Лекция 3. Классификация методов и методик психодиагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. Классификация методов и методик психодиагностики



Лекция 3. Классификация методов и методик психодиагностики

План

1. Классификация методов психодиагностики (Б.Г. Ананьев)

 

2. Классификация психодиагностических методов (А.А. Бодалев, В.В. Столин)

3. Классификация   психодиагностических  методов     и   методик

(Й. Шванцера)

4. Классификация   психодиагностических  методов     и   методик

(В.К. Гайда, В.П. Захаров)

 

5. Классификация психодиагностических методов по критерию формализованности

 

6. Рубрикация картотечного описания методик

В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методов и методик.

 

1. Классификация методов психодиагностики (Б.Г. Ананьев)

В 1977 году была опубликована монография Б.Г, Ананьева «О проблемах современного человекознания», в которой и была предложена классификация, соответствовавшая состоянию психологии 1950–1970 гг.

 

В ее основе лежали этапы психологического исследования.

Классификация включает в себя методы, необходимые для организации

 

и непосредственного проведения исследования, обработки экспериментальных данных и их интерпретации. Она объединяет четыре большие группы методов: организационные; эмпирические; методы обработки экспериментальных данных; интерпретационные методы.

 

 


Классификация методов психодиагностики

(Б.Г. Ананьев)

 

Критерии классификации –      
этапы психологического   Методы  
исследования      
Организационные 1) сравнительный  
(определение стратегии 2) лонгитюдный  
исследования) 3) комплексный  
       
  1) обсервационные (наблюдение и  
 

самонаблюдение)

 
  2) экспериментальные (естественный,  
 

лабораторный, полевой, формирующий)

 
  3) психодиагностические  

Эмпирические

(стандартизированные и

 

нестандартизированные)

 
(сбор информации) 4) праксиметрические (анализ продуктов  
 

деятельности: качественная оценка изделий

 
 

и выполненных работ, хронометрия,

 
 

циклография, профессиография и т.д.)

 
  5) моделирование (математическое)  
  6) биографические (анализ дат, событий,  
 

документов, жизненного пути)

 
 

 

 
 

1) количественные (математико-

 
 

статистические методы обработки

 

Обработки данных

психологической информации)

 

2) качественные (описание случаев, как

 

(обработка полученных

 

наиболее полно отражающих типы и

 

первичных эмпирических данных)

 

варианты психических явлений, так и

 
   
 

являющихся исключением или нарушением

 
 

общих правил)

 

Интерпретационные

1) генетический метод (критерии развития

 

фаз, стадий);

 

(установление связей между

 

2) структурный метод (типы связей между

 

исследуемыми характеристиками)

 

показателями).

 
   
       

 

Классификация психодиагностических методов (А.А. Бодалев, В.В. Столин)

 

Систематизируя методы, авторы ориентируются на два ключевых признака:

 

1) на методические принципы, лежащие в основе психодиагностического метода, и

 

2) на меру вовлеченности психолога в психодиагностическую процедуру.

 

 


Классификация психодиагностических методов

(А.А. Бодалев, В.В. Столин)

 

Критерии классификации

Методы  
    1) объективные тексты  

Мера вовлеченности

Минимальная - тесты  

вовлеченность

- опросники

 

Психолога-диагноста

 
 

- шкальные техники

 

В процедуру

   
     
исследования Максимальная

диалогические техники

 
 

вовлеченность

 
     
       

 

Качество

-стандартизированные    

-нестандартизированные

            -общепсиходиагностические (личностные опросники,       тесты общего интеллекта)     Назначение -тесты профпригодности       -тесты специальных способностей       -тесты достижений    

Стимульный

-бланковые    

-предметные (кубики, фигуры, картинки)

   

Материал

   

-аппаратурные (устройства)

          Количество -индивидуальные     обследуемых -групповые            

Форма ответов

-устные    

-письменные

          Ведущая -тесты на скорость (ограничение временем)     ориентация -тесты мощности (оценка успешности и способы решения)     Степень -гомогенные (сходные задачи для оценки одного     однородности психического образования)     задач -гетерогенные    

Комплексность

-изолированные

 

-батареи тестов

 

 

 

Тип ответов на -тесты с предписанными ответами

 

задания -тесты со свободными ответами

 

   

 

Психическое -интеллектуальные

 

образование -тесты личности

 

Тип

-вербальные

 

Умственных

 

-невербальные

 

Действий

 

 

 

   

 

 

Тесты интеллекта

Предназначены для изучения уровня интеллектуального, умственного развития человека. Под интеллектом в данном слу­чае подразумевается не любое проявление индивидуальности, а прежде всего познавательные процессы или функции (мышле­ние, память, внимание). Тесты интеллекта являются историчес­ки наиболее ранними методиками психодиагностики.

