32. Для ослабления этих явлений следует применять сосредоточение над одним предметом или его образом (впускать в сознание только ощущения, связанные с предметом).
  33. Некоторые могут достичь состояния сосредоточения через практику ощущений связанных с эмоциями сострадания, милосердия, радости, равнодушия, удовольствия или страдания.
  34. Состояние сосредоточения может быть достигнуто путем особых дыхательных упражнений.
  35. Либо концентрацией на внутрипсихических ощущениях.
  36. Либо практикой преданности идеальному образу, который неподвластен страданиям.
  37. Либо концентрацией на источнике света.
  38. Либо представлением себя спящим.
  39. Либо концентрацией на ощущении экстаза.
  40. При помощи этих способов сознание приобретает способность управлять поступлением в него желаемых ощущений - от очень слабых до очень сильных. Также сознание способно отслеживать весь спектр доступных постижению явлений – от медленных до быстрых, от малозаметных до ярких. Главная их цель (способов) – ослабить естественные тормозные механизмы психики, вызвать диссоциацию различных ее частей.
  41. Когда неуправляемая привязанность сознания к ощущениям из органов чувств преодолена, у практикующего появляется возможность впускать в сознание только ощущения внутрипсихические, в т. ч. из воображения или памяти и обеспечивать их устойчивость.
  42. Иногда манипуляции с психическим процессом- объектом сосредоточения требуют сознательных усилий – это более примитивная форма низшего сосредоточения. Она называется сосредоточение с размышлением. Это состояние может потребовать применения «сильных» средств для своего вызова.
  43. В других случаях манипулирование психическим процессом- объектом достигается рефлекторно. Это более продвинутый способ. Он называется сосредоточение без размышления. Достаточно вызвать из памяти это состояние. При этом сознание остается несвязанным процессом манипуляции, поскольку сосредоточение вызывается благодаря рефлекторной деятельности подсознания. При этом, сам процесс настройки все еще требует сознательного усилия.
  44. В состоянии сосредоточения достигается контроль как над ощущениями от органов чувств, так и над внутрипсихическими ощущениями.
  45. Свобода сознания от внутрипсихических ощущений, в т.ч. ощущений из воображения или памяти также может быть достигнута.
  46. Поначалу характер состояния сосредоточения носит отпечаток способа достижения этого состояния. Иными словами, при примитивном сосредоточении состояние страдания уже отсутствует, но структура психики остается неустойчивой. Навык сосредоточения не рефлекторен. Это сосредоточение «с семенем».
  47. Когда состояние сосредоточения достигается рефлекторно, сознание остается успокоенным всегда. Это достигается благодаря особой настройки сознания, которое допускает возникновения только состояний, обладающих желательными ему признаками.
  48. В этом состоянии сознание становится свободным от (нежелательных) искажений, вносимых органами чувств или внутрипсихическими образами, в т.ч. из воображения или памяти.
  49. В состоянии сосредоточения степень свободы сознания повышается за счет разрушения обычно присутствующих в психике автоматизмов.
  50. В состоянии сосредоточения в сознании могут возникать совершенно удивительные ощущения, недостижимые в нормальном состоянии сознания. Эти ощущения суть проявления того особого состояния сосредоточения, в котором пребывает сознание. Это достигается за счет осознания психических процессов, в норме подавленных более мощными сознательными процессами.
  51. Контроль даже над этими ощущениями приводит к максимально глубокому сосредоточению. Психика становится уравновешенной. Это состояние сосредоточения «лишенное семени».

 

О достижении сосредоточения

 

Комментарий: В данном разделе содержится описание препятствий к достижению состояния сосредоточения и более детально описываются 5 из 8 шагов, направленных на достижение этого состояния. По своей сути эти шаги являются подготовительными к оставшимся 3. При этом ключевым методом, дающим возможность постановки под контроль психических процессов, являются дыхательные упражнения. Хотя эти упражнения не гарантируют достижения результата, но вероятность достижения состояния сосредоточения при их практике многократно возрастает. Без этих упражнений успеха могут достичь лишь лица, обладающие подходящим складом психики от природы. Это люди истероидного типа. Как правило, такие люди способны входить в глубокий гипноз и легко осваивают методики самовнушения.   

 

