Гражданско-правовое положение российских граждан за рубежом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданско-правовое положение российских граждан за рубежом



Правовое положение российских граждан за рубежом определяется как российским законодательством, так и многочисленными актами законодательства страны пребывания (конституциями, законами о правах иностранцев и др.).

Конституцией РФ (ст. 27) предусмотрено право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Российские граждане, находящиеся за границей, пользуются защитой и покровительством России. Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции РФ, "Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами".

Российские граждане, выехавшие в иностранное государство, оказываются под его юрисдикцией. Разумеется, это не означает, что их отношения с Российским государством прерываются. Лица, переехавшие за границу, продолжают оставаться российскими гражданами. Пребывая за границей, российские граждане находятся под защитой и покровительством Российской Федерации.

Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны обеспечивать меры по защите российских граждан и оказывать им покровительство в порядке, определяемом ее законодательством и международными договорами.

Защита в государстве пребывания прав и интересов российских граждан и юридических лиц с учетом законодательства государства пребывания, содействие установлению и развитию связей и контактов с проживающими в нем соотечественниками, организация в установленном порядке действий загранучреждений Российской Федерации и российских граждан в государстве пребывания в условиях чрезвычайных ситуаций и руководство их действиями отнесены Положением о посольстве Российской Федерации к основным задачам и функциям посольства.

Деятельность консульских учреждений по защите за границей прав и интересов Российской Федерации, российских граждан и юридических лиц опирается на консульские конвенции и другие международные договоры РФ, Консульский устав РФ, Основы законодательства РФ о нотариате и иные правовые акты.

Консул обязан принимать меры к тому, чтобы российские граждане и юридические лица пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания и международными договорами РФ, а если эти права нарушены, - к восстановлению нарушенных прав. Консул должен следить за тем, чтобы в отношении российского гражданина, заключенного под стражу или задержанного по подозрению в совершении преступления, или подвергнутого иным мерам, ограничивающим его свободу, соблюдались законы государства пребывания и международные договоры РФ.

Консульские учреждения Российской Федерации за пределами ее территории: производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, а также смерти; по заявлениям российских граждан, постоянно проживающих за рубежом, иностранных граждан и лиц без гражданства принимают решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные на территории Российской Федерации; вносят исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении и выдают на основании этих записей повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иные документы, подтверждающие факты государственной регистрации актов гражданского состояния; выполняют другие полномочия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами (ст. 5 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»от 15.11.1997 N 143-ФЗ).

Основами законодательства Российской Федерации о нотариате определяются нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений РФ (ст. 38).

Должностные лица консульских учреждений Российской Федерации:

удостоверяют сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

принимают меры к охране наследственного имущества;

выдают свидетельства о праве на наследство;

выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

свидетельствуют подлинность подписи на документах;

свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

удостоверяют время предъявления документов;

принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

совершают исполнительные надписи;

принимают на хранение документы;

обеспечивают доказательства;

совершают морские протесты.

Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений.

Консулом легализуются документы, составленные при участии властей консульского округа или исходящие от этих властей.

Консульским уставом РФ определены функции консула в отношении отечественных морских судов (в том числе в случаях кораблекрушения или аварии судна, болезни или смерти членов экипажа), воздушных судов, средств автомобильного, железнодорожного транспорта, судов речного флота.

При возникновении на территории иностранного государства чрезвычайной ситуации Российской Федерацией принимаются дипломатические, экономические и иные предусмотренные международным правом меры по обеспечению безопасности российских граждан, пребывающих на территории этого иностранного государства.

Правительственным решением утвержден комплекс мер по обеспечению эвакуации российских граждан из зарубежных государств при возникновении чрезвычайных ситуаций. Координация работ по выполнению этих мер и обеспечение взаимодействия министерств и ведомств возложены на Министерство иностранных дел РФ.

15 августа 1996 г. № 114-ФЗ вступил в силу Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

Российские граждане выезжают за границу на постоянное место жительства, временно - по приглашению родственников, на работу, учебу, лечение, отдых, в туристические поездки, а также в служебные командировки. Основными документами, удостоверяющими личность российских граждан за пределами Российской Федерации, признаны паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Указом Президента РФ от 21 декабря 1996 г. № 1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации МИД России поручалось произвести в первоочередном порядке выдачу паспортов граждан Российской Федерации российским гражданам, проживающим за рубежом.

Традиционно осуществляемые дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями функции по поддержке соотечественников оказываются нередко недостаточными. С этой целью должны быть использованы в полной мере международные механизмы защиты прав человека, инструментарий международных договоров, включая договоры по вопросам торгово-экономического сотрудничества, гражданства, правовой помощи, трудовой деятельности, социального обеспечения, культуры и образования.

Государствами-участниками СНГ подписаны многосторонние конвенции, позволяющие активизировать сотрудничество в области прав человека, приблизить его к практическому решению неотложных проблем. Широкий охват нуждающихся в четком и стабильном регулировании отношений характеризуют Конвенции о правах и основных свободах человека 1995 г., о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.

Рассмотрением наиболее актуальных вопросов о нарушениях прав российских граждан призвана заниматься Комиссия по правам человека при Президенте РФ. По мнению председателя Комиссии, создание "системы коллективных органов Содружества Независимых Государств (Комиссии по правам человека, Суда СНГ по правам человека и др.). дополненной европейским региональным механизмом, явилось бы существенной гарантией претворения в жизнь основных прав и свобод человека и гражданина на территории всех стран СНГ".

