Тесты учебных и профессиональных достижений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тесты учебных и профессиональных достижений



Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельны­ми разделами учебных дисциплин, и являются более объектив­ным показателем обученности, чем оценка. Тесты достижений применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особен­ностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов, т. е. с помощью этих тестов диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов.

Тесты достижений отличаются от тестов интеллекта. Послед­ние не направлены на диагностику конкретных знаний или на­выков, а требуют от учащегося умения совершать с понятиями (пусть даже и учебными) определенные умственные действия, такие как аналогии, классификации, обобщения и др.

Отдельные тесты достижений можно объединять в тестовые «батареи», что позволяет получать профили показателей успеш­ности обучения по разным дисциплинам.

Тесты профессиональных достижений, применяемые в школе, призваны оценивать уровни развития конкретных знаний и навыков, требуемых для отдельных профессий, поэто­му область их применения ограничена и определяется рамками узкой специализации.

Известны три формы обсуждаемых тестов: тесты исполнения, или, как их еще называют, действия, образцы выполнения рабо­ты, а также письменные и устные тесты,

Тесты способностей

 Тесты способностей делятся на общие и специальные. По­скольку под общими способностями подразумеваются в первую очередь интеллектуальные, то для их диагностики используются тесты интеллекта; а для диагностики специальных способностей применимы специальные тесты.

 В зарубежной тестологии при­нято классифицировать тесты этого типа по двум основаниям:

а) по видам психических функций — сенсорные, моторные тесты;

б) по видам деятельности — технические и профессионализи­рованные тесты, т. е. соответствующие той или иной профессии (конторские, артистические и т. д.).

Моторные тесты направлены на изучение точности и скоро­сти движений, зрительно-моторной и кинестезически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точ­ности мышечного усилия и др.

Сенсорные тесты разрабатываются для изучения разных характеристик восприятия. Например, острота зрения и слуха, различительная чувствительность, цветоразличение, дифферен­циация высоты, тембра, громкости звуков и др.

Технические способности позволяют человеку успешно рабо­тать с разнообразным оборудованием или его частями. Наряду с некоторой общей способностью (технической одаренностью или техническим опытом) существуют независимые факторы:

§ пространственные представления – способность оперировать зрительными образами (например при восприятии геометрических фигур);

§ техническое понимание — это способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, ходить одинаковые и различные.

В диагностику группы профессионализированных способностей включают способности, которые необходимы для конкрет­ных видов деятельности или отдельных профессий (художественные, артистические, математические, конторские и др. способности).

Наиболее известными являются батарея тестов дифферен­циальных способностей (ДАТ) и батарея тестов общих способ­ностей (ГАТБ). Первая из них создавалась для нужд школы и нашла применение в профессиональной ориентации учащихся.

ГАТБ была разработана Службой занятости США для проведения профессиональных консультаций в государственных учреждениях. Она широко использовалась в промышленности и армии для расстановки кадров по рабочим постам при приеме на работу.

Личностные тесты

Личностные тесты предназначены для изучения разных аспектов личности — мотивации, интересов, ценностных ориен­тации, эмоционального склада и др. К личностным тестам можно отнести как тесты-опросники, так и методики, в частности семантический дифференциал Ч. Осгуда, «технику репертуарных решеток» Г. Келли, «методи­ку распределения времени» С. Я. Рубинштейна.

Наиболее известными и широко используемыми в психодиагностике являются многостадийный личностный оп­росник штата Миннесота (MMPI), личностный опросник Р. Кеттелла, патопсихологический диагностический опросник (ПДО), опросники на выявление личностной и ситуативной тревожно­сти, опросник интересов Е. Стронга и др.

Любые опросники, диагностирующие личностные особенно­сти, применимы только в своей культуре. Поэтому перенос этих методов в другие культуры требует особо тонкого перевода, адап­тации и апробации каждого вопроса.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.004 с.)