Понятие управленческого решения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие управленческого решения.



Под решением понимается выбор альтернативы. Управленческим решением является выбор альтернативы в процессе реализации основных функций управления.

Управленческое решение – это, прежде всего, творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе управленческой информации о ее состоянии, направленное на достижение поставленных целей.

Типовые процессы принятия решений, реализуемые в самых различных областях деятельности, имеют много общего, поэтому необходима некоторая универсальная «типовая» схема процесса принятия решения, устанавливающая наиболее целесообразный набор и последовательность действий. Данную схему следует рассматривать не как жесткий алгоритм выработки и принятия управленческого решения, а как логическую и наиболее приемлемую схему действий менеджера в часто встречающихся проблемных ситуациях.

Типовой процесс принятия решений включает:

· предварительное формулирование проблемы;

· определение целей решения и выбор соответствующих критериев оптимальности;

· выявление и установление ограничений;

· составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных;

· сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем;

· точное формулирование поставленной задачи;

· анализ и выбор метода решения задачи и разработку алгоритма решения;

· разработку модели решения, позволяющую оценивать эффективность каждой альтернативы;

· оценку альтернатив и выбор наиболее эффективных;

· принятие решения;

· доведение решения до исполнителей;

· выполнение решения и оценку результата.

 

2 Методы принятия решений

 

По традиции термин «модель» обычно относится лишь к методам общего характера. В дополнение к моделированию имеется ряд методов, способных оказать помощь руководителю в поиске объективно обоснованного решения по выбору из нескольких альтернатив той, которая в наибольшей мере способствует достижению целей. Это так называемая платежная матрица и « дерево решений». Метод платежной матрицы полезен, когда требуется установить, какая альтернатива способна внести больший вклад в достижение целей. «Дерево решений» позволяет представить проблему схематично и сравнить возможные альтернативы визуально. Этот метод можно использовать в применении к сложным ситуациям, когда результат применяемого решения влияет на последующие.

Для облегчения использования этих методов и вообще повышения качества принимаемых решений руководство пользуется прогнозированием.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ – это метод, в котором используется как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Если прогнозирование выполнено качественно, его можно использовать как основу для планирования.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ:

- Вербальная информация – различные источники письменной и устной информации как вспомогательное средство для прогнозирования и выработки целей. Сюда следует отнести информацию, получаемую из радио- и телепередач, от потребителей, поставщиков, конкурентов, на торговых совещаниях, от юристов, бухгалтеров и финансовых ревизоров, консультантов.

- Письменная информация. Источники письменной информации о внешнем окружении – это газеты, торговые журналы, информационные бюллетени, профессиональные журналы и годовые отчеты. Хотя эта информация и легко доступна, она страдает теми же недостатками, что и вербальная информация, а именно, она может быть несвежей и не особенно глубокой.

- Промышленный шпионаж. Иногда оказывается успешным способом сбора данных о действиях конкурентов, что можно использовать для переформулирования целей организации.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ. Их можно использовать, когда есть основания считать, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которую можно продолжить в будущем, и когда имеющейся информации достаточно для выявления статистически достоверных тенденций и зависимостей. Два типичных метода количественного прогнозирования – это анализ временных рядов и каузальное (причинно-следственное) моделирование.

- Анализ временных рядов основан на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение в оценке будущего. Его можно провести с помощью таблицы или графика путем нанесения на координатную сетку точек, соответствующих событиям прошлого.

Данный метод анализа часто используют для оценки спроса на товары и услуги, оценки потребности в запасах, прогнозирования структуры сбыта, характеризующегося сезонными колебаниями, или потребности в кадрах.

- Каузальное (причинно-следственное) моделирование – наиболее хитроумный и математически сложный количественный метод прогнозирования из числа применяемых сегодня. Он используется в ситуациях с более, чем одной переменной и рассматривает статистическую зависимость между рассматриваемым фактором и другими переменными. Уровень личных доходов, демографические изменения и преобладающая ставка процента по кредитам влияют, например, на будущий спрос на недвижимость: всякий раз, когда ставка процента увеличивается на 1%, спрос на новое жилье падает на 5%. На языке статистики эта зависимость называется корреляцией (спрос на цветные телевизоры всегда падает на 10%, когда ВНП снижался на 4%).

Из каузальных моделей самыми сложными являются эконометрические модели, разработанные с целью прогнозирования динамики экономики. Подобные модели представляют собой тысячи уравнений, решаемых только с применением мощных компьютеров. Несмотря на сложность, каузальные модели не всегда дают правильные результаты.

КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ. Для использования количественных методов прогнозирования необходимо располагать информацией, достаточной для выявления тенденции или статистически достоверной зависимости между переменными. Когда количество информации недостаточно или руководство не понимает сложный метод, или когда количественная модель получается чрезмерно дорогой, руководство может прибегнуть к качественным моделям прогнозирования. При этом прогнозирование будущего осуществляется экспертами, к которым обращаются за помощью.

- Мнение жюри. Этот метод заключается в соединении и усреднении мнений экспертов в релевантных сферах. Неформальной разновидностью этого метода является «мозговой штурм», во время которого участники сначала пытаются генерировать как можно больше идей. Только после прекращения процесса генерирования некоторые идеи подвергаются оценке.

- Совокупное мнение сбытовиков. Опытные торговые агенты часто прекрасно предсказывают будущий спрос. Они близко знакомы с потребителями и могут принять в расчет их недавние действия быстрее, чем удастся построить количественную модель.

- Модель ожидания потребителя. Она является прогнозом, основанным на результатах опроса клиентов организации. Их просят оценить собственные потребности в будущем, а также новые требования.

- Метод экспертных оценок представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию. Эксперты, практикующие в самых разных, но взаимосвязанных областях деятельности, заполняют подробный опросник по поводу рассматриваемой проблемы. Они записывают также свои мнения о ней. Каждый эксперт затем получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть свой прогноз, и если он не совпадает с прогнозами других, просят объяснить, почему это так. Процедура повторяется обычно три или четыре раза, пока эксперты не приходят к единому мнению.

 Задание:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.007 с.)