В психодиагностику прочно вошло понятие «коэффициента интеллектуальности» в качестве основного и достаточно стабильного показателя умственного развития. Этот коэффици­ент вычислялся на основе диагностического обследования путем деления так называемого «умственного возраста» (по числу вы­полненных заданий теста) на хронологический или паспортный возраст и умножения полученного частного на 100. Величина выше 100 говорила о том, что испытуемый решал задания, пред­назначенные для более старшего возраста, если IQ был ниже, делался вывод о том, что испытуемый не справляется с соответ­ствующими его возрасту заданиями. С помощью специального статистического аппарата вычислялись границы нормы, т. е. те значения IQ, которые свидетельствовали о нормальном интел­лектуальном развитии человека определенного возраста. Эти гра­ницы располагались от 84 до 116. Если IQ получался ниже 84, это рассматривалось как показатель низкого интеллекта, если выше 116 — как показатель высокого интеллектуального развития.

Наиболее известные тесты интеллекта: тесты Д. Векслера,                    Р. Амтхауера, Дж. Равена, Стенфорд — Бине, «краткий отборочный тест» (КОТ) (В. Н. Бузин).

Тесты способностей

 Тесты способностей делятся на общие и специальные. По­скольку под общими способностями подразумеваются в первую очередь интеллектуальные, то дляих диагностики используются тесты интеллекта; а для диагностики специальных способностей применимы специальные тесты.

 В зарубежной тестологии при­нято классифицировать тесты этого типа по двум основаниям:

а) по видам психических функций — сенсорные, моторные тесты;

б) по видам деятельности — технические и профессионализи­рованные тесты, т. е. соответствующие той или иной профессии (конторские, артистические и т. д.).

Моторные тесты направлены на изучение точности и скоро­сти движений, зрительно-моторной и кинестезически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точ­ности мышечного усилия и др.

Сенсорные тесты разрабатываются для изучения разных характеристик восприятия. Например, острота зрения и слуха, различительная чувствительность, цветоразличение, дифферен­циация высоты, тембра, громкости звуков и др.

Технические способности позволяют человеку успешно рабо­тать с разнообразным оборудованием или его частями. Наряду с некоторой общей способностью (технической одаренностью или техническим опытом) существуют независимые факторы:

§ пространственные представления – способность оперировать зрительными образами (например при восприятии геометрических фигур);

§ техническое понимание — это способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, ходить одинаковые и различные.

В диагностику группы профессионализированных способностей включают способности, которые необходимы для конкрет­ных видов деятельности или отдельных профессий (художественные, артистические, математические, конторские и др. способности).

Наиболее известными являются батарея тестов дифферен­циальных способностей (ДАТ) и батарея тестов общих способ­ностей (ГАТБ). Первая из них создавалась для нужд школы и нашла применение в профессиональной ориентации учащихся.

ГАТБ была разработана Службой занятости США для проведения профессиональных консультаций в государственных учреждениях. Она широко использовалась в промышленности и армии для расстановки кадров по рабочим постам при приеме на работу.

Личностные тесты

Личностные тесты предназначены для изучения разных аспектов личности — мотивации, интересов, ценностных ориен­тации, эмоционального склада и др. К личностным тестам можно отнести как тесты-опросники, так и методики, в частности семантический дифференциал Ч. Осгуда, «технику репертуарных решеток» Г. Келли, «методи­ку распределения времени» С. Я. Рубинштейна.

Наиболее известными и широко используемыми в психодиагностике являются многостадийный личностный оп­росник штата Миннесота (MMPI), личностный опросник Р. Кеттелла, патопсихологический диагностический опросник (ПДО), опросники на выявление личностной и ситуативной тревожно­сти, опросник интересов Е. Стронга и др.

Любые опросники, диагностирующие личностные особенно­сти, применимы только в своей культуре. Поэтому перенос этих методов в другие культуры требует особо тонкого перевода, адап­тации и апробации каждого вопроса.

 

 

Лекция 3. Классификация методов и методик психодиагностики

План

1. Классификация методов психодиагностики (Б.Г. Ананьев)

 

2. Классификация психодиагностических методов (А.А. Бодалев, В.В. Столин)

3. Классификация   психодиагностических  методов     и   методик

(Й. Шванцера)

4. Классификация   психодиагностических  методов     и   методик

(В.К. Гайда, В.П. Захаров)

 

5. Классификация психодиагностических методов по критерию формализованности

 

6. Рубрикация картотечного описания методик

В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методов и методик.

 

1. Классификация методов психодиагностики (Б.Г. Ананьев)

В 1977 году была опубликована монография Б.Г, Ананьева «О проблемах современного человекознания», в которой и была предложена классификация, соответствовавшая состоянию психологии 1950–1970 гг.

 

В ее основе лежали этапы психологического исследования.

Классификация включает в себя методы, необходимые для организации

 

и непосредственного проведения исследования, обработки экспериментальных данных и их интерпретации. Она объединяет четыре большие группы методов: организационные; эмпирические; методы обработки экспериментальных данных; интерпретационные методы.

 

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.46 (0.056 с.)