Создание региональной (в рамках Содружества Независимых Государств) системы защиты прав человека, наряду с более широким участием Российской Федерации в международной и европейской системах защиты прав человека, позволит, надо полагать, изменить к лучшему положение дел с обеспечением защиты прав российских граждан за рубежом.

Въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, их передвижение по этой территории и выезд за рубеж

Вопросы, относящиеся к въезду иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, их передвижению по этой территории и выезду за рубеж хотя и составляют в значительной мере сферу публичного права, тем не менее тесно связаны с институтами международного частного права, определяющими правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в России. Решение таких вопросов нередко не только предшествует формированию статуса иностранного гражданина и лица без гражданства, но и обусловливает его "параметры".

Приступая к рассмотрению данного вопроса, необходимо обозначить основные требования, выработанные в этой области мировым сообществом.

Сформулированные в ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, они исходят из следующего:

каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит в пределах этой территории право на свободное перемещение и свобода выбора местожительства;

каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную;

упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами. Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, закрепила общие положения статуса иностранцев.

Положения Пакта о гражданских и политических правах образуют основу для регулирования соответствующих вопросов в национальном законодательстве, включая ст. 27 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым в Российской Федерации в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Примером Международного договора РФ, предусматривающего "иное", является Соглашение о безвизовом передвижении граждан Содружества Независимых Государств на территории его участников 1992 г. Действительные документы, предъявляемые лицами без гражданства, должны быть выданы соответствующими органами государства их проживания.

Основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства является письменное обращение (лично или через представителя) в ее дипломатическое представительство или консульское учреждение. Иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию также по приглашению российского физического или юридического лица. Порядок оформления такого приглашения устанавливается Правительством РФ. Основанием для оформления их въезда может быть также надлежащим образом оформленный договор о туристической поездке.

Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 N 114-ФЗ  определяет случаи, когда въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства не разрешается. Въезд не разрешается, если:

это необходимо в целях обеспечения безопасности государства;

иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания были осуждены за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядк е (в течение пяти лет после отбытия наказания за совершение преступления или в течение одного года со дня выдворения в принудительном порядке);

не представлены документы, необходимые для получения российской визы (до их представления);

в ходатайстве российская виза испрашивается на срок более трех месяцев, но не представляется сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции (до представления такого сертификата).

В ряде случаев въезд иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть не разрешен (если ими сообщены о себе или целях своего пребывания заведомо ложные сведения, либо в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации они нарушили правила ее пересечения, таможенные правила, санитарные нормы - до устранения нарушения, либо при обращении за российской визой не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ).

Законом названы случаи, когда иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен выезд из Российской Федерации. Основаниями для ограничения являются: задержание по подозрению в совершении преступления либо привлечение в качестве обвиняемых (до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда); осуждение за совершение преступления на территории Российской Федерации (до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания); уклонение от исполнения обязательств, наложенных судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; невыполнение предусмотренных законодательством РФ обязательств по уплате налогов (до выполнения этих обязательств).

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку. Виза с правом на остановку на территории Российской Федерации может быть выдана иностранным гражданам или лицам без гражданства по представлении ими мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, если иное не предусмотрено международным договором РФ. В Законе перечисляются случаи, когда остановка (пребывание в пределах населенного пункта более 24 часов) считается вынужденной.

Российский гражданин, иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться за защитой своих интересов в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если государственным органом или должностным лицом был нарушен порядок оформления документов на въезд в Российскую Федерацию и (или) на выезд из Российской Федерации.

Лица, не являющиеся российскими гражданами и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ, законами и международными договорами РФ (ст. 27 Конституции РФ, ст. 1 Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").

Под местом пребывания понимаются: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно. Место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостИница-приют,, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых-, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1(ред. от 01.04.2019)  "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").

В целях обеспечения государственного регулирования миграционных потоков при въезде на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства введен иммиграционный контроль. Иммиграционный контроль определяется в Положении о нем как осуществляемая Федеральной миграционной службой России и ее территориальными органами деятельность по регулированию миграции и реализации в пределах их компетенции мер по предупреждению неконтролируемой миграции на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иммиграционный контроль осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации постами иммиграционного контроля. Основными задачами таких постов являются:

контроль за въездом на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища, а также следующих транзитом через территорию Российской Федерации в третьи страны, их идентификация, регистрация и учет;

первичное рассмотрение ходатайств иностранных граждан и лиц без гражданства о предоставлении убежища на территории Российской Федерации;

осуществление мер по. предупреждению неконтролируемой миграции и организации депортации иностранных граждан и лиц без гражданства в установленных законодательством случаях и порядке.

Различают постоянно проживающих и временно пребывающих иностранных граждан. Иностранные граждане могут постоянно проживать в Российской Федерации, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся в Российской Федерации на ином законном основании, Считаются временно пребывающими в Российской Федерации. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из Российской Федерации по истечении определенного им срока пребывания.

Российское законодательство не знает общего для его отраслей понятия места жительства. В п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Федеральный закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"(от 10.12.2003 N 173-ФЗ) для разграничения резидентов и нерезидентов использует критерий постоянного места жительства, но не приводит его определение.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.021 с.)