  1. Страстное стремление, изучение собственной психики и посвящение себя высоким целям способствуют достижению состояния сосредоточения.
  2. Цель этих трех – в ослаблении препятствий, связанных со страданием.
  3. Следует выделить 5 связанных со страданием препятствий: неспособность контролировать поступление в сознание сенсорных стимулов, галлюцинации, чрезмерная привязанность к определенным ощущениям, беспричинная неприязнь к определенным видам ощущений, привязанность к потоку сенсорных ощущений вообще.
  4. Неспособность контролировать поступление в сознание сенсорных стимулов есть причина всех остальных препятствий.
  5. Эта неспособность может привести к засорению сознания ненужными ощущениями (вроде боли), нарушающими желаемый режим работы сознания.
  6. При галлюцинациях в сознание поступают стимулы, порожденные нарушениями в работе нервного аппарата. Эти стимулы также могут нарушать желаемый режим работы сознания.
  7. Чрезмерная привязанность к определенным ощущениям порождается стремлением сознания к удовольствию.
  8.  Беспричинная неприязнь порождается стремлением сознания избегать страдания.
  9. Привязанность к потоку сенсорных ощущений прочно укоренена в природе человека. Однако эта привязанность также может быть преодолена.
  10. Эти препятствия преодолеваются благодаря развитию способности контроля над поступлением в сознание сенсорных стимулов.
  11. Для умеющего достигать состояния сосредоточения этих препятствий не существует.
  12. Эти пять помех являются корнями для впечатлений, поступающих в сознание.
  13. Пока эти корни существуют, в сознание будет поступать поток бесконтрольных сенсорных ощущений.
  14. Последствием сенсорных ощущений являются ощущения удовольствия или страдания.
  15. Отсутствие контроля над потоком сенсорных ощущений таит возможность проникновения в сознание ощущений, вызывающих страдание.
  16. В состоянии сосредоточения ощущение, которое вызывает боль, может быть заблокировано до его поступления в сознание.
  17. Причина страданий заключается в автоматизме реакций на сенсорные ощущения в психике человека.
  18. Сознание может воспринимать не только сенсорные ощущения от органов чувств, но также ощущения из воображения или памяти, и других внутренних процессов. При этом оно может научиться впускать в себя эти ощущения или же отрешаться от них.
  19. Окружающий мир накладывает отпечаток на сенсорные ощущения от органов чувств.
  20. Сознание в норме реагирует на эти сенсорные ощущения.
  21. Сознание есть вторая по значимости структура психики человека и других живых существ. Именно она определяет их поведение в самой значительной степени. Сознание испытывает сильное влияние эго, более примитивного, чем сознание.
  22. Автоматические связи сознания с другими структурами психики, присущие большинству живых существ, могут быть разрушены практикующим йогу.
  23.  У большинства живых существ сознание прочно связано с телесными ощущениями.
  24. Отсутствие контроля над поступлением в сознание сенсорных стимулов является причиной вышеуказанной связи.
  25. Йога учит как уменьшить степень вышеупомянутого автоматизма, либо же как совсем избавиться от него.
  26. Средством избавления от этого автоматизма является непрерывное упражнение в контроле над поступлением в сознание сенсорных ощущений, а также сенсорных следов внутрипсихических процессов.
  27. Избавляться от автоматизма следует постепенно.
  28. Упражнение является одним из самых эффективных средств достижения состояния сосредоточения.
  29. Существует 8 ступеней упражнения в йоге:

1. следование нормам морали

2. регуляция поведения

3. физические упражнения

4. дыхательные упражнения

5. упражнения в подавлении и вызове ощущений,

6. упражнения в концентрации

7. упражнения в удержании

8. упражнения в сосредоточении  

  1. Ненасилие, правдивость, неприсвоение чужого, воздержанность, непопадание в зависимость являются следованием нормам морали.
  2. Следование нормам морали создает настрой психики, способствующий упражнениям в сосредоточении.
  3. Содержание тела в чистоте, удовлетворенность, самоограничение и настойчивость, самообучение и следование высоким целям составляют регуляцию поведения
  4. Для преодоления мыслей, препятствующих упражнению, следует размышлять над противоположными предметами.
  5.   Мысли, связанные с нарушением требований первых двух ступеней йоги, являются препятствиями в достижении сосредоточения.
  6. Практика ненасилия вызывает дружелюбное отношение со стороны окружающих.
  7. При правильном общении требуется меньше психических сил на достижение результата.
  8. Укрепившемуся в неприсвоении чужого доверяют окружающие.
  9. Воздержание улучшает здоровье.
  10. Независимое поведение улучшает психологический климат практикующего йогу.
  11. Чистота уменьшает количество проблем с телом.
  12. Следующая вышеуказанным принципам личность получает внутренние резервы для упражнений в сосредоточении.
  13. Удовлетворенность способствует ощущению счастья.
  14. Самоограничение повышает психическую силу.
  15. Самообучение способствует скорейшему преодолению препятствий на пути к сосредоточению.
  16. Следование высоким целям создает в психике переживания, критически важные для достижения сосредоточения.
  17. Физические упражнения должны привести к способности принимать устойчивые позы и удерживать их длительное время без напряжения.
  18.   Эти способности достигаются путем приложения умеренных усилий и правильному настрою сознания.
  19. При этом достигается гармоничное сосуществование с внешней средой. Ее дестабилизирующее влияние минимизируется.
  20. Дыхательные упражнения являются сознательным вмешательством в процесс дыхания.
  21. Заключаются в регулировании вдоха, выдоха, задержки дыхания.
  22. Путем тренировки ощущения сопряженные с дыхательным циклом могут быть не допущены в сознание. Например, можно длительное время задерживать дыхание без неприятных ощущений (но не без физических последствий).
  23. Дыхательные упражнения являются крайне мощным средством воздействия на психику, приглушающим бесконтрольный поток сенсорных ощущений и повышающих пластичность мозга.
  24. Они делают ум пригодным к сосредоточению. Без дыхательных упражнений успеха не достичь.
  25.  Упражнения в подавлении и вызове ощущений заключаются в практике перекрытия доступа в сознание сенсорных ощущений, либо в поступлении из подсознания ощущений, не отличимых по силе и интенсивности от реальных. Это один из важнейших этапов на пути к состоянию сосредоточения. Работа с ощущениями уже ведется, но эти ощущения еще грубые, неокультуренные.
  26. При этом приобретается способность отрешаться от стимулов, поступающих из органов чувств, в то время как поток желательных ощущений из воображения, памяти либо других подсознательных структур становится интенсивным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.220 (0.035 с.)