Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 3. Классификация методов и методик психодиагностикиСтр 1 из 5Следующая ⇒
Лекция 3. Классификация методов и методик психодиагностики План 1. Классификация методов психодиагностики (Б.Г. Ананьев)
2. Классификация психодиагностических методов (А.А. Бодалев, В.В. Столин) 3. Классификация психодиагностических методов и методик (Й. Шванцера) 4. Классификация психодиагностических методов и методик (В.К. Гайда, В.П. Захаров)
5. Классификация психодиагностических методов по критерию формализованности
6. Рубрикация картотечного описания методик В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методов и методик.
1. Классификация методов психодиагностики (Б.Г. Ананьев) В 1977 году была опубликована монография Б.Г, Ананьева «О проблемах современного человекознания», в которой и была предложена классификация, соответствовавшая состоянию психологии 1950–1970 гг.
В ее основе лежали этапы психологического исследования. Классификация включает в себя методы, необходимые для организации
и непосредственного проведения исследования, обработки экспериментальных данных и их интерпретации. Она объединяет четыре большие группы методов: организационные; эмпирические; методы обработки экспериментальных данных; интерпретационные методы.
Классификация методов психодиагностики (Б.Г. Ананьев)
Классификация психодиагностических методов (А.А. Бодалев, В.В. Столин)
Систематизируя методы, авторы ориентируются на два ключевых признака:
1) на методические принципы, лежащие в основе психодиагностического метода, и
2) на меру вовлеченности психолога в психодиагностическую процедуру.
Классификация психодиагностических методов (А.А. Бодалев, В.В. Столин)
Критерии классификации |
Методы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1) объективные тексты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мера вовлеченности | Минимальная | - тесты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
вовлеченность | - опросники | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психолога-диагноста | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- шкальные техники | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В процедуру | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
исследования | Максимальная | диалогические техники | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
вовлеченность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Качество
-нестандартизированные
Стимульный
-предметные (кубики, фигуры, картинки)
Материал
-аппаратурные (устройства)
|
Форма ответов
-письменные
Комплексность
-батареи тестов
-вербальные
Умственных
-невербальные
Действий
Тесты интеллекта
Предназначены для изучения уровня интеллектуального, умственного развития человека. Под интеллектом в данном случае подразумевается не любое проявление индивидуальности, а прежде всего познавательные процессы или функции (мышление, память, внимание). Тесты интеллекта являются исторически наиболее ранними методиками психодиагностики.
В психодиагностику прочно вошло понятие «коэффициента интеллектуальности» в качестве основного и достаточно стабильного показателя умственного развития. Этот коэффициент вычислялся на основе диагностического обследования путем деления так называемого «умственного возраста» (по числу выполненных заданий теста) на хронологический или паспортный возраст и умножения полученного частного на 100. Величина выше 100 говорила о том, что испытуемый решал задания, предназначенные для более старшего возраста, если IQ был ниже, делался вывод о том, что испытуемый не справляется с соответствующими его возрасту заданиями. С помощью специального статистического аппарата вычислялись границы нормы, т. е. те значения IQ, которые свидетельствовали о нормальном интеллектуальном развитии человека определенного возраста. Эти границы располагались от 84 до 116. Если IQ получался ниже 84, это рассматривалось как показатель низкого интеллекта, если выше 116 — как показатель высокого интеллектуального развития.
Наиболее известные тесты интеллекта: тесты Д. Векслера, Р. Амтхауера, Дж. Равена, Стенфорд — Бине, «краткий отборочный тест» (КОТ) (В. Н. Бузин).
Тесты способностей
Тесты способностей делятся на общие и специальные. Поскольку под общими способностями подразумеваются в первую очередь интеллектуальные, то дляих диагностики используются тесты интеллекта; а для диагностики специальных способностей применимы специальные тесты.
В зарубежной тестологии принято классифицировать тесты этого типа по двум основаниям:
а) по видам психических функций — сенсорные, моторные тесты;
б) по видам деятельности — технические и профессионализированные тесты, т. е. соответствующие той или иной профессии (конторские, артистические и т. д.).
Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной и кинестезически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и др.
|
Сенсорные тесты разрабатываются для изучения разных характеристик восприятия. Например, острота зрения и слуха, различительная чувствительность, цветоразличение, дифференциация высоты, тембра, громкости звуков и др.
Технические способности позволяют человеку успешно работать с разнообразным оборудованием или его частями. Наряду с некоторой общей способностью (технической одаренностью или техническим опытом) существуют независимые факторы:
§ пространственные представления – способность оперировать зрительными образами (например при восприятии геометрических фигур);
§ техническое понимание — это способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, ходить одинаковые и различные.
В диагностику группы профессионализированных способностей включают способности, которые необходимы для конкретных видов деятельности или отдельных профессий (художественные, артистические, математические, конторские и др. способности).
Наиболее известными являются батарея тестов дифференциальных способностей (ДАТ) и батарея тестов общих способностей (ГАТБ). Первая из них создавалась для нужд школы и нашла применение в профессиональной ориентации учащихся.
ГАТБ была разработана Службой занятости США для проведения профессиональных консультаций в государственных учреждениях. Она широко использовалась в промышленности и армии для расстановки кадров по рабочим постам при приеме на работу.
Личностные тесты
Личностные тесты предназначены для изучения разных аспектов личности — мотивации, интересов, ценностных ориентации, эмоционального склада и др. К личностным тестам можно отнести как тесты-опросники, так и методики, в частности семантический дифференциал Ч. Осгуда, «технику репертуарных решеток» Г. Келли, «методику распределения времени» С. Я. Рубинштейна.
Наиболее известными и широко используемыми в психодиагностике являются многостадийный личностный опросник штата Миннесота (MMPI), личностный опросник Р. Кеттелла, патопсихологический диагностический опросник (ПДО), опросники на выявление личностной и ситуативной тревожности, опросник интересов Е. Стронга и др.
Любые опросники, диагностирующие личностные особенности, применимы только в своей культуре. Поэтому перенос этих методов в другие культуры требует особо тонкого перевода, адаптации и апробации каждого вопроса.
|
Лекция 3. Классификация методов и методик психодиагностики
План
1. Классификация методов психодиагностики (Б.Г. Ананьев)
2. Классификация психодиагностических методов (А.А. Бодалев, В.В. Столин)
3. Классификация психодиагностических методов и методик
(Й. Шванцера)
4. Классификация психодиагностических методов и методик
(В.К. Гайда, В.П. Захаров)
5. Классификация психодиагностических методов по критерию формализованности
6. Рубрикация картотечного описания методик
В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методов и методик.
1. Классификация методов психодиагностики (Б.Г. Ананьев)
В 1977 году была опубликована монография Б.Г, Ананьева «О проблемах современного человекознания», в которой и была предложена классификация, соответствовавшая состоянию психологии 1950–1970 гг.
В ее основе лежали этапы психологического исследования.
Классификация включает в себя методы, необходимые для организации
и непосредственного проведения исследования, обработки экспериментальных данных и их интерпретации. Она объединяет четыре большие группы методов: организационные; эмпирические; методы обработки экспериментальных данных; интерпретационные методы.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.46 (0.056 